Нехорошо быть профессионалом

Нехорошо быть профессионалом.
Стихи живут, как небо и листва.
Что мастера? Они довольны малым.
А мне, как ветру, мало мастерства.

Наитье чар и свет в оконных рамах,
трава меж плит, тропинка к шалашу,
судьба людей, величье книг и храмов –
мне всё важней всего, что напишу.

Я каждый день зову друзей на ужин.
Мой дождь шумит на множество ладов.
Я с детских лет к овчаркам равнодушен,
дворнягам умным вся моя любовь.

В душе моей хранится много таин
от милых муз, блужданий в городах.
Я только что открыл вас, древний Таллинн
и тихий Бах, и чёрный Карадаг.

А мастера, как звёзды в поднебесье,
да есть ли там ещё душа жива?
Но в них порочность опыта и спеси,
за ремеслом не слышно божества.

Шум леса детского попробуй пробуди в них,
по дню труда свободен их ночлег.
А мне вставать мученье под будильник,
а засыпать не хочется вовек.

Нужде и службе верен поневоле,
иду под дождь, губами шевелю.
От всей тоски, от всей кромешной боли
житьё душе, когда я во хмелю.

 Мне пить с друзьями весело и сладко,
а пить один я сроду не готов, –
а им запой полезен, как разрядка
после могучих выспренных трудов.

 У мастеров глаза, как белый снег, колючи,
сквозь наши ложь и стыд их воля пронесла,
а на кресте взлететь с голгофской кручи –
у смертных нет такого ремесла.

 Поэзия Б. Чичибабина нарушала каноны, выработанные в литературных кружках, отвергая нормы, введённые мастерами. Он считал, что излишняя мастеровитость, профессионализм вредны для поэзии. Она должна быть естественной, как выдох, как крик боли. Когда у человека что-то болит, он не думает о красоте своего крика.
Наталия Кравченко
 "Слепого века строгий поводырь, или Борис Чичибабин как  зеркало советской перестройки"

 


Рецензии