Древние часть 404

Древние часть 404

4.3 Карелия
Как и в большинстве остальных случаев, некрополь на Южном Оленьем острове был открыт ещё в 1936 г совершенно случайно, при работах на известняковом карьере. Первоначально останки были датированы  временем на несколько тысяч лет меньше реальных (было заявлена датировка около 4 тыс.л.н.) и их антропологическая принадлежность была определена как «монголоидная». Но радиоуглеродные датировки показали, что самые ранние захоронения здесь были сделаны 9,9 тыс.л.н. (Л.Д. Сулержицкий, 1989 г.) и здесь находятся могилы представителей  Y-ДНК родов R1a1 /19/ и J, с датировкой около 7,5 тыс.л.н.
И хотя, наиболее древнее из найденных здесь погребений имеет возраст 9,9 тыс.л.н. назад, человек пришёл сюда ещё раньше.
Реконструкции изменений уровня Онежского озера показали, что ещё около 10 тыс.л.н. острова Южный Олений и Большой Клименецкий находились под водой и только образование реки Свирь около 9,5 тыс. л.н. /13/ привело к быстрому спуску приледникового озера и образованию островов. Таким образом, по чисто гидрологическим причинам, более ранних захоронений здесь и не могло быть. Заметим, что первое датированное захоронение практически синхронно (с допуском на ошибку в датах у палеогидрологов и генетиков) с «всплытием» Южного Оленьего острова из вод Онеги.
Но, сложно предположить, что сразу же по приходу в Карелию, переселенцы уселись в принесённые с собой лодки и устремились на крошечный остров обустраивать некрополь, а не начали освоение региона с обустройства охотничьих стоянок и рыбных промыслов.
Данные генетической экспертизы о разнородности (два рода R1a1 и J) захоронений на Южном Оленьем острове появились всего несколько лет назад,  Но, ещё 40 лет назад о разнородности происхождения населения Прионежья заговорил Г.А. Панкрушев /14/. По его мнению, онежская культура сформировалась в результате объединения двух культурных традиций:
• Более ранней (11+ тыс.л.н.) основанной выходцами с Северного Приуралья или Зауралья (от себя добавим – роды R1a1 пришедшие из Зауралья).
• Более поздней (9+ тыс.л.н.) основанной выходцами и с кругом культур Волго-Окского междуречья (от себя добавим – роды J).
Предположительно, роды гаплогруппы J (J2) принадлежали к культуре веретье, так как анализ материалов онежской культуры показывает наличие существенных черт сходства с комплексами веретинской культуры
«Ареал онежской культуры располагается в северо-западном направлении от территории культуры веретье, примерно на 200 км дальше. С.В. Ошибкина [2006], анализируя особенности вещевых комплексов разных культур и результаты антропологических исследований предполагает, что население культуры веретье продвигалось в конце бореала в сторону Онежского озера. Это продвижение нашло отражение не только в сходстве некоторых вещевых комплексов, но и в морфологических особенностях краниологического комплекса т.н. северных европеоидов из выборки Южный Олений остров, черепа из Песчаницы, индивидов из серии Попово. Заметим, эта же тенденция подтверждается и результатами археологического и краниологического исследования индивидов из Минино на Кубенозере [Вологодщина, наиболее раннее захоронение M-I, погр. 19 (скел. 3) около 9,4 тыс.л.н.]» /15/.
Сложно сказать, насколько мирными были первые контакты разных по происхождению и традициям родов, но уже 9-8 тыс.л.н. в Заонежье, они не просто жили рядом на крошечном острове, но и имели общую культуру и верования. Об этом однозначно свидетельствуют синхронные по времени захоронения в едином некрополе. Но при этом, это были два отдельных рода. Так как, хотя захоронения и совершались на едином некрополе и по единому обряду, могильник был условно разделён две части - северную и южную, что предположительно отражает продолжавшее существовать деление племени.
Всего в бассейне Онежского озера известно более 300 поселений (частично исследовано не более трети). Но к сожалению, Оленеостровский некрополь является единственным известным нам погребальным комплексом этой эпохи не только в Прионежье, но и на всей  Карелии.
«Территория онежской культуры, судя по распространению памятников, включала все побережья озера кроме южного с прилегающими участками местности. В целом она сравнительно невелика, в пределах 250;150 км, едина по природным данным. Осваивалась в полном объеме в течение короткого отрезка времени. Самые ранние из известных памятники выявлены на юго-западном и западном. Около середины VII тыс. до н.э. поселения появляются на других участках. Примерно с середины VI тыс. до н. э. начинается освоение внутренних водоемов». /16/.
Для онежской культуры характерны большие, площадью 2500-3000 м; поселения с отапливаемыми жилищами каркасно-столбовой конструкции. Одежда изготавливалась с помощи костяных игл, причём со времён Сунгири, т.е. за 20+ тысяч лет, её покрой практически не изменился - куртки с капюшоном, штаны и обувь. Охотились с помощью лука, стрел и ловили рыбу с помощью удочек оснащённых составными костяными крючками, сетей и костяных гарпунов.
Обосновано предположить, что одним из основных стимулов к мирному объединению двух различных родов в единое племя послужило то, что изначально у каждого из них была своя специализация, и они, органично дополняли друг друга.
• Роды гаплогруппы J пришли из лесных районов Волго-Окского междуречья и, обоснованно предположить, что это были прирождённые лесные жители и охотники.
• Роды гаплогруппы R1a1 пришли из равнинных граничащих с океаном районов Заполярья. Их специализацией была охота на живущих на открытых пространствах травоядных, рыбная ловля и морской промысел. И первоначально, они не очень комфортно себя чувствовали в густых и болотистых лесах Прионежья.
Для онежской культуры характерно размещение базовых поселков с жилищами на отделенных от континента неширокими проливами (1,5-6 км) островах площадью 2-5 кв. км /17/. Поселки располагались на расстоянии около 50 км друг от друга, причём вблизи каждого из них, на континентальных берегах размещались промысловые становища.
Как показывают археологические данные, уже 9-8 тыс.л.н. численность населения в Прионежье была весьма значительной. А жившие здесь племена имели, весьма продвинутые культовые традиции и высокий уровень жизни и дифференциация их общества была разноуровневой и многофакторной.
«При весьма вероятном наличии различного рода подразделений, сложной и многообразной системы связей, органа управления в лице одного или нескольких человек, оставившее могильник общество выглядит устроенным сложно и упорядоченно. Оно должно было быть достаточно крупным численно для того, чтобы появилась необходимость в такой системе, чтобы она могла оформиться и реализовать себя.
Очевидно, это могло произойти в условиях существования стабильной и хорошо сбалансированной хозяйственно-экономической структуры (или для создания таковой), способной обеспечить благоприятные условия жизни для всех членов с учетом их склонностей и способностей.
Высокий уровень развития и организации данного общества в известной степени подтверждает возрастной состав погребенных, их высокие физические данные,  обилие разнообразных и трудоемких по исполнению орудий труда и быта, большое число украшений и предметов искусства, а также комфортное и равноправное положение женщин. О последнем свидетельствует значительное число старых и возмужалых, тот же, что и у мужчин набор обрядовых вещей, захоронение равно им и вместе с «представителями власти».
Такое общество трудно отождествить с коллективом одной–двух локальных групп при максимальной численности каждой в 50-100 человек. Можно предположить, что оно включало все существовавшие по берегам Онежского водоема в период функционирования могильника. В пользу этого говорит установленная близость его инвентаря поселенческому из разных частей побережья.
В результате анализа погребального набора вещей можно предположить, что каждый член оставившего могильник общества снабжался тем предметом или группой их, которые в первую очередь отвечали его прижизненному положению, занятию, роли (значению), родству, свойству и т.д. по отдельности или вместе как в обществе в целом, так и в своей локальной группе, каком-то другом подразделении. Таким образом, погребальный инвентарь в первую очередь отражает внутренние структурные подразделения в обществе и связи между его членами. Возможно, существующее устройство предполагалось и в загробной жизни». /16/.
В период около 10 тыс.л.н. и даже несколько тысячелетий спустя практически Русская равнина представляла собой «гигантскую Венецию». Огромное число постледниковых озёр, обводнённых болот, рек и проток - давали огромное возможности этносам, освоившим водную стихию. Но, именно такими возможностями обладали роды R1a1. Напомним, что характерным для них образом жизни была жизнь даже не у воды, а на воде – множество базовых поселков на отделённых от континента неширокими проливами (1,5-6 км) островах. Но Онега отличается буйным нравом, и здесь наблюдаются постоянные волнения, а штормовые волны доходят до 3,5 м высоты. И вести такой образ жизни, могли только уверенные в своих возможностях, знакомые с водной стихией и умеющие создавать надёжные и вместительные лодки  люди.
Добавьте сюда знания и навыки охотников, которыми обладали роды культуры веретье. Здесь в полной мере сработал эффект синергии, когда объединившись они смогли сделать то, что было невозможно для каждого в отдельности.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии