Падший ангел
Песчинками рассыпались года,
В приютах забытья скулят потери.
Утрачены и яркий нимб, и перья,
А счастье между пальцев, как вода.
Но тусклый свет мерцает иногда
В промозглой тьме упадка и безверья.
И пусть для падших в рай закрыты двери,
Путь освещает верная звезда.
Благая пустота заменит бога,
Абстракция – ни мало и не много.
Нет идеалов? И не нужен бог!
Пусть ненавидят и смеются люди,
Избавившись от пошлости иллюзий,
Я сам себя простить когда-то смог.
© Copyright:
Семён Гонсалес, 2022
Свидетельство о публикации №122011707562
Рецензии
Падший ангел у Господа был один. Вряд ли стоит отождествлять себя с ним и играть этим образом, этот господин, как раз ищет падших и разочарованных, чтобы предложить свою альтернативу, тем более, что во втором катрене у Вас написано, что "в рай закрыты двери, (но) путь освещает верная звезда". А куда путь? В ад? Их-то путей, всего два! А если речь идет о безверии и отрицании Бога, то тут полемика бесполезна. Знаю только одно, что при встрече со Всевышним (по мудрому выражению Э. Радзинского), все мы скажем только одно: "Прости, Господи!"
С уважением!
Лев Гринберг 2 22.01.2022 10:14
Заявить о нарушении
Спешу вас разочаровать. Согласно Библии или Торе, падших ангелов много. Их еще по другому называют: демоны, бесы и т.д. Начинается повествование еще в книги Бытие: "Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди."
В евангеии от Матфея встречаем: "И дивился весь народ и говорил: не Сей ли Христос, Сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского."
В евангелии от Марка встречаем: "Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много."
А вот книга Откровение Иоанна описывает еще прямее: "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них".
И еще много много мест в Священном писании имеется, указывающих, что демонов много. А демоны и есть падшие ангелы, или ангелы у которых предводитель Сатана.
Думаю, этот вопрос можно закрыть однозначно.
Касаемо "путь освящает верная звезда" - тут вообще не пойму проблему. звезда может освящать любой путь - почему именно в Ад? У каждого разумного существа есть свои пути и цели. Не стоит однозначно всё делить на черное и белое, на ад и рай. Библия нигде не говорит, что Сатана или демоны находятся в аду. Наоборот везде упоминается, что они на земле и даже среди людей. Но к чему эти теологические споры? Образ из моего стихотворения весьма символичен и метафоричен. Я не подразумевал буквального демона, или падшего ангела. В этом сонете я писал о себе: о человеке, потерявшем веру, разочаровашимся в религии и вынужденном порвать связи с прежним кругом общения, потому как те люди считали меня отступником. Как-то так. Потому мое стихотворение совсем не предмет для теологических споров. И соответственно как убежденный атеист, я никогда не скажу "Прости" тому в существование которого не верю. В этом вы совершенно правы - полемика бесполезна.
С еще большим уважением!
Семён Гонсалес 23.01.2022 11:34
Заявить о нарушении
"И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним".
Откровение 12:7-9
Более полная цитата. Падших ангелов много.
Семён Гонсалес 23.01.2022 11:44
Заявить о нарушении
Дорогой Семён! У меня вовсе не было намерения приглашать Вас на теологический спор. Слово "полемика" выбрано мной не совсем точно. Просто не нашел в тот момент более удачного, адекватного выражения. К сожалению, как человек верующий, должен заметить, что прекрасное знание Вами Священных текстов, не уберегло Вас от безверия. Но, это не мое дело. Человек должен прийти к Богу сам, а не наоборот.
Повторюсь: Падший ангел все-таки один. Все остальное - производное от него ("от лукавого"), плюс немного мифологии и художественного вымысла. Мне всегда грустно за неверующих людей. То, что не верят, это их проблемы. Для этого Господь дал человеку выбор. Но не веря в Бога, не имея Его в своем сердце, у них нет самого главного-Надежды.! А без надежды, какая жизнь, какое творчество? Это не проповедь. Это мой взгляд на наше с Вами бытие.
Мой поклон.
Лев Гринберг 2 23.01.2022 14:02
Заявить о нарушении
Увы, чем больше я изучал основы религии, чем больше читал Священное Писание, тем больше приближался к атеизму. Хотя, "увы" тут, наверное, не совсем верно. Я до конца честен сам собой и этому рад. Если для кого-то вера в бога, а также соблюдение определенных религиозных законов и обычаев - важная составляющая часть жизни, если это влияет на них положительно и побуждает к добрым делам, то это просто сверхзамечательно. Искренне рад за таких. Не люблю лишь отбитых фанатиков, которые стараются довести любое благое дело до полного абсурда, и что хуже того, навязать свои взгляды всем остальным. Что касаемо меня, без какой-то абстрактной надежды, я вполне отлично живу. Живу полноценно и с творчеством у меня всё отлично. Чувствую себя свободным и не ограниченным какими-либо религиозными правилами. Но самое главное, я никогда не навязываю своих взглядов остальным: никогда не смотрю на верующих свысока и с пеной у рта не проповедую дарвинизм и законы термодинамики. Если вера какому-то человеку, как уже писал, приносит пользу и дает смысл жизни, то ради бога - только порадуюсь за него. И очень надеюсь на взаимность, надеюсь, что и меня никто не будет принуждать во что-то или в кого-то верить, а мои взгляды критиковать только потому что они не совпадают с его личными. Принцип взаимного уважения.
Кстати, пока в России религиозные традиции правили обществом и формировали законы, то и литературного творчества (большей частью это относится к поэзии) особо не существовало: поэзия реально была под запретом, а всё что не относилось к религиозному искусству преследовалось. После реформ Петра Великого, когда началось строительство светского общества, а любое искусство перестало преследоваться, а наоборот поощрялось, только тогда и сформировались современная поэзия. И это уже было во второй половине 18 века. Первопроходцами, как всем известно, были Тредиаковский и Ломоносов. Можно назвать мое мнение крайне субъективным, но в религии я вижу не стимул к творчеству, а препятствие. У кого-то, возможно, иначе. Но лично я начал заниматься литературным творчеством лишь после того, как завязал с религией. И именно в поэзии я нашел для себя истинную духовность.
Я имею определенное религиозное образование, а Библию и многие другие "священные книги" читал неоднократно. А потому когда я пишу о "падшем ангеле", я точно знаю о ком пишу и что хочу открыть читателям в этом образе. А потому предлагаю этот теологический спор закрыть. Тем более, что я признаю право любого человека трактовать абсолютно по своему, как Библию, так и мои стихи. Это не научный трактат, а всего лишь художественное произведение, в котором автор имеет право на художественный вымысел. С тем же успехом можно критиковать Булгакова за то, что его герои из "Мастера и Маргариты" не вполне соответствуют аналогам из Евангелий. Поэтому, коль вам кажется более правильным под падшим ангелом понимать лишь Сатану - это ваше право, которое критиковать не возьмусь. Но и автора не стоит критиковать за вольность, ибо повторюсь это художественное произведение, а не религиозный трактат, и тем более не научно-историческое изыскание.
Искренне благодарю за беседу)
Семён Гонсалес 23.01.2022 16:38
Заявить о нарушении
Многоуважаемый Семён! Мы с Вами, невольно, углубились в богословские страсти, хотя во многом, говорим об одном и том же. Я пришел к вере в возрасте сорока лет, т. е. взрослым, зрелым человеком. Но, со временем, я стал разделять эти два понятия: Вера и религия. Проще говоря, для меня религия (в отличие от веры), особенно в нынешнем ее виде, это антураж, многократно изменяемый людьми, причем совершенно неважно, к какой конфессии человек принадлежит. Абсолютно согласен с Вами в отношении насильно навязываемой веры всякого рода фанатиками и спекулянтами от религии (Путята крестил Киев огнем и мечом). И относительно художественного замысла ( о котором также говорил), согласен с Вами ("Над вымыслом слезами обольюсь"-А. Пушкин). В чем не совсем соглашусь, это то, что религия, это препятствие для творчества. Это не так однозначно. Именно религия, в истинном и искреннем её понимании дала мощный толчок и вдохновение мастерам для создания мировых шедевров искусства и в эпоху античности, и в средние века в Европе (эпоха Возрождения), да и в России (Андрей Рублев и Феофан Грек), да и в новое время и в поэзии и в музыке и в живописи Вспомним: "Божественная комедия" Данте, "Страсти по Матфею" Баха, " Сикстинская Мадонна" Рафаэля", "Фауст" Гете, "Звезда" Пастернака, "Рождественская звезда" Бродского и т. д. и т.
Взаимное спасибо за приятную беседу!
С теплом и искренним уважением к моему избранному автору!
Лев Гринберг 2 23.01.2022 22:01
Заявить о нарушении
В этом отношении и для меня религия в чем-то источник вдохновения - ведь часто использую образы из Библии и других священных писаний. Но веры мне это нисколько не предает. Это на уровне того, как многие известные живописцы эпохи Ренессанса вдохновлялись персонажами из античных культов, хотя были весьма верующими католиками или протестантами. Тот же Рафаэль рисовал и Мадонн и греческих граций, а Боттичелли, как Благовещенье Богородицы, так и Рождение Венеры. И вот с Боттичелли было особенно трагично. Наслушавшись проповедей харизматичного монаха Сованаролы, он бросил в огонь многие свои произведения. Хорошо еще, что к тому времени многие его "Венеры" и "Марсы" были уже приобретены другими людьми, и потому дошли до нас. Так что не всё так однозначно с религией. Но для меня в моем творчестве равнозначны, что Иисус Христос, что Будда Шакьямуни, что Аполлон, что Иштар, что Веельзевул и т.д. Как атеист могу не верить в их существование, но как поэт вдохновляюсь. Как-то так.
Спасибо огроменное! Всегда особенно ценю ваши отзывы и рецензии.
Семён Гонсалес 24.01.2022 22:53
Заявить о нарушении
Благодарю за замечательный ответ. Прочел с большим интересом. Вот только исправьте две, по видимому, опечатки в предложении: "Но веры это мне нисколько не предает (должно быть "прИдает), а также фамилия монаха пишется-Савонарола.
Лев Гринберг 2 25.01.2022 00:00
Заявить о нарушении
Спасибо, за подмеченные ашипки, но, увы, этот портал не позволяет что-либо исправлять. Пишут, что комментарий с таким текстом уже существует. Тут всё по дебильному уже давно устроено и ничего не меняется. Просто в следующий раз внимательней перечитаю перед тем как отправлять. Извиняюсь за некоторый конфуз. Но, уверен, смысл был в целом понятен.)))
Семён Гонсалес 25.01.2022 10:52
Заявить о нарушении