Конкурс 15. Салон вдохновения

  Дорогие друзья!

  С вами Татьяна Игнатова. Приглашаю всех на открытие 15 Салона Вдохновения по теме:

                ВСЕЛЕННАЯ МУЗЫКИ И СЛОВА

   Такое мощное название частично взято из строк приведённого ниже стихотворения Даниила Андреева "Концертный зал". Иллюстрация к этой теме, которая, предполагается, должна вдохновлять наших участников - картина хозяйки салона:

"Рождение музыки", Игнатова Татьяна, 2015, масло, холст, 60*90.

  Эта картина - попытка передать рождение музыки, исходящее по повелению дирижёрской палочки великого дирижёра Владимира Федосеева, нашего современника (в этом году ему исполняется 90 лет).

   Владимир Иванович Федосеев (род. 5 августа 1932, Ленинград, СССР) — советский и российский дирижёр, баянист, педагог. Народный артист СССР (1980). Лауреат Государственной премии СССР (1989) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1970). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Художественный руководитель и главный дирижёр Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского с 1974 года.

   Считается, что музыку можно услышать, если смотреть просто на руки дирижёра. Его состояние, всё, что он хочет передать, его понимание музыки - это великое таинство. И каждый, кто хоть раз присутствовал на концерте Симфонического оркестра и слушал серьёзную классическую музыку, уже приобщился к чему-ТО возвышенному, недосягаемому и грандиозному. И дело не в профессиональной подготовленности, а в готовности воспринимать сердцем. Ведь и поэзия предназначена не только для профессионалов. И у тех, кто утверждает, что ничего не понимает, могут навернуться слёзы и побежать мурашки по телу. И от сильного слова, и от музыкальной фразы, и даже от паузы... по мановению дирижёра зависшей в воздухе! И вот тогда не говорите уже, что ничего не поняли. Это стало частью вас и никогда не забудется!

    Вот именно об этом состоянии нам и предлагается задуматься и откликнуться в виде поэтического слова, которым мы все владеем. В эти зимние дни, в новый виток разгара пандемии, когда все призываются сидеть дома, мы все приглашены  на необычный концерт во Вселенной музыки и слова! И мы сами станем в этой Вселенной творцами. Разве это не заманчиво!

   А для начала приведём стихи известных поэтов на тему, близкую к нашей :

    Борис Пастернак " Годами когда-нибудь в зале концертной"

Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют,- тоской изойду.
Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.

Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб.

Мне Брамса сыграют,- я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,
И брата, и сына, и клумбу, и дуб.

Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что «Басмой» зовутся и астму сулят.

Мне Брамса сыграют,- я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутемный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.

И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.

И станут кружком на лужке интермеццо,
Руками, как дерево, песнь охватив,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как детство, немецкий мотив.
***

       Наум Коржавин На концерте Вагнера:

Сидишь ты, внимая, не споря…
А Вагнер еще не раскрыт.
Он звуков стеклянное море
Над нами сомкнул — и гремит.

Гремит! И весь мир заколдован,
Весь тянется к блеску слюды…
И вовсе не надо другого,
Солёного моря воды!

Тепла его, ласки, лазури,
И неба, и даже земли…
Есть только стеклянная буря
И берег стеклянный — вдали…

Там высь — в этом призрачном гуле,
Там можно кружить — но не быть.
Там духи стоят в карауле,
Чтоб нам на стекло не ступить.

Нас Вагнер к себе не пускает,
Ему веселей одному…
Царит чистота нелюдская
Над жизнью — что вся ни к чему.

Позор и любви, и науке!
О, буйство холодных страстей…
Гремят беспристрастные звуки,-
Как танки идут на людей.

Он власть захватил — и карает.
Гудит беспощадная медь.
Он — демон! Он всё презирает,
Чем люди должны овладеть.

Он рыщет. Он хочет поспешно
Наш дух затопить, как водой,
Нездешней (а, может, нигдешней?)
Стеклянной своей красотой…

Так будьте покорней и тише,
Мы все — наважденье и зло…
Мы дышим… А каждый, кто дышит,
Мутит, оскверняет стекло…

Тебе ж этот Вагнер не страшен.
И правда — ну чем он богат?
Гирлянды звучащих стекляшек
Придумал, навешал — и рад.

Он верит, что ходит по краю —
Мужчина! Властитель! герой!..
Слепец!
Ничего он не знает,
Что женщине нужно земной.

Не знает ни страсти, ни Бога,
Ни боли, ни даже обид…
С того и шумит он так много,
Пугает
и кровь леденит.
                1963
    Даниил Андреев Концертный зал

Вступаю в духовные волны,
Под свод музыкальной вселенной,
Причастник ее вечерам,
Где смолкшими звуками полны
И воздух, и купол, и стены,
Как хорами стихшими — храм.

Не скрытые маскою черной,
Мерцают глубины роялей
Таинственным золотом дек —
Пучиною нерукотворной,
Кипеньем магических далей,
Творящих на миг — и навек.

Люблю эти беглые блики
На струнах и лаке, а справа —
Сверканье серебряных жерл,
Когда океан многоликий
Замкнуть берегами октавы
Готов демиург — дирижер.

Люблю этот трепет крылатый
Пред будущей бурей аккордов
Вокруг, надо мной и во мне,
И этот, закованный в латы
Готических образов, гордый
И тихий орган в глубине.

Он блещет светло и сурово,
И труб его стройные знаки
Подобны воздетым мечам
Для рыцарской клятвы у Гроба, —
Подобны горящим во мраке
Высоким алтарным свечам.

А выше, в воздушных провалах,
Над сумраком дольним партера,
Над сонмами бронзовых бра,
Блистают в холодных овалах
Юнцы Мировой Сальватэрры —
Алмазной вершины Добра.

На дальних эфирных уступах
Отрогов ее запредельных
Есть мир гармонических сфер,
Для нас составляющих купол
Свободных, бесстрастных, бесцельных
Прозрений, наитий и вер.

И слушают молча колоссы
В своих вознесенных овалах
Сквозь отзвуки жизни былой —
Что здесь, на земле стоголосой,
Еще никогда не звучало:
Эдем, — совершенство, — покой.

1950

   Владимир Солоухин "Дирижер. Рапсодия Листа"

Я слушал музыку, следя за дирижером.
Вокруг него сидели музыканты — у каждого
особый инструмент
(Сто тысяч звуков, миллион оттенков!).
А он один, над ними возвышаясь,
Движеньем палочки, движением руки,
Движеньем головы, бровей, и губ, и тела,
И взглядом, то молящим, то жестоким,
Те звуки из безмолвья вызывал,
А вызвав, снова прогонял в безмолвье.

Послушно звуки в музыку сливались:
То скрипки вдруг польются,
То тревожно
Господствовать начнет виолончель,
То фортепьяно мощные фонтаны
Ударят вверх и взмоют, и взовьются,
И в недоступной зыбкой вышине
Рассыплются на брызги и на льдинки,
Чтоб с легким звоном тихо замереть.

Покорно звуки в музыку сливались.
Но постепенно стал я различать
Подспудное и смутное броженье
Неясных сил,
Их шепот, пробужденье,
Их нарастанье, ропот, приближенье,
Глухие их подземные толчки.
Они уже почти землетрясенье.
Они идут, еще одно мгновенье —
И час пробьет…
И этот час пробил!
О мощь волны, крути меня и комкай,
Кидай меня то в небо, то на землю,
От горизонта
И
До горизонта
Кипящих звуков катится волна.
Их прекратить теперь уж невозможно,
Их усмирить не в силах даже пушки,
Как невозможно усмирить вулкан.
Они бунтуют, вышли из-под власти
Тщедушного седого человека.
Что в длинном фраке,
С палочкой нелепой
Задумал со стихией совладать.

Я буду хохотать, поднявши руки.
А волосы мои пусть треплет ветер,
А молнии, насквозь пронзая небо,
Пускай в моих беснуются глазах,
Их огненными делая из синих.
От горизонта
И
До горизонта
Пускай змеятся молнии в глазах.
Ха-ха-а! Их усмирить уж невозможно
(Они бунтуют, вышли из-под власти).
Как невозможно бурю в океане
Утишить вдруг движением руки.
Но что я слышу…
Нет…
Но что я вижу:
Одно движенье палочки изящной —
И звуки все
Упали на колени,
Потом легли… потом уж поползли…
Они ползут к подножью дирижера,
К его ногам!
Сейчас, наверно, ноги
Ему начнут лизать
И пресмыкаться…
Но дирижер движением спокойным
Их отстранил и держит в отдаленье
Он успокоил,
Он их приласкал.
То скрипки вдруг польются,
То тревожно
Господствовать начнет виолончель.
То фортепьяно мощные фонтаны
Ударят вверх и взмоют, и взовьются,
И в недоступной зыбкой вышине
Рассыплются на брызги и на льдинки,
Чтоб с легким звоном тихо замереть…
...................
Все правильно. Держать у ног стихию
И есть искусство. Браво, дирижер!
                1960

__________________

  Уверенно можно сказать, что вам, дорогие поэты, удастся нас удивить и порадовать своим собственным  воображением и состоянием души, передаваемым через поэтическое слово, включая форму и рифмы поэтического произведения!
 
               Вдохновения Вам!

 Важно заметить, что мы не будем ограничиваться каким-либо конкретным жанром  лирической или философской направленности. Мало ли куда может завернуть полёт вашей  фантазии на крыльях чувств и вдохновения... А может быть это будет что-нибудь из нарратива или наоборот, суггестивной поэзии, или знакомый уже вам жанр Фрагмент будет близок именно сейчас... И привязывать сюжет к картине, которая перед вами, совсем не обязательно. При голосовании на Вернисаже особо будет оговорено, чтобы на оценках не отразилась какая либо привязанность к иллюстрации. Никаких узких рамок! Ваши картины должны быть воплощением полного чувства свободы - как проявление чувств, как симфония света, звуков и красок, искромётное озарение!

   Каждый автор, как литературного произведения, так и живописного, волнуется за своё детище. Не будем забывать об этом и поддержим своими откликами, придав уверенности тому, кто этого заслуживает действительно! И тогда талант будет расцветать ещё больше на радость всем! Не упустите возможность поучаствовать в этом таинстве творческого процесса!

*********************************
 
   Итак, предлагается написать стихотворение на тему  "ВСЕЛЕННАЯ МУЗЫКИ И СЛОВА". Жанр может быть любым. Любая фантазия на тему - любое представление будет очень интересным для всех гостей Салона вдохновения! Обращаем особенное внимание на оригинальный подход к творчеству.  Ваше стихотворение будет как входной билет, чтобы занять своё место в Салоне. А в будущем, возможно, среди лучших стихов постоянно действующего вернисажа будет именно Ваше стихотворение. Мы откроем постоянно действующую выставку из лучших работ по всем номинациям. Кстати, кто уже у нас был, знают, что будут разыгрываться 3 номинации: оригинальность раскрытия темы, совершенство формы, приближение к настоящей поэзии.

Принимается ОДНО стихотворение от каждого автора.

 Располагайте свои произведения в рецензии открыто, чтобы все оценили Вашу работу, но для этого надо представиться, примерно так:

Иванова Мария Петровна "Название" ссылка на публикацию


  Салон Вдохновения - "ВСЕЛЕННАЯ МУЗЫКИ И СЛОВА" будет открыт две недели, до 2 ФЕВРАЛЯ 2022 года!

  Затем у нас будет время обсудить и оценить все наши работы по трём номинациям НА ОТКРЫТИИ ВЕРНИСАЖА С ВАШИМИ РАБОТАМИ.
***

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В САЛОНЕ
------------------------

1. Вежливость по отношению ко всем, включая ведущую. Культурное обращение даже в обсуждении. При нарушении этики общения и поведения гостю будет отказано в общении в рамках данного проекта.

2. Принимаются РИФМОВАННЫЕ стихи, сочинённые СПЕЦИАЛЬНО для Салона Вдохновения!

3. Объём стихотворения – от 8 до 30 строк.(+2 строки)

4. Стихи могут быть любого жанра. Не принимаются переводы.
Откровенный стёб – в запрете! Юмор – только в «английском» стиле, без «клубнички». Никаких «пародий», «приколов» и «эпиграмм».

5. Стихи агрессивной политической направленности  отклоняются, поскольку могут восприниматься участниками неоднозначно и приводить к нежелательным острым дискуссиям. Но гражданская лирика в виде философского рассуждения рассматривается.

6. Стихи с упоминанием имён авторов сайта не принимаются.

7. Ведущая имеет право отклонить стихи, имеющие двусмысленное  или пошлое содержание.

9. В голосовании и обсуждении принимают участие  авторы конкурсных стихов, а также и гости салона, которые не подали свои работы.

10. Стихотворение автора, не принявшего участия в голосовании, не будет представлено в итогах.

Наш премиальный фонд:  300 баллов в каждой номинации.

По сумме всех баллов и победе хотя бы в одной номинации будет объявлен один победитель конкурса! Однако, предыдущий конкурс показал, что бывают и исключение. При внушительном превосходстве общего количества баллов и без победы в какой-то номинации может быть определён победитель!

Внеконкурсной ветви не предусматривается!

Все вопросы и предложения по проведению сего проекта присылайте  на эл.почту хозяйке салона:
                ignattur@gmail.com

   Сюда можно присылать свои живописные или акварельные работы! Но только свои! Нас интересует творчество самих авторов, гостей салона, а не кого-то другого! Так мы будем знакомиться лучше друг с другом. Если автор не желает принимать участие в нашем конкурсе - его художественные работы не могут в дальнейшем рассматриваться!

 Хозяйка Салона Вдохновения Татьяна Игнатова
/авторская страница - http://stihi.ru/avtor/ignattur/

ИЛЛЮСТРАЦИЯ:  "Рождение музыки", Игнатова Татьяна, 2015, масло, холст, 60*90.


Рецензии
А музыкальные пьесы можно присылать? Какие?

С добрыми пожеланиями в вашем замечательном начинание,



Светлана Саванкова   06.08.2022 13:01     Заявить о нарушении
Светлана, не готова ответить на Ваш вопрос. Рассматривали только живописные работы, включая компьютерную графику - визуальное творчество. Но можно подумать...

Маллар Ме   09.08.2022 00:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.