Т55. Пыль. Голосование
*****************
1. Однажды...
Наталье Глебовой
Однажды всё уже произошло.
Сегодня повторяется былое,
случившееся, может быть, назло
сегодняшнему, чтоб не знать покоя
и мучиться, и повторять слова
рефреном, заклинаньем, чем угодно,
что всё равно душа моя жива
и даже в повторении свободна.
Однажды всё уже произошло.
Уже Ромео полюбил Джульетту.
Уже Колумбу крупно повезло,
и Чацкий в горе прокричал: "Карету!.."
Уже пылятся книжные тома,
в которых всё описано подробно,
но всё равно душа моя жива
и даже в повторении свободна.
Однажды всё уже произошло.
Однажды всё случается впервые.
И даже если сломано весло,
Харон легко добудет запасные.
Но и тогда, когда умрут слова,
и жизнь мелькнёт, мгновению подобна,
я прошепчу: "Душа моя жива"
и выдохну: "Душа моя свободна".
2. Войнушка
Прямо с утра у мальчишек войнушка:
Линия фронта за синей беседкой,
Пыль на щеках - камуфляж для веснушек,
Грудь колесом - для девчонок соседских.
Палки легко превращаются в ружья,
Стоны такие - сбегут санитары.
Снайперов в зарослях не обнаружить,
Ржавая бочка не хуже литавры
Бой объявляет. Патроны, запалы,
Взята скамейка без всякой подмоги,
Снова атака - песочница пала,
И под пилотками чёлки намокли.
Кто-то сияет - футболка в медалях.
Кто-то надулся - фашист понарошку.
Бились отменно, и дом не отдали.
Враг отступал по дворовым дорожкам.
Мамы из форточек звали обедать,
Охали, мазали раны зелёнкой.
Были без горечи эти победы
В детстве таком запредельно-далёком.
После тире растворяются даты.
В рамках цветных оживают солдаты.
3. Гроза
Ничего-то поправить нельзя
парой строчек на мятой бумаге...
Расплываясь в стальном полумраке,
в сонный город вступала гроза.
Ветер дыбил дорожную пыль,
пузырил на окне занавески.
Привкус слёз неожиданно резкий
над пустынною улицей плыл.
И ударили брызги в набат
луж, листвы, подоконников, стёкол...
А письмо позабытое мокло –
в этом не был никто виноват.
4. Душа оставляет следы
Душа оставляет следы
Везде, где придется:
На полке с книгами,
Прячась между страниц, -
На дверных ручках и подоконниках,
На грифе стоящей в углу гитары
(С которой никто не догадается
Вытереть пыль).
Душа оставляет
Невидимую печать на стенах, -
И в старой записке,
Случайно найденной
Среди ненужных бумаг,
Её не меньше,
Чем в сотне стихов,
Написанных тем же почерком.
Врастая в потерю всеми корнями,
Помни об этом:
Душа оставляет следы.
... Будь осторожен: она бессмертна.
5. В самолете
Застряв между морем и небом
Во взбитых как крем облаках,
Смотрю на соседа, что слева
В наушниках, кепке, очках.
Уткнулся в лэптОп, когда лайнер
Набрал высоту и парИт.
Похоже, он - график-дизайнер,
Рисует причудливый шрифт.
Я вижу, как взглядом буравя,
Забыв виртуальный ландшафт,
Следит он за девушкой справа.
На шее по-модному шарф,
Не то чтоб красива, но все же
Есть что-то. Наклон головы?
Осанка? А может цвет кожи?
Помада как звездная пыль.
Сомкнулись на миг ее веки,
Но, дернулся вдруг самолет,
Разглядывает человека,
Сидящего через проход.
Военная выправка, стройный,
Подтянутый, с ровной спиной.
При взлете на редкость спокойный,
А он наблюдает за мной.
Зажатые в лайнерских недрах,
Запутались наши мечты.
Застряв между морем и небом,
Мы - пьяные от высоты.
6. Пыль прошлого
"Et si nullus erit pulvis, tamen excute nullum" /лат./
И если пыли не будет никакой, стряхни никакую.
Публий Овидий Назон, "Наука любви".
Как хотелось бы пестовать в памяти лишь хорошее,
а иное навек запрятать в тартарары...
Слабый ветер принёс золотистую пыль из прошлого,
где остались не позабытые мной миры.
Из разорванных фото снежинки беспечно кружатся
в синеве, прорисованной вечером, из чернил.
Рассыпается пыль, будто замок песочный рушится,
не найдя никого, кто бы образ мечты хранил.
Просочившись ко мне из ушедшего вдаль столетия,
из бутылочной почты глубинных заморских вод,
пыль искрится, летя в серебристых лучах бессмертия,
и клубится белёсым облаком наизлёт.
Я стирала неласковым ластиком откровения,
говорила себе: бытийное всё забудь...
Отчего же, как будто звёздная, незабвенная,
невесомая пыль – вязкой грудой легла на грудь?
То ли неба каприз, то ли гордой судьбы ирония:
столько пламенных зим прошло и морозных лет...
Высыпаю в траву, как пыльцу, пыль годов с ладони я...
И пылают пылинки, припав, наконец, к земле...
7. Как умирают корабли?..
Как умирают корабли?
Вот был он — радостный и гордый,
Но соль и ржавчина упёрто
К финалу жалкому вели.
Рождённый в холоде лесов,
Он на прикол навеки встанет
В далёком пыльном Пакистане,
С разгону врезавшись в песок.
Вздохнёт печальный капитан,
Плечами крепкими поникнет:
«Мне жаль тебя, но медь и никель,
И бронза — ценный капитал.
Пора, мой друг, пойти под пресс,
Увидеть искры пил и сварки.
Прощай, жилец прибрежной свалки,
Окончен твой последний рейс».
Двух лун свершится оборот,
И он исчезнет постепенно
Под шёпот аравийской пены,
Под чуждый слуху говорок.
…Так умирают корабли,
Но душ летучие голландцы
Морские бороздят пространства
И не касаются земли.
8. За сценой
Понедельник. Балет пылинок.
Ликованье в луче сквозном.
Полуслипшиеся кулисы
Влажных век, утомленных сном.
Пятен палевая палитра,
И прохладой по глади лба –
Ласка – лодочка. Здесь разлиты
Лень и легкость, всплески забав,
Сладость, нежная невозможность
Пробужденья. Зависший миг…
Аскорбинка яркой мимозой
Веселит и дразнит язык.
Укоризненно солнце взглянет,
До угла лизнув по стене.
Ты не в школе. Лекарство в склянке.
Капли. Градусник - леденец.
Пол холодный. Босые ножки.
И с разбегу из-за кулис
Чистотой – в ледяную пошлость,
Лбом – в пустую, жесткую жизнь.
9. Не пей вина, Гертруда!
Не бойтесь, королева, кровь давно ушла в землю. И там, где она пролилась, уже растут виноградные гроздья..
М. Булгаков
Не пей вина, Гертруда! Не бойтесь, королева…
Былых веков хламиды валяются в пыли.
Костей под нами груды, над нами сохнут вербы
И тени убиенных отмщенья ждут вдали.
Закончились мазурки, наш пращур – древний ящер.
Идёт гулять насильник, разбойник воровать.
И пей, ни пей – всё мука, и редко кто обрящет.
В финале фортинбрасы и царства на дрова.
Пленительное счастье – плешивая Наина…
Мы в розовых пижамах над пропастью во лжи.
Как водится, «сегодня» проходит вкривь и мимо,
Что подожгли – сгорает, нетленны – миражи.
Звучит, как погремушка: не пейте из копытца,
Не засыпайте с краю, не верьте никому…
Однажды тёмной ночью придёт и ваш убийца –
Последним одиночьем замкнуть окружность мук.
10. На все четыре стороны
За восточным окном берендеевский сад
стынет, скованный лютым морозом,
а вдали, вдоль реки, словно рекруты в ряд
поседевшие за ночь берёзы.
Тишина, как в раю, только слышится звон
непонятно каких колокольцев,
а за окнами юга скользит под уклон
запылённое инеем солнце.
За глухою стеной, что на север глядит
слеповатым чердачным окошком,
в дровнике на тряпье пёс мой преданный бдит,
обрастая надёжным подшёрстком.
От окна, за которым закаты горят
сквозь пустые ничейные избы,
отвожу, словно болью окованный, взгляд,
как от преданной сыном отчизны.
11. Маяк в ночи
В этом мире, наполненном рисками,
Все мы мечемся, как муравьи,
И так часто нам некому высказать
Все обиды и боли свои.
Как трамвай, догоняем удачу мы,
Ищем смысл бытия своего.
Для кого-то мы все предназначены,
Хоть не знаем, увы, для кого.
Но порой в этой жизни случается -
Может, чудо, а может быть, рок, -
Что вдруг Он и Она повстречаются
Среди пыльных житейских дорог.
Очерствевшие от одиночества,
С затаённой надеждой в очах,
Несмотря на чужие пророчества,
Сложат свой запоздалый очаг.
И горит он, назло невезению,
Не подвластен насмешкам ничьим,
Как награда за долготерпение,
Как маяк в непроглядной ночи.
12. Мальчик Адам
Мальчик Адам пробирается через площадь,
ступает легко, и в лице его пустота.
Ни людей, ни трамваев (навигатору только проще),
слепые фасады, провисшие провода,
неподвижный «Бьюик», уткнувшийся в двери бара,
рекламный плакат «Застрахуйтесь сегодня! Ной».
Под плакатом, обнявшись, лежит молодая пара,
или то, что от них осталось. Недавний зной
выманил змей, разложил на пути Адама,
но не стало яблонь – не вспомнить, не согрешить.
Если нет людей, то веры нет и подавно.
Уже вечереет, и мальчик Адам спешит.
Спешит доставить заказ на минуты счастья,
но в назначенном месте лишь пыль, кирпичи, штыри,
плюшевый ослик неясной от сажи масти,
кровля без дома, лестница без перил.
Он смотрит на место, где жили, мечтали, ждали,
и недетская грусть проступает в лице на миг:
почерк Создателя на новостной скрижали,
штамп «опечатано» на двери в погибший мир.
Он не слышит птиц, он уже не смотрит на небо,
одиноко идёт через страшный новый апрель –
долгожданный подарок
для мёртвой девочки Евы,
механический мальчик,
патентованная модель.
13. «Раннее утро, пустая общага...»
Раннее утро, пустая общага,
Длинный – как жизнь впереди – коридор.
В ленинской комнате пыльные флаги
С кем-то невидимым начали спор.
Пахнет в столовой невысохшей краской,
Древний буфет подпирает косяк.
Две театральные бледные маски,
Словно трофеи, над входом висят.
Комната наша – как будто чужая,
Хоть и знакома в деталях давно.
С полки глядит побеждённый Державин,
Пушкин задумчиво смотрит в окно.
День или два – оживут коридоры:
В срок соберётся весёлый народ.
Это пока с тишиной разговоры
Дух общежитья ночами ведёт.
Запах кофейный шаманит из банки,
Бьёт молодая голодная дрожь.
Девочка Ляля, принцесса с Таганки,
Помнишь ли майский ликующий дождь?
Над общежитьем, троллейбусом, сквером,
Новым Арбатом, бульварным кольцом
Льётся мелодия счастья и веры
И сквозняком омывает лицо.
14. Прощай, Садко
Прощай, Садко, макушка лета,
Купец удачливый июль!
Твоя – ты видишь? – песня спета,
И несговорчивый патруль –
Упорный времени ходатай
Неутомимый календарь –
Разбавит и сейчас, как встарь,
Лазурь очей твоих... С кудлатой
Башки собьёт зелёну шапку –
Сперва по прядке, по листку,
А после – сразу по виску
Мазнёт охряным – да в охапку
Сгребёт, и враз без сожаленья
Метнёт под ноги – в пыль, в расход –
И деловито прочь пойдёт
Густеющей вечерней тенью…
Прощай, Садко...
15. Дождь плачет за нас
Мальчики, с разным цветом глаз:
небо и пыль, глина и травы…
Ты еще веришь в удачу?
Кто виноват?
Правы или не правы?
Это не слезы - дождь плачет за вас.
Или за нас?..
Солнце садиться, скоро закат.
Небо устало, воздух пропитан кровью и дымом.
Скажем «прощай» всем, кто молился за нас -
Любимым и не любимым.
Тихо, на выдох, скажем всем, кто за деньги стравливал псов.
Щелкнет затвор или засов.
Кто ты?
Откуда?
Зачем?
Пуля не спросит.
Лето? Нет, порыжела от крови трава.
Осень?
Зима, что сковала сердца,
заморозила губы и разум.
Разом? Вместе? Позволят?
Нет у начала конца
и..., снова осень.
Мясо не спросят, кто его будет есть.
Блюдо блестит блеском начищенной стали.
Руки, что тянутся к яству, устали?
Эй, несите еще, сколько есть!
Время обеда настало!
Мало? Да, мало.
Сколько нужно еще? Чьи бока разжиреют?
Губы немеют.
Зубы оскоминой сводит.
Тише. Это - не гром гремит,
Это - шаги,
Мальчиков, что уходят
На смерти алтарь, слезами омытый и дождем.
16. Хамсин
Песочно-бурая волна,
С горчинкой пыльного тумана,
Вплывает, духотой полна,
Огнём пустыни осиянна.
Идёт хозяйкою небес,
Вонзая пламенные жала
В траву, цветы, поля и лес
Лучами жёлтого металла
И зной, с вершин текущий к нам
По веткам и стволам деревьев,
Меняет ритм кардиограмм,
Вползая тихо в подреберье.
Неумолим его вердикт -
Рукой стального дровосека
Добыть из скачущей груди
Живое сердце человека.
Великой суши троглодит
Сжирает нивы и посевы.
"Воды! Воды!" - земля гудит
Из каждой трещины стозевно.
И всяк стремится - стар и млад,
Страдая выше всякой меры,
Сменить хамсинный душный ад
Прохладой кондиционера.
17.
Вечер, солнца шанежка,
смешанный лесок,
в бахроме ольшаника
речки поясок.
Строчками неровными
вспаханы поля,
подпирают кронами
небо тополя.
Голое отчаянье,
неприкрытый стыд -
изредка случается -
нехотя пылит
декабрёво крошево,
зреет грусти злак,
боль домов заброшенных
не зажать в кулак.
День уходит отроком,
бросив тень окну,
вечер саблю острую
в облако воткнул.
Разбрелись околицы
в разные концы,
лишь к утру расколется
ночи антрацит.
18. Вот и вечер
- Вот и вечер,
спокойный и одинокий,
как ты хотел.
- Я не хотел одиночества!
Только хотел покоя!
- Думаешь это не связано?
Типа другой отдел?
- Нет конечно,
но я рассчитывал на другое.
- На что другое?
Выбор у всех один —
ты выбираешь себя,
или еще кого то.
По другому не получается,
у большинства мужчин,
да и у женщин,
не получается что-то...
- Ты тупое чудовище,
что ты нагородил?
Люди же вместе живут,
а не просто рядом.
И любят друг друга,
я ведь тоже любил!
- Чем закончилось?
Кроме покоя,
тебе ничего не надо.
- Но ведь было же счастье,
целый огромный год,
я носил ее на руках,
она сдувала пылинки...
- Трудно, с этой любовью,
видимо, как повезет.
Эта — просто закончилась,
как в облаках снежинки.
19. Я живу
Я живу, как песчинка
В пыльных бурях пустынь.
Я лечу, как дождинка
Сквозь осеннюю стынь.
Мои чувства и мысли
Влиты в общий поток.
От меня не зависит
В этом мире ничто.
Средь вселенских событий
Я, как хрупкий росток,
Всем ненужный, забытый, –
Робок и одинок.
По утрам меня будит
Грохот нового дня.
А когда-нибудь будет,
Что не будет меня...
Но не сгинут в столетьях –
Верить хочется мне –
Дни короткие эти,
Что я жил на земле.
20. из 301-ой
...прихватил я с другого берега лучик света и горстку пыли,
с той дороги, где босиком, ожидая меня бродили,
свесив крылья, как птицы в зной, (на Икара похожий выводок),
двое - молча, а третий орал: - вот сучоныш! Вот тварь!! Ну выродок!!
Сколько можно, туда-сюда! Кто он есть!? Что вот так катаем!?
Но, наткнувшись на молчавшего взгляд, пробубнил: -пусть живёт. Возвращаем.
...обходила этаж засыпающий, сестра Эльвира в бледно-синем халате,
возмущалась: -ладно, забыли свет! Но откуда песок в палате?!
21. ВНЕ КОНКУРСА (нет слова "пыль")
Таро
Пока ты смеешься, Дитя,
цветы не срезают в букеты.
Дорога - прикормленный пёс,
покружит, приляжет у дома.
В песочных часах, над воронкой,
песчинки парят невесомо.
Пока ты смеёшься, Дитя,
людей не пугают приметы.
Свивается шелковый кокон
из линий судьбы, наитий.
Мечтаешь, Дитя? В зрачках
золотых отражается время.
Избранникам смерти приводят
коня - филигранное стремя
с узором тончайшим из мелких
и, в общем, случайных событий.
В бессмертных полях, в душистом,
июньском шальном разнотравье
кивают вам старец с косой
и косу отбивающий мальчик.
Бьёт в кромку косы молоток,
звеня по сияющей стали.
Дитя подзывает к себе.
Прощайтесь.
*13 аркан. Смерть – дитя великих перемен, коса
22. На чердаке
Здесь жили кошки, голуби и мы...
Александр Городницкий
Чердак заброшен. Лучшие умы
Каморку так давно не навещали…
Живут здесь кошки, голуби и мы,
Когда-то назывались мы вещами.
Изогнутая ножка от стола,
Крючки резные вешалки старинной,
Сундук – на крышке роза расцвела,
И пыльные тяжёлые гардины,
Уютные, в них долго жили мыши.
Скреблись тихонько, – в доме их не слышно.
В шкафу дубовом, спрятаны надежно,
Секреты чьи-то, их потрогать можно:
Бумаги, книги, письма, всякий хлам.
По полочкам разложенные там
Хранятся век – со стародавних лет.
Хозяев тех уже на свете нет.
Мы – рухлядь, барахло. Давно пора
На свалку нас, но с ночи до утра
Всё шепчемся: «Вот были времена…»
И непоседа-ветер из окна
Подсвистывает, голуби воркуют,
Мурлычет кошка, лунный луч целует
Портрет прекрасной девы на стене.
И время будто замерло во сне…
23. Дорога
Те, кто был от меня
на судьбу впереди,
Кто дорогу торил,
чьи маячили спины,
Постепенно в туман,
за черту, уходил,
Оставляя дорогу пустынной.
По обочинам пыль
и присохший бурьян.
Возле глаз горизонта полоска.
Бесконечный простор,
от которого пьян.
И присыпанный след,
чуть заметный,
отцовский.
24. Мендурская дорога
Южней Йошкар-Олы, в двенадцати верстах,
Петляет через лес забытая дорога,
Мне кажется, там до сих пор таится страх,
Хранящий тайну мрачного былого.
Злой воле и жестокости властей
В тот год, казалось, не было границы,
А на местах их слуги всех мастей
Равнялись на приказы из столицы.
Мне кажется, я вижу вновь и вновь
Людей, на смерть безвинно осуждённых,
Дорогу пыльную и вдоль неё конвой,
Ведущий к полигону обречённых.
Их много, сотни, тысячи людей,
Крестьян, врачей, поэтов, инженеров,
Простых рабочих и учителей
Йошкар-Олы, Сернура, Куженера.
Конец пути всё ближе, тот рубеж,
Та самая черта, где нет возврата,
Та самая, что отделяет мир надежд
От тьмы, где никогда не будет завтра.
Двенадцать вёрст, след в след и без следа,
Двенадцать вёрст до страшного порога,
Дорога уходящих в никуда,
Дорога горьких слёз, Мендурская дорога.
25. Дворники вечны
Словно убитый лев, город лежал в пыли -
лапы раскинув, мордой в сухой песок.
Трескался в небе солнца засохший блин.
Дворник Али совершал по улице марш-бросок.
В кучки сметал Али скукоженных листьев хлам.
Следом за ним раскалённой коброй змеилась тень,
жалась пугливо, ища защиты, к его ногам.
Мимо брели, сутулясь, остовы бывших тел.
Выжженая река, словно прямая дорога в ад,
уныло тянулась вдоль горестных берегов.
Пепел вокруг - куда только кинешь взгляд.
От Бога - ни весточки, зови-не зови его.
Дворник Али, задыхаясь, тающий мёл асфальт.
Шаркал метлой привычно, как заводной.
Верил ли он в Аллаха или в случайный фарт -
сам и не ведал, жизни доставши дно.
А на востоке, вполнеба, круглился Нибиру диск,
жаром залив городов обожжённых плоть.
Птицы, сгорая заживо, падали с веток вниз,
плавился, словно воск, обугленный небосвод.
Бились земляне рыбой, насаженной на кукан,
зной с каждым часом делался злей и злей.
...Дворник Али, в спецовке с надписью ЖКХ,
махал и махал метлой по мёртвой уже Земле.
=============================
Как голосовать? Просим В ОТДЕЛЬНОЙ РЕЦЕНЗИИ указать ШЕСТЬ чисел, соответствующих порядковым номерам понравившихся Вам произведений, в столбик в формате
15
9
22
12
14
3
без запятых и других посторонних знаков. РЕЦЕНЗИЯ СОДЕРЖИТ ТОЛЬКО ШЕСТЬ ЧИСЕЛ! Верхняя строчка дает 6 баллов, нижняя, соответственно, 1.
Проголосовать можно только один раз. Вносить изменения допускается в течение 15 минут после выставления. Дальнейшая коррекция запрещена и не будет засчитываться при подведении итогов. Голосование за свои произведения не допускается. В голосовании может принять участие любой автор Стихи.ру, опубликовавший свое первое произведение либо написавший свою первую рецензию не позднее одного месяца до дня объявления голосования. Голоса с пустых страниц и клонов в расчет не берутся. Авторы принятых работ голосуют ОБЯЗАТЕЛЬНО.
При определении призовых мест в случае равенства баллов ПРЕИМУЩЕСТВО ПОЛУЧАЕТ АВТОР, ПРОГОЛОСОВАВШИЙ РАНЬШЕ.
Прием голосов завершается объявлением ведущего после 09 ч. 00 мин. 26 января 2022 года.
Свидетельство о публикации №122012104812