Мыслители с коментами-6

339. Ипполит Тэн "Философия искусства":
Очень бурый, бодрый историк - но, конечно, и яркий циник. Очень интересно....

П.С.: Весьма своеобразная, любопытная поэтическая история - но, боюсь, она может только повредить, запутать, ввести в заблуждение, породить мыслительный хаос. История - это сама жизнь, история жизни и ею нельзя заниматься с бухты-барахты, иначе начинаются бесконечные манипуляции по своим прихотям (что, конечно, крайне свойственно цивилизационным людишкам)

Но с другой стороны он талантлив в своих деталях, будит мысль и воображение - и даёт таки ценные исторические понимания.... И где ещё в цивилизации встретишь такой уровень, поэтическо-исторический накал...


340. Георг Брандес "Бальзак":
Сомнительного много (к литературоведам я отношусь гораздо хуже, чем к историкам! Любой запах авторитаризма, идолопоклонства напрочь убивает доверие)

341. Гиппократ:
На диво здравые вещи пишет и просто переполнен благими намерениями - и я заметил, что все врачи его читали! Именно он явно оказывает на всех влияние! Но не в лечении - теперь лечат не природой, не травами,  а идитскими белыми круглыми шайбами - а в самом духе, стиле жизни; в нравственности, если хотите. Раньше так точно они все вели себя достойно, невозмутимо, "профессионально" и прочее - хотя на результатах это почти не сказывалось! Шайбы не лечат. Но всё же сильно подбадривали больных, им казалось, что они действительно имеют дело со "специалистами"... В общем, Гиппократ - это Евангелие данного сословия - при том, что от главного, аксиоматического в нем (как и в Евангелиях!) врачи отказались!

Вот цитаты для примера:

„Всякое дело совершенствуется овладением техники. Всякий навык достигается упражнением.“ (пишу легко, потому что навык! Но в навыках можно зациклиться и перестать расти)

„Лица, подверженные ежедневно трудам, переносят их, хотя бы были слабы и стары, легче, нежели люди, сильные и молодые, — без привычки.“ (очень надеюсь, что меня тоже выручит привычка к трудностям - хотя другие привычки, боюсь, продолжат губить, никак мне от них не избавиться)

„Разум – лучший лекарь.“ (тоже очень надеюсь, что усиленный разум,  которого по-прежнему добиваюсь, излечит меня от многого и  найдет новые дороги...)

„Как суконщики чистят сукна, выбивая их от пыли, так и гимнастика очищает организм.“ (очень похоже и  на мой совет трудиться и бегать до "кипения" крови)

„Смерть наступает, когда тело теряет жизненную теплоту, и душа — через поры кожи и отверстия в голове — покидает своё телесное пристанище.“ (это уже другого типа цитата - и про душу!)

„Время всегда содержит в себе удобный случай.“ (блин, он полноценный философ!)

„Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.“ (только что писал об этом!)

„Голод ослабевает, обессиливает и убивает человека. Тяжёлая пища разрушает организм человека. Поэтому нужно искать середину.“ (он во всем ищет середины - и это верно, конечно, но есть и другая правда... Как пример: горечь - это почти всегда плохо - но иногда целебно! Середина - это отсутствие вреда, но не причинение пользы)

„Рассуждение полезно тогда, когда оно проистекает из произошедшего случая, с учётом обстоятельств и достигает правильного вывода. Когда рассуждение исходит не из очевидного случая, а из правдоподобных умственных построений, оно чаще всего ведёт к заблуждениям.“ (это призыв к реализму, уходу от абстракций. В ставках, кстати, тысячи раз убеждался в ничтожности "правдоподобия")

„Любое возбуждение и сильное проявление чувств — опасно. Во всём важен медленный переход от одного к другому.“ (вот она, невозмутимость. Я теперь в неё мало верю, мы не боги, а "достоевские" и невозмутимостью лишь обманываем и успокаиваем других и  самих себя - но раньше я тоже всегда бывал под впечатлением от невозмутимости врачей - хотя им всего лишь наплевать!  Это своеобразное удовольствие для них - быть равнодушным и невозмутимым, когда все вокруг сходят с ума от волнения и стонут от боли! Это удовольствие скорее убийц, чем благодетелей?! И уж конечно это удовольствие господина и даже царя, перед которым пресмыкаются, которого умоляют... Царю подобает быть медленным и невозмутимым. Вот почему "Евангелие" Гиппократа работает! Это вовсе не "нравственность"...)

„Труд и покой врачуют тело и душу.“ (да, спокойно работай и не обращайся к врачам!)

„Нужно очищать всё, что может быть очищено.“  (да, болезни от нечистоты - и  лечение и профилактика должны исходить из этого)

„Здоровье сохраняется благодаря равновесию в теле влажного, сухого, холодного, тёплого, горького и сладкого.“ (опять про середину, равновесие, гармонию. Хочется съесть шоколадку - съешь, ведь раз хочется, значит, в тебе нарушено равновесие и тебе не хватает сладкого?!)

„Мозг есть то место, в котором возникают удовольствия, смех и радости. Из него же происходят тоска, скорбь и плач.“ (нет, чувства целиком в душе - но порождают их и управляют ими события - в том числе, и мозговые...)

„Врач должен обладать хорошей памятью. Он должен помнить все лекарственные средства, которые прописывал больным, и помнить, какое действие они оказывали на каждого больного, в зависимости от особенностей его самого и болезни. Это составляет в медицине начало, середину и конец.“ (никакой памяти не хватит?! Организм человека слишком сложен, разновидностей болезней слишком много?! Нужна некая простота и универсальность в лечении - иначе неизбежно начнутся путаница и обманы. Уже давным-давно начались! Процветают...)

„Человек живёт благодаря питанию. Питанием является пища, питьё и воздух.“ (и каким же плохим воздухом ежесекундно питаются в бетонных коробках! Такого идиотского воздуха ещё никогда не было в мировой истории! Как и воды с хлоркой, худшим ядом, из которого как раз и производятся зарины и заманы, боевые отравляющие вещества. Не от хлорки ли раки? Или они от "ешек" в продуктах? Явно же где-то здесь лежит причина рака - вкупе с малоподвижным образом жизни...)

„Когда несколько врачей осматривают больного, то им не следует высказывать свои мнения о течении болезни при больном, а тем более ссориться, опровергать мнение друг друга и осмеивать своих коллег.“ (вроде бы правильно, но это то самое "правдоподобие", ведь на практике это просто вид на людях и не выметание сора из избы. Другое дело, что не хватало ещё вздорных, психически нездоровых людей в белых халатах - пусть хоть делают вид! И белые халаты и черные сутаны прежде всего должны вести себя прилично! Хотя бы с этим они должны справляться...)

„Труд, бодрость духа и устремление ума к совершенству, к познанию приводят к результатам, которые украшают жизнь.“ (каковы благие намерения - и с ними действительно жили врачи, и не только они, в позитивистском 19 веке. Даже коммунисты были не алкашами, а позитивистами, идеалистами и трудягами в духе Базарова, хотя бы)

„Мудрые не стремятся к развлечениям, умеют заниматься делом — то есть деловиты, в собраниях достойных людей — серьёзны, доброжелательны и всегда готовы ответить вопрошаемому, к спорщикам — требовательны. Они предусмотрительны и при знакомстве с подобными себе, осторожны в общении с незнакомыми. Со всеми скромны, сдержанны, при криках — молчаливы, в ответах — остроумны, в речах — кратки. Всегда снисходительны, готовы к благородному использованию случая. Они терпеливы в ожидании, довольствуются малым. Всё, что сумели постичь из наук, готовы отдать для общего пользования, благодарны и уверенны в добром слове, всегда обращают внимание на истину в том предмете, который им хорошо известен. Таковы мудрые.“ (прямо послание апостола Павла! Сам Иисус вел себя примерно так же!)

„Часть болезней происходит только от образа жизни.“ (да все они от него. Нет идеальных образов жизни - и только поэтому мы болеем. Но: родители, например, могут испортить здоровье детей - как в моём случае. Т.е. можно повредить не только себе, но и другому человеку...)

„Ничего не происходит без причины. Если что-то произошло, то можно быть уверенными, что для этого была причина.“ (типичный любитель разума. Я одобряю, но понимаю, что у причины тоже может быть причина. Или их несколько, "причин" . "Причина" - это неубедительное слово, знак вопроса и не больше. Очень трудно распрямить знак вопроса и превратить его в восклицательный знак - это как гнуть кочергу... Обычно причина находится или сразу или никогда... Или это как рак: если не искоренить все "причины", а убрать  только часть, то они потом восстановят себя - а убрать все невозможно. Вот почему неудачны попытки вырезать рак...)

„Отчаявшись, больной сам приближает себя к смерти.“ ( можно ли умирать без отчаяния? И даже болеть... - по мере болезни неизбежно возникают отчаяния и начинается суд над собой и над миром...)

„Врач должен следить и за условиями, в которых находится больной, обращая внимание на необходимость чистого воздуха, отсутствия запахов и шума.“ (уже в древнем мире случались проблемы со всем этим?! Города изначально воняли и шумели...)

„Праздность есть источник всех пороков. Где нет праздности, там нет зла.“ (да, но радость и праздники - это главное добро?! Немцы - не праздные трудоголики, а сколько они зла натворили! И творят по-прежнему, трудолюбиво производя убийственные машины. Трудолюбие неизбежно надевает шоры - полюбуйтесь на азиатов. В общем, расслабляться и праздновать надо тоже уметь, ведь всё суета...)

„Врач не должен быть малодушным. Больные не поверят человеку, слабому духом.“ (малодушные не бывают врачами, не идут в эту деятельность - они боятся болезней и  смерти)

„Болезнь не сваливается на голову как гром среди ясного неба. Она является результатом постоянных нарушений законов природы. Постоянно расширяясь и накапливаясь, эти нарушения, внезапно прорываются в виде болезни, но сия внезапность только кажущая.“ (золотые слова про природу)

„Большая часть болезней происходит от того, что мы вводим вовнутрь себя. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, чем ты болеешь.“ (не согласен, хотя это и общее место. И что плохого можно было съесть в древней Греции?! Гораздо важнее просто не переедать и есть фрукты и овощи... Мы едим всё - и болеем всем!)

„Новую пищу можно принимать только тогда, когда из желудка выйдет старая.“ (лучше есть поменьше и срать поменьше - и скорее твердым говном, чем сырой колбасой... Мне редко такое удается...)

„Когда мозг здоров и находится в спокойном состоянии, человек здраво мыслит.“ (здоров, здрав... - как раз тут у него и нет мысли. Я спокоен, когда здоров и здрав или я здрав и здоров, когда спокоен? И насколько я спокоен, здоров и здрав? Я точно здрав? Точно здоров? Точно спокоен?!)

„Болезнь всегда происходит либо от излишка, либо от недостатка, то есть от нарушения равновесия.“ (опять философствует и проповедует середину... Середина неуловима, раз и скучна, два...)

„Противоположное излечивается противоположным.“ (а конкретнее?! Может, подобным, а не противоположным? Горькая болезнь излечивается горьким... Лето "излечивается" зимой и наступает осень... Или лето заболевает осенью, но "излечивается" зимой... Болезненные ли времена года осень и весна?! Здоровы ли лето и зима... Или зима мертва?! )

„Нельзя упрекать врача за то, что он не в силах победить неизлечимые болезни.“ (если не победил, значит и не мог победить?! - удобная позиция. Разве мы четко знаем, что излечимо, что нет? По-моему, для врачей всё неизлечимо - просто часто организм справляется сам...)

„Некоторые считают, что мы чувствуем сердцем, ибо оно сжимается и замирает при печали и заботах. Однако сердце не способно понимать и мыслить. Это может только мозг и именно он порождает наши чувства.“ (всё-таки тогда ещё не понимали, что такое душа)

„Сколько звезд на небе, столько обманов хранит женское сердце.“ (да не обманы оно таит, а глупости. Сильные чувства заливают слабый разум, раз, сильные штампы уродуют слабый разум, два... А мужики обманываются и заражаются женскими глупостями и непостоянством, потому что похоть, как героин, отключает их разум...)

„Очень часто лучшее лекарство — это обойтись без него.“ (золотые слова! Дайте больному плацебо, белую шайбу, раз мы ничего не знаем. Но лучше знать травы, конечно...)

„Сон и бессонница сверх меры — плохой признак.“ (да, нормальный сон - это важно, сон - лекарь: плохо, если этого лекаря нет и плохой признак, если ему приходится очень много трудиться - значит, имеется тяжёлая болезнь... Кстати, на меня в последнее время нередко нападает  совсем небывалый раньше сон... Но после чувствую облегчение, значит, он справляется... Спать надо всегда, когда хочется и желательно не откладывая, иначе утомление вызовет болезни...)

„Врач должен быть чистоплотным, ходить в хорошей одежде, ибо всё это вызывает доверие больных.“ (бедный врач - плохой врач, бедный художник - плохой художник. Ты никогда не разбогатеешь, если сначала не научишься хотя бы выглядеть богато, бросать золотую пыль в глаза. А всем известному миллионеру уже хорошо бы научиться обратному - выглядеть скромно; иначе он вызовет зависть, будет привлекать к себе нездоровое внимание со всех сторон - и плохо кончит...)

„Врач должен быть благоразумным, причём его благоразумие должно быть всегда заметно, его благоразумие должно проявляться и в устройстве его жизни, и в мелочах. И всё это нужно для того, чтобы люди ему верили, ведь доверить своё здоровье они могут только тому, кого уважают, у кого хорошая репутация и о ком идёт хорошая слава. Только правильная собственная жизнь и может принести человеку хорошую славу и сделать его уважаемым другими.“ (у врача должна быть хорошая репутация, у него должны быть хорошие манеры... Вылечить  трудно и даже невозможно, поэтому надо усиливать хотя бы все факторы вокруг лечения, чтобы тебя не разоблачили!)

„Врачи, как и философы, с почтением относятся к богам. Ибо хотя они и могут многое лечить, но они более других имеют возможность и случай видеть и понимать, что есть многое такое, что превосходит их силу и мастерство, совершается само по себе, неподвластно ничему, кроме воли свыше.“ (вот-вот... Но он хоть честно сознается, что мало что может и чувствует бога... Ссылка на бога в нужный момент превращает врача в священника, а священник уже не лечит, а лишь утешает. Разве плохо получить хотя бы утешение?!)

„В мозгу заложены и наш ум, и сумасшествие, и безумство, и все наши страхи и ужасы, в том числе и сновидения, а также все наши способности и нерадивость.“ (не понимал души, а тут даже тело забыл упомянуть. Очень был "мозговитый", очень на мозг надеялся - такое в нашем мире редкость, свойственно только учёным. Но чтобы знать те же травы и природные силы, надо прежде всего самому жить физической жизнью в природе - не случайно, как великий травник он не прославился и чем конкретно лечил, непонятно. В этой цитате он скорее Достоевского напоминает! Да, уже тогда была "достоевщина" - и можно было бы романы писать, а не только инструкции)

„Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.“ (работать физически не предлагает, потому как вся эта медицина касалась исключительно богатых горожан! И удивительное дело - прошли тысячелетия, в которых было столько полноценных дикарей, а дух такой, как будто это было вчера, будто это о нас! "Включи радио "маяк" и "на зарядку становись! Начинаем наш комплекс оздоровительной гимнастики"!)

„Болезни, происходящие от переутомления, лечатся покоем, а те, что происходят от праздности, излечиваются трудом.“ (замечательно, никто ничего лучшего так и не придумал. Покой и труд и покой во время труда и труд во время покоя... - правда, всё равно можешь быстро умереть; вдруг не тот труд? Вдруг ты рано успокоился... расслабился...)

„Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням.“ (депрессии и стрессы, сказали бы сейчас - но я с этим не очень согласен. Во-первых, депрессии и  стрессы - это сами по себе полноценные болезни! И невозможно устроить жизнь без переживаний - более того, мы родились на крестную жизнь. Нельзя беречься и бояться болезней, а также и стрессов... Не только стрессы порождают болезни, но и болезни - стрессы... - но выход не в том, чтобы бояться и беречься, а в том, чтобы становиться сильнее через активную жизнь... Немало я знал боязливых эгоистов, которые вечно берегутся - по сути, обнуляя самих себя, производя даже впечатление гадливости - хотя изначально это, допустим, приятные интеллигентные дамы...)

„Врач должен помнить, что, обращаясь к нему, больной ждёт не рассуждений о болезни и объяснений, а помощи.“ (советует не злоупотреблять рассуждениями, наукообразной пургой, а изображать всё-таки "помощь")

„Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет.“ (по сути, упраздняет врачей?! Образ жизни - это фундаментальная вещь, а врачи - это только мошки, что возле крутятся... Трудно изменить образ жизни, но грозная болезнь может подвигнуть - болезнь, а не врач; врач - это только очередной призыв, только слова... Все и так знают, что есть более здоровые образы жизни, чем те, что мы практикуем!)

„Следует избегать тех, кто выставляет напоказ свои знания и искусство.“ (евреев ещё не было?! "Не суббота, а субботство" - не евреи, а еврейство...)

„Никогда не откладывай лечение на потом.“ (так надо же присмотреться к болезни, вдруг рассосётся, вдруг показалось...)

„Провозглашай прошлое, определяй настоящее, предсказывай будущее.“ (нет, он явно больше, чем врач - и меньше... Человек с широким кругозором, историческим мышлением, активной жизненной позицией)

„Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.“ (постоянно жрать лекарства?! Постоянно думать на эту тему?! Пища уж никак не лекарство и лекарство уж никак не пища. Похоже, иногда он впадал в экстаз и зарывался...)

„Врач лечит, природа исцеляет.“ (конечно - но бывает и обратное: природа может и убить и отнестись к тебе равнодушно - а врач, как Иисус, иногда всё-таки способен исцелить)

„Если организм не очищен, то любое питание приносит ему вред.“ (и как он его очищал? Каковы критерии внутренней чистоты? Просрался и довольно?! Пока не просрался, ничего не ешь... Не бывает чистых организмов у взрослых людей... И поэтому они болеют. Но питание не вредит - чувствую обратное: завалило свежей пищей старые отложения в желудке и вроде ничего, получше стало...)

„Если сон облегчает страдания, болезнь не смертельна.“ (мой сон пока вполне целебен...)

„Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.“ (а вы говорите, что только русские дикари - алкоголики... По-моему, если человек понимает музыку, пить ему ни к чему, настоящая музыка - пьянка... Но делали ее алкоголики?! Явно не аккуратисты и не деловые до жопы... Есть подозрение, что даже за самыми громкими именами скрываются потенциальные бомжи! Бомжи-миллионеры - да-да, есть и такие варианты в жизни...)

„Беспричинная усталость предвещает болезнь.“ (мой случай - вполне возможно, что у меня начинается диабет... Жду подсказок от организма, как мне ему помочь, как лечиться. Пью много - помогает. Отдых - помогает. Спокойствие - помогает. Физический труд -  полезен, но без перебора и не в наклонку...)

„Хочешь быть настоящим хирургом — следуй за войском.“ (да,  хирургам лафа... Наверное, немало было искусников в своем роде... Наверное, мешало  отсутствие шикарных скальпелей и других инструментов... Да и стерильности не было. Добивали раненых без счета... Многие, наверное, превращались в маньяков...)

„Врач должен быть вежливым и открытым для людей, так как суровость делает его недоступным и для здоровых и для больных.“ (цивилизация - у нас вежливость отродясь не проповедовалась...)

„У врача всё должно быть приготовлено, чтобы иметь возможность действовать. Если не следовать этому правилу, то можно легко оказаться в затруднительном положении, когда возникнет потребность в искусстве врача.“ (жизнь научила? Других тоже научит. Хотя так и не понятно, что же он приготавливал)

„Любое излишество противно природе.“ (как сказать - вообще-то, природа - это сплошные избытки, жизнь и смерть прут из всех щелей наперегонки... Переедание противно нашему желудку, лишнее имущество обременяет... В общем, что не нужно, то и противно)

„Мозг человека содержит в себе причину многих болезней.“ (полно здоровых дураков и больных умников - это даже как правило...)

„Лечить нужно не только болезнь, но и противодействовать причинам, её вызывающим.“ (лечить похмелье, противодействовать пьянству - но если не лечить похмелье, то и пить не захочется... Да и скорее сам заболеешь, надорвавшись, чем вылечишь или исправишь. За двумя же зайцами гнаться...)

„Медицина поистине самое благородное из всех искусств.“ (но все искусства - это иллюзия. Типа, чем искусней иллюзия, тем лучше, тем она правдоподобней)

„Если больной сохраняет присутствие духа и аппетит — это самый лучший признак возможного выздоровления.“ (больной бодр? - вот и врач приободрился. Аппетит - это уже само здоровье почти! Ну, Гиппократ... Часто ли мрут люди с аппетитом?! Хотя вроде бы бывают временные улучшения - и больной ест в воодушевлением, желая почувствовать, что он такой, как прежде...)

„по имени врачей много, а по самому делу — очень мало.“ (точно! почти совсем нет)

„Как многообразны болезни, так и существует множество способов лечения их.“ (множество на множество! Получается дремучий лес...)

„Что же касается болезней, то возьми на вооружение следующее правило: помоги, или, по крайней мере, не навреди.“ ("не навреди" вполне актуально для этих тварей. Обычно они мирно торгуют плацебо, но в наше время химия разбушевалась... Да и раньше - лечили ртутью, например...)

„Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.“ ( шансов мало, врач слаб... - может, сам больной поможет и подскажет?)

„То, что не излечивается лекарствами, излечивается ножом; то, что не излечивается ножом, излечивается раскалённым железом; то, что не излечивается раскалённым железом, следует считать неизлечимым.“  (расскаленное железо действительно было в ходу! А как же "не навреди"?! "Доктор, мне уже лучше!" - и доктор удаляется, думая, что кого-то вылечил. Ножа достаточно, чтобы "выздороветь"...)

„Единственная мера, которой человек способен измерить своё состояние, — это его ощущения.“ (а что, есть другие мнения?! Тем более, что тогда приборов не было. И анализов не делали. "Я здоров!" - "Нет, у тебя говнид")

„Неудачная операция приносит двойной вред. Больному — напрасную боль, врачу — бесславие.“ (придется зарезать всех свидетелей)

„Человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека.“ (да, настоящую практическую медицину надо преподавать в школе - как и все другие практические знания и умения. Просто настоящей медицины ещё не существует?! Да и по другим предметам: например, какую музыку преподавать, когда между классикой и рэпом - пропасть)

„И успех, и неуспех в лечении болезни нужно возлагать как на долю врача, так и на долю пациента.“ (бедняга пациент - он ещё и окажется виновным. Разве бывают пациенты, которые не хотят выздороветь, если болезнь действительно серьезна?)

„Лечение болезни требует не только искусства врача и лекарства, но так же много забот и ласки по отношению к больному.“ (слава богу,  забота и ласка встречаются)

„Старики болеют меньше, чем молодые, но их болезни кончаются лишь вместе с жизнью“ (даже не пойму, о чем он!)

„Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.“.  (философ-пофигист! Вообще, когда имеешь дело со смертью, трудно не стать философом)

„Всё хорошо, что в меру.“ (а если не хорошо, то и не плохо. А если всё же плохо, значит, мера всё-таки превышена)

„Брак — это лихорадка навыворот: он начинается жаром и кончается холодом.“ (расклады могут быть самыми разными, но этот вполне современен)

„Философ и врач едины в отрицании невоздержанности, корыстолюбия, в своём презрении непомерной жажды наживы, алчности, хищения и бесстыдства.“ (врачи нефилософы и рвачи с ним бы не согласились. Хотя для имиджа все эти словеса полезны; нет имиджа - нет наживы; и наоборот: есть нажива - есть и имидж, любой, какой нравится, хоть философа-бессеребренника)

„Врач должен помогать природе организма бороться с болезнью.“ (да)

„Всё, что делает врач, пусть он делает правильно и красиво.“ (а это о чём?!)

„Никогда и ни в чём нельзя исключать случайности.“ (а потом валить на неё?)

„Красноречие врача — в краткословии.“ (меньше говори - за умного сойдешь)

„В кругу учёных есть только два понятия: наука и мнение. Первая даёт точное познание о вещах, а последнее порождает невежество. Следовательно, священное должно сообщать только просвещенным людям, которые уже достаточно ознакомлены с началами и важностью таких предметов: но отнюдь не передавайте священного профанам, пока они не будут посвящены в таинства науки.“ (о чем он не писал? Или эти его писанинки и есть таинства?! Что именно он считал "наукой"?)

Ещё "великие" церковные мужи":

342. Святой Климент - жил ещё в первом веке, был главой римской церкви и видел чуть ли не самого Петра -  тоже написал два "послания к коринфянам", но их совершенно невозможно читать, потому как это обычный средневековый бред и пустое "благочестивое" многословие!!  "Средневековье" существует всегда, как всегда существует темнота, всегда существует тупая и несмышленная чернь…

343. Киприан - был юристом всё время, кроме последних 12 лет, а когда "уверовал", быстро залез наверх и сделал всё, чтобы церковь-организация была как божество во всех вопросах. И чтобы никаких отступничеств и ересей, ни-ни...

344. Афанасий Александрийский - посмотрел его книгу про некоего монаха Антония - неплохо пишет, но не более. Это все реклама религии и минимум наполовину басни. Они все ее усердно рекламировали, "проповедовали", фантазировали - а то, что на деле это жёсткая, лицемерная  и тупая организация, узнаете потом! Т.е. хотели как лучше, старались, а получилось как всегда. Далее религии не уехали. И с какой стати у них бы получилось лучше, чем у евреев? У них же не было большого религиозного опыта, кроме язычества, зевсов и аполлонов, ничего не знали.  Чепуха первоначальная, обманы Лукавого только для начала... Обманывались своими легионами словес, своими храмами, своими монахами, своими "успехами"...

345. Антоний Великий - а это тот самый монах. Хороший - тяжеловесный, но действительно верующий, содержательный. Такие серьезные верующие во все века были во всех религиях - во времена гонений даже в немалом количестве... (А он был отшельник, напомню) И в ветхозаветные времена их было немало - но сделать  они ничего не могли, не случайно приходилось даже отшельничать. Просто улучшали общую атмосферу, своим примером подвигали на серьезность всех окружающих, служили живым укором остальной массе... От жизни и природы они были слишком оторваны...

346. Климент Александрийский - интересный товарищ; другого типа заблуждение -  хочет усилить религию всеми светскими достоинствами, типа философии. Он за "просвещенную" религию - как будто иудейские священники, распявшие Иисуса, были дремучими неучами. С другой стороны, отвергать полностью это направление нельзя, ведь это же благие намерения (ведущие в ад!) Иисус вряд ли был знаком с эллинской  философией... Но всё же он кажется честным человеком и, например, отвергает софистику, т.е. болтовню... Иисуса же никто уже не понимал из авторитетных товарищей, между ними была уже хотя бы классовая пропасть (как и у всех пропасть с бродягой!), так пусть будет хотя бы лучшая религия и лучшая философия - лучшее из того, что осталось...

347. Дионисий Ареопагит - любитель небесных чинов и иерархий. Он всё это изобрел - ареопаг... Такие любят мертвую схоластику до того, что без нее для них и жизни (!) нет... (см. № 211!)

348. Максим Исповедник - обычный религиозный схоласт, но он старается, "верит" в свою лабуду ( выдает, например, такие перлы: "ненасытно насыщающиеся Ненасытимым") В общем, куролесит не хило, забавно - мог бы быть отличным артистом...

349. Иустин Философ - попалось произведение, где он доказывает преимущества христианства светским властям - и убедительно доказывает! Помог им взять христианство на вооружение, чтобы стадо не разбойничало и  не бунтовало?! Но он не лебезит, не обманывает, не лицемерит - производит впечатление убежденного в пользе религии человека. Верит в религиозного "Христа"... Крайне убедительно и по современному его проповедь выглядит - и вся его неправда только в том, что он идеализирует религию. Но всё же его стоит отметить...

350. Евсевий - он был при дворе императора - и действительно обладает очень хорошим языком, похож на оратора - причем, и совсем неглуп. Читать его интересно, ведь он пишет христианскую историю самых первых веков. Но, конечно, и он лишь рекламщик, агитатор, распространитель религии

351. Ириней лионский - спорит с "гностиками" и т.д., т.е. занимается лютой схоластикой, но при этом он весьма своеобразный и талантливый тип, резкий, ясный, как машина (попалось выражение "фабрика небес"!!) В общем, с ним можно познакомиться хотя бы ради оригинальности его - хотя к христианству это всё уж и не знаю, какое имеет отношение... Религиозный  оригинал...

352. Иоанн Дамаскин - тоже схоласт, тоже оригинал, но поменьше - утонул он в схоластике, в длинных предложениях. Чтобы его читать и разобрать его приколы как следует, нужно много терпения. Но и он, конечно, чисто религиозен - не христианин...

353. Ефрем Сирин - по-моему, это мужик, который учит петь правильные покаянные псалмы: нагрешил? - спой такой псалом и бог всё простит. Отлично придумано! Отличные псалмы! Настоящий артист и писатель и правильно всю религию понимает... Просто потоком льются из него разнообразные цветастые покаяния. И ведь с каким чувством кается, подлец...

354. Феофан Затворник - ха-ха, это, оказывается, православный хренушка из 19 века! Обманул меня прозвищем... По содержанию ничего интересного... (см.334!)

355. Арий - считал, что Иисус богу не равен, раз он всего-то "сын". Ничем лучшим заняться не придумал - и мало того, миллионы последователей или противников не придумали тоже, несколько веков выясняли этот вопрос. Не выяснили, конечно, просто силом победили противники... Я, честно сказать,  не знал бы, как решить  - по мне, так большой грех такими сравнениями заниматься...

356. Ипполит римский - даже нечто комедийное нашел в его схоластических, средневекового типа рассказах. Интересно жили, обхохочешься!

357. Филон Александрийский - этот еврей жил в египетской Александрии во времена Иисуса и был помешан на двух вещах: ветхом завете и эллинской философии. Смешал их и получил хорошую такую схоластику. Тоже, кстати, забавную, потому как без забавности при таком синтезе никак. Жизнь горячих пастухов, с одной стороны и абстракции праздных горожан из Греции, с другой. Получается, это изобретатель религиозной схоластики. Самим иудеям, нацикам она по вкусу не пришлась - слишком много эллинства, так можно и потерять себя - а вот "христиане" с восторгом занялись подобными баснями,  "науками", толкованиями... - уводом христианства в ветхий завет и схоластическую философию (под маской укрепления и обогащения, конечно)

358. Маркион - вот это крайне интересный товарищ! Радикал, который как говорил очень важные правильные вещи, так и ломал дрова. Но я сужу о нем по пересказам, потому как его тексты были уничтожены как еретические.  Он отвергал ветхий завет - за жестокость, противоположность заветам Иисуса и т. д., с чем, конечно, переборщил; ветхий завет - ценнейший и поучительнейший религиозный опыт... Он держался только за Павла - отверг других апостолов. Он не верил, что Иисус имел настоящую плоть! Это важная ошибка, ведёт к той же мистике и той же схоластике. Он вырезал из Евангелий и посланий то, что ему не нравится - этим же занимаются все "конфессии" тысячи лет, но не буквально.

Вроде бы, у его учения много параллелей с "Евангелием от Иуды", которое считается "гностическим" и создано было в то же время. Кстати, никогда не понимал, кто такие "гностики", попытался понять ещё раз:
Мир создан грубым и злым ремесленником Демиургом, люди для него игрушки. Он же создал государства, материю и все прочее, поэтому это тоже зло. По сути, демиург - дьявол. Но есть какой-то мудрый змей и какие-то высшие божественные сферы и , видимо, надо отвергать мир и стремиться к этой мудрости и в эти выси? Причем, тут начинается полная чокнутость разнообразных фантазий... У Маркиона  есть война доброго бога и злого, причем злым является бог ветхого завета, который дал закон, но не дал сил его исполнить, отчего все оставались грешниками и отправлялись в ад!

В общем, гностики никак не могли быть массовым явлением - это фанатизм, экстатизм и идеализм... - последнее обстоятельство их и губило. Нельзя быть фанатиком без реализма!! Реализма им не хватало... И в ветхом завете они не опознали реализм... Любили знания (тайные! Т.е. бредовые ) и не любили материю (а значит, и практику, жизнь). На самом деле, ум и материя подобны друг другу и живут парой, их нельзя понимать в отрыве друг от друга...

В общем, Маркион потащил христианство в "эмпиреи" - и не могло не быть таких попыток (собственно, они все его туда тащили, в этом суть средневекового, религиозного отношения - и Маркион, собственно, отличался в лучшую сторону - опирался на Павла и Евангелие от Луки, не накручивал схоластическое болото... Он вел в призрачность, а не в болото... - раз призраком был его Иисус. И без мистики, наверное, уже было не обойтись...)

Сначала Маркион был корабелом, строил корабли - т.е. бросил сугубый материализм и перекинулся в противоположную крайность?! Такое бывает. Можно даже не бросать, а сочетать обе крайности! Душа связывает и то, и другое, но если с ней что-то не так и она не работает... - а она нормально не работает у любых фанатиков, увлечённых своим делом трудоголиков или своей идеей революционеров...

Он был аскетом... Маркиониты даже любили преследования... Он отдал все деньги римской церкви, огромные деньги... Его учение просуществовало аж 600 лет, после чего слилось с манихейством (что это такое? Попытался разобраться, но утонул. Вроде как похоже на протестантов, вроде как подстраивались под любую религию. Но некоторые фрагменты самого Мани разочаровывают - хвастается, что в отличие от других записал все свои книги (они всё равно пропали). Очень верил в письменность - и в переводы... Во всех "конфессиях" - равно "еретических"! - своя смесь намешана. Каждый готовит как умеет! По своему вкусу... Это было вместо фантастической литературы или фильмов, столь популярных и сейчас. Развлекали себя баснями...

Ещё важно отметить, что очень многое манихеи взяли от христиан - примерно как мусульмане многое слизали с Библии. И ещё у них была чёткая иерархическая организация... Они преуспели где-то на востоке, у уйгуров и китайцев... Сам чёрт ногу сломит?! Но почему бы им и  не преуспеть, раз они использовали "вкусные" ингредиенты?! Может быть, манихеи - это предшественники мусульман?! Только сделали упор на книги, на христиан и гностиков - а не на силу и прочий примитив на базе ветхого завета... Манихеи хитрее и потому пролезли дальше, но и гораздо слабее мусульман. Всё-таки азиаты понимают только силу... И только грубый ветхий завет...)

359. Игнатий богоносец - смешной  подражатель апостолу Павлу! Карикатурный плагиат! И смех и грех... С виду примерно так же, но смысла никакого, кроме обычной религиозной догматики...

360. Григорий Палама - схоласт чистой воды, сразу на помойку (но он жил уже в совсем другое время - через тысячу лет, в поздней Византии. Тысячу лет прошло, а ничего не изменилось! Как врезались в схоластику со всем христианским пылом, так и застряли там навечно -  глубоко врезались, ведь христианство большую силу имеет...)

361. Иоанн Лествичник - ещё один замечательный Ванька! Вот из-за таких монахов и сохранялось добро в мире, хоть что-то по  настоящему христианское. Имеет здравый ум, понимание жизни и природы. И язык у него насыщенный. Даже само название "лестница" - как раз про лестницу и я недавно писал...

362. Макарий Великий - хотя житейской сметки не очень в нем видно, он только религиозен, но религиозен искренно и без особой схоластики, проповедуя хорошую нравственность.  Слог у него тяжеловатый, но зато содержательно пишет. В общем, очень и очень хорош и Макарка... Тоже монах, тоже отшельник... Ученик Антония Великого, на которого действительно очень похож...

Невозможно отрицать, что христианство привлекло много искренних и серьезных людей - они не могли понять, что в "церквах" попадают не в братскую среду, а под  догматический  колпак... Что христианство - это не религия, а образ жизни...  Я уверен, что я бы таких людей переубедил при длительном личном общении не нейтральной территории...

363. Симеон Новый Богослов - он был где-то рядом с тем же Григорием Богословом, но всё же как-то ковыляет и путается. Хотя направление почти такое же, здравое. Читать его тяжеловато. От схоластики он тоже недалеко. Значит, до природы и жизни не совсем близко... Он даже напомнил закопавшегося психолога... В общем, Симеон он новый, а богослов старый... "Дух святой" его сводил с ума - вместо обратного... Мало настоящего жизненного опыта бывает у монахов... (см. № 335!)

364. Иосиф Волоцкий - решил и на русских знаменитых книжников глянуть. И этот очень хорош. На редкость вразумительно пишет! (вразумляет неких новгородских еретиков) В рамках религии, конечно. Очень хороший ясный ум - хоть в наш век его... Но: призывал казнить злокозненных еретиков! Был за богатства и землевладения монастырей! (Ветхий завет он, батенька, такой... Не бывает добрых религий...)

365. Нил Сорский - смешно, но старательно учит "добродетели", как ее понимают  ветхозаветные люди. Постоянно цитирует всех этих "богословов", рассмотренных мною только что. Плохого нет, но и далеко не уедешь, конечно...

366. Паисий Величковский - обычный религиозный активист (18-го века), такой рьяный, что постоянно доходит до смешного: днём думай, что вечером умрёшь - дерево на голову упадет - вечером думай, что ночью умрёшь - крыша обрушится - и молись, молись, молись. Такой рьяный монах, что даже и неправдоподобный. Фанат монашества...

367. Серафим Саровский - монах, вроде как ничего не писал, но  - что же я читал тогда?! А написано весьма горячо и хорошо, только не перегрев ли? Не превышает ли многократно человеческие силы... Вообще, в рассказах о нем сочинена куча чудес... Считается провидцем...
Заметно, что он ссылается как раз на тех религиозных авторов, которые и мне понравились, показались здравыми... "Жизнь наша есть как бы дом искушений и пыток"...
Вот ещё его цитаты:
Рай и ад начинаются на земле.
Суди себя сам, и Господь не осудит.
Отведи грех, и болезни отойдут, ибо они нам даются за грехи.
Можно причаститься на земле и остаться непричащенным на Небе. Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более.
(Но много цитат и не очень точных - например, заносился, всё-таки. Хотя как не заноситься при такой популярности...)
Кстати, был из старообрядцев, но скрывал это...

368. Амвросий Оптинский - этот монах проповедовал простоту, цитировал даже пословицы и поговорки (но не "простота хуже воровства"!).
Вот примеры его цитат:
Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.
Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем — мое почтение.
Нормальный русский типаж, но совсем другой, чем Серафим, конечно... Где-то он мне и ближе - не верю я в перегревы и надрывы... Пытались перегревом дожать религию до истины - но это невозможно, сама система ложная! Уж лучше тогда и не брать на себя ничего особенного...
Редко, кстати, попадается автор, проповедующий простоту - все напрягаются и накручивают. Но это характер такой, причем и сам он наверняка приобрел его, кому-то подражая в детстве - иначе трудно стать простым, только после нескольких лет интенсивной деловой жизни можно поменять свой характер (после армии, например!)

369. Игнатий (Брянчанинов) - это уже 19 век. Тоже хорошо пишет, хотя его понимания и ограничены религиозными рамками. По крайней мере, не мракобес, а стремился к добру...

370. Феодор Студит - другая эпоха, Византия. Боролся за иконы, но и подвигал императоров на добрые дела. Бойкий писатель... Всё же двоякое действие у религии, она не только зло, но и добро, не дает миру спастись, но не дает и погибнуть.  Бог не может в этой системе вырасти, но не может и исчезнуть...

371. Нил Синайский - уж и не знаю, чем он интересен. Цитаты так себе... (На спине крокодила через Нил это он ездил?! Нет, это преподобный Еллий... А ещё святой Пахмий...)

372. Исидор Пелусиот - тоже действительно опирался на Библию и проповедовал добрые и здравые вещи...
Опять думаю о Средневековье: римская цивилизация  погибала или уже погибла, времена были и трудные, и смутные и простые, и природные(крестьянские) - поэтому богу было молиться нетрудно. Тем более таким новым и продвинутым, по сравнению с язычеством, образом. Целую тысячу лет были увлечены по преимуществу этим. И в Европе доконало это увлечение, кажется, великая чума  середины 14 века. Переломилось настроение... Потом начались великие плавания в Африку, Америку, Индию и так далее... - стали богатеть, стали глаза разгораться на богатства, стал расширяться кругозор, стала самооценка резко повышаться... (Португальцы начали систематические исследования берегов Африки уже в 1412 году) Опять стали интересоваться цивилизацией, Римом, причем по новому стал выражать себя этот интерес - за тысячу лет отдохнули, набрались новых сил и опыта. А раз получилось по новому да ещё так шикарно, то, конечно, надо продолжать... Человечество не выбирало свою историю, его судьба очень во многом предопределена... Огромный корабль человечества не имеет возможности для больших маневров, даже огромные мировые войны не сильно меняют его курс... - хотя всё-таки влияют в долгосрочном плане...

373. Монтан (и монтанизм) - попытка вернуться к "настоящему" христианству лет через 200 - аскетизм, отвержение начальства, даже совместные трапезы и так далее. Но "дух святой" сводил с ума! Постоянно пророчествовали "преисполнившись святого духа"! Ждали скорого "страшного суда" и распродавали имущество! Чуть было не увлекли всех своих психозом, но потом стали считаться злейшими врагами "православных". Тем не менее, просуществовали 600 лет! И трансформировались так, что у них самих возникло такое же начальство!! В целом они предвосхитили многих религиозных "экстремистов" и радикальных "сектантов" будущего... Они противоположны гностикам, напиравшим на разум... Или это обычные пятидесятники и  харизматы?!  В конце над ними стали просто смеяться...
 
374. Нострадамус "Центурии" - мне нечего сказать про "предсказания" - это же типичный хайп, раскрутка; также не произвело впечатление "письмо к сыну" в начале - но стихи поразили! Великолепные стихи! Кстати, поэзия всегда может толковаться как пророчество, ничего удивительного. В общем, это большой поэт, чуть ли не с любым поспорит. Явно учился у Петрарки (больше и не у кого) - но эпигоном совершенно не является. Вот что делает крещение с евреем! - высвобождает свои силы для настоящих дел. Из этих стихов видно, что жизнь он понимал достаточно глубоко, во всей ее абсурдности - считается предсказателем из-за формы, а мог бы считаться мудрецом. Петрарка выбрал форму любви к бабе, а Нострадамус форму предсказания - но они могли бы поступить и иначе, и уж, конечно, понимали, что занимаются метафизикой, а не конкретикой...

"Мать завернет голого ребенка в рубашку.
Арабы вступят в союз с поляками." - по мне, так картина весьма объемная и сильная...
"Змеи впущены в железную клетку,
Где томятся семеро королевских пажей,
Старики и отцы выйдут из глубины ада,
Умрут после того, как увидят смерть и крики своих плодов." - очевидно, что современные идиоты (и евреи, вечно озабоченные прославлением своих) проморгали Нострадамуса - он даже современен, это очень крутой авангард....

П.С.: не знаю, вторичное знакомство с этим евреем никакого энтузиазма не вызвало - забавно, прикольно и не более. Громоздил громкие слова и явления. Писать "загадочно" и абсурдно совсем нетрудно.  Средневекового типа еврейский интерес  к политике...

375. Черчилль
Какой-то вульгарностью от него несёт! И это всё! Жук навозный...


376. Хантер Томпсон - считается "культовым", но мне он показался типичным гулякой. Типичный "секс, выпивка, рок-н-ролл" - и ещё наркотики. И, может, не рок-н-ролл, а другая ***ня... Короче, мне не по здоровью такой образ жизни... Да и не сделаешь так  ничего...
 
Хватит с меня - полно ещё и деятелей и течений, таскать их не перетаскать, но общая картина уже ясна. Нет никаких шансов не утонуть в этом бурном море церкви-кораблику - надо превращаться в дельфинов...


















"Бхагавад-гита": 131.
"Махабхарата": 142.
"Рамаяна": 143.
"Ригведа": 139.
"Тибетская книга мертвых": 57.
"Упанишады Каушитаки": 295.
265. Эвола
Абеляр Пьер  197.
Августин 51.
Авдеев Владимир 128.
Аверинцев Сергей 319.
Аверроэс 8.
Авиценна 298.
Авл Геллий 322.
Аврелий Марк 30.
Авторханов 22.
Адорно 182.
Айзенк 305.
Айн Рэнд 28.
Аквинский Фома 50.
Аксаков Константин 262.
Амвросий Оптинский 368.
Андреев Даниил 266.
Ансельм Кентерберийский 198.
Антоний Великий 345.
Антоний Сурожский 100.
Апулей: 324.
Арий 355.
Аристотель 48.
Аристофан 327.
Асмолов 306.
Ауробиндо 132.
Афанасий Александрийский 344.
Ахмадулина Бэлла 23.
Бакунин 112.
Барт Ролан 180.
Батай 188.
Бахтин 3.
Бебель 244.
Бей Хаким 314.
Белинский 243.
Бёме Якоб 130.
Бенуа Ален де 275.
Беньямин Вальтер 317.
Беньян 246.
Бергсон 153.
Бердяев 121.
Бержерак Сирано Де 16.
Бернанос 338.
Бжезинский 287.
Бибихин 320.
Бичер-Стоу 253.
Блаватская 149.
Блок Марк 332.
Бовуар Симона де 194.
Бодрийяр 178.
Боккаччо 10.
Боэций 200.
Брандес Георг 340.
Брахма-сутра 141.
Брехт 20.
Бруно Джордано 210.
Бубер 120.
Будда: 54.
Букчин Мюррей 310.
Булгаков Сергей 226.
Бушин Владимир 281.
Бхагавата-пурана 134.
Бхактиведанта Свами Прабхупада 140.
Бэкон 62.
Валлерстайн 214.
Василий Великий 95.
Вебер Макс 75.
Вергилий 117.
Вернадский Владимир  229.
Вернадский Георгий 228.
Вивекананда 144.
Виссарион 84.
Витгенштейн 66.
Восленский 21.
Выготский Лев 307.
Гадамер: 193.
Галилей: 80.
Галковский 227.
Ганди 70.
Гароди Роже 283.
Гаспаров 318.
Гегель 106.
Гейдар Джемаль 268.
Гельвеций 169.
Генон 264.
Гердер 107.
Герен 312.
Герод 326.
Геродот 43.
Герцен 14.
Гесиод 47.
Гитлер: 222.
Гоббс 63.
Гомер 118.
Гораций 119.
Горбачев 152.
Гофф Жак Ле 336.
Граф Юрген 279.
Григорий Богослов 96.
Григорий Нисский 97.
Григорий Палама 360.
Грэбер Дэвид 308.
Гумилев Лев 218.
Гуссерль 157.
Гхош Судхин 147.
Дамаскин Иоанн 196.
Данилевский 254.
Данте 12.
Дарвин 239.
Дебор 311.
Декарт 60.
Делёз 176.
Деннет Дэниел 251.
Деррида 177.
Джефферсон Томас 85.
Дидро 13.
Диоген 40.
Дионисий Ареопагит 211.
Дионисий Ареопагит 347.
Добролюбов: 241.
Докинз 247.
Дугин Александр 263.
Дюк Дэвид 276.
Евсевий 350.
Ефрем Сирин 353.
Жаботинский Владимир 303.
Жижек 189.
Задорнов Михаил 300.
Занд Шломо 286.
Захер-Мазох Леопольд фон 15.
Зерзан Джон 316.
Золя 186.
Зороастр  55.
Иванов Вячеслав: 230.
Игнатий (Брянчанинов) 369.
Игнатий богоносец 359.
Иероним 205.
Иларион Алфеев 99.
Иоанн Дамаскин 352.
Иоанн Златоуст 94.
Иоанн Кронштадтский 104.
Иоанн Лествичник 361.
Иосиф Волоцкий 364.
Иосиф Флавий 202.
Ипполит римский 356.
Ирвинг Дэвид 280.
Ириней лионский 351.
Исаак Сирин 101.
Исидор Пелусиот 372.
Иустин Философ 349.
Каббала "Зоар": 124.
Каку Митио 250.
Кальвин 207.
Кампанелла 44.
Камю 69.
Кант 105.
Карамзин 258.
Карнеги Дейл 87.
Карсавин Лев 331.
Каутский 114.
Киплинг 150.
Киприан 343.
Киреевский Иван: 126.
Климент  342.
Климент Александрийский 346.
Климов Григорий 301.
Ключевский 260.
Конт Огюст 160.
Конфуций: 208.
Копелев 18.
Кошеленко 35.
Кропоткин 237.
Кроули Алистер 272.
Крылов Иван 259.
Ксенофонт  46.
Кузанский Николай 206.
Кьеркегор 73.
Кюстин Де 235.
Лабрюйер 166.
Лакан 179.
Ламартин 33.
Лао-цзы 269.
Ларошфуко 165.
Лафонтен 170.
Левашов Николай 83.
Леви-Стросс 183.
Лейбниц 53.
Ленин: 108.
Леонардо да Винчи 137.
Леонтьев Константин 232.
Лессинг 256.
Линкольн Авраам 88.
Лиотар 184.
Локк 64.
Ломоносов: 173.
Лосев Алексей 233.
Лосский 231.
Лотман 187.
Лукиан  323.
Льюис Кэрролл 185.
Люксембург Роза 245.
Лютер 6.
Магомет: 77.
Макарий Великий 362.
Макиавелли 201.
Маклюэн 216.
Максим Исповедник 348.
Мальро 71.
Мальтус 168.
Мамардашвили 161.
Маринетти: 273.
Маринович 35
Маркион 358.
Маркс 109.
Маркузе 138.
Мережковский 111.
Местр Де 270.
Мирандола 7.
Мишле 32.
Моммзен 329.
Монтан (и монтанизм) 373.
Монтень 1.
Монтескье  92.
Мор Томас 5.
Моуди 58.
Мусоллини 223.
Мухин Юрий 221.
Некрасов Виктор 23.
Нил Синайский 371.
Нил Сорский 365.
Ницше 115.
Нострадамус 374.
Оккам Уильям 195.
Ориген 102.
Ортега-и-Гассет 135.
Ошо (Раджниш) 56.
Паисий Величковский 366.
Парацельс 136.
Паскаль 26.
Песталоцци 304.
Петрарка 11.
Петроний Арбитр 325.
Петухов Юрий 302.
Писарев 242.
Питирим Сорокин 217.
Пифагор  42.
Платон 49.
Платонов Олег 277.
Плеханов 257.
Плотин 103.
Плутарх 203.
Победоносцев 278.
Поло Марко 236.
Поппер   159.
Протагор: 225.
Прудон 238.
Пятигорский  289.
Радищев 174.
Рамакришна 145.
Рамана Махарши 297.
Рассел Бертран  59.
Ратцингер 293.
Ренан 31.
Рерих Николай 148.
Робеспьер: 91.
Розанов 110.
Розенберг  Альфред  224.
Роттердамский Эразм 2.
Рузвельт  Теодор 89.
Рузвельт  Франклин 90.
Руссо 93.
Салинс Маршалл 309.
Сартр  68.
Сведенборг 129.
Сенека: 45.
Сент-Бев: 337.
Серафим Саровский 367.
Сергей Хрущев   25. 
Симеон Новый Богослов 335.
Симеон Новый Богослов 363.
Синявский Андрей 19.
Сковорода: 155.
Смит Адам 172.
Сократ 41.
Соланс Валери 313.
Солженицын 17.
Соловьев Владимир 154.
Соловьев Сергей 156.
Спенсер 162.
Спиноза 61.
Сталин: 151.
Тагор 146.
Талмуд "Брахот": 123.
Теофраст 209.
Тертуллиан 199.
Тит Ливий 204.
Тойнби 133.
Толстой  191.
Томпсон Хантер 376.
Торчинов Евгений 39.
Тоффлер 215.
Троцкий 113.
Трэверс 4.
Тьюринг 65.
Тэн Ипполит 339.
Февр Люсьен 333.
Федоров Николай 267.
Фейербах: 158.
Феодор Студит 370.
Феофан Затворник 354.
Феофан Затворник: 334.
Филон 357.
Флоренский  Павел 98.
Флю Энтони 294.
Франклин Бенджамин 86.
Франциск Ассизский: 122.
Фрейд  78.
Фромм Эрих 81.
Фуко Мишель 175.
Фукуяма 212.
Хаббард 82.
Хабермас 181.
Хайдеггер: 67.
Хантингтон 213.
Харрис Сэм 249.
Хаусхофер 219.
Хейзинга 330.
Хитченс Кристофер 252.
Хокинг 248.
Хомский Ноам 190.
Хомяков: 255.
Хорни Карен 291.
Хоум Стюарт 315.
Хрущев Никита 24.
Цара Тристан : 271.
Цицерон 52.
Чаадаев 234.
Чернышевский 240.
Черчилль 375.
Чичерин Борис 261.
Чудинов Валерий 299.
Шамир  Исраэль 285.
Шамфор 164.
Шанкара "ВИВЕКАЧУДАМАНИ" 296.
Шарден Тейяр Де 29.
Шафаревич 282.
Шахак Исраэль 284.
Шахнович Михаил 37.
Швейцер 27.
Шекспир 9.
Шеллинг 125.
Шестов 72.
Шлегель Фридрих 167.
Шопенгауэр 76.
Шоу Бернард: 220.
Шпенглер 127.
Штирнер 163.
Щедровицкий 290.
Эйнштейн: 171.
Эко 192.
Элиаде 274.
Элиан Клавдий: 321.
Эмпедокл: 288.
Эпиктет 34.
Эпикур 36.
Эриксон Эрик 292.
Ювенал 328.
Юм Дэвид 116.
Юнг 79.
Ярославский Емельян 38.
Ясперс 74.


Рецензии