О новой культуре

Вспоминается «Завещанье» Антоновой,
Президента ГМИИ, считавшей,
Мы переживаем кризис культуры,
Подобный кризису в средневековье.
И, в этом некая видимость правды.

Мне ж кажется,
Что кризис этот чисто внешний,
И, заключается в том лишь,
Что происходит смена эпох,
Уход одной, и зарожденье другой.

Как-то, в переписке, поэт-учёный,
И. М. Мазурин заметил: … в былые времена,
За замечанья, по существу, спасибо говорили.
Теперь иные времена…
Здесь уместно О. Хайяма вспомнить:
«Уж лучше голодать, чем что угодно есть.
И лучше одному, чем вместе, с кем попало.»

А, И. В. Одоевцева, в воспоминаньях
О «Золотом веке» символизма русского,
Облыжно обвиняла поэта Адамовича:
«… будто, парадоксальное утверждение:
Современная музыка ведёт к молчанию,
Могло быть повторено и в отношении поэзии.
И что поэзия ведёт к забвению. Что и наблюдается!»

Как видите, чёрный квадрат маячит
В разделах Нового искусства.
И это не напрасно сказано, 
Символизм застрял во всём,
Квадратом чёрным Малевича.
А, Новое искусство, вновь, приняло
Материальные корни, но другого плана.

Оно жонглирует предметами, расстановкой их, 
Надеясь выразить тем, красоту или изнанку
Раскраской, геометрией форм, звуков,
И их, сочетаньями своеобразными.
И вызвать, хоть какое-либо чувство,
В чёрствых мыслях, занятых, лишь прибылью,
Творцов товаров, коробок обитаемых пещер, изо,
    Музыки, танков пушек, и всякого там, космического хлама.

Идёт творительный процесс,
Вызванный измененьем мировоззрений,
Уклада жизни, сменой носителей культуры.
Телевиденье теснит кинематограф, рьяно.
Компьютеры заменяют книги. Заменят и людей,
Со временем, наука перельётся в коллаборации,
Домашняя кухня в Общепит. И тому подобное, и, так далее.

Я, готов понять глаза на лбу,
Когда художник хотел тем показать,
Несовместимость чувств, удивление,
Или мысли, чувства несовместимые
С природой, наукой и естественным.
Да, по мне хоть быть им на затылке,
Лишь бы это ярко демонстрировало.

Новые поколенья создают свою культуру,
Соответственно их быту, стремленьям.
При этом, что-то остаётся в веках.
А, мимолётное уйдёт, забудут.
И, новое в культуре, не адекватно
Воспринимается уходящим поколеньем,
Приверженном к культуре прежней, что с детства прививается.

Как написал, по этому поводу Вольтер,
Перефразируя Горация:
«О новом судят так сурово
Лишь потому, что это ново…»
       (Вольтер, «Подражание Горацию».
                В переводе М. Кудинова)
И с этим, нельзя не согласиться.
Давайте новое воспринимать, как должное,
Критиковать, рассматривать, на него влиять.
Чего-то отвергать, только, не с позиций силы.

А, оценку новому,
Лишь, времячко поставит.
В культуре, гениальное останется.
А остальное в истории человечества 
Лишь мелькнёт и навеки, с глаз, скроется.
И, может возродится, будущими археологами,
В виде артефактов, ставших вновь, вдруг, модными.

Мысли эти, не программа, а ощущений отражение.
Лишь бы, новое, было сделано профессионально.
И, даже, топорная работа, коли, гениальна,
Но, по поводу и со смыслом.
У Вас другое мнение?
Как, Вам угодно!
Пожалуйста!



.


.


Рецензии