Работа Школьного завода
Когда укладывали доски на крышу сарая, их подавали на верх. Одна доска была положена так, что почти половина её свисала с края сарая. Её не успели передвинуть на крышу, когда порыв ветра сдул эту доску с крыши.
В это время в школьный двор пришла группа городского руководства с директором школы. Папа вынужден был отвлечься от процесса руководства строительством и разговаривать с пришедшими, повернувшись спиной к сараю. Соскользнувшая с крыши доска, торцом ударила папу в спину, по позвоночнику. Папа упал без сознания, очнулся в больнице, где долго лечился. По счастью последствия не были серьёзными, если не считать , что на всю жизнь остался смещённый позвонок и из-за этого были постоянные боли в спине.
Когда я учился в 5-м классе, мы на Ш.З. построили деревянные спортивные буеры 3 шт. по чертежам из журнала Юный техник. Старшеклассники соревновались на буерах по первому льду на коньках до тех пор, пока лёд ни засыпало снегом. Потом на буеры ставили лыжи и соревновались на снегу.
В 6-м классе, так же по чертежам из журнала, мы построили 3 катамарана. Дело по-началу шло споро, но потом замедлилось потому, что энтузиазм мальчишек угас. Сначала работа была по дереву: делали каркас и обшивали фанерой. А потом папа решил увеличить надёжность плавсредств и для этого обшил их жестью. Эту трудную работу он сделал сам, соединяя стыки жестяной обшивки швом в загиб. Но для герметичности эти швы мы залудили, т.е. запаяли припоем. Для этого тщательно зачищали место пайки, обрабатывали паяльной кислотой для снятия жировой плёнки и образования флюса. Чтоб припой приставал к металлу, необходимо было прогревать место пайки, а, хоть паяльник был мощный, делать это было не просто. Работа требовала прилежания и упрямства. Мы быстро уставали. Ребята стали отлынивать, а потом и вовсе перестали приходить в мастерскую после уроков. Поэтому два последних катамарана лудил я один. Было приятно видеть результаты своего труда, когда я заканчивал очередной шов. Но дело шло медленно, а времени оставалось всё меньше и я всё дольше по вечерам оставался в мастерской. Папа в воспитательных целях не помогал мне, а в это время готовился к урокам на следующий день: приводил в порядок инструменты, которыми должны были работать ученики, затачивал их и ремонтировал. Последние 3-и вечера мы задерживались до 24.00, а после того на мотоцикле с коляской ехали домой. Я сильно уставал, но понимал, что закончить работу к концу учебного года было необходимо, т.к. планировалось, что я буду в 1-ю смену в пионерском лагере. Работу я закончил вовремя.
Спускали катамараны на воду, испытывали и соревновались на них ребята без меня. На городском празднике Нептуна устроили Морской бой. Катамараны сближались без вёсел и ребята пригоршнями воды старались залить катамараны противников и потопить. Можно себе представить азарт матросов и болельщиков. 1, 2 и 3 места были распределены по порядку затопления. Потом был поход на катамаранах по озёрам соединённым протоками: оз. Чебаркуль- оз. Еловое, потом по суше перенесли на руках на оз. Табанкуль и по протокам на оз. Теренкуль и оз. Кисегач. Переход от оз. Чебаркуль до оз. Еловое был по речке Еловка с заболоченными берегами, против течения, был первым тяжёлым испытанием для ребят. После перехода, мне довелось принять участие только в съёмках фильма на берегу оз. Елового возле пионерского лагеря, в котором я отдыхал. Съёмку фильма организовал инструктор Челябинской областной станции юных техников Сабиров. Этот фильм показали по телевидению.
Январь 2022
"Южноуралец" № 128 (9182) 9 августа 1988 года.
Завод назвали пионерским...
ЗАВОД, При этом слове представляются застеклённые громады цехов, высокие дымящиеся трубы и множество разнообразных и сложных станков и механизмов. Пионерский завод, организованный в 1-й средней школе города Чебаркуля в пятидесятые годы в отличии от настоящего завода, не имел ни высоких труб, ни сложных станков. Необычным было и то, что у директора завода, главного инженера, начальника снабжения, как и у всех, кто работал в небольших цехах, на груди блестел комсомольский значок или алел пионерский галстук. И всё же это был завод, в котором каждый вторник, после четвёртого урока начиналась рабочая смена. Показав вахтёру пропуск и повесив на специальную доску свои табельные номера, ребята проходили в классные комнаты, превращённые в цеха. Но это было чуть позже, а начинался завод так. Наступал новый 1955- 56 учебный год. И вновь перед учителями вставал вопрос об организации досуга учащихся. По опыту прежних лет они знали, как чрезвычайно трудно бывает сохранить активность членов технических и предметных кружков на протяжении всего учебного года. Скучные, неинтересные, часто дублирующие уроки, занятия в кружках необходимо было заменить какой-то новой формой внеклассной работы,которая бы увлекла детей, дала определённые навыки, научила трудиться в коллективе. Идея, предложенная директором школы Александрой Михайловной Чапала, о создании в школе завода, понравилась всему педагогическому коллективу. В декабре 1955 года было объявлено, что в школе создаётся пионерский завод и производится запись в члены завода только успевающих учеников. Было также решено, что на все руководящие должности учащиеся будут назначаться путём выборов на общем собрании членов завода. После общего собрания был избран первый директор- ученик 6-го класса Лёня Сапожников. Вскоре пионерский завод приветливо распахнул свои цеха-классы. Со звонком,сигналом к началу работы, в коридорах устанавливалась тишина. Не читая таблички на двери с указанием цеха, по звукам, доносившимся из него, можно было догадаться, столярный или слесарный, конструкторский или домоводства, рукодельный или цех по вышиванию, фотоцех находится в этом классе. Именно такие цеха первоначально включал в себя пионерский завод. Перенесёмся на несколько десятков лет назад и открываем первую дверь- здесь работает цех выпиливания, слышен характерный звук лобзиковых пилок. Над столом склонились сосредоточенные лица с увлечением работающих ребят. Подставки, полочки, рамки, резные шкатулки- вот продукция этого цеха. Часть изготовленного цехом идёт для украшения пионерской комнаты, классов, а часть ребята делают для себя. В соседнем цехе учительница русского языка и литературы Екатерина Васильевна Головкина учит выводить пятна с одежды, готовить вкусные обеды. Недостатка в желающих отведать"продукцию" цеха домоводства ни когда не бывает. А вот цех необычно яркий и праздничный, таким его делают ткани, из которых девочки учатся шить для себя кофточки, юбки рубашки. Вместе с Татьяной Николаевной Лысковой, родительницей одного из учащихся, они готовят костюмы для участников художественной самодеятельности. После первых месяцев существования завода педагоги убедились, что новая форма внеклассной работы себя оправдала. Улучшилась дисциплина учащихся, повысилась успеваемость. Постепенно стал складываться дружный коллектив ребят, занятых общим полезным делом. В конце учебного года в школе была организована выставка образцов "продукции" различных цехов завода. Здесь можно было увидеть альбом с фотографиями, различные самоделки, молотки, слесарный и столярный инструмент, наглядные пособия, приборы по физике и химии, художественную вышивку и многое другое. Летом 1957 г. областная станция юных техников взяла шефство над заводом. Несколько раз в Чебаркуль приезжал директор станции, методисты, после тщательного обследования и анализа они порекомендовали руководству завода несколько изменить его структуру и дать более полное содержание работе его цехов. Количество цехов свели к четырём: цех по изготовлению наглядных пособий, столярный, фотолаборатория, цех по изготовлению игр. В свою очередь цеха делились на бригады. Так, в цехе по изготовлению наглядных пособий, который конструировал и изготовлял приборы, модели, макеты, необходимые для уроков, были бригады по изготовлению наглядных пособий по физике, отдельно по химии, по географии и т.д. К каждой бригаде был прикреплён соответствующий преподаватель-предметник, который руководил и направлял работу своей бригады. Наглядные пособия, изготовленные руками ребят: макет однокамерного шлюза, щит для определения мощности электроплитки методом измерения тока амперметром и напряжения вольтметром, громоотвод помогали учащимся усвоить материал, значительно влияли на качество урока. Фотоцех, который раньше помогал в оформлении стендов, фотографировал школьные мероприятия, расширил свою деятельность. Созданная им школьная фототека по физике, химии, географии, биологии и др. предметам, давала наглядное представление о химических и физических законах в технике и жизни. В часы досуга, на переменах ребята играли в детский настольный бильярд, сидели над головоломками, математическими шарадами, в пионерской комнате было несколько пионерских игротек. Всё это изготовили ребята из цеха игр. А вскоре разнообразных игр стало так много, что желающие могли брать их на некоторое время домой, как книги в библиотеке. Школьники так полюбили свой завод и сдружились, что одного рабочего дня в неделю им стало мало. Было решено собираться дважды: в четверг- для работы непосредственно в цехах, и в пятницу- для коллективного отдыха , походов в кино, на экскурсии, игр в пионерской комнате и на воздухе. ...Заводу исполнился год. само собой возникнуть и окрепнуть такое трудное и новое ещё дело, как школьный завод, не могло. Не жалея времени и сил, преподаватели трудились вместе с ребятами, увлекая, заражая их энтузиазмом, трудолюбием. Главным лицом на заводе был учитель труда Иван Евдокимович Шокарев, пользовавшийся большим авторитетом среди преподавателей, получавших у него консультации, и среди учащихся. Под руководством Ивана Евдокимовича ребята учились читать чертежи, работать на станках. Ими были сконструированы и изготовлены токарный станок по дереву, несколько столярных верстаков. Завод расширялся, решили сделать пристрой площадью 80 квадратных метров. Самое активное участие в строительстве приняли члены школьного завода. Они рыли котлованы, подносили кирпич, убирали мусор. Вокруг завода сплотился дружный коллектив ребят, он не распадался и на время каникул. Летом ребята готовили школу к новому учебному году- белили классы, пилили и кололи дрова на весь отопительный сезон. Вместе они работали на полях Чебаркульского совхоза. Летом 1957 года был организован комсомольско-молодёжный лагерь из учащихся 7- 10 классов. Ребята были распределены по трём бригадам по 24-35 человек. После окончания сельхозработ ребятам объявили благодарность. В 1958 году пионерский завод средней школы № 1 г. Чебаркуля стал участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. С тех пор прошло 30 лет , повзрослели члены пионерского завода, как сложилась их судьба? У Вениамина Смирнова, в 1958 году он, ученик 10 класса, был директором завода, изготовил ламповый реостат со счётчиком, одноламповый приёмник с фиксированной настройкой. У Петрова Юрия, ученика 10 класса, укомплектовавшего фототеку, много времени уделявшего обучению младших школьников? За один учебный год он изготовил пять приборов, среди которых воздушный двигатель, фотореле, прибор для демонстрации принципа независимости движения. Морин Олег, будучи учеником 7 класса, сделал оригинальный макет громоотвода. Шилов Виктор, десятиклассник, собрал прибор для демонстрации движения проводника с током в магнитном поле, а также модель автоблокировки железной дороги. Глухих Юрий, в 7 классе изготовил макет "Производство азотной кислоты". Его одноклассники: Любов Владислав, создал модель жидкостного термометра и прибор для демонстрации линейного расширения твёрдых тел; Власов Лев по поручению конструкторского бюро пионерского завода сделал приборы: для демонстрации свободного падения тел, ламповый генератор высокой частоты, действующую модель получения азотной кислоты. Пригодились ли им знания, полученные на пионерском заводе? Помнят ли они своих первых школьных наставников, свой школьный завод?
И.Янгирова, научный сотрудник госархива Челябинской области.
Свидетельство о публикации №122011808859