Гутенбергский принт
На одной из стен нашего дома в простой рамке висит страница немецкого готического текста, отпечатанная моей собственной рукой. Этот "тяжёлый физический процесс" запечатлен на фотографии: я с натугой тяну на себя ручку пресса, копия образца середины 15 века.
Дело происходит в прекрасном музее Гутенберга в Майнце, Германия.
Именно из-за этого музея, к счастью, мы решили остановится здесь на два дня после путешествия по Рейну. К счастью, так как мы получили огромное удовольствие от прогулок по этому уютному, тщательно реставрированному и ухоженному городу.
Кроме фотографии "печатника" передо мной два других снимка: витражи и хор в церкви святого Стефана. Они вызывают мой пристальный интерес, так как отражают те колоссальные радикальные изменения происшедшие в Европе за 50 лет после второй мировой войны.
Витражи этой протестантской церкви были созданы евреем из России Марком Шагалом. А громадный хор включает в себе не только местный филармонический и церковный, но и соседский, французский. И мы двое, родившиеся в России граждане Америки, сидим под высокими сводами готического собора, почти полностью уничтоженного американцами в апреле 1945, и слушаем мессу Баха на латыни.
Мы путешествуем по Европе, где границы существуют только в виде тонкой черты на картах, где люди не поворачиваются с удивлением и настороженностью, услышав чужую речь, где отношение человека к человеку не зависит от его принадлежности к тому или иному государству.
Что это? Новый ренесанс? Кровавый опыт двух мировых войн? Новое мышление? Я этого не знаю, но знаю только одно - мне хорошо и легко в этом большом доме с греческим названием Европа.
Свидетельство о публикации №122012208784