Самая- самая. Дивы Пушкина
Очарованье, нежный цвет Державы,
Вы – изумительны, словно никто и никогда!
Вы – вестница побед и славы,
Что дарят Вам, талантливейшей, верные защитники всегда!
______
Единственное известное ныне письменное обращение Пушкина к знаменитой красавице А.О. Россет. В этой записке Пушкин отзывается о ней весьма лестно:
«От вас узнал я плен Варшавы.
< ; >
Вы были вестницею славы
И вдохновеньем для меня.»
Александре Смирновой-Россет в культурной жизни XIX века отведена особая роль: муза, подруга, собеседник большого количества великих умов и высоких чинов. В очаровательную «донну Соль», «деву-розу», «черноокую Россети» влюблялись все без исключения. Удивительно не только то, что Александра Осиповна сама, без денег и протекции, создала себя как явление. Невероятно успешная в свете, окруженная поклонниками и почитателями, друзьями и подругами, она не была ни богатой, ни счастливой в любви, ни близкой собственным детям, словно цель и смысл её жизни сводились к тому, чтобы быть северной мадам Рекамье.
Я.П. Полонский, поэт и литератор, ставший позже воспитателей сына Александры Осиповны, писал: «От Россетов она унаследовала французскую живость, восприимчивость ко всему и остроумие, от Лореров – изящные привычки, любовь к порядку и вкус к музыке; от грузинских своих предков – пламенное воображение, …, восточную красоту и непринужденность в обращении».
Россет признавалась Пушкину: «Сердце хочет любить, а любить совершенно некого».
О смерти поэта на дуэли Россет написала скупо: «Я молчу с теми, которые меня не понимают», - из соображений осторожности не доверив бумаге личные переживания.
Дива. Чудное мгновенье!
Вы - чудное мгновенье,
Очарованье красоты,
Великолепия виденье,
Вы - миг волшебнейшей мечты!
______
А.С. Пушкин к знаменитой красавице***:
Я помню чудное мгновенье
Передо мной явилась ты…
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. Гений чистой красоты!
Ты - гений чистой красоты -
Восторга дочь, чарующей мечты!
С Тобой волшебны день и ночь!
Ты – изумительна, очарование весны!
Повсюду в мыслях, чувствах – Ты, Ты, Ты!
____
Пушкин к знаменитой красавице***:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. И божество, и вдохновенье!
Ты - Счастья божество и Вдохновенье!
Ты – нежности пленяющей явленье!
С Тобою дивно каждое мгновенье –
Особенно, когда Ты шепчешь мне:
Дари себя всего - мне - без сомненья!
____
Пушкин к знаменитой красавице***:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. И жизнь, и слёзы, и любовь!
Ты - моя жизнь! Ты - чары и любовь!
С Тобою расцветает вновь и вновь
Чувств волшебство, мгновения прекрасного! Ты – любви кумир!
Ты превращешь каждое мгновенье – в очаровывающий мир!
____
Пушкин к знаменитой красавице***:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. Милые черты!
О, как волшебны Твои милые черты –
В них – чары дивные и красоты волненье!
Ты – к счастью бесконечному стремленье!
Быть изумительной – всех Твоих чувств веленье!
____
Пушкин к знаменитой красавице***:
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. Твои небесные черты!
Твои небесные черты –
Предел для Твоей дивной красоты,
Но не предел для чувств Твоих нежнейших,
Наиизумительнейших,
Я восхищён Тобой - чарующею, страстной
И очарован всей Тобою, - сверхпрекрасной!
____
Пушкин к знаменитой красавице***:
…Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. Мимолетное виденье!
… Волшебство Твоих глаз – необыкновенно!
Ты всегда пленительно-откровенна!
В первый раз увидев Тебя,
Я восхитился Твоими очами, Твой нежный взгляд любя!
Твои глаза - как будто бриллиантов мимолётное виденье!
Ты вся – очарование, Ты - наслажденье!
____
Пушкин к знаменитой красавице***:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
_____
«Я помню чудное мгновенье» - традиционное название (по первой строке) стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К***», обращённого (согласно общепринятой версии), вероятно, к Анне Керн, супруге коменданта Рижской крепости героя Отечественной войны 1812 года Ермолая Фёдоровича Керна.
На невозможность признания узко биографической подоплёки стихотворного послания указывает тематическая и композиционная схожесть с другим любовным поэтическим текстом под названием «К ней», созданного Пушкиным в 1817 году. Выдающаяся поэтическая конструкция «гений чистой красоты», возможно, взята из романтической повести «Лалла-Рук» Томаса Мура, в переводе Василия Андреевича Жуковского. Здесь важно вспомнить об идее вдохновенья. Любовь для поэта ценна также и в смысле дарования творческого вдохновения, желания творить.
Дива. Вдохновенье для меня!
Вы для меня – необыкновенное вдохновенье!
Особенно в тот миг, когда Вы сообщили
Мне новость, что Вы любите и искренне любили
Тот каждый миг, когда встречаете меня
И сообщаете важнейшее: где были и что слышали,
И помнили всегда там про меня!
______
Единственное известное ныне письменное обращение Пушкина к знаменитой красавице. В этой записке Пушкин отзывается о ней весьма лестно:
От вас узнал я плен Варшавы.*
< ; >
Вы были вестницею славы
И вдохновеньем для меня.
_________
* Плен Варшавы.
Политическая новость, ошеломившая Пушкина, гласила, что ночью 17 ноября в Варшаве толпа завладела арсеналом, захватила Бельведерский замок и обратила в бегство ненавистного «вице-короля», цесаревича Константина. В последующие дни восставшие овладели государственной казной, войском, двумя крепостями, а 23 ноября было избрано временное правительство под председательством бывшего русского министра иностранных дел Адама Чарторижского.
Получив об этом сведения в конце ноября, Николай I тотчас же предпринял ряд военных мер. Юго-западные губернии были объявлены на военном положении, а главнокомандующим действующей армии был назначен фельдмаршал Дибич, которого победитель Наполеона, «железный герцог» Веллингтон, незадолго перед тем - после Балканской операции 1829 года - признал «великим полководцем».
У Пушкина уже в молодости сложилось мнение о взаимоотношениях России и Польши. Оно соответствовало воззрениям тогдашних патриотических кругов русского общества — в том числе и многих будущих декабристов — о необходимости противодействовать полонофильской политике Александра I, решившего присоединить к царству Польскому ряд западных областей империи. Против этой меры выступил в 1817 году Михаил Орлов, составивший особую записку на имя царя, а в 1819 году Карамзин, предостерегавший Александра I от дальнейших шагов в этом направлении.
В духе таких воззрений Пушкин расценивал и вспыхнувшие новые события. Верный друг его Хитрова посылала Пушкину в Москву последние французские газеты. Сочувствие парижской прессы к восставшей Польше вызывает у Пушкина противоположную реакцию. Он осуждает полонофильство Александра I, основанное не на действительных нуждах страны, «а лишь на соображениях личного тщеславия, театральном эффекте и т. д.»; он не сомневается в победном завершении предпринятого похода. «Ничто не может спасти Польшу, кроме чуда, а чудес не бывает», пишет он Хитровой 21 января 1831 года.
/// ЭТАЛОН стиха Пушкина:
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,
Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон;
Скажи — увижу ли…. на долгую ль разлуку
Я роком осуждён?
Ужели никогда на друга друг не взглянет,
Иль вечной темнотой покрыты дни мои?
Ужели никогда нас утро не застанет
В объятиях любви?
Эльвина, почему в часы глубокой ночи
Я не могу тебя с весельем обнимать,
На милую стремить томленья полны очи
И страстью трепетать?
И в радости немой, в восторгах наслажденья
Твой шопот сладостный и тихой стон внимать
15И тихо в скромной тьме для неги пробужденья
Близ милой засыпать? ///
Дива. Милый друг!
Мой милый друг! Пленяющее волшебство!
Ты – изумительна, Ты – счастья торжество!
Ты в солнечных лучах прекрасна, словно само Солнце -
Нежность на Твоём лице,
На дивной шее, на чарующих плечах…
В ночи Ты сказочна, любовь – в Твоих очах!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку…
1817.
Дива. Приди!
Влекущая красой невообразимой -
Приди и стань со мной счастливой!
Ты – гениальна! У Тебя лишь счастье впереди!
Шепчу Тебе даже во сне:
Ко мне в любовь приди!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку…
1817.
Дива. Подай мне руку!
Шепчу Тебе:
Любимая, подай мне руку,
Я буду на Твоей ладони колдовать!
Ты улыбаешься:
Я в колдовство не верю,
Но я могу любовь Тебе навеки дать!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,
Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон…
1817.
Дива. Нас утро не застанет?
Ты шепчешь мне в ночи:
Нас утро не застанет?
Я отвечаю нежной:
Я ведь этого хочу! -
Мир утром - наш с Тобою - навсегда наш станет!
Ты шепчешь вновь:
За это - любовью озолочу!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина…
… Ужели никогда нас утро не застанет
В объятиях любви?...
1817.
Дива. В объятиях любви!
В объятиях любви - загадка!
И с каждым объятием – она всё прекрасней!
И с каждым объятием – она всё волшебней!
После дивных объятий - новая жизнь в Ней!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина…
… Ужели никогда нас утро не застанет
В объятиях любви?...
1817.
Дива. В часы глубокой ночи!
Ты счастлива в часы глубокой ночи!
О, как блистают Твои очи!
Ты восхищаешь нежностью своих речей!
Ты вся – пленительна, но мир любви Твоей - он чей?
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина, почему в часы глубокой ночи
Я не могу тебя с весельем обнимать…
1817.
Дива. Тебя с весельем обнимать!
Желанная, Тебя с весельем обнимать –
Да разве есть прекраснее мгновенья?
Быть может - только изумительное Твоё пенье
И нежность, с коей можешь чаровать!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина, почему в часы глубокой ночи
Я не могу тебя с весельем обнимать…
1817.
Дива. На милую очи стремить!
На милую очи стремить – в ночи или утренней чарующей порой,
Когда покрыто всё туманной дивной мглой -
Как это всё чарует, когда Ты – со мной!
Ты - мир любимых чар мой!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
…На милую стремить томленья полны очи…
1817.
Дива. Томленья полны очи!
Когда Ты в ночи одна - томленья полны очи!
Когда Ты со мной – мгновеньем становятся ночи!
Всё потому, что Ты – великолепна!
Ты гениальна , Ты - талантлива во всём
И очаровывающе благолепна!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
…На милую стремить томленья полны очи
1817.
Дива. Страстью трепетать!
Ты даришь мне мгновения счастья –
С Твоею страстью трепетать!
С Тобою, зачаровывающей, я хочу,
Чтоб Ты моею пожелала на всю жизнь стать!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
…На милую стремить томленья полны очи
И страстью трепетать?
1817.
Дива. В радости немой!
Любимая, я в радости немой
Хочу быть бесконечно лишь с Тобой!
Чарующая, Ты - мир счастья мой!
Ты - море с изумительно пленяющей волной!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина…
…И в радости немой, в восторгах наслажденья…
1817.
Дива. В восторгах наслажденья!
Ты рядом со мною в дивном танце –
В восторгах наслажденья!
Я слышу чудный шёпот Твой:
Наш танец изумителен, он должен повториться -
В вас – всё восхищенье!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина…
…И в радости немой, в восторгах наслажденья…
1817.
Дива. Твой шёпот сладостный!
Ты спрашиваешь:
Что Тебе приятнее – шум бури морской или тихий морской прибой?
Тебе признаюсь:
Твой шёпот сладостный -
Всегда, когда Ты со мной!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина…
…Твой шопот сладостный и тихой стон внимать…
1817.
Дива. Твой тихий стон внимать!
Твой тихий стон внимать – нет изумительнее счастья!
С Тобою быть, как волны в море, вместе – это сладострастье!
Ты – самая волшебная во всей Вселенной, мир любимый мой!
Ты – сказка день и ночь - лишь Ты, любимый облик Твой!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
Эльвина…
И в радости немой, в восторгах наслажденья
Твой шопот сладостный и тихой стон внимать
1817.
Дива. Нега пробужденья!
Тобой владеет утро, нега пробужденья –
Луч Солнца одарил Тебя теплом, о, наслаженье!
Ты вся великолепна, грациозна и влечёшь к себе!
Все чувства мчатся, все прекраснейшие – лишь к Тебе!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
…И тихо в скромной тьме для неги пробужденья
Близ милой засыпать?...
1817.
Дива. Близ милой!
Близ милой засыпать – волшебнейшее чувство!
Но как заснуть близ милой?
Это - не искусство,
Где можно, дивное создав, всё изменить и вновь творить.
Любимую, что рядом, можно лишь любить
И, засыпая с ней, во сне красу Её - боготворить!
_____
А.С. Пушкин. К НЕЙ.
И тихо в скромной тьме для неги пробужденья
Близ милой засыпать?
Дивы. 15 женщин Пушкина?
"Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Возможно, пятнадцать женщин, одна из которых неизвестна (NN), самых ярких муз -
вдохновили Великого Поэта Пушкина на бессмертные строки из мира любовных уз!
В истории частной жизни Пушкина больше белых пятен,
неизвестных пока в его жизни антрактов,
чем точно установленных фактов.
Исследователям многое приходится додумывать и, как воздушные замки,
возводить всё новые теории, пытаясь познать прошлое отсюда, издалека.
Но в любовной лирике поэт был максимально автобиографичен -
Это мы знаем наверняка!
Многие говорят о четырнадцати самых ярких музах Пушкина и ещё об одной,
чьё имя пока остается тайной –
NN!
Быть может, это всё ж Nаталья Nиколаевна? Никто не будет вместо Натали - взамен!
Дива. Одну тебя в неверном вижу сне!
"Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Екатерина Бакунина (1795-1869) - фрейлина двора императрицы Елизаветы Алексеевны (1817 год),
художница-любительница, ученица А.П. Брюллова, сестра лицейского товарища Пушкина,
она навещала брата в лицее с 1811 по 1817 год.
Там с ней и познакомился юный Пушкин,
Он увлёкся Екатериной Павловной Бакуниной, был в увлечении неистов!
Красивая 16-летняя Екатерина Бакунина была объектом внимания многих лицеистов.
Первая юношеская любовь А.С. Пушкина вдохновила его на создание целого цикла
лирических стихов-откровений.
Молодой поэт посвятил Бакуниной около 20 стихотворений.
Словесный портрет Бакуниной:
прелестное лицо её, дивный стан и очаровательное обращение
производили восторг во всей лицейской молодежи и восхищение!
Лицеист С. Комовский писал об увлечении Пушкина:
"...первую платоническую, истинно пиитическую любовь возбудила в Пушкине она-
сестра одного из лицейских товарищей его (фрейлина К.П. Бакунина)..."
Более 20 "унылых" элегий, написанных в 1815-1816 годах:
"Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался...",
"К живописцу", "Осеннее утро", "Разлука", "Элегия", "Певец",
"К сну", "Желание", "Наслажденье"... Пушкин, вероятно, ей не просто увлекался!
Пожалуй, ни одну женщину Пушкин не любил такой поэтической любовью, без сомнения,
и эта любовь сохранила её имя от забвения.
____
Разлука.
Поэт: Пушкин Александр.
/Отрывок/.
…О милая, повсюду ты со мною,
Но я уныл и втайне я грущу…
Я всё тебя, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю.
Одну тебя в неверном вижу сне;
Задумаюсь - невольно призываю,
Заслушаюсь - твой голос слышен мне. …
1816 год.
Дива. И быстрой ножкой ножку бьёт!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Евдокия Истомина (1799-1848) - ведущая танцовщица балетной труппы
Санкт-Петербургского Большого театра.
После выхода в отставку вышла замуж за актёра драматической труппы этого же театра.
Знакомство с Пушкиным состоялось не сразу, в разные вечера:
виделись в стенах театра, а также у известного писателя и театрального деятеля князя А. Шаховского –
это было давно, а кажется, что было вчера.
Узнав в Кишиневе о премьере "Кавказского пленника",
30 января 1823 года Пушкин написал брату:
"Пиши мне о Дидло, об Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился,
подобно Кавказскому пленнику". Увидеть её танцы для Пушкина было - увидеть чары, мечту.
Истомина была среднего роста, красивой наружности, брюнетка,
грациозна, легка и быстра в движениях. Но абсолютно не кокетка.
Именно Истоминой Пушкин дал почетный титул музы танца -"русской Терпсихоры".
Последние строки из известного фрагмента пушкинской поэзии всей–
"Мои богини! Что вы? Где вы?..." - посвящены ей.
____
А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава I. Строфа XIX
Мои богини! что вы? где вы?
Внемлите мой печальный глас
Всё те же ль вы? другие ль девы,
Сменив, не заменили вас?
Услышу ль вновь я ваши хоры?
Узрю ли русской Терпсихоры*
Душой исполненный полёт?...
______
* Терпсихора - в древнегреческой мифологии муза танца.
Дива. Елисавету втайне пел!
О, Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Елизавета Алексеевна (1779-1826) - императрица, супруга императора Александра I,
дочь маркграфа Баден-Дурлахского Карла Людвига Баденского и Амалии,
урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской.
Елизавета Алексеевна оставила свой след в истории*.
Впервые Пушкин увидел Елизавету Алексеевну на торжественном акте открытия Лицея -
19 октября 1811 года.
Часто видел её в Царском Селе летом 1816 года.
Императрица была стройна, высока, обладала грациозностью и такой лёгкой походкой,
что её сравнивали с нимфой и с Психеей -
греческий профиль, правильный овал лица, большие голубые глаза,
пепельно-белокурые волосы делали её на прогулках всех прекрасней и, конечно, всех веселее.
Исследуя рисунки Пушкина, Л. Краваль приходит к выводу, глядя на нарисованные лица,
что есть основания говорить о тайной любви лицеиста к императрице.
В посвящении «К Н.Я. Плюсковой» ("На лире скромной, благородной", 1818 год )
Пушкин откровенно говорил об императрице:
…Но, признаюсь, под Геликоном,
Где Касталийский ток шумел,
Я, вдохновенный Аполлоном,
Елисавету втайне пел.
Небесного земной свидетель,
Воспламененною душой
Я пел на троне добродетель
С её приветною красой.
_____
* Императрица оставила свой след в истории:
на собственные средства в 1812 году основала Женское патриотическое общество;
в этом же году было создано Сиротское училище и при нём Дом трудолюбия для обучения и содержания на казённый счет дочерей офицеров, павших на войне (впоследствии Елизаветинский институт).
____
Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны. М. Э.-Л. Виже-Лебрён. 1798 год.
Дива. Ты рождена воспламенять!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Калипсо Полихрони (1804-1827) - гречанка, бежавшая вместе с матерью
из Константинополя в Кишинёв и жившая там с 1821 года.
Знакомство с Пушкиным произошло в Кишиневе в июне 1821 года;
общение продолжалось до 1824 года.
Ходили слухи, что Калипсо была любовницей Байрона – английского романтика-поэта;
это обстоятельство, наверное, увлекло Пушкина, как поэта.
Калипсо была невысока ростом, худощава, правильные черты лица,
давно не было видно такого необыкновенного лика у девы-беглеца.
О романе поэта знали все лица из его кишинёвского окружения.
Подполковник И. Липранди утверждал: "Пушкин никогда не был влюблен в Калипсу,
так как были экземпляры несравненно получше,
но ни одна из бывших тогда в Кишиневе женщин не могла в нём порождать ничего более -
временного каприза". Каприз избавлял изгнанников от тоски по родине - всего лучше.
Пушкин написал Калипсо посвящения: "Иностранке" (1822),
Возможно - "Заклинание" (1830), написанное после смерти Калипсо,
и при жизни её – прекрасные строки "Гречанке" (1822),.
Калипсо была только как адресат лирики Пушкина.
Умерла она в Одессе от чахотки в 1827 году.
Неизвестно, когда весть о её смерти дошла до Пушкина,
"Заклинание" было написано Пушкиным в 1830 году:
«О, если правда, что в ночи …
Пустеют тихие могилы,
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда! …
Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь... но, тоскуя,
Хочу сказать, что всё люблю я,
Что всё я твой: сюда, сюда!»
В 1831 году в Москве в Храме Вознесения Александр Пушкин
и Наталья Гончарова обвенчались.
_____
А.С. Пушкин. Гречанке. /Отрывок./
Ты рождена воспламенять
Воображение поэтов,
Его тревожить и пленять
Любезной живостью приветов,
Восточной странностью речей,
Блистаньем зеркальных очей
И этой ножкою нескромной;
Ты рождена для неги томной,
Для упоения страстей.
Скажи: когда певец Леилы
В мечтах небесных рисовал
Свой неизменный идеал,
Уж не тебя ль изображал
Поэт мучительный и милый?
…
Мне долго счастье чуждо было.
Мне ново наслаждаться им…
Дива. Твои небесны очи!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Амалия Ризнич - итальянка, дочь венского банкира Риппа,
первая жена одесского негоцианта сербского происхождения И. Ризнича.
Годы жизни - с 1803 года до 1825 года.
Знакомство с Пушкиным произошло в Одессе,
где Амалия проживала с весны 1823 по май 1824 года.
Она была высокого роста, с пламенными очами, стройная, с шеей удивительной формы,
с косой до колен, что не было в моде тогдашней поры.
Амалия ходила в необыкновенном костюме:
в мужской шляпе и длинном платье, скрывавшем большие ступни ног в соответствии с её весом.
Поэт запечатлел особенность её внешнего облика
одной шутливой строчкой – "мадам Ризнич с римским носом".
По выражению мужа Ризнич, Пушкин увивался около Амалии, как котёнок.
Пушкин действительно увлекался оригинальностью с пелёнок.
В первый период южной ссылки Пушкина Амалия была предметом его старсти пылкой,
мучительной и адресатом нескольких его стихотворений. Поэт был именно такой!
Он посвятил ей: "Ночь" (1823), "Простишь ли мне ревнивые мечты" (1823),
"Всё кончено: меж нами связи нет..." (1824), "Под небом голубым страны своей родной..." (1826).
Амалия всё же была для Пушкина только как адресат его лирики золотой.
Для Пушкина одесского периода определяющим в отношении к Амалии стало то,
что она была родом из Флоренции. В тот период его особенно манил "язык Италии златой".
____
А.С. Пушкин. Ночь. /Отрывок./
… мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя!..
Дива - в моей изменчивой судьбе!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Мария Волконская (1805-1863) – княгиня,
дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Н. Раевского,
супруга декабриста генерал-майора С. Волконского.
С семьёй Раевских Пушкин был хорошо знаком с 1817 года.
Вместе с ними был два месяца на водах, с ними же уехал в Крым в дни 1820 года.
Мария Николаевна - стройная красавица, смуглый цвет лица которой
находил оправдание в чёрных кудрях густых волос и пронизывающих, полных огня очах.
Её называли "девой Ганга". Это слышилось во многих о ней речах.
Сёстры Волконские никогда не причисляли себя к музам поэта, скорее наоборот – умели
подчеркивать, что никаких личных отношений с Пушкиным не имели.
"Нам случалось беседовать с княгиней М.Н. Волконской и Ек. Н. Орловой, - вспоминал П. Бартенев. –
Обе они отзывались о Пушкине с улыбкою некоторого пренебрежения и говорили,
что в Каменке восхищались его стихами,
но ему самому не придавали никакого значения". Наверное, стихи его их всё же покорили!
Пушкин посвятил Волконской строки "Ненастный день потух...",
"Редеет облаков летучая гряда...",
"На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Таврида".
"Не пой, красавица, при мне",
Буря" ("Ты видел деву на скале..."),"
Мария Волконская отправилась на каторгу вслед за мужем-декабристом;
о своей юности рассказала в "Записках княгини Волконской",
вдохновивших Н. Некрасова на написание поэмы "Русские женщины",
где строки посвящены любви и верности Волконской!
Штрих: с Марией Волконской Пушкин хотел передать послание декабристам,
но не успел.
Княгиня отправилась в Сибирь после прощального вечера у З. Волконской,
путь её любви к мужу был необыкновенен и смел!
_____
А.С. Пушкин. Буря. /Отрывок./
… Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блесках без лазури;
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури.
Дива. Прощай, письмо любви!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Елизавета Воронцова – графиня,
позднее - светлейшая княгиня*,
знакомство Воронцовой с Пушкиным произошло в сентябре 1823 года,
уже через несколько месяцев - 24 июля 1824 года -
последовал приказ о высылке поэта в Псковскую губернию –
изменилось отношение к поэту, будто нагрянула зимняя погода.
Как развивались их отношения - неизвестно.
Елизавета несколько раз писала поэту в Михайловское, но не всё в России прелестно.
Елизавета Воронцова - "одна из привлекательнейших женщин своего времени",
все восхищались её мягкой, женственной грацией, приветливостью,
"неукоснительным щегольством" и, конечно, увлекающей пленительностью.
Их общая знакомая княгиня В. Вяземская на следующий день после отъезда Пушкина
намекнула мужу на некое серьезное чувство, удерживавшее его на одесских берегах.
При этом она добавила: "Хотя это очень целомудренно и серьёзно лишь с его стороны".
Пушкин посвятил Воронцой несколько стихотворений:
"Кораблю", "Ненастный день потух; ненастной ночи мгла...",
"Пускай увенчанный любовью", "Приют любви, он вечно полн...";
"Сожженное письмо", "Желание славы". - Всё чудные слова!
Возможно, на Елизавету Воронцову туманно намекал П. Анненков
в биографии Пушкина, где написано про это -
он писал про женщину, "превосходящую всех других во власти,
которая управляла "мыслью и существованием поэта".
_____
* Елизавета Воронцова (1792-1880) - статс-дама, почетная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, дочь польского магната графа К. Браницкого и племянницы светлейшего князя Г. Потемкина А. Энгельгардт, супруга новороссийского генерал-губернатора М. Воронцова. Елизавета Воронцова оставила значительный след в истории России:
в течение 20 лет возглавляла Одесское женское благотворительное общество.
______
А.С. Пушкин. Желание славы. (Отрывок).
Когда любовию и негой упоённый,
Безмолвно пред тобой коленопреклонённый,
Я на тебя глядел и думал: ты моя, -
Ты знаешь, милая, желал ли славы я…
… Могли ль меня молвы тревожить приговоры,
Когда, склонив ко мне томительные взоры
И руку на главу мне тихо наложив,
Шептала ты: скажи, ты любишь, ты счастлив?
Другую, как меня, скажи, любить не будешь?
Ты никогда, мой друг, меня не позабудешь?
… И ныне
Желаю славы я, чтоб именем моим
Твой слух был поражен всечасно, чтоб ты мною
Окружена была, чтоб громкою молвою
Всё, всё вокруг тебя звучало обо мне,
Чтоб, гласу верному внимая в тишине,
Ты помнила мои последние моленья
В саду, во тьме ночной, в минуту разлученья.
Дива. Что в имени тебе моём?
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Каролина Собаньская (1794-1885) - дочь масонского деятеля,
предводителя дворянства в Киевской губернии А. Ржевуского,
супруга одесского негоцианта И. Собаньского.
Знакомство с Пушкиным произошло в Киеве в начале 1821 года,
куда поэт ездил погостить к генералу Н. Раевскому.
Следующая встреча случилась в Одессе в июле 1823 года.
Этим же летом у них начался бурный, но недолгий роман:
"Вам обязан я тем, что познал всё,
что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении, и всё,
что есть в нём самого ошеломляющего".
Это было чувство на грани невероятного, летящего!
Но уже в августе в жизнь поэта входит Амалия Ризнич.
В рукописях Пушкина 1821-1823 годов встречается множество портретов
красивой брюнетки зрелого возраста с чарующими очами,
с резкими сильными чертами греческого очерка, с миндалевидными глазами.
Хорошо знавшая Собаньскую, Воронцову и Ризнич В. Вяземская писала мужу:
"Пушкин скучает гораздо более, чем я: три женщины, в которых он был влюблён,
недавно уехали. К счастью, одна возвращается на днях". Но знал ли об этом он?
Каролине Собаньская была любовницей и осведомительницей генерала И. Витта,
который следил за деятельностью тайных революционных организаций на юге России.
Когда в 1836 году он её бросил, она поспешно вышла замуж за его адъютанта Чирковича.
Таковы судьбы её перепетии.
В 1830 году Пушкин написал Каролине посвящение: "Что в имени тебе моём?"
Он чувствовал всё-всё! Мир чувств был в нём!
____
А.С. Пушкин. Что в имени тебе моем…
Что в имени тебе моём? …
Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я…
1830 год.
Дива. Я к вашим возвращусь полям!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Прасковья Осипова (1781-1859) - помещица, хозяйка усадьбы Тригорское,
владелица 700 крепостных душ. Знакомство с Пушкиным впервые произошло в 1817 году.
Несмотря на разницу в возрасте - на момент знакомства ему 18, ей 36, -
их дружба продолжалась двадцать лет – закончилась после его смерти в 1937 году.
Прасковье Пушкин дарил самое дорогое – он часто приносил ей дивную стихотворную весть,
но и проводить поэта в последний путь ей выпала скорбная честь.
Словесный портрет Прасковьи Осиповой составлен её племянницей А. Керн
в то время былое неразумное:
"...рост ниже среднего, гораздо, впрочем, в размерах;
лицо продолговатое, довольно умное;
нос прекрасной формы;
волосы каштановые, мягкие, тонкие, шёлковые; глаза добрые,
карие, но не блестящие;
рот её только не нравился никому:
он был не очень велик и не неприятен,
но нижняя губа так выдавалась, что это её портило особенно".
Но лицо – не ум, чарует не особенно.
А. Вульф писала Пушкину, что мать не разрешает ей возвращаться в Михайловское:
"Я в самом деле думаю, как и Анета Керн, что она хочет одна завладеть вами
и оставляет меня здесь из ревности".
Но кто тогда мог владеть, как Пушкин, умами?
Пушкин посвятил Прасковье Осиповой строки: "Простите, верные дубравы!",
цикл "Подражание Корану", "Быть может, уж недолго мне...", "
Цветы последние милей".
И все они – о Тригорском, о милой стороне!
"Отношениям Пушкина с семейством Осиповых непросто найти параллель
в анналах литературных амуров.
За годы вынужденной жизни в деревне в Михайловском и позднее -
с августа 1824 по сентябрь 1826 года,
во время наездов к Вульфам в их поместье в Тверской губернии,
он ухаживал за пятью или шестью представительницами этого рода"* -
ухаживал, как добрый друг и истиный поэт,
с которым забывали - сколько же им лет.
_____
А.С. Пушкин. Простите, верные дубравы! /Отрывок./
…Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума!...
1817
_____
Прасковья Александровна Осипова, в первом браке Вульф, урожденная Вындомская (1781—1859) — псковская помещица, хозяйка усадьбы Тригорское. Известна как соседка А.С. Пушкина по имению Михайловское и близкий друг поэта.
* Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Дива. Мимолётное виденье!
О, Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Анна Керн (1800-1879) - дворянка, отец её - надворный советник П. Полторацкий;
первый муж - генерал Е. Керн, второй - коллежский асессор А. Марков-Виноградский.
Знакомство Анны Керн с Пушкиным впервые состоялось
в петербургском доме её тетки Е. Олениной в 1819 году.
Следующая встреча случилась, когда Анна приехала в июне в Тригорское - в 1825 году.
Именно там Пушкин написал знаменитое "Я помню чудное мгновенье...".
Это было изумительное поэтическое откровенье!
О различных мгновеньях сохранились письма Пушкина на французском языке -
они скорее пародийны и шутливы,
нежели отмечены серьёзным чувством, когда бываешь от любимой вдалеке.
Вновь они встретились через два года, в Петербурге.
…Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
(А.С. Пушкин. К *** )
У Анны Керн были большие, непропорционально широкие глаза,
как бы вплотную надвинувшиеся на тонкий прямой нос, чуть короткий, но изящно очерченный;
чуть тяжелый, но нежно-округлый подбородок. Лик её был небом начерченный!
Добившись благосклонности, Пушкин между делом упомянул об этом -
в феврале 1828 года в письме к своему другу С. Соболевскому, но это было уже не летом.
Влюбленность Пушкина прошла быстро. С лёгкой издевкой Пушкин напишет А. Вульфу:
"Что делает Вавилонская блудница Анна Петровна?"
А ещё через десять лет в письме к жене назовет её дурой и пошлет к чёрту.
Неужели он, слыша о Керн, ещё дышал к ней неровно?
Пушкин посвятил Анне Керн дивные строки "Я помню чудное мгновенье", "Приметы",
"Если в жизни поднебесной", "Когда твои младые лета" .
Анна Керн оставила обширные воспоминания о Пушкине, о таланте поэта.
В 1836 году в возрасте 36 лет она влюбилась в своего троюродного брата -
16-летнего кадета Первого Петербургского кадетского корпуса - А. Маркова-Виноградова,
Она обвенчалась с ним в 1842 году после смерти первого мужа, это была для неё награда,
брак оказался счастливым и крепким, несмотря на жуткую бедность,
которой она никогда не была рада.
Дива. Твой профиль и глаза, и кудри золотые...
О, Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Екатерина Ушакова (1809-1872) - московская барышня, затем (после смерти Пушкина) –
супруга Д. Наумова, коллежского советника. Она всю жизнь любила талант Пушкина.
Знакомство Ушаковой с Пушкиным состоялось в 1826 году,
их познакомил на балу С. Соболевский, а затем он же привёз поэта в дом Ушаковых. Пушкин быстро стал в семье своим человеком, несмотря на то, что он был из знакомых новых.
Екатерина Ушакова была среднего роста, с большими тёмно-голубыми глазами; отличалась острым умом, находчивостью,
пленительной непосредственностью,
что составляло её особое очарование -
это было её природное дарование!
В 1827 году Е. Телепнева писала:
"По-видимому, наш знаменитый Пушкин намерен вручить ей судьбу своей жизни,
ибо уже положил своё оружие у ног её,
т. е., сказать просто, - влюблён в неё...
Пушкин всё пребывание свое в Москве только и занимался, что Ушаковой, только ею:
на балах, на гуляньях, он говорил только с нею...".
Пушкин посвятие ей стихотворения: "Когда, бывало, в старину..." в 1827 году,
"В отдалении от Вас" (1827), "Отрывок" (1829), "Ответ" – в 1830 году.
Двухэтажный московский дом Ушаковых на Пресне
слыл приютом артистов и музыкантов, преданных мелодии и песне.
На внимание Пушкина Екатерина ответила преданным и самоотверженным чувством любви.
Она не только выучила наизусть все известные пушкинские стихи,
но и была просто помешена на мысли стать ему образцовой женой,
знающей все его предпочтения и привычки. Она была именно такой!
Однако Пушкин, будучи суеверным, побывал ещё в послелицейский период
у прорицательницы А. Ф. Кирхгоф и узнал, а по ряду совпадений поверил слегка,
что его ждет смерть от «белого человека». Жизнь стала не так легка.
Будучи в Одессе, поэт снова обратился к греку-прорицателю, который уточнил,
что речь идёт о цвете волос будущего убийцы поэта.
На свою беду Екатерина была блондинкой. Странно было всё это.
Видимо, эти предсказания, дополненные уже московской гадалкой,
сказавшей Пушкину, - по свидетельству П. И. Бартенева, - что он «умрёт от своей жены»,
сыграло свою негативную роль в том, что поэт так и не сделал Екатерине Ушаковой
предложение о замужестве, но мысли о замужестве были ложью в пыль обращены.
А Екатерина, в свою очередь, зная об этих предсказаниях, доведенных до него,
Наверное, решила отказаться от любимого человека «ради него самого».
Хотя ни до, ни после Екатерины Пушкин никогда не приближался так близко
к собственному идеалу жены:
«хороша собой, умна, иронична, приветлива и в высшей степени ответственна».
Ложью модных прорицателей поступком Пушкина тогда были все удивлены.
В мае 1827 года поэт уехал в Петербург и до самого декабря следующего года
не показывался в Москве, так как увлёкся Анной Олениной тогда.
Но сестры Ушаковы уже знали не только об отказе ему Олениной,
но и о его новом увлечении - Натальей Гончаровой - и жёстко высмеивали его за это.
Екатерина Ушакова исчезла из жизни поэта.
Перед смертью Екатерина Николаевна Ушакова позвала дочь,
велела принести ей шкатулку с письмами Пушкина и, несмотря на протесты дочери,
сожгла их со словами:
«Мы любили друг друга горячо, и это была наша сердечная тайна;
пусть она и умрёт с нами».
Дива. Он облекал в поэзию всё, что видел и ценил!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва –
урождённая графиня Чернышёва,
сестра З. Г. Чернышёва, декабриста,
жена Н. М. Муравьёва, декабриста.
Пушкин, вероятно, был знаком с Муравьёвой в Петербурге ещё до её замужества.
Позже, в Москве, Муравьева виделась с А. C. Пушкиным, дар его был весьма ценный -
он передал ей свои стихи, адресованные декабристам «Во глубине сибирских руд…»,
и послание к И. И. Пущину - «Мой первый друг, мой друг бесценный…».
Пушкин взволнованно говорил Муравьевой, передавая ей свои поэтические вести:
Я очень понимаю, почему эти господа не хотели принять меня в своё общество:
я не стоил этой чести.
Среди упоённого наслаждения свободой, славой, балами, улыбками красавиц
перед Пушкиным в лице Волконской и Муравьевой прошла другая жизнь –
строгая, серьёзная, полная сурового самоотвержения. Всё виделось в величии их лиц!
Пушкин был в восхищении от подвига этих женщин. В мыслях он с ними шёл.
Он так крепко сжал руку Муравьевой, что она не могла продолжать письма,
которое писала, когда он к ней вошёл.
Всеобщая любимица Александра Григорьевна Муравьева
недолго скрашивала жизнь узников в Петровском заводе.
Ей исполнилось всего лишь 28 лет, когда она умерла -
умерла с чувством, что она дарила мужу мысли о свободе!
Дива. Я вас любил!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
«Я вас любил» - посвящение Анне Алексеевне Андро-Олениной (1808 - 1888),
графине де Ланжерон, возлюбленной Пушкина в 1828-29 годах.
К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Её глаза», «Не пой, красавица, при мне»,
многие строфы «Онегина» и другие, созданные в тех дивных годах!
Анна Оленина – фрейлина двора,
дочь президента Петербургской Академии художеств А. Оленина,
супруга полковника лейб-гвардии Гусарского полка,
а затем вице-президента Варшавы графа Ф. Андро (де Ланжерона) – графа, но не барона.
Знакомство с Пушкиным случилось осенью или ранней зимой 1827 года –
они встретились на балу. Следующие встречи относятся к весне 1828 года.
В середине мая Оленины переехали за город, на свою дачу Приютино, под Петербургом,
поэт часто их посещал.
В 1828 году сделал Анне предложение, но получил отказ:
ни она, ни её родители не желали этого брака. Поэта сильно обиделэтот отказ.
В восьмой главе "Евгения Онегина" он напишет:
"Annette Olenine тут была, уж так жеманна, так мала!
Так бестолкова, так писклива,
что вся была в отца и мать...".
Эти строки не вошли в окончательный вариант романа в стихах. Судьба справедлива.
Анна Оленина - маленькая, живая, с золотыми локонами,
остроумная, кокетливая, немного дерзкая, но с чудесными голубыми глазами.
18 апреля 1828 года П. Вяземский писал жене:
"Вчера немного восплясовали мы у Олениных.
Ничего, потому что никого замечательного не было.
Девица Оленина довольно бойкая штучка:
Пушкин называет её "драгунчиком" и за этим драгунчиком ухаживает". Такое время было.
Олениной Пушкин посвятил незабываемые строки:
"Увы! Язык любви болтливый…", "Зачем твой дивный карандаш..." – в 1828 году,
"Ты и Вы", "Кобылица молодая", "Её глаза", "Предчувствие",
"Город пышный, город бедный" - в 1828 году,
"Я вас любил..." - в 1829 году:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем…
Дива. О, жёны Севера!
Ах, Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Аграфена Закревская (1799-1879) - дочь графа Ф. Толстого,
супруга генерала графа А. Закревского, министра внутренних дел,
московского военного генерал-губернатора с вопросами, который не каждый решать умел.
Знакомство Закревской с Пушкиным случилось в 1828 году.
Они часто встречались в петербургском свете в том же году.
Поэт писал Вяземскому: "Я пустился в свет, потому что бесприютен.
Но она утешительно смешна и мила. Я ей пишу стихи.
А она произвела меня в сводники".
О реальных их отношениях известно мало.
Закревская занимала лишь поэтическое воображение поэта. Наверное, немало.
Но после 1828 года общения между ними не было или было невидимо мало.
П. Вяземский называл Закревскую "медной Венерой",
подчеркивая классическую скульптурность и холодность её красоты.
Лицо её с правильными чертами, дерзким разлётом бровей, ясным и горделивым взором -
поэзия мечты!
Анна Оленина 11 августа 1828 года писала в своем дневнике:
"Приехал по обыкновению Пушкин... Он влюблён в Закревскую. Всё об ней толкует,
чтобы заставить меня ревновать..." Но она знала – Пушкин по ней тоскует.
Пушкин посятил Закревской стихотворение "Портрет" в 1828 году
и "Наперсник" – в том же году.
Закревскиая была только как адресат лирики Пушкина.
Генерал-губернатор Закревский наводил порядок в Москве,
а его жена вела светскую жизнь, не вдаваясь с другими в откровения.
Однако молва приписывала ей самые рискованные приключения.
Дива. Творец тебя мне ниспослал!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Наталья Гончарова - из семьи купцов и промышленников Гончаровых,
получивших дворянство, годы её жизни - с 1812 по 1863 года,
типичная московская барышня, но прекраснее многих иных. Знакомство с Пушкиным
произошло на московском балу танцмейстера Йогеля – в декабре 1828 года.
Пушкин просил её руки в апреле 1829 года.
Ответ матери Гончаровой был неопределенным в тот раз,
поэт уехал на Кавказ.
Он вторично сделал предложение, и согласие на брак было получено весной 1830 года.
но свадьбу отсрочили переговоры о приданом, хотя помолвка состоялась 6 мая 1830 года,
Однако дядя Пушкина, Василий Львович, умер в августе того же года.
Свадьба была снова отложена и Пушкин уехал в Болдино,
чтобы вступить во владение частью поместья. И опять но:
из-за эпидемии холеры он задержался в имении на три месяца – странное лето,
но эти месяцы стали одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта.
Вернувшись в Москву, Пушкин заложил имение Кистенёво и часть денег (11 тысяч)
и передал как бы в долг Гончаровой-старшей на приданое. Случайность ли это?
Наталья Николаевна Гончарова была сильная, ловкая, необыкновенно сложена,
отчего и каждое движение её было преисполнено грации, как у дивных больших птиц,
глаза добрые, весёлые, с подзадоривающим огоньком из-под длинных бархатных ресниц.
26 апреля 1830 года Вяземский писал Пушкину без тени сомнения:
"Тебе, первому нашему романтическому поэту,
и следовало жениться на первой "романтической красавице нынешнего поколения".
Пушкин посетил Наталье до свадьбы дивные стихотворения:
"Поедем, я готов..." (1829), "Когда в объятия мои..." (1830), "Мадонна" (1830):
«… Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.»
/А.С. Пушкин. Мадонна. 1830./
Наталья сохранила письма поэта, тем самым отдав себя на суд потомков на века.
После смерти Пушкина уехала в Полотняный завод.
При дворе стала появляться только с начала 1843 года.
Позже, будучи замужем за Ланским, Наталья Николаевна напишет ему:
"Втираться в интимные придворные круги - ты знаешь моё к тому отвращение;
боюсь оказаться не на своём месте и подвергнуться какому-нибудь унижению.
Я нахожу, что мы должны появляться при дворе, только когда получаем на то приказание,
в противном случае лучше сидеть спокойно дома". Это было истиное её желание!
Дива. Друг мой неизменный!
О, Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Не все вольности лицеиста А.С. Пушкина оставались для начальства тайными.
Своей чрезмерной влюбчивостью и легкомыслием Пушкин в пылу любовного азарта
"заслужил" нерасположение самого директора лицея Егора Антоновича Энгельгардта.
Пушкин стал ухаживать за Марией Смит, урожденной Шарон-Лароз,
жившей в семействе Энгельгардта, словно цветок в оазисе роз.
Поэт написал ей нескромное послание "К молодой вдове",
а обиженная вдова не замедлила пожаловаться Энгельгардту на строки,
не принятые читать при дворе.
Отношения между ним и Пушкиным были бесповоротно испорчены.
Но поэт не изменил себе и после окончания Лицея.
Чувства поэта были всегда прекраснейшим и интереснейшим увлечены!
Дива. О бесценная подруга!
О, Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Пушкин жил в Петербурге весело и непринужденно, ухаживал за дамами,
сражался из-за них на поединках, никогда не чувствуя свою вину,
чем обеспокоил супругу знаменитого историка Е.А. Карамзину.
"Пушкин всякий день имеет дуэли: благодаря Бога, они не смертоносны никому,
бойцы всегда остаются невредимы", - писала она П.А. Вяземскому.
К самой Карамзиной (ей на тот момент было 36) Пушкин испытывал серьезные чувства,
но они не были шаржем любовного искусства.
Анна Петровна Керн в своих воспоминаниях упоминала:
"В этот мой приезд в Петербург я встретила Пушкина в доме тётки моей Олениной,
я видела Карамзина с его гордой, надменной супругой ...
она была первой любовью Пушкина".
Разумеется, любовь была безответной. И не могла быть другой.
Дива. И тайный призрак обнимаю!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Несколько поколений исследователей безуспешно пытаются разгадать загадку Пушкина.
Так называемая "утаённая любовь", спрятанная, как предполагают пушкинисты,
за таинственными "NN" в его донжуанском списке, - миф или правда?
И какая пушкинская муза удостоилась этого завидного титула тогда?
За честь называться "тайной страстью пиита"
борются не менее десятка прекрасных дам из его окружения:
от княгини М. Голицыной до императрицы Елизаветы Алексеевны.
Нет никаких объективных ориентиров для поиска той единственной:
ни описания красавицы, ни указаний на её возраст. А временные и пространственные ориентиры туманны и неопределенны...
А может NN - всё же Nаталья Nиколаевна,
Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина) в те дивные года – Она?
Дива. Красоте семнадцать лет - замена!
Пушкин! "Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Анна Николаевна Вульф (1799-1857) - псковская дворянка,
желавшая в жизни много яркого света,
соседка А.С. Пушкина по имению Тригорское и близкий друг поэта.
Анна Николаевна была умна, остроумна, вероятно, лучше всех своих родных понимала поэзию.
Будучи очень впечатлительной, натурой начитанной и мечтательной в юные года,
она, уже совсем не юная, полюбила Великого поэта сразу и навсегда.
Он же поначалу тоже увлекся ею «бездумно и безоглядно», но быстро перегорел.
Пушкина никогда не прельщала слишком лёгкая любовная добыча, он всё умел,
но вид простодушной и сентиментальной провинциалки…
Так что большой страсти к Анне Вульф в поэте не разгорелось,
хотя он и продолжал долгое время изображать влюбленного, словно в дивный цветок фиалки.
По мнению пушкиниста А.М. Эфроса, который, не видя реальности, высказывался:
Пушкина всё же «занимала откровенная влюбленность в него Анны Николаевны,
ибо от мужских побед он никогда не отказывался».
Между Анной и Пушкиным длительное время шла активная переписка,
но сохранились всего шесть её писем к нему, обнаруженных в бумагах Анненкова,
и два - к ней от поэта.
Пушкин посвятил Анне Вульф стихотворения «Хотя стишки на именины…», «Анне Н. Вульф»,
«Я был свидетелем златой твоей весны», «Нет ни в чем вам благодати», все - 1825 год.
Замуж она не выходила, сохраняя верность памяти Пушкина.
Она даже думать не хотела, что он так рано после дуэли умрёт.
Скончалась Анна Николаевна Вульф в Тригорском в сентябре 1857 года,
попросив перед смертью свою племянницу, баронессу С.Б. Вревскую,
уничтожить всю обширную переписку с великим поэтом, хранимую Анной все её года.
Дива. И сердце бьётся в упоенье!
О, Пушкин!
"Он считал своим долгом быть влюбленным во всех хорошеньких женщин и молодых девушек, которых встречал... В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию всё, что видел", - писала Мария Волконская спустя годы.
Постскриптум.
Сколько было неотразимых красавиц,
от соприкосновения с которыми трепетало его сердце?
Конечно, больше, чем пятнадцать. И все прекрасны в лице!
Все - запротоколированы и отпортретированы.
И будто все они как бы видели себя с Пушкиным во сне в свадебном венце.
Увлечения влюбчивого Александра Сергеевича не были секретом для современников поэта,
Но осталась и будет вечной тайна великих строк, на которые музы вдохновляли Поэта:
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
Современники Пушкина говорили, что сквозь маску фавна в Пушкине порой виделся полубог.
В современной же поэзии Пушкин – поэзии бог!
7 января 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии, но -
ещё при жизни поэта стали именовать гением, в том числе печатно.
Со второй половины 1820-х годов он стал считаться «первым русским поэтом»
(не только среди современников, но и русских поэтов всех времён),
а вокруг его личности среди читателей сложился настоящий культ –
культ первого среди всех гениальных поэтических имён.
Владимир Одоевский в некрологе на смерть Пушкина дал ему образное определение:
«Солнце нашей поэзии»,
которое стало крылатым выражением в форме: «Солнце русской поэзии»
Критик и философ-западник В. Г. Белинский назвал Пушкина
«первым поэтом-художником России».
Ф.М. Достоевский отмечал, что «в „Онегине“,
в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, поэме русской души откровения,
Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто»
и говорил о «всемирности и всечеловечности его гения».
Самую ёмкую характеристику предложил Аполлон Григорьев (1859) :
«А Пушкин - наше всё».
Хотя и это на всей планете – будет всегда для всех всех, а не только наше,
и в веках - далеко ещё не всё!
Свидетельство о публикации №122012303886