Забытое

Глава 2
Толедо
Через три месяце, после того, что на костёр взошёл Хесдай, в Толедо появился новый монах инквизитор. У него было письмо к главе инквизиции Педро Диас де ла Костано. Инквизитор прочёл письмо и велел привести к нему молодого монаха. Пред ним предстал молодой человек, капюшон закрывал лицо до подбородка. Руки, он почтительно держал в рукавах.                -Подойди сын мой, сними капюшон.                Юноша откинул капюшон, на красивом лице молодого человека, были следы от ожогов, кое – где  пробивалась молодая бородка. На пальце левой руки, сверкал перстень. Педро, прочёл имя монаха в письме, но ему очень хотелось услышать его голос.                – Как тебя зовут?                Юноша преклонил колени.                - Меня зовут Аугустино Хорхе де Рибейро.                – Почему у тебя лицо в шрамах от ожогов?                - Я в Барселоне, помогал сжигать одного еретика,  а он ухитрился схватить горящую ветку и кинуть в меня.                – Тебя прислал ко мне твой покровитель, граф де Альмовило. Он пишет, что у тебя хороший почерк и твои записи легко читаются. Инквизитором, я тебя сделать не могу. Ты слишком молод. Но я могу взять тебя к себе писарем.  Будешь всё записывать, что я тебе велю.                - Ваша Светлость, я так мечтал стать инквизитором.                – Не расстраивайся сын мой. Годы проходят быстро. Исполнится тебе сорок лет, и ты сможешь стать инквизитором. Таков приказ Папы. В сорок лет, люди уже опытные и им легче отличить добро от зла.                – Спасибо Ваша светлость.                Агустино поцеловал руку Педро, и удалился. В Толедо -+++++++++++вся работа инквизиции шла по плану. Судили, сжигали, бросали в тюрьмы. Постепенно, стали появляться досадные недоразумения. Инквизиция приходила за евреями, которых было запланировано судить, а в их домах, жили совершенно другие люди, которые ничего не знали. Они, около своих нищенских домов, находили письма с адресом и ключами, с предложением переселиться. Как их не допрашивали, ничего другого они сказать не могли. Еврейские семьи исчезали из города и найти их никто не мог.

Казимеж -Польша
Иосиф и Амир, после смерти отца, продолжали свой путь. Они слышали, что в Польше, евреев не преследуют. Они отошли от остальной группы, которая брела неизвестно куда. И отправились  в Польшу. Тяжелая дорога заняла много дней и месяцев. Парни были измождены. Наконец они добрались до еврейского поселения Казимеж*, которое находилось около Кракова. Оборваны, грязные, голодные. Единственной ценностью, были их перстни, с которыми они не могли расстаться. Около одного из домов, они заметили сарай, тихонько залезли и заснули на сене. Их разбудили тычки вилами. С трудом поняв, что им говорят, они пошли за человеком, который их гнал впереди себя. Он завёл их в дом, на кухню. За столом сидела большая семья, мужчины в кипах, женщины в косынках. Хозяин дома встал, и стал говорить что- то на непонятном языке. Тогда Йосиф сообразил. Вытащил кипу из кармана и поцеловав, одел на голову, за ним это сделал Амир. Они стали повторять одно слово – инквизиция. Хозяин понял, что они хотели сказать. Жестами показал, что рад и видеть. Усадил за стол. Жена подала чистые тарелки. Наконец, за столько дней, они смогли наесться.  Хозяин, его звали Хаим, показал жестами, что они могут остаться у них. Потом подозвал работника, и что – то сказал. Тот поклонился и вышел. Через некоторое время, в дом зашёл мужчина *сефардской внешности и заговорил с ними на ладино*.  Он представился, его звали Шлёмо бен Элейзер. Йосиф, как старший, рассказал ему всё, а он переводил на польский. Женщины плакали. Им разрешили остаться в поселение, хозяин дома, был раввин и глава этого поселения. Хозяина дома звали  Изикиель Леви. Йосифа и Амира, отправили жить в дом молодой вдовы Мириам, у которой было трое малолетних детей, а мужа убили. Они стали обживаться в доме у пани Ривки, помогать чем могли, и учить язык. Они мечтали возродить ювелирное дело отца.

Стамбул
Ребекка и Рашель, было комфортно в доме Шабтаев. Дочка  Маргарет, была одного возраста с Рашель. Все вместе, они изучали турецкий язык. Родители, не делали разницы между детьми. Вся семья заметила, что Амнон, неравнодушен к Ребекке. Но родители не имели ничего против, зная, из какой семьи происходят девочки. Жизнь налаживалась. Только все грустили о потерянных близких, но изменит ничего нельзя было.                Прошло два года. Ребекке исполнилось восемнадцать. Однажды, Йохевет позвала Ребекку и Рашель                - Дорогие моя, я вижу, как вы с Амнон и Ребекка, смотрят друг на друга. У тебя Ребекка, нет родителей, поэтому, я прошу твоей руки, для моего сына у  твоей сестры Рашель. Рашель, ты согласна?                - Да, я даю своё согласие.                Йохевет позвала Амнона.                - Сынок, я просила у Рашели руку её сестры для тебя.                – Ребекка, ты согласна?                - Да! Я согласна.                – Благословляю вас. Свадьбу сыграем через месяц. Надо хорошо подготовится.

Казимеж. Польша
Прошло два года. После года жизни у вдовы Мириам, Йосиф женился на ней. У них была большая любовь. Родился ещё один мальчик.  Чему Йосиф был несказанно рад. Йосиф и Амир одолжили деньги. После смерти мужа, у Мириам остались кое- какие сбережения, она отдала их Йосифу. Братья открыли ювелирную мастерскую, и за год, рассчитались с долгами. Стали уважаемыми членами общины.

Толедо
В Толедо свирепствовала инквизиция. Всё больше и больше евреев, перед арестом, стало пропадать. Педро Диас де Костана, стал задумывается над этими таинственными исчезновениями. Он очень доверял своему молодому писцу и делился с ним мыслями, о том, как вычислить кто помогает бежать евреям. Аугустино сказал, что он придумал, как вычислить предателя.                – Давайте, мы пошлём в дом, очередных евреев, вашего помощника Диего. Я ему не очень доверяю, пару раз видел, как он беседовал с евреями. Я напишу фальшивый приказ, чтобы он им отнёс. А на следующий день, пойдём и посмотрим, если евреев не будет на месте, значит он их предупредил.                Так  и сделали. В приказе, который написал Аугустино, было сказано, срочно покинуть город. Естественно, на следующий день, людей на месте не было. Диего долго пытали, и не смогли ничего узнать , его сожгли. А Аугистино, в эту же ночь исчез из города. Хесдей, шёл ночью по лесу, на голове у него была кипа*, наконец он смог одеть талит*, который вместе с кипой прятал долгих два года. Он нашёл поляну и прочёл молитву. Два года он не молился. Но теперь он был свободен. Он не знал куда идти, но он шёл, с лёгкой душой.

*Сефарды- евреи выходцы из Испании.               
*Ладино – Язык испанских евреев.               
*На протяжении многих веков Казимеж был местом сосуществования и взаимопроникновения этнической польской и еврейской культур. Его северо-восточная часть района была исторически еврейской.               
* Талит, также та;лес, таллиф — молитвенное облачение в иудаизме, представляющее собой особым образом изготовленное прямоугольное покрывало. Заповеди ношения талита не существует, однако есть заповедь повязать кисти цицит на четырёхугольное покрывало, и всякий раз, смотря на голубую нить, повязанную поверх цицит, вспоминать о заповедях и выполнять их               
*Энциклопедии «Религия» кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую шапочку, прикрывающую макушку». Может носиться отдельно или под верхней шляпой. 


Рецензии