Аркадий, не говори красиво!..
(Критика стихотворения «На ветках деревьев красуется иней...»
Серик Устабеков)
- Посмотри, сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое - сходно с самым веселым и живым.
- О друг мой, Аркадий! об одном прошу тебя: не говори красиво.
- Я говорю, как умею... Да и наконец это деспотизм. Мне пришла мысль в голову; отчего ее не высказать?
(И.С.Тургенев. Отцы и дети.)
А действительно, если пришла мысль, то почему бы ее не высказать? Так рассуждает начинающий поэт, не знающий законов поэзии, но что любопытно, так порой рассуждает и опытный поэт, поднаторевший в написании стихов. Так что мы имеем?.. Свободу выражения, свободу мысли, свободу образов. А тут кто-то пытается какими то законами набросить узду на свободу творчества?.. И почему это красиво сказать, это плохо?.. Вот и наш поэт подобно Аркадию написал:
На ветках деревьев красуется иней.
Небесный Художник, влюблённый в январь,
Мечтает о том, чтоб повсюду отныне
Обычные люди забыли печаль.
Ну, во-первых. Иней не может красоваться, то есть получать удовольствие от самосозерцания. Это деревья еще могут их красоваться, инею никак не приписывается молвой одухотворенность, как это делается по отношению к деревьям.
Во-вторых: видим уж прямое перетаскивание художника, который был влюблен в женщину и подарил ей миллион роз. Обычная перестановка. Берется тот художник и вставляется в стих, конечно, прямым плагиатом это не назовешь, но такое бесцеремонное перетаскивание образа не красит поэта, как создателя оригинального текста. Идея и слова заимствованы.
И в-третьих: пафосно и «красиво» звучит желание некого художника, как управителя высшей силы, привнести в мир радость. Только непонятно, чего же этот художник так избирательно действует: хочет, чтобы только «обычные люди», забыли печаль. А как же быть с остальными?.. Чем они провинились, и почему они не могут любуясь красотами природы, забыть свои печали?
Ему повинуются злые метели,
Но будто в подарок нам дарится день,
Наполненный светом мирской акварели,
Когда отступает сомнения тень.
«Свет мирской акварели» - как раз и есть образчик сказать красиво, способ рисования приобретает вселенский масштаб, и автор создает некого художника, для которого земля стала мольбертом, и он огромной кисточкой наносит акварель. Может такой образ и пошел, если бы не вселенские масштабы и завитушная мысль, что не только «отступают сомнения», но даже тень сомнений. Что за такая «сомнения тень», откуда взял ее поэт?… Но на его взгляд это также звучит красиво, а на наш, это превращается в красивость и фальшивую позолоту. Когда создается иллюзия истинного золота поэзии. Поэту надо уметь отличать красиво от красивости.
«Фраза эта, давно уже ставшая знаменитой, обычно используется как призыв к конкретной, простой и понятной речи без патетики и риторических украшательств. Очень часто она применяется по отношению к художественным текстам, как стихотворным, так и прозаическим, и подразумевает критику «красивости», распространенной широко, причем не только в творчестве начинающих». (Никита Брагин)
Кстати, Аркадий действительно сказал красиво, но это было неуместно в бытовой речи, за что его и покритиковал Базаров. А вот этот же образ бабочки падающего листа перенесенный в поэзию, как раз бы нашел свое место в нужном месте.
Ах, друг Аркадий, не поговорить
ли нам красиво и чуток витиевато ?
Теперешние речи - точно вата.
А классик… - он был прав когда-то,
но воду ту давно успели слить.
Изысканность и вычурность. Увы.
Когда вокруг одна косноязычность -
нет смысла прыгать выше головы.
(Шульцен Бойзен)
Свидетельство о публикации №122012204023