А. Азимов. Они были счастливы...

                Перевод произведения Айзека Азимова "The fun they had", 1957 г.



   Марджи даже сделала запись об этом событии в своем дневнике. Вечером того самого дня, когда все произошло. На странице, датированной 17-м мая 2157 года, она написала: «Сегодня Томми нашел настоящую книгу!»

   Это была очень древняя книга. Дедушка как-то сказал Марджи, что, - когда он сам еще был маленьким, - его дедушка рассказывал ему о далеком времени. Тогда все рассказы печатались на бумаге.

   Дети переворачивали пожелтевшие от времени и сморщенные страницы. Они были безумно счастливы читать слова, остававшиеся неподвижными, вместо того, чтобы двигаться так, как они привыкли, - на экране, конечно. Затем, когда они возвращались на предыдущую страницу, то находили там те же самые слова, что были прочитаны ими первоначально.

   - Вот так так! - сказал Томми, - Какое небрежное отношение. Когда ты заканчивал читать книгу, ты просто выбрасывал ее, я думаю. В нашем телеприемнике должны находиться   миллионы книг. Но он также подходит и для многого другого. Я бы ни за что не выбросил его.
   - Я тоже, - сказала Марджи.

Ей было только одиннадцать и она еще не видела столько книг, сколько прочитал Томми. Ему было уже тринадцать.

  Она спросила:
  - Где ты нашел ее?
  - Дома, - он, поглощенный чтением, не глядя махнул рукой, - На чердаке.
  - О чем она?
  - О школе.
  Марджи сморщила гримасу презрения.

  - О школе? Что можно написать о школе? Я эту школу ненавижу!

  Марджи всегда не любила школу. Но сейчас она ненавидела ее более, чем когда-либо.

Механический учитель давал ей тест за тестом по географии. А она делала их все хуже и хуже. Пока, наконец, мама не покачала сокрушенно головой и не послала за Окружным Инспектором.

  Инспектор оказался маленьким толстячком с красным лицом. У него был ящик, заполненный измерительными инструментами и проводами. Он приветливо улыбнулся Марджи и дал ей яблоко. Затем разобрал учителя на части.

  Марджи надеялась, что он не сможет собрать их обратно. Но инспектор хорошо знал свое дело и, примерно после часа работы, робот снова стоял на своем месте — огромный, черный и… безобразный... С большим экраном, на котором были подсвечены все задания и на все вопросы были даны ответы. Что ж, хотя бы это было неплохо.

  Наиболее ненавидимой Марджи частью устройства был приемник - щель, куда она помещала перфоленту с домашним заданием и ответами на тесты. Она должна была записывать их в коде Бодо*, который она выучила в шестилетнем возрасте, а механический учитель тотчас же выдавал оценку.

  По окончании работы Инспектор улыбнулся и взъерошил волосы на голове Марджи. Он сказал ее матери: «Это не ошибка малышки, мисс Джонс. Я полагаю, модуль географии слегка ускорился. Подобные вещи случаются. Я замедлил его до усредненного уровня развития 10-летнего ребенка. В настоящее время шаблон ее развития почти полностью удовлетворителен.» И снова взъерошил волосы на голове Марджи.

  Марджи была разочарована. Она надеялась, что инспектор мог бы унести учителя насовсем. Однажды так забрали учителя у Томми. Почти на месяц. Из-за того, что модуль истории в нем  полностью очистился.

  Поэтому она спросила Томми:
  - Зачем кому-то писать о школе?
  Томми надменно посмотрел на нее:
  - Потому, что это не наша школа, дурашка. Это очень старая школа. Такая, какой она была сотни и сотни лет тому назад.
  Он добавил с особым чувством, осторожно произнося каждое слово:
  - Много веков тому назад...

  Марджи была обижена.
  - Ну, я не знаю, что за школа была в те времена.
  Она некоторое время почитала книгу через его плечо и добавила:
  - Но, все равно, у них был учитель.
  - Да. У них был учитель. Но не обычный. Это был человек.
  - Человек? Как человек может быть учителем?
  - Ну, он рассказывал мальчикам и девочкам о разных вещах, задавал домашние задания и спрашивал ответы на разные вопросы...

  - Человек недостаточно умный для этого.

  - Точно говорю, что может. Мой папа знает не меньше, чем учитель.
  - Но он не может. Человек не может знать столько же, сколько знает учитель.
  - Папа знает столь же много. Я тебя уверяю!!

  Марджи не была готова спорить. Она сказала:
  - Мне бы не хотелось, чтобы чужой  человек жил у нас дома и обучал меня.
  Томми воскликнул со смехом:
  -Ты многого не знаешь, Марджи. Учитель не живет в твоем доме. У него есть специальное здание и дети ходят туда учиться.
  - И все изучают одно и то же?
  - Да, если они одного возраста.
  - Но моя мама говорит, что учитель подстраивается под образ мысли каждого обучаемого им ребенка. И что каждый ребенок обучается по-своему...

  - Того же самого они достигали другим путем. Если тебе это не нравится - не читай эту книгу.
  - Я не сказала, что мне это не нравится, - быстро ответила Марджи. Ей очень хотелось почитать об этой удивительной школе.
  Они не прочитали еще и половины, когда мама  позвала Марджи:
  - Марджи! Школа!
  Марджи подняла взгляд от книги:
  - Еще не время, мама...
  - Сейчас же! - приказала мисс Джонс, - Возможно, Томми тоже пора в школу.
  Марджи спросила у Томми:
  - Смогу ли я еще почитать книгу вместе с тобой? После школы?

  - Возможно, - сказал он непринужденно. Он вышел насвистывая; пыльная старая книга была зажата под мышкой.

  Марджи вошла в класс, расположенный справа от ее спальни. Механический учитель уже ждал ее. Его всегда включали в одно и то же время, каждый день, кроме субботы и воскресения — мама говорила, что маленькие девочки лучше учатся, если занимаются каждый день в заранее определенное время.

  Экран зажегся и учитель сказал: «Сегодня урок арифметики. Сложение обыкновенных дробей. Пожалуйста, вставьте вчерашнюю домашнюю работу в приемник.»
  Марджи сделала это со вздохом. Она фантазировала о старой школе. Той, которая была во времена, когда дедушка ее дедушки был малышом. В которую приходили дети со всего района. В которой мальчики и девочки смеялись и кричали в школьном дворе и вместе шли домой в конце дня. Они учили одно и то же. Они могли помогать друг другу делать домашние задания, обсуждали их.

  И в которой учителя были людьми.

  Механический учитель высветил на своем экране: «Когда мы складываем 1/2 и 1/4...»
  Мысли Марджи были далеко. Она думала о том, как дети, должно быть, любили уроки в те далекие времена. Она думала о том, как же они были счастливы...

____
* Код Бодо - код, использовавшийся для кодирования символов на перфоленте для ввода информации в компьютер


Рецензии