Самая-самая. Дивы Пикассо

Девочка на шаре!
      Девочка на обыкновенном цирковом шаре –
Она великолепна на дневной жаре!
     И каждому ясно:
Она волшебна, восхищающе прекрасна,
Она очаровательнейшей будет в мире красоты
И на картине появилась у Пикассо дивная мечта -
Предел мечты!
         На картине изображены двое акробатов. Сюжет, казалось бы, прост.
Акробаты занимают почти весь холст:
хрупкая гимнастка репетирует цирковой номер, балансируя на шаре,
и мощный атлет сидит рядом, думая о прошлом или будущем на жаре.
  Пейзаж, изображённый на картине, представляет собой
унылую, выжженную Солнцем холмистую равнину,
по ней протянулась просёлочная дорога, рядом остановился бродячий цирк.
    Также представляют собой противоположности цирковой реквизит –
Шар и куб, стоящие на земле; 
Девочка грациозно покачивается, удерживая равновесие,
А  атлет сидит застывший, словно монолит.
   Он слился в одно целое со своим постаментом,
олицетворяя мыслящую силу, которая растит дивное хрупкое очарование этого мире.
Он совершенно противоположен лёгкой девочке-лире!
   «Девочка на шаре» — картина Пабло Пикассо, написанная в 1905 году.
Крупное произведение «розового» периода в творчестве художника.
Евгений Евтушенко написал о нём стихотворение в 1967-м году:
    Но ты воскресла в облике ином
Как девочка на шарике земном
В изгибисто наивной простоте
У раннего Пикассо на холсте.

Дивы Пикассо. Понять птиц!
   Все пытаются понять живопись.
Но почему не пытаются понять пение птиц?*
  Птицы – это совершенство в совершенной Вселенной,
Они, как звёзды –
То летят вперёд и вверх, то кружат вместе с Галактиками,
То чаруют и поют, летя ниц!
___
* Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?
 /Пикассо/

Дивы Пикассо. Солнце!
        Есть художники, которые превращают Солнце в жёлтое пятно,
Но есть и другие, те, что своим искусством и своим разумом
Превращают жёлтое пятно в Солнце  и оно
Становится тем восхищением,
Которое заставляет превращать мечты в то, что нам силой чувств дано -
В мир очарования и счастья,
В поток изумительных чувств через сияющее светом жизни Вселенной окно!
______
   Есть художники, которые превращают солнце в желтое пятно,
но есть и другие, те, что своим искусством и своим разумом
превращают желтое пятно в солнце. /Пикассо/

Дивы Пикассо. Женщина в сорочке!
   Женщина в сорочке, сидящая в кресле -
Картина, входящая в рейтинг самых дорогих творений великого Пикассо,
посвящена одной из самых сильных сердечных привязанностей художника –
Марсель Умбер, или более известная как Ева Гуэль! Любимая самого Пикассо!
   История их любви красива и трагична.
Мастер боготворил свою музу, делая признания не только через свои картины,
но и прямо на них!  У них всё было отлично,
поскольку его чувства знали – это нравится ей лично!
    Так, на картинах “Гитара” и “Скрипка”, написанных в 1912 году,
можно отчетливо рассмотреть надписи, как бы ненароком вписанные в сюжеты –
“Я люблю Еву”.  Её он любил, как природа любит лето!
   Любовная история длилась недолго, вскоре Ева заболела и стала угасать на глазах.
Когда Пикассо, наконец, смог пристроить её в больницу, весила она всего 24 кг – таяла на глазах.
   Через некоторое время её не стало
и безутешный художник на некоторое время стал жить затворником, оплакивая утрату.
Создавать картины - сил не хватало.
Подобной такой для него в мире, для всех в мире - не стало.

Дивы Пикассо. Танец.
    В 1925 году Пабло Пикассо увлекается сюрреализмом,
авангардным, если не сказать эпатажным, направлением живописи.
Сюрреализм – это сближение несопоставимого, воплощение сверхреальности,
обнажение эмоционального, создание иррациональной действительности.
Это направление давало широкое поле для поисков
и возможность использовать самые смелые средства выразительности.
     Не удивительно, что Пикассо увлекся сюрреализмом.
Сюжет работы “Танец” был навеян посещением премьеры балета Дягилева в Монте-Карло,
куда художник ездил вместе с супругой. Но было ли это в Монте-Карло?
   Искусствоведы до сих пор ведут споры по поводу этой знаменитой картины.
Одни считают, что экспрессивно-депрессивное настроение шедевра подвержено какому-то влечению,
связано с личной жизнью Пикассо – его брак с русской балериной Ольгой Хохловой
стремительно катился к своему завершению.
   Другие же рассматривают эту картину более глубоко,
находя в героях реально существовавших людей. Время этих людей ушло далеко.
   По мнению некоторых критиков на полотне изображен любовный треугольник:
Карлос Касагемос, Жермен Гаргалло и Рамон Пишо*.
Причиной самоубийства Карлоса стала безответная любовь к Жермен,
которая позже стала женой Пишо.
Когда Пикассо работал над картиной ему пришло известие о смерти Рамона.
Вот такой вот роковой и трагический танцевальный треугольник получился у великого мастера.
Картина отличается особой пластичностью линий, выразительностью,
и  безудержной эмоциональностью.
_____
* Рамон Пичо (1871 - 1925) был каталонским и испанским художником. Он писал в стиле импрессионизма.
Он был хорошим другом Пабло Пикассо и один из первых наставников молодого Сальвадора Дали . Дали встретил Пичо в Кадакес , Испания, когда ему было всего 10 лет. Пичо также много путешествовал по Франции.  Пишо уехал из Парижа после Первой мировой войны, но часто возвращался, чтобы купить книги, так как он превратился в библиофила. В такой поездке он внезапно скончался 1 марта 1925 года. Пикассо был настолько потрясен этим, что включил фигуру Пичо в картину «Три танцовщицы», над которой он тогда работал.

Дивы Пикассо. Акробатка!
   Зимой 1929 года Пикассо возвращается к теме “Акробаты” розового периода
и создаёт шесть полотен на эту тему в те года.
   Возможным визуальным источником может быть менее известное изображение
женской фигуры в храме Hathor,
который входит в храмовый комплекс Dendera – храм богини любви Хатхор.
   Это изображение есть в книге, принадлежащей художнику неспроста:
на нём обнаженная женская фигура выполнена в виде моста.
   Первоначальное вдохновение для серии “Акробаты”, скорее всего,
возникло у художника при посещении цирка Медрано.
Также существуют рисунки 1924-25 годов с изображениями танцовщиц.
Изображения – именно его!
    Неестественность этой фигуры – без привычного центра, с лицом напротив ягодицы,
 разбросанными ногами и параллельными руками, словно это снится, –
отсылает нас к фигурам вращения - типа древней свастики,
кроме того, художник, кажется, предлагает зрителю свободу в определении верха и низа
и эта особенность проявляется ещё в нескольких работах, но это не изображение его каприза.
  Светлая фигура на тёмном фоне заключена в толстый чёрный контур,
усиливая эффект невесомости акробатки – как у старинных скульптур.
В 1929-м разгорелась дискуссия на тему, требующую в мире искусства ответ:
считать Пикассо сюрреалистом или нет?
   Казалось бы подобные полотна являются тому хорошим подтверждением,
однако сам художник позже заявил, что он “никогда не был вне реальности”.
Французский писатель и этнолог Мишель Лейрис опровергал любую связь Пикассо с сюрреалистами,
утверждая, что “его существа волнуют и привлекают именно в силу своей реальности”.

Дивы Пикассо. Дора Маар с зелёными ногтями.
   Дора Маар с зелёными ногтями – картина, которую не случайно создал он.
Дора Маар – талантливый фотограф и художник, её гений в искусстве был недооценён.
Некоторые винят в этом стать великого Пикассо,
в тени которой оказалась эта талантливая женщина. Бывает возле гениев и такое «лассо».
   Она была полна творческих идей, но история отвела ей скромную роль – музы великого мастера!
Отыграв которую она удалилась на второй план. Такова её судьбы игра.
мммСвою любовь к Пикассо она пронесла через всю жизнь,
даже когда её место рядом с мастером сменила другая женщина. Такова у влюблённых жизнь.
   Портрет с зелёными ногтями был написан в 1936 году,
в самом начале знакомства с великим художником, слздающим шедевры искусства.
Обычно эту музу ассоциируют с целой галереей портретов плачущих женщин –
именно в таких образах она вошла в искусство.
   На представленном портрете Пикассо только ищет её особенные черты,
которые можно переосмыслить и трансформировать.
Мы видим её большие выразительные глаза,
который художник гиперболизирует,
а также яркий зеленый маникюр – от Пикассо!
Ногти – знаковый момент для Пикассо.
   Дора всегда любила лаки необычных оттенков.
Вообще руки сыграли непростую роль в их знакомстве с художником.
Зайдя в одно их парижских кафе, художник заметил девушку,
которая быстрыми и ловкими движениями играла с небольшим ножиком,
вонзая его в деревянный стол между растопыренными пальцами, иногда ранив руку.
  Заворожённый ритмичными движениями необычной дамы,
Пикассо наблюдал, как, промахиваясь, она ранит пальцы
и мелкие порезы тут же отпечатываются на белых перчатках.
В глазах поневоле чувтвовалось от боли: ах!
   Пикассо позже выпросит у Доры
и долго будет хранить как реликвию эти перчатки.
История этой картины очень примечательна, как и перчатки.
   Во времена правления нацистов, картина находилась в Берлине
и её должна была постичь печальная участь –
все шедевры модернистского характера должны были быть уничтожены,
как предметы “дегенеративного” искусства - не должна быть оставлена никакая их часть;
   Картина чудесным образам была спрятана от нацистского безумства
и смогла пережить нацистские бесчинства.

Дивы Пикассо. Чтение. (1932). $40,7 млн.
   Этот портрет маслом изображает любовницу и музу Пикассо,
Мари Терезу Вальтер,  которая заснула с книгой на коленях.
И он понял – это сюжет картины,  судьбы веленье!
___
Пикассо встретил семнадцатилетнюю Мари в 1927 году,
когда она выходила из парижского метро, потом у них началась любовная интрижка, которую они держали в секрете из-за разницы в возрасте,  препятствовал и тот факт, что Пикассо в то время был женат на Ольге Хохловой. Затем, увидев в работах художника не её черты лица, Ольга поняла, что у мужа роман, и брак вскоре развалился.   Пикассо рисовал «Чтение» с декабря 1931 года до января 1932 года,  исследователи называют это время «безумно влюбленным периодом».
Картину продали на аукционе Сотбис в 2011 за $40,7 млн, покупатель предпочёл остаться анонимным.

Дивы Пикассо.  «Сон» (1932).  $48,4 млн.
   Главной героиней этой картины также становится Мари Тереза Вальтер.
Сцена напоминает «Чтение», другую работу из этой серии,
Художник ещё раз запечатлел свою музу и любовницу спящей в кресле -
На самом прелестном месте на Земле, если б
Не было бы прелестней  кровати – прямо на  земле!
______
Картина известна своим эротическим содержанием, а также неприятным случаем, происшедшем в 2006 году, когда владелец аукционного дома Кристи случайно положил руку на работу, что снизило стоимость до $85 млн.
В то время как владелец планировал продать её за $139 млн до этого инцидента, поэтому он принял решение не выставлять на аукцион картину и забрал её назад.
Таким образом, «Сон» остается в галерее «Wynn Collection» и по сей день.


Чары. Дивы Пикассо.  «Женщина, сидящая в саду» (1938): $49,5 млн.
  К этому времени Пикассо увлёкся и начал экспериментировать с кубизмом.
Эта картина 1938 года изображает Дору Маар в саду. Возможно  – в саду у Пикассо.
Французская художница, фотограф и поэтесса была известна тем,
что являлась любовницей Пикассо.
_____
Портрет является произведением, исполненным в ярко выраженном стиле кубизма, авангардного движения начала 20-го века, в продвижение которого Пикассо вложил много сил. Известно, что художник закончил эту знаменитую работу в течение дня.
Картина оставалась в частной коллекции виолончелиста и композитора Даниэля Зайденберга до самой смерти в 1997 году. В 1999 году работу продали на аукционе Сотбис за $49,5 млн.

Дивы Пикассо. «Дора Маар с кошкой» (1941). $95,2 млн.
   Предметом этой культовой картины 1941 года стала сюрреалистический фотограф Дора Маар,
одна из самых известных муз и любовниц Пикассо, пришедшей в его жизнь с войной.
Работа изображает Дору, сидящую в кресле, в то время, как маленький чёрный кот
стоит за её спиной.
_____
Картина демонстрирует блестящее использование Пикассо смелых и ярких цветов, а также стиль кубизма.
Например, сочетание узоров на платье Доры добавляет драматизма позе и общему спокойствию картины. Пикассо часто рассматривал Дору как «собственную музу». В 1963 году картину продали в частную коллекцию. В конце концов, в 2006 году работа была выставлена на аукционе Сотбис и продана за $95,2 млн.
  Подобная картина
   Нa каpтине, кoторая была написана Пикассо в 1941 годy, его xорватская любовница изображена сидящей на стуле с маленькой кошкой на плече. За время отношений с Дорой Маар, которые длились десять лет, Пикассо рисовал ее портреты много раз. Сама Дора была фотографом-сюрреалистом. Эта картина считается одним из наименее агрессивных изображений Доры Маар, а также одной из самых дорогих картин в мире. В композиции Пикассо проявил исключительное внимание к деталям, многие из которых символичны.

Дивы Пикассо. «Обнажённая, зелёные листья и бюст» (1932). $106,5 млн.
Картина изображает музу и любовницу художника, Мари Терезу Вальтер, в обнажённом виде.
Её бюст – скульптура, которую Пикассо изваял в 1931 году.
Художник нарисовал картину за один день
И эта работа представляет собой успешный этап в его карьере в этом счастливом году.
____
Картина относится к списку самых дорогих предметов, проданных на аукционах.
Пикассо усовершенствовал свои навыки к этому времени и поэтому начал использовать символизм в своем творчестве. В 1952 году коллекционеры купили эту картину за $17 000 и она оставалась в частной коллекции вплоть до 2010 года, когда её продали на аукционе Кристи за $106,5 млн.

Дивы Пикассо. Девушка перед зеркалом.
   Нарисованная в 1932 году, картина представляет портрет французской любовницы Пикассо –
Марии Терезы Вальтер.
Стиль, в котором нарисована картина, называется кубизм. Казалось бы – раскращенный холст.
Основная идея кубизма - взять и разбить определённый объект на более простые части,
а затем помочь показать его с разных точек зрения путем переноса этих частей на холст.
______
Эта картина изображает тщеславие. На первый взгляд картина может показаться простой, но при ближайшем рассмотрении можно обнаружить множество символов, скрытых в разных элементах картины.

Дивы Пикассо. Три музыканта.
   Название этой картины объединяет серию произведений,
которую Пикассо закончил в 1921 году в Фонтебло недалеко от Парижа, Франция.
Это довольно большая картина более двух метров в высоту и ширину.
Это отражение стиля синтетического кубизма, который преобразует произведение искусства
в последовательность плоскостей, линий и арок, стремящих, словно музыка, в глубину.
_____
Каждая картина с таким названием изображает Арлекина, Пьеро и Монаха. Считается, что эти три героя олицетворяют Пикассо, Гийома Аполинера и Макса Жакоба соответственно. Аполинер и Жакоб были близкими друзьями художника в 1910-х. Некоторые историки, однако, утверждают, что «Три музыканта» были запоздалым ответом Пикассо на «Урок фортепиано».

Дивы Пикассо. Голубая обнаженная.
    Одна из самых ранних работ Пикассо. Она была написана в 1902 году.
Эта картина результат «голубого периода» Пикассо – красоте небес в угоду.
Это был период, когда Пикассо использовал холодный бледно-голубой
в качестве доминирующего цвета в своих картинах и рисунках,
наслаждаясь  небесной голубизной.
______
Большая часть картин «Голубого периода» отражают буйство эмоций одним цветом. Голубая обнажённая изображает спину женщины, склонившейся в позе эмбриона. На картине не прорисован фон и от этого понять её эмоции проблематично.

 Дивы Пикассо. Авиньонские девицы.
    «Авиньонские девицы» - первая картина кубического периода Пикассо.
Создана в 1907 году.
Вдохновением для картины, возможно, послужила картина Поля Сезанна «Купальщицы»,
а также выставка иберийской скульптуры, прошедшая в Париже в 1906 году.
   Первоначальное название картины  «Философский бордель»  дал Пикассо,
но окончательное - «Авиньонские девицы» - писатель Андре Сальмон, друг Пикассо.
    По одной из версий, «сюжет» картины навеян борделем
в барселонском Готическом квартале на улице Каррер д’Авиньо - в неясном интерьере.
На полотне изображено пять обнажённых женщин, написанных в разной манере.
   Две правые фигуры с лицами, напоминающими африканские маски,
знаменуют собой рождение нового течения в живописи - кубизма, предложенного Пикассо.
Женщины написаны в розово-охристых тонах, фон - в голубых тонах,
что напоминает о «розовом» и «голубом» периодах творчества Пикассо.
     В июле 2007 года Newsweek опубликовал двухстраничную статью о Дамах Авиньона,*
определив картину, которая прекрасна уже множество лет,
как «самое влиятельное произведение искусства за последние 100 лет».
________
В июне 2017 Нью Йорк Таймс публикует статью искусствоведа Холланда Коттера, в которой утверждается, что Пикассо «изменил историю этой работой. Он заменил безобидный идеал классического обнаженного тела новым видом агрессивно сексуальных и опасных существ».
______
* Les Demoiselles d'Avignon.
_______
   Эта картина нарисована в 1907 году и является самым ярким примером кубизма.
Эта картина отходит от всех канонов традиционной композиции и представлении картины.
 Пикассо использует искаженное изображение женских тел и геометрические фигуры новаторским способом.
Ни одна фигура не нарисована традиционно, и в итоге женщины кажутся даже немного устрашающими. Как мы видим эта картина довольно больших размеров и у Пикассо заняло девять месяцев, чтобы ее закончить. В этой картине заметно как африканское искусство повлияло на Пикассо.

Дивы Пикассо. «Любительница абсента» 1901 год.
   На этой знаменитой картине, написанной в 1901 году ("голубой период"),
художник изобразил парижское кафе начала ХХ века.
Одинокая сидящая за столом женщина задумалась над бокалом абсента,
как над бокалом жини человека.
_______
Возможно, это глубоко несчастный человек, который размышляет о трудностях жизни,
а может, представляет собой героиню художественной богемы,
именно в этом круге общества был популярен такой напиток.
На полотне нет лишних деталей. Контрастные цвета на картине дают почувствовать одиночество женщины и ее замкнутость в себе. Лицо сосредоточено, а на губах можно заметить горькую усмешку. Пикассо в то время очень увлечен работами Дега, Тулуз-Лотрека и Гогена, поэтому в его работах можно заметить, что композиция на картинах построена под впечатлением творчества этих художников.
Наряду с другими пятьюдесятью полотнами испанского художника, приобретенными российским эмигрантом Сергеем Щукиным, картина хранится в Эрмитаже. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни. Вокруг работы до сих пор не утихают споры, а в Париже на рубеже веков, она вообще шокировала многих. Не только манерой исполнения, смешением красок, но и эмоциональной напряженностью, в которую погружал зрителей художник.

Дивы Пикассо. Женщина со скрещёнными руками.
    Эта работа относится к «голубому периоду» Пикассо.
Героиня картины, предположительно, была пациенткой тюремной больницы Сен-Лазар в Париже.
Гертруда Стайн, писательница и коллекционер произведений искусства,
была одной из владелиц этой картины. Ей она была всех ближе!
______
Пикассо также нарисовал и портрет самой Гертруды в 1906 году.
В 1936 году «Женщина со скрещенными руками» перешла во владение коллекционера Чонси Маккормика и оставалась там вплоть до 2000 года. В это время её выставили на аукционе Кристи, где её купил анонимный покупатель за 55 млн. долларов.

Дивы Пикассо. Сюрреалистические картины Пикассо.
Такое направление, как сюрреализм, сформировалось в 20-х годах ХХ века.
Представляет собой сочетание реальности и сна.
Главная цель, которую преследует сюрреализм, – это возвышение духовного начала
над материальным миром –
миром материального, в котором отстутствуют чары цветоы, расцветающая весна.

ПИКАССО – Гений див!
   В послевоенные годы жизнь художника складывается весьма удачно,
у него рождаются дети,
впоследствии его дочь Палома становится известным модельером и дизайнером.
Этв профессия и для Пикассо – одна из прекраснейших на планете!
_______ 
Переезд из Парижа на юг Франции способствует средиземноморскому колориту в работах мастера.  О жизни Пикассо снято несколько фильмов, в двух из которых он принимает участие:
«Таинство Пикассо»:
«Завещание Орфея».
   В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.
   За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.
8 апреля 1973 года на фоне воспаления легких сердце 92-летнего гения остановилось.
Знаменитый художник похоронен возле своего замка Вовенарт во Франции.


Рецензии