По конк. ВСМ - Слово Твоё... свет стезе моей

http://stihi.ru/2021/10/01/2066 - Конкурсная страница 
http://stihi.ru/2022/01/18/5535 - Итоги конкурса

Конкурс, итогам которого посвящена эта статья, был организован творческой площадкой  Фонда ВСМ. Я была не его организатором, а одним из членов Жюри, осуществлявших голосование по анонимному пакету принятых Председателем Жюри стихов. Почему я вдруг задумала подготовить для вас обзор по чужому конкурсу? Понравилась тема. Кроме того, в ТМА мы очень давно не проводили конкурсов религиозной лирики, а это совершенно особый жанр поэзии,  на который  полезно  обратить внимание читателей нашей Мастерской.

P.S.:
Система голосования в Фонде иная, чем в ТМА: члены жюри ставят оценки абсолютно всем участникам (в диапазоне от 10 до 2 баллов) - именно эти оценки отражены в итоговом протоколе. Лучшие стихи - шорт лист - судьи не отбирают, в этом главное отличие системы  судейства. Поэтому выставленные участникам оценки от 2 (низший балл) до 6 - это не то же самое, что одноименные (но не равно значимые) оценки в протоколах ТМА: судьи ТМА просто не отбирают в свой шорт лист произведения такого качества, обнаружив в них либо ошибку технического исполнения, либо недостаточное  раскрытие заданной  темы конкурс, либо бедность языка стихов. Во всяком случае, так голосую в конкурсах Фонда я: все произведения, которым я выставляю там  оценку  меньше 7, я бы точно не включила в свой шорт лист, если бы это  произведение было участником конкурса ТМА.
 
Тема  конкурса была сформулирована следующим образом: «Слово Твое… свет стезе моей» - по Псалму 118 1:105.  Правильно раскрытая тема (правильно выбранные на конкурс стихи) - это важное условие возможного успеха участника. Подавать на любой конкурс абы что - что в загашнике ранее написанного у нас нашлось из "религиозного" - это неправильный путь. Может быть, нам и повезет случайно, но, скорее всего, такой наш выбор "не прокатит". Кроме того, цель нашего участия в любых конкурсах интернета - не "случайно победить", а чему-то научиться, на что-то важное в своем личном творчестве обратить внимание. Поэтому всегда стоит сначала как следует разобраться в заданной конкурсом теме.

Если в задании стоит ссылка на конкретный псалом - например, как здесь - на Пс.118, то весьма полезно познакомиться с его содержанием (в интернете можно найти все, что угодно - было бы наше желание!):

"Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его. Они не делают беззакония, ходят путями Его. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей. Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем. Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему. Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим. Устами моими возвещал я все суды уст Твоих. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего. Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего..."

Если обобщить содержание 118-го псалма, то становится понятным, что стихи конкурсантов должны повествовать о том, как Слово Божье (Библия) помогает каждому из нас, как оно конкретно действует в нашей  жизни.

Из 74 представленных на конкурс стихов чуть больше 50-и  раскрывали именно эту тему, остальные все-таки касались других тем, и потому я выше 5 баллов я им не ставила, даже несмотря на то, что многие из них сами по себе выглядели достойно и мне нравились. Но данный конкурс не предполагал свободную тему, где единственный критерий выбора - "нравится".

На этом же этапе чтения пакета я сразу же отмечала все стихи, написанные с техническими ошибками исполнения - пояснять это постоянным читателям ТМА  было бы лишним: на всех наших конкурсах мы совсем не оцениваем стихи, написанные с ошибками техники! Подчеркиваю - не с ошибками записи (орфографии, пунктуации - хотя и это очень портит впечатление о стихах), а именно с ошибками техники стихосложения: стихи с потерей рифмы, со сбивкой ритма, с разрушением формы строфы, с лексическим ляпом выбора слов или с неестественным способом организации предложения.  Таких произведений в пакете тоже обнаружилось великое множество, я им более 2 (реже 3-х) баллов не ставила.

К сожалению,  при написании стихов в жанре религиозной лирики  (не путаем этот жанр с жанром дословного перевода канонических текстов с церковнослвянского !!!) очень часто встречается еще одна ошибка:  создание автором зарифмованного текста предсказуемого содержания, где полностью отсутствуют авторские мысли или его личные переживания и  наблюдения, а главное, где практически отсутствует язык поэзии. По содержанию - не поспоришь (и в духе веры, и правильно сказано), а вот поэзии в тексте нет совсем! 

Примеров последнего недочета я здесь приводить не буду, чтобы не обидеть участников. Многие из вас наверняка читали на нашем сайте великое множество подобных рифмованных трактатов о вере. Автор их чист душой, укреплен в вере и даже понимает то, о чем пишет (что случается не часто!), но все равно его труд - не поэтический жанр, а прикладной - это скучная рифмовка известных библейских фраз, прошений и суждений.

А что же в данном конкурсе мне понравилось? Такие произведения в пакете были, и их нашлось немало. Вот те стихи, которые мне хочется вам показать и прокомментировать:

*********************************************************
4. ПУСТЬ СЕРДЦЕ МОЛИТВОЮ. ТАТЬЯНА ЩЕБЕТУН

Пусть сердце молитвою к Богу стремится, -
Лишь в Нём и отрада, и тихий покой.
В Нём к небу душа устремляется птицей,
В Нём мыслей нескладных смиряется рой.

Источник для жаждущих, пища - голодным,
Он душу утешит, поймёт, исцелит.
В Нём каждый ОБРЯЩЕТСЯ ныне свободным.
В Нём сердце живёт и любовью горит.

Стихи написаны современным языком, в который автор включил  форму старославянского языка "обрящет" (найдет, отыщет). Меня немного напрягла современная форма возвратного глагола (глагола с частицей "-ся"), примененная к старославянскому глаголу, хотя по смыслу противоречий нет: каждый найдет себя ныне (сегодня) свободным. Тем не менее, мне кажется, лучше не смешивать в одном стихотворении разные языковые стили, включая в современный язык старые формы только в каком-то одном фрагменте.   

9. СВОЙ АРМАГЕДДОН . ОЛЬГА ИВАНЫЧЕВА

И что ни день - Армагеддон.
Страстишек ощущая смрадность,
Душой желаю чтить закон,
Но властны в ней то гнев, то жадность.
Тоска с отчаяньем СДРУЖАСЬ
Всё ТКУТ И ТКУТ паучьи сети.
И прочно держит эта вязь
Рассудок мечущийся в клети.
Обид восходят семена,
Посевы зависти, гордыни...
Душа, ужель ты не умна,
Не к тверди тянешься - к трясине?
Земной тебе милее рай,
Комфортный быт и развлеченья...
О вечном помни. Избегай
Корысти, лени, осужденья.
Лукавых мыслей легион
Разбить бы, довести до краха...
И это мой Армагеддон,
Пусть не вселенского размаха.

Хорошие стихи о желании души "чтить закон" и препятствиях к этому. Немного подкачало только неправильное управление словами  в начале стихов: "Тоска с отчаяньем сдружась, всё ткут и ткут паучьи сети". Здесь не самая удачная форма деепричастия "сдружась" (вместо "сдружившись") плюс  с числами есть небольшой разнобой: если речь идет о "тоске", после которой стоит  предлог "с", а не союз "и", то требуется "ткет и ткет" (ед.ч.), потому что "отчаяние" здесь использовано в деепричастном обороте, а не является вторым подлежащим.

19. МОЛИТВА. НАДЕЖДА СВИТОВА

Летний дождь стекает с мокрых крыш,
И молитва слышится в тиши.
"Господи! Прошу тебя, услышь
Голос неприкаянный души!
Помоги мне, грешнице, забыть
Злых ошибок горькое вино,
Научи, несчастную, любить
Сердцем, что изранено давно.
Научи, как правильно мечтать,
Чтобы белым свет увидеть вновь?!
Боже! Научи меня прощать,
Чтобы возродить в душе любовь.
Научи не слышать жалкий бред,
Глупый страх из сердца прогони,
Научи слепую видеть свет.
Образумь, спаси и сохрани!"

Стихи-молитва. Здесь многое ожидаемо, но все-таки написано с искренностью, с рассказом личного опыта духовного пути и написано современным поэтическим языком.

21. АНЕСТЕЗИЯ. КАР-ФА-ГЕН

Метрономы колоколен
Гонят душу прочь из штольни,
Из аквариума быта...
Совесть так давно не мыта.

На поверхность, на свободу,
Пусть хлебнёт живую воду,
Очерствела в оболочке,
Забродила, словно в бочке.

Честь отпустят из капкана
И от  лжи  очистят раны.
Фальши свиту всю в  корыто -
С перезвоном на орбиту.

Прочь из клетки, к небосводу,
От гранита, на природу.
Эх, куранты, ходу, ходу...
Памяти моей в угоду.

Камертоном колоколен,
Вновь сегодня успокоен.
БлАговестом обезболен...
Волен.. волен.. волен.. Волен.

Стихи, в которых на нас воздействует не только содержание (слова), но их звучание, напоминающее звучание колокольного звона, призывающего к молитве. На мой взгляд, слишком много разнородных образов к одному предмету описания (аквариум, штольня, куранты, камертон, капкан, корыто, орбита...) - было бы лучше, если бы между этими очень разными (подобранными в угоду рифме) сравнениями было бы что-то общее, постепенно раскрывающееся в тексте по смыслу.

24. ПРОВОДНИК. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ

Рабочий стол. У чистого листа
Иконы лик - и будто не одна я.
В глазах Христа покой и доброта,
Прощение и мудрость неземная.

Соавтор строк моих и проводник
По времени в не выраженных странах,
ОН светлым взглядом в суть мою проник,
Ведёт меня в заботах неустанных.

Наставник мой! Дай мне Твоих глубин,
В обыденности – миропониманья:
Собрать одну из множества картин,
Из частного – картину Мирозданья.

По мере восприятья моего
Дай образы, и символы, и числа:
Хоть чуточку сакрального, того -
В структуру Слова вложенного - смысла!

Неплохое владение литературной речью современного языка. В стихах есть авторская мысль, и есть ясное раскрытие поставленной конкурсом темы: "Соавтор строк моих и проводник по времени  в не выраженных странах, ОН светлым взглядом в суть мою проник, ведёт меня в заботах неустанных".

26. НА ЧАЙ С БОГОМ. ДЕМИД САГАРО

К Мельпомене торговца не сватают...
Может быть, я несу ерунду:
Я боюсь, что стихи напечатают,
И я больше тех слов не найду.

Люди ищут решения быстрого,
Чтоб заметил их Бог невзначай,
Свечки ставят, поклоны бьют истово,
А ко мне Он заходит на чай.

Я не знаю ни даты, ни времени,
Не веду нашим встречам журнал,
Я включаю антенну на темени
И фиксирую, что Он сказал.

Отчего и зачем меня выбрали?
Мне не близок церковный закон,
Но той встречи я ждал всеми фибрами
И держал наготове iPhone.

Велики и чудны все дела Твои!
Только кажется по вечерам,
Если деньги возьму за стихи мои,
То как будто Его я предам.

Я, конечно, хочу популярности.
Вы возьмётесь меня осуждать?
В казначейских билетах нет радости,
Если цель не несут созидать.

Да воздастся тебе по делам твоим!
Не святой я, но честь берегу.
Да пошлёт мне судьба новой встречи с Ним,
Ведь теперь не писать не могу!

Очень современным языком современный автор пишет о своем житейском, вовсе не считая себя воцерковленным человеком, но его стихи полностью в духе истинной веры, которая по делам, а не по правильным словам оценивается. Персонаж пишет стихи и постоянно слушает Бога: "Я включаю антенну на темени и фиксирую, что Он сказал". А насколько в духе истинной веры вот эти строки: "Велики и чудны все дела Твои! Только кажется по вечерам, если деньги возьму за стихи мои, то как будто Его я предам". Или эти: "Не святой я, но честь берегу. Да пошлёт мне судьба новой встречи с Ним, ведь теперь не писать не могу!". Мне кажется, это очень хорошие стихи!

28. ЗАСЫПАЛА ЛИСТЬЯМИ ОСЕНЬ КРЫЛЬЦО. АНАТОЛИЙ ОЛИВАНОВ

Засыпала листьями осень крыльцо,
Волшебница-ночь затемнила окошко.
На кресле, вольготно свернувшись в кольцо,
Мурлычет довольная, сытая кошка.

Спокойно, уютно, блаженство, покой,
Лампадка горит, лик святой освещая.
Молитву творю благодарной душой,
Главу поседевшую низко склоняя.

Судьбу начертал Бог незримой рукой,
Хвалу вездесущему вновь воспеваю.
Любимую встретил, доволен судьбой,
Счастливый, крылатою птицей летаю.

Пусть ветер закружит цветной листопад,
Откроет объятия благость земная.
Осветит дорогу несущую лад,
Звезда путеводная, ярко сияя.

Стихи с рассказом о том, насколько все хорошо и благостно в жизни персонажа, который доверил себя Богу. Они настолько благостны, что даже заставили меня вспомнить притчу о фарисее, молящемся в храме...)) Тем не менее, стихи все равно понравились - и языком поэзии ("волшебница-ночь затемнила окошко", "счастливый, крылатою птицей летаю", "ветер закружит цветной листопад"), и мелодичностью их звучания, и настроением умиротворения.

29. ТЫ РАСКРЫЛА ЛАДОНИ... ЕВГЕНИЙ МАКАРОВ СВЕТЛЫЙ

Ты раскрыла ладони,
   Словно двери у сердца,
Я увидел Мадонну,
   Что кормила младенца;
А во взгляде глубоком,
   Подарившем мне веру,
Я почувствовал Бога
   Откровением вербы.
Полюбивши навечно
   Эти руки и очи,
Понял: жизнь бесконечна,
   Лишь земная короче.

Стихи о том, как человек увидел Бога через встречу и любовь к земной женщине: "А во взгляде глубоком, подарившем мне веру, я почувствовал Бога откровением вербы". И правильно расставил приоритеты главного в жизни: "Понял: жизнь бесконечна, лишь земная короче". Поэтому, это несомненно религиозная лирика, а не только любовная.

39. ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ... ЛЮЦИЯ ЗВЕЗДНАЯ

О Великий Гончар, Ты без устали лепишь из глины
Новых Ев и Адамов в мозаике дней и ночей...
Ты вдыхаешь в них жизнь, акварелью рисуя картины,
Омывая потоком божественно-нежных лучей.
 
О Великий Художник, талант Твой, бесспорно, бесценен
И Твой мир многогранный никто бы не смог повторить
Ни луною, ни солнцем, ни золотом листьев осенних,
Ни кометой, рисующей нА небе тонкую нить...
 
О Великий Творец, созидающий в мире подлунном,
Пишешь Ты на скрижалях сценарии наших судЕб.
Под волшебные звуки, слегка ударяя по струнам,
Призываешь к прощению, миру, любви, доброте…
 
Жаль, Адамы и Евы не все Твою музыку слышат,
О Великий Маэстро, но в этом не Ты виноват...
Каждый сам волен выбрать свой путь и занять свою нишу,
Каждый сам выбирает дорогу — в Эдем или в ад.

Красивые мелодичные стихи, соответствующие заданной теме, но они, почему-то меньше трогают душу, чем могли бы, потому что отстранены. Автор не только  прославляет Бога, но и оценивает Его ("талант Твой, бесспорно, бесценен"),  жалеет тех, кто "Его музыку не слышит" и даже самонадеянно оправдывает Бога "но в этом не Ты виноват" (!!), а потом делает заключение, что "каждый сам выбирает дорогу". Мысли все не новые, правильные, но мне не хватает в этих стихах личных авторских переживаний - повествования о себе, о своем опыте, о своих ошибках и прозрениях. Слишком  уверенные в своем знании, поучающие стихи.   

41. СУББОТА. ЯЛЕНКА

Неслышно подошёл субботний день —
чуть проспала лучей нежнейших ласку.
Приметила Господнюю подсказку —
но рано подниматься было лень…
Еда уже готова. Ждать гостей
не перестала — только всё пустое —
не слышат слова Божьего — не стоит
самой тягаться с Богом — мысль без стен…
Услышат Слово! Тихий личный день
я проведу лишь с Господом — суббота.
И отложу неспешную работу,
но платье надо светлое надеть!

Приму душою тихой Божий дар…
Секунды шелестят в часах привычно…
А за окном воркуют долго, зычно,
но думаю, Господь почтенья ждал…
Как грустно — разучились Бога чтить.
И почитать. Читают тоже мало.
Я библию ладонями сжимаю,
прошу того, кто СВЫШЕ, научить
любить и принимать судьбу легко,
соседей не судить — ведь тоже люди!
А тех, кто, вскользь, меня с тобой осудит,
прощать — не стоит дуть на молоко…

У мамы в доме были пироги —
казалось, ритуал такой душевный!
И пахло просто домом — так волшебно!
Тепло взываю память — сбереги!
Пусть это не по—божески: тогда
не думали, что нарушаем что-то…
Вокруг меня скользит моя суббота,
и тикают размеренно года…

Полная противоположность предыдущим стихам - эти мне чрезвычайно понравились и близки личным отношением к теме, написанные с теплом и без пафоса: "не стоит самой тягаться с Богом - мысль без стен… ". Или: "Я библию ладонями сжимаю, прошу того, кто СВЫШЕ, научить любить и принимать судьбу легко, соседей не судить - ведь тоже люди!" Или: "Тепло взываю память - сбереги! Пусть это не по-божески: тогда не думали, что нарушаем что-то…". Замечательное произведение про то, как  правильно и необходимо наше намерение "принять душою тихой Божий дар…".

42. МАЛОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО. ОЛЬГА ФЛЯРКОВСКАЯ

Говоришь, что мучает тоска?..
Едем на маршрутке до леска!
Там церквушки белые бока
Дотемна видны издалека.
Льётся свет над церковкою той,
Как над сельской бабушкой простой,
Что кутью варила и компот,
Что ходила в храм из года в год –
Палочка в морщинистой руке,
Чёрная кошёлка налегке...

Люстры понапрасну там не жгут,
Помощи от города не ждут,
Но стоит живая тишина,
Словно изнутри озарена.
Знаешь, эта церковка свята
Тишиной присутствия Христа...

Поэзия в каждом слове! Никаких нравоучений, никаких обличений, просто тихое благоговение перед "белыми боками церквушки", где "стоит живая тишина" и которая сохраняет традиции рода: "...Как над сельской бабушкой простой,  что кутью варила и компот, что ходила в храм из года в год –палочка в морщинистой руке, чёрная кошёлка налегке"... Замечательные стихи о том, как важна для нашей жизни православная традиция.

43. ПСАЛОМ 45. АНАТОЛИЙ СЕМКИН

Чего бояться мне,
Когда со мною Бог?
Прибежище моё и сила.
И даже горькая утрата
Мне явила,
Что защищён я,
Я не одинок.
Болезни.
Глады.
Гибнут города.
Стоит за этим тот,
 Кто мир лукавит.
Но всё изменит то мгновение,
Когда
Придет Господь
И силу свою явит.

Бог Яковлев.                ??               
Защитник мой Господь.
Кого бояться мне?
Пред кем я струшу?
Оберегает Он
Не только мою душу,
Но и мою
Лишь временную плоть.

И надо лишь отречься от себя,
Поверить в Промысел,
Поверить в Провиденье.
И помнить о себе:
- Я лишь творенье.
Всем сердцем
Божью волю возлюбя.

Увы, не праведник.
Об этом лишь молю.
И не раскаявшись в слезах,
А просто каясь,
Я Божьему терпенью поражаюсь,
Как, грешный,
 До сих пор пред Ним стою.

Без Божьей воли,
Чтоб я в жизни мог?
Пока рука Его
Мой день не отпустила,
Кого я устрашусь,
 Когда со мною Бог?
Прибежище моё
И сила.

Это не дословный перевод 45 псалма, но очень точный по сути его смысла, написанный не копированием канонических фраз, а живым авторским современным и понятным всем языком. "Защитник мой Господь. Кого бояться мне? Пред кем я струшу?
Оберегает Он не только мОю душу, но и мою лишь временную плоть". Здесь в отличную фразу , к сожалению, вкрался небольшой распад ритмического ударения с фонетическим -"мОю душу". И еще я бы вместо орфографии "Бог Яковлев" использовала бы форму"Бог Иаковлев" (то есть, Бог Иакова - Иегова).

44. РИСУНОК. АНДРЕЙ СТАЛЬНОВ
 
Над спящим селом непроглядная темень,
лишь в крайней хатине* горит огонёк:
при свете коптилки дрожащие тени
ведут у печи свой немой диалог,
журчит ручеёк за стеною в овраге,
сверчок что-то шепчет себе под окном,
а в сЕнцах малец лик Христа на бумаге
рисует старательно карандашом:
«Ресницы и брови…. Всё, вроде, готово».
Но только опять в пальцах стёрка: «Не то!»
«Андрийко, лягАй», - голос бабушки снова
зовёт внука спать. «Ну бабуля, потом! –
мальчонка задумчиво смотрит в окошко. - 
Глаза, говорят, отраженье души…
Так должен светиться и в образе Божьем
взгляд искрой  желания верить и жить.
И  жить не какой-то своею мечтою,
а делом и думой во благо других,
заботою искренней и добротою
 к любому, кто просто нуждается в них.
Но пуст  взгляд, не видно и толики малой
той искорки чудной в рисунке моём».
И снова выводит малец на бумаге
за линией линию, штрих за штрихом….
Наутро, с рассветом встав, бабушка долго
на образ рисованный будет смотреть,
а после покажет соседу: «Микола,
дивИсь, внук в ночи малювАв»**. Тот в ответ,
скрывая улыбку, ей выскажет строго:
«Эх, баба Татьяна… Видать, не свезло:
вот станет художником внук ваш, и в город
уедет, забыв там и нас, и село».
«Конечно! - добавит соседка смешливо. –
Не будет в полях надрываться, как мы».
Но бабушка лишь отмахнётся: «ДурнИ вы…
 Не бАчите тОго, що вин зрозумИв»***…

Прим. (в переводе с малороссийского диалекта русского языка):
* хата, дом;
** «Николай, смотри, внук ночью рисовал»;
*** «Глупые вы… Не видите того, что он понял».

Признаюсь, я не любитель смешения разных языков в одном стихотворении. Будем условно считать это малороссийским диалектом, хотя далеко не все места стихов написаны именно им: многие строки - современным русским. Но стихи замечательны по содержанию. Никаких нравоучений - один только  сюжет показывает нам, как Слово Божье пронизывает душу чистого ребенка и открывает ему глаза на мир. ««Ну бабуля, потом! – мальчонка задумчиво смотрит в окошко. - Глаза, говорят, отраженье души…Так должен светиться и в образе Божьем взгляд искрой  желания верить и жить. И  жить не какой-то своею мечтою, а делом и думой во благо других, заботою искренней и добротою  к любому, кто просто нуждается в них». Очень интересное раскрытие заданной темы.

45. СЛОВО. МАРИЯ АБАЗИНКА

Исчезают призраки лунной ночи.
Хранят источники соль земли.
Буква спит, но дух открывает очи,
Тает жалкий кумир.

У пророчеств долог разбег, но точен;
Имеешь зрение – стой, замри:
Божье слово нежно и тихо точит
Этот каменный мир.

Чем лаконичнее стихи, тем труднее их писать. Здесь это удалось: все нужное и главное в стихах сказано, и сказано языком поэзии. «Имеешь зрение – стой, замри: Божье слово нежно и тихо точит этот каменный мир».

48. СУДЬБА. ВИКТОР КОЛЕСНИКОВ 6

Жизнь не сложилась, и уже едва ли
Ей вымолить удачу повезёт.
Кого-то в церкви долго отпевали.
Она ждала. Крестилась. Весь приход
Заполнен был. А ей хотелось
Побыть в тиши, побыть наедине
С тем, кто её измученное тело
Спасти бы мог. На сумрачной стене
Заката луч блеснул как обещанье.
И стало легче. И не ей одной.
Как будто жизни приоткрылась тайна,
Чтоб даровать спасенье и покой.
Брела домой, стараясь не встречаться
Ни с кем глазами и в душе храня
Тот чистый миг надежды и участья
На склоне обезболенного дня.

Еще одни стихи, где сюжет работает за автора. Автор только описывает то, что наблюдает в своем сознании: «...ей хотелось побыть в тиши, побыть наедине с тем, кто её измученное тело спасти бы мог». И чудо происходит: «На сумрачной стене заката луч блеснул как обещанье...». Персонаж стихов возвращается из храма «в душе храня тот чистый миг надежды и участья на склоне обезболенного дня». Сюжет  рассказан нам лаконичными и образными средствами поэзии (а не фактами и поучениями), стихи - замечательные!

49. С ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОГО. ОЛЬГА АЛЕЙНИКОВА-ТИНЯКОВА

В рукописных страницах таясь,
Сохранив ароматы и краски,
Ровных строчек ажурная вязь
Говорит по-церковнославянски.

И такая от них «благодать»
Вдруг прольётся в засохшую душу,
Что захочется «гласу внимать»,
А не новости скучные слушать.

Так захочется вновь оживить
Позабытое нами уменье
От кого-то в веках попросить
И почувствовать «благословенье».

«Невечернего света» покой
Навевают славянские были.
«Целомудрие» жизни «благой»
Для кого-то они сохранили.

А любовь и доверие тот
Получал со страниц прозорливых,
Кто, «как древо», растил «добрый плод»
И «не шёл на совет нечестивых».

Как ни кажется Русь далека
От российской земли и народа,
Нам сегодня с её языка
Не потребуется перевода.

Из туманной дали вековой
Не предаст, не обманет былое.
Вьются «титлы» над ровной строкой,
Как хоругви над воинским строем.

Великолепные стихи! Их особенно хорошо поймут те, кто уже соприкоснулся с чтением церковно славянского текста, написанного славянской вязью, а не современными буквами! Сначала кажется, что ничего не понятно, но после некоторой практики смысл - его глубины - сам начинает открываться перед тобой без пословного перевода, и приходит объемное осознание фразы этого нашего праязыка, незаслуженно забываемого, хранящего в себе дух истины, а не просто исторические факты и поучения... Стихи наполнены цитатами из известных псалмов, и это отлично, что они идут как точные цитаты, а не перевод на современность. Потому что «Из туманной дали вековой не предаст, не обманет былое. Вьются «титлы» над ровной строкой, как хоругви над воинским строем». Замечательные стихи!

65. ОТ ГЛАЗ ТВОИХ НЕ СПРЯТАТЬСЯ. ЗИНАИДА НУРДИНОВА

От  глаз Твоих не  спрятаться,
От  глаз  Твоих  не скрыться,
И книгу - Символ Вечности
Приветствует  десница.
От  глаз  Твоих  спокойствие,
В глазах  Твоих безбрежность,
Смиренье и уверенность,
Любовь…Седая Вечность.

Еще один пример лаконичности. Все главное сказано, и сказано языком поэзии. Хотя первые лаконичные стихи - стихи Марии Абазинки - мне понравились чуть больше. Здесь больше  ожидаемого содержания.

68. МОЛИТЕСЬ О ДЕТЯХ. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА

Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. (От Луки 7:12)

Она была вдовой. Удел безрадостный...
Печаль теснила душу много лет.
Вдруг, сын , что стать опорой мог бы в старости,
Скончался в одночасье, заболев.

За гробом шла, не видя света белого,
Вдова, почти ослепшая от слез.
И, вдруг, толпа на миг безмолвной сделалась:
Навстречу шел в кругу друзей Христос.
 
Взглянув на мать, от горя поседевшую,
Он сжалился и ей "не плачь!" сказал,
И чудо совершил, в века вошедшее,
У всех присутствующих на глазах.

Воскрес вдовы несчастной сын единственный!
Снят с сердца матери тяжелый гнет.
Мгновенно разлетелась новость дивная -
Бог посетил Свой избранный народ!

Прошли века... Сегодня так же матери
Пред Господом склоняются в слезах,
О детях, что спасение утратили,
О блудных сыновьях и дочерях.

Не унывайте, верьте, в час назначенный
И ваш скорбящий дом Бог посетит.
Молитвы даром не пройдут  горячие -
Он  вашу дочь иль сына  оживит!

Стихи, пересказывающие сюжет известной библейской истории о воскресении сына вдовы. Несмотря на известность притчи, здесь радует хороший современный литературный язык, правильное построение предложений, где порядок слов не "прогибается" в угоду рифме или метрике строки. Единственное, что хочется сделать еще лучше - это подобрать более точные рифмы, чем "единственный - дивная", "слезах - дочерях".

74. КТО МОЛИТСЯ ЗА ВАС. ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА МАЙСКАЯ

В молитве иноки прилежны -
Стоят и днём, и в ночи час.
Власы, черны иль белоснежны,
Скрывают слёзы чистых глаз.
Сердца их чисты, души чисты,
От лиц исходит свет лучистый.

Но странен инок между ними -
То табуреты мастерит,
То занимается больными,
А то двух братьев примирит.
Всегда делами инок занят,
С усердием таким, как нанят.

- Делами занят ты земными,-
Ему сказали как-то раз, -
Не назовём дела худыми,
Но отдалился ты от нас!
Мы лишь во сне не на молитве,
С антихристом на вечной битве...

- Когда я людям помогаю,-
Сказал им брат, скрывая вздох, -
Молитвы я не прекращаю.
А, если сплю, то видит Бог,
В молитве за меня, я знаю,
Все те, кому хоть раз помог!

Видимо, это поэтический пересказ где-то прочитанной истории. Нравится ее содержание, мудрый вывод, что веру нужно доказывать делами, а не словами  ("Когда я людям помогаю, молитвы я не прекращаю"). Здесь показан еще один способ слушания Слова Божья - помощь другим людям.  Стихи написаны шестистрочными строфами АбАбСС: небанальная форма строфы радует на фоне подавляющего числа катренов у других авторов. А вот построение предложений местами оставляют желать лучшего: "Всегда делами инок занят, с усердием ТАКИМ, КАК НАНЯТ", "С антихристом НА вечной битве..." ("НА войне", но "В битве"). А в целом стихи запоминаются, понравились.

*****************************************
На этом все. С теплом,  член жюри конкурса - Алкора. 18.01.22.


Рецензии
Добрый вечер. Спасибо, уважаемая Алла, действительно мне нужно пересмотреть эти строки. Пока исправлю "ткёт". Да, предполагалось, что это два подлежащих.
Спасибо авторам за прекрасные стихи. Всегда интересно, кто как видит ту или иную тему.

Ольга Иванычева   20.01.2022 17:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.