Энергия стихотворения
(предваряющие высказывания к сборнику «Поэтические образцы»)
В сборнике «Поэтические образцы» представлены произведения великих поэтов прошлого и современности. Отличительной особенностью этих стихотворений является наличие энергии, что передается читателю.
О какой энергии пойдет речь? Неосязаемое органами чувств изучается неохотно, отношение к наукам метафизическим ироничное, даже саркастическое. Невозможность потрогать руками, посчитать поштучно или измерить каким-либо прибором означает для многих отсутствие существования в принципе. Хотя, надо признать, что познание объектов сакрального значения уже не обходится без математических методов и достижений исследовательской науки.
Обращая внимание на стихотворение, как творение ума человеческого, с вышеуказанных позиций, хотелось бы изучить энергетическую составляющую текста, сужая рамки исследования текстами поэтическими. Всмотреться в невидимое, вчитаться в ненапечатанное, что присутствует в стихах высшей поэтической ценности. Именно эта нематериальная составляющая заставляет перечитывать вновь и вновь стихотворение, задумываться над смыслами и без понуждения заучивать наизусть. Воодушевление, желание действовать, удовлетворение от новизны интеллектуальных ощущений – результат передачи энергии текста читателю.
Энергия – это способность системы совершить работу. Допускаю, энергия в нашем случае не совсем корректное определение, т.к. в общем случае при совершении работы система «истощается», т.е. система теряет энергию, допустим, как обычный аккумулятор.
Многие согласятся без выслушивания аргументов, что даже малозначительный в художественном смысле стишок, имеет свою энергию, при том неиссякаемую, т.е. что-то типа вечного двигателя.
«Недолго музыка играла, недолго фраер танцевал» - эта, с позволения сказать, батарейка возвращала силы бесчисленному множеству людей, теряющих последнюю надежду.
«Жди меня и я вернусь. Только очень жди…» - с этой фразой поднимались в атаку, в последний бой.
Даже не вступлю в спор, что такого вида энергия не поддается измерению, фиксации на рентгеновском снимке и не подвластна никаким микроскопам или телескопам. Крайне рад, что есть объекты изучения, которые не поддаются придирчивому изучению на основе фундаментальных наук. Эта вещь оказывается неуловимее энергии атома, и на иголочку в гербарий не поместишь.
В этом непостижимом ряду стоят такие понятия как молитва, мантра или заклинание. Только энергия стиха в отличие от указанного постоянно обновляется, создается непрерывно, и применяется читателем добровольно.
Поэтический мир сложный, изумительно сложный. Теория поэзии глубоко и всесторонне раскрыла правила стихосложения, основы стиха (рифма, ритм, размер и т.п.). Эстетические законы стихосложения также глубоко и всесторонне изучены. Но мы знаем немало примеров абсолютного соблюдения основных правил стихотворчества, но стихи-то дальше одной-двух строчек не читаешь. Стихов много, поэтов мало. Мандельштам, Маяковский, Вознесенский, Цветков, Строчков и множество других великих поэтов доказывают, что техническое мастерство – первая ступень нескончаемой лестницы настоящего мэтра от поэзии. Соблюдение речевых законов поэзии, канонов стихотворчества, как условие необходимое, но вовсе необязательное, что бы произведение обладало энергией, внутренней силой, неким движением, при соприкосновении с которым получаешь толчок, прилив сил.
При чтении совершенного, т.е. приближающегося к недостижимому идеалу, энергетического произведения, нередко возникает желание что-то сделать, решить, наконец, проблему, преодолеть уныние, как говорится «взять себя за воротник, да встряхнуть - соберись тряпка!» Хочется действовать, совершить поступок, а может и проступок.
Допустим, что наличие или отсутствие энергии в поэтическом произведение как факт существует. Энергии нравственного, духовного, интеллектуального свойства присущие стихам давненько используются пропагандистами. Достаточно вспомнить речевки октябрят или пионеров.
Встает вопрос, каким «насосом», каким источником зарядить, накачать стих энергией? Ответы, где используются слова «вдохновение», кураж, наитие и т.п. сразу без объяснений отвергаются, и правильно.
Позволю высказать некоторые выводы относительно способов и методов наполнения стихов энергией. Звучит так, будто в тарелку борща мясца добавить, да сметанки. Поэтическая кухня существует? Возможно ли самому автору без «творческих озарений» привнести в произведение эту нематериальную силу?
Обязательно надо указать, что ответы на эти вопросы никогда не будут исчерпывающими. Поэтическая наука (наука о поэзии) будет бесконечно раскрывать новые методы, способы и принципы перенесения и насыщения энергией стихотворения.
Хотелось бы отметить наиболее явные предпосылки и причины возникновения такого рода энергии. Несмотря на то, что изучаемый объект нематериален, склонен утверждать, что неестественные силы, а также участие Муз, Пегасов и прочих покровителей не имеют никакого родства с источниками изучаемой энергии. Также отвергаю без обсуждений химическое происхождение таковой.
Месторождение энергии - сам автор произведения. Создатель текста несет полную ответственность за наличие или отсутствие энергетики стиха. Напрашивается вывод, что энергия стихотворения это не появляющееся в тексте нечто совершенное, нечто абсолютное, расшифрованное набором слов, но результат мастерства поэта. Мастерство поэта, профессионализм в свою очередь производные совершенствования поэта и природных способностей к стихотворчеству.
Вернемся к причинам и предпосылкам. Во-первых, талант. Предрасположенность к поэзии от рождения. Большинство корифеев поэзии первые стихи написали еще в детстве. Поэт тот, кто не может не писать. Талант можно условно назвать двигателем, природным двигателем динамо-машины, производящей энергию.
Во-вторых, энциклопедическая начитанность, колоссальная словарная память, мгновенно откликающаяся на процесс творчества. Образованность, как недосягаемая вершина интеллектуального подвига человека. Это, пожалуй, топливо энергетической динамо-машины.
В-третьих, мощь темперамента автора, отпущенная природой и помноженная на волю и запредельное желание высказаться. При этом безграничное послушание законам гармонии стихосложения и преданность красоте речи.
Произведения, представленные в сборнике «Поэтические образцы», насыщены именно той энергией, природу которой хотелось бы постичь.
Энергия стихотворения… Что это такое?
Москва, январь 2022г.
Свидетельство о публикации №122012204160