Поэты. Всемирное обозрение-3

54. Анненский:
"Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя...
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими." - серебряно-вековой тошнотворный  пафос (миры, звезда) и голимая тухлая проза: он не любит, просто другие ещё хуже. И между первым и вторым такая нестыковка!

"И если мне сомненье тяжело,
Я у неё одной ищу ответа…
Не потому, чтоб от неё светло,
А потому, что с ней не надо света." - а если ему тяжело, он идёт к ней, но не за светом... - мож, за сексом, мож, за бессмысленной болтовней, лишённой сомнений. Забыться он хочет с бабой, пожить по инерции, темным дурачком...

"Книги отражений" - болтливая мура и чушь...

"Старая усадьба" - ясно, четко, ярко видно, что - чокнутый.

55. Китс:
"Разве не может быть так, что неким высшим существам доставляет развлечение искусный поворот
мысли, удавшийся - пускай и безотчетно - моему разуму, как забавляет меня самого проворство суслика или испуганный прыжок оленя?" - высшим, не высшим, неким, не неким, но посмотрим, как ты меня позабавишь (уже начал!)

Стишок про любовь не понравился, пустенький... Но вот: "Блажен король!Но кружка с пивом любого делает счастливым!" - хотя я пиво и не пью, но порадовал. Футбольный матч делает счастливым, еда и прочее - и таким счастливым, если нет ума, что завидно даже королям (если ум есть)

"Поэт - самое непоэтическое существо на свете, ибо у него нет своего "я": он постоянно заполняет собой
самые разные оболочки.
Когда я бываю в обществе других людей и ум мой не занимают порожденные им же фантазии, тогда "не-я" возвращается к "я", однако личность каждого из присутствующих воздействует на меня так сильно, что в скором времени я совершенно уничтожаюсь.
...А впрочем, как знать, быть может, сейчас я говорю все это не от своего имени, а от имени того, в чьей душе теперь обитаю." - перепутал поэта с актером... Уже ясно, что это такой слабенький, но миленький эксцентрик, забавный мотылек...

Ещё один любовный треск кузнечика...

"Если я пребываю в хорошем настроении, то живу в состоянии счастливого страдания, если же в плохом - страдания тяжкого." - ага? Страдает как умный человек?!

"Чему смеялся я сейчас во сне?
Ни знаменьем небес, ни адской речью
Никто в тиши не отозвался мне...
Тогда спросил я сердце человечье:
Ты, бьющееся, мой вопрос услышь, -
Чему смеялся я? В ответ - ни звука.
Тьма, тьма кругом. И бесконечна мука.
Молчат и Бог и ад. И ты молчишь.
Чему смеялся я? Познал ли ночью
Своей короткой жизни благодать?
Но я давно готов ее отдать.
Пусть яркий флаг изорван будет в клочья.
Сильны любовь и слава смертных дней,
И красота сильна. Но смерть сильней." - т.е. он хотел бы быть мотыльком и смеяться, но смерть его вразумляет...

Почитал биографию: оказывается, это чахоточный, умер он в 26 лет и всегда знал о своем проклятии...

"А чем гордится? Тем ли, что фонтан
Не столь плаксив, как нищего гримаса?
А чем гордится? Тем ли, что тимьян
Благоуханней, чем гнилое мясо?
А чем гордится? Тем ли, что карман
Набит не хуже, чем казна Мидаса?
А чем гордится? Пусть ответ дадут:
Во имя правды, чем гордится тут?" - ну, понятно, что ему было всё едино и  по барабану. Тем более, что он, как раз, был небогат.

"Хмурый разум, двери настежь - Ты мечте дорогу застишь!" - хотелось ему порадоваться, помечтать о выздоровлении...

"К Хейдону" - забубенная романтика, напоминающая серебряный век.

"Прекрасное пленяет навсегда.
К нему не остываешь. Никогда
Не впасть ему в ничтожество." - кисло, пора завязывать с чахоточным...

"Воображаемые невзгоды всегда досаждали мне куда больше, чем истинные. <...> И это легко объяснимо. Наши воображаемые беды вызываются нашими страстями и питаются сильным чувством; беды же истинные приходят сами по себе, и им противостоят наши самые отвлечённые фантазии. Истинные невзгоды вытесняемы страстями. Воображаемые же делают из человека страдальца, они, словно гвоздём, пригвождают его к кресту; истинные, напротив, побуждают к действию." - под "воображаемыми" он имеет в виду себя самого, воображающего, а под "истинными" - невзгоды, исходящие от внешнего окружения. "Истинны" и полны "воображения" и те и другие. Он пытался исправить себя и забыть об окружающем... - чтобы не быть страдальцем...

"Что - наконец в тебе проснулся гнев? О радость! значит, ты не безнадежен!" - радость, что он не мотылек, а нечто большее.

"В чем счастье? В том, чтоб разумом стремиться
К союзу с вечным - и преобразиться,
Времен, пространств одолевая сферу.
Взгляни на небеса, пойми их веру,
Прижмись губами к розе,
Чти мгновенье" - вылитый серебряный век...

56. Мильтон:
"Везде в Аду я буду. Ад - я сам." - дал жару...

"Может быть, мы почерпнем новые силы в надежде; если нет, нас вдохновит отчаяние." - звучит как будто ему всё равно, убивать или спасать - лишь бы получать сильные впечатления... Отчаяние всё же не вдохновляет, а подавляет - но оно даёт закал... И оно порождает обратный ход маятника - уже к вдохновению...

"Дайте мне поэтому свободу знать, свободу выражать свои мысли, а самое главное — свободу судить по своей совести." - у меня было совсем другое представление о Мильтоне - раза два-три за жизнь с ним сталкивался - что это какой-то религиозный мистик, и что его невозможно читать...

«Читай всякие книги, какие только попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать» - книг ещё было мало, но стремление всё исследовать и обсуждать налицо...

'Правда, глаза наши открылись, мы узнали добро и зло - добро погибло, зло приобретено!" - точно; проблема не в том, что мы узнали отличие добра от зла - мы узнали, что зло всё время побеждает добро... - что оно всех выгоняет из рая...

"Кроме того, есть много предметов для твоего исследования и познания. Но знание подобно пище: оно не должно превышать меры, иначе ум не в состоянии вместить его; избыток знания отягощает ум, и тогда мудрость легко превращается в безумие, как лишняя пища рассеивается ветром." - да, аналог между пищей материальной и пищей умственной абсолютно полный.

"Здесь роковое где-то есть
Познанья Древо; от него вкушать
Нельзя. Познанье им запрещено?
Нелепый, подозрительный запрет!
Зачем ревниво запретил Господь
Познанье людям? Разве может быть
Познанье преступленьем или смерть
В себе таить? Неужто жизнь людей
Зависит от неведенья? Ужель
Неведенье - единственный залог
Покорности и веры и на нем
Блаженство их основано?" - абсолютно верно. Просто уже первые церковники запрещали, а не поощряли, и выдавали свои повеления за божьи -  это и есть знаменитый "первородный грех"! Овцами проще управлять (спросите у Грефа!) Евангелия полны призывами к познанию...

"Ведь разум - это тот же вольный выбор, сам по себе он создать может небеса в аду, и ад в небесах." - уже создано и то и другое (и одному разуму, без души и материальной деятельности, не разобраться в этих диковинных постройках!)

"Но многокнижие тяготит, говорят мудрые люди; кто непрерывно читает, не внося при этом ума и суждения, которые были бы равны или выше того, что он читает (а где он будет почерпать их?), то всегда остается в нерешимости, в колебании; глубоко ученый по книгам, он чувствует пустоту в душе и незрелый и отуманенный принимает за избранные истины пустяки, ничего не стоящие игрушки, подобно тому, как дети собирают на берегу камешки." - именно так и бывает; у меня так и было в молодости - книги хороши только как дополнение к реальной жизни, к собственной деятельности... (Хотя есть и другая огромная опасность: жизня может так увлечь и засосать, что в книжках будешь искать лишь развлечение и подтверждение собственных установок...)

"Ад услышал страшный этот грохот; Ад увидел Небеса, низвергающиеся с Небес, и бежал бы от ужаса, но слишком глубоко было мрачное его основание, и слишком крепко он был прикован там неумолимой судьбою." - а вот и та самая религиозная мистика (его личное безумие?! Наверняка подхватил из тех самых книг!)

"Убить хорошую книгу значит почти то же самое, что убить человека" - поэтому я и трачу огромное количество времени, чтобы ненароком не прикончить хорошего автора - или всего лишь одну в нем хорошую сторону... А с другой стороны, если не прикончить плохих, то хорошие проиграют, утонут, затеряются в общей массе, перепутаются с сорняками до потери силы и смысла...

"Для церкви и государства в высшей степени важно бдительным оком следить за поведением книг, так же, как и за поведением людей, и в случае надобности задерживать их, заключать в темницу и подвергать строжайшему суду как преступников; ибо книги — не мертвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни, столь же деятельные, как та душа, порождением которой они являются; мало того, они сохраняют в себе, как в фиале, чистейшую энергию и экстракт того живого разума, который их произвел." ,- так и не понял, о ком он заботится, о людях или об институциях? Вроде бы уже за цензуру выступает? С такими противоречиями, конечно, недолго рай потерять! ...Но нет, в этом вопросе он тверд, просто цитата вырвана из контекста. И так-то ад, а если ещё и мысль будут стреножить, то с дьяволом никогда не справиться... Соблюдайте порядок и правила приличия в аду! - вот что, по сути, говорят охранители...

"- В страданьях ли, в борьбе ли, - горе слабым." - в 17 веке слабаки не выживали. Хотя для большинства уже чтение книг - слабость!  ...Умственной силы, собственно, до сих пор ни у кого нет - поэтому всем нам горе, если только ты не дерево и что-то чувствовать способен (если не имеешь ума, не имей и чувств, иначе будет больно!)

"и самые лучшие книги для развращенного ума могут послужить поводом ко злу." - если уж Данте "лучшим" считается, то конечно... Хотя и Библию с Евангелиями без конца перетолковывали, приспосабливали, пересотворяли по своему образу и подобию...

"Мужчина или никогда не найдет подруги по сердцу, а возьмет такую, какую пошлет ему несчастье или ошибка; которую бы он хотел более всего, та редко достанется ему от испорченности ее сердца: она на его глазах предпочтет ему менее достойного. Или, если она его полюбит, ей будут препятствовать родители; или самый счастливый выбор он сделает слишком поздно, когда уже будет окован цепями брака с женщиной, ненавистной ему или позорящей его имя. Отсюда бесчисленные несчастья отравят человеческую жизнь и будут возмущать мир домашнего очага" - так и есть. И так-то не слишком умён, а тут ещё глупая женщина... И член, сводящий с ума... И косные внешние обстоятельства... И бабы отродясь не любили ни сильных, ни умных - они их пугают, они справедливо опасаются, что не смогут такого укротить, подчинить, удобно и покойно рядом  устроиться. Ведь сила и ум направлены на бога и  дела... Если сильный или умный богат, знаменит, тогда они клюнут - но любить, именно любить, всё равно не будут... Хотя если ещё добавить ума и силы, и стать христианином, то тогда другое дело? Христианин любит и понимает людей, и потому способен сделать её жизнь хорошей...

"Книги, как и пища, одни бывают хорошего, другие — плохого качества; поэтому Господь, уже не в апокрифическом видении, сказал без всякого ограничения: «Встань, Петр, заколи и ешь», предоставляя выбор разумению каждого." - "Христолюбцу" бы показать (помешался на вегетарианстве). Хотя и у Павла есть места однозначные...

"Его терзают ужас и сомненье,
Внутри его бушует бездна Ада:
Он носит Ад в себе и вкруг себя
И, как бы место ни переменял он,
Уйти от Ада может так же мало,
Как убежать от самого себя." - это великая, хотя на самом деле будничная истина: в каждом свой ад (все страдания причиняет ад, вся смерть - из-за ада).

Из биографии узнал, что Мильтона ненавидели собственные дочери и т.д.... Вообще, он ослеп - и это помогло ему сосредоточиться на внутреннем мире, осознать весь его ад. У меня там тоже ад - который разгоняет только солнце...

"О, срам людской! Согласие царит
Меж бесов проклятых, но человек, -
Сознаньем обладающая тварь, -
Чинит раздор с подобными себе;
Хотя на милосердие Небес
Надеяться он вправе и завет
Господний знает: вечный мир хранить, -
Живет он в ненависти и вражде,
Опустошают Землю племена
Безжалостными войнами, неся
Друг другу истребленье." - чисто как слепой король Лир!  А всё отчего? Людишки то свято уверуют в какую-то религию  (христианскую, мусульманскую... - ненужное зачеркнуть), ради которой можно убивать, то в прогресс, ради которого можно убивать, то у них вера в Возрождение, то в Просвещение, то в Новое время, то арийцем себя кто-то возомнил, то родина у всех пошла с большой буквы - и ради всего этого тоже можно грабить, убивать, превозноситься, лгать и развращаться... - в любой комбинации и в любых степенях... Т.е. всё зло творится исключительно в благих целях, прикрыто благородными лозунгами - на хер этот уровень благородства и благости! Давайте возьмём гораздо меньшее, но более реальное! Например, ту же работу на себя... Уверен: не будет самоуверенных замахов - и сразу ненужными станут и богачи, ведь они главные по воплощению "грандиозных" прожектов...

"Теперешний ужас пройдет со временем, мрак просветлеет, и, кроме того, кто знает, какие надежды может принести нам непрерывное течение грядущих дней? Какие перемены, какие судьбы? Злополучна теперь наша участь, но ее можно назвать счастливой, она еще не худшая и не ухудшится, если мы сами не навлечем на себя еще больших зол." - в общем, я понял, кто такой Мильтон - это спец по мраку, очень ценный спец, редки такие специалисты, потому как не самая приятная это специализация (патологоанатом?! Бывают верующие патологоанатомы?! ) Вроде самого Достоевского такие спецы (в Достоевском на порядок больше конкретики, реализма - у Мильтона ещё фундамент, общая форма...) Ещё и на Иова он похож - тоже крайне редкий, единичный экземпляр...

"Пусть будет, что будет; для меня нет надежды на милосердие; разве мне может быть хуже? Где не остается надежды, там нет места и страху: если же есть для меня худшая доля, то ожидание этого большого злополучия терзает меня более, чем самая действительность. Я хотел бы самого худшего: худшее - это мое прибежище, моя пристань, мой последний покой, моя желанная цель, мое последнее благо" - а сохранял ли он веру в бога?! Ни веры, ни надежды ни любви и опасения, что может вообще оказаться в помойной яме... Он же был знаменит?! Мрак слепоты капитально портил ему настроение. Характер сам по себе у него не мирный, не христианский - я, кстати, не такой же ли бунтарь и гордец? Наверняка бы стал роптать во мраке (и с глазами каждый день ропщу)

"Что такое слава, как не мимолетная искра, народные рукоплескания, хвалы, всегда ли еще одни хвалы? И что такое народ? Беспорядочное стадо, пестрый сброд, превозносящий иногда самые обыкновенные вещи, едва ли, если хорошо подумать, достойные хвалы? Он хвалит, не зная кого, восхищается, не зная чем; все повторяют то, что говорит один. Какая отрада быть восхваляемым подобными ценителями, служить предметом для болтовни их языков? Скорее порицание их могло бы служить немалой хвалою, завиднее участь того, кто не устрашится этого. Разумных и мудрых между ними немного, а немногие едва ли могут составить славу." - наповал! Ничего не боится! (Правда, ему и терять было уже нечего... Да и уверен он был в своих достоинствах... И понимал, что с быдлом лучше быть построже, они меньше оценят пряник ..) "Народ" - это быдло, а "страны" - это загоны, в которых их держат под надзором местных пастухов и  надсмотрщиков, часто отменных лгунов, воров и бандитов. Иисусово "овцы" - это мягкая форма слова "быдло" - и именно быдло, а не овцы, его и распяло...

Во многих текстах он грохочет как слепой полубезумный воин (раньше я думал, что больше у него и нету ничего, кругом лишь буря...)

57. Софокл :
Это античный драматург - я такое не читаю, но судя по цитатам, это скорее мудрец, чем поэт. И как мудрец он отличный, здравый у него ум, хотя подобное уже не раз  встречал у тех древних...

Как пример:
"не считай,
что правда только в том, что ты сказал...
Кто лишь в себе высокий разум видит,
Иль чары слова, иль души величье,
Тот часто вдруг оказывался пуст.
Ты - человек, и как бы не был мудр ты,
Позора нет познать иль уступить"
"Легко тому, кто сам в беду не впутался,
Увещевать и поучать увязшего
В несчастье."
"Кто в деле смел, тот не боится слов."
Лучше простая истина, чем сложное ничто, лапша, длиною в километр (это уже моё!)

58. Драйден Джон:
Обратил внимание на следующую цитату: "Произведение живописи, не следующее канонам природы, становится гротеском." - классицизм и природа явно не дружат! Природа всегда дружит с хаосом и стихийностью! Как можно выписывать листики, когда их триллионы?! (Но этот хрен наверняка имел в виду что-то другое? Людишки веками, тысячелетиями умудряются не замечать очевидные вещи...)

В целом, мне его цитаты не понравились - или банальность или какое-то презрение...

„Высокий ум безумию сосед. Границы твердой между ними нет.“ - раньше бы я купился, но сейчас вижу только желание смешать ум с безумием - полно чуши выдает себя за "высокий", недоступный простым смертным ум... Сказал бы про парадоксы и неожиданности ума и не было бы никаких вопросов...

„Честь женщины подобна горностаю: от малейшего прикосновения тускнеет ее белизна.“ - любитель недотрог? И ревнивец... (Наверное, имел грязное воображение... Или тогда бабы отдавались от малейшего прикосновения?! Ах - и она уже лежит и раздвигает ноги!)

„Хорошо выраженная мысль звучит умно на всех языках.“ - но сам мысль выразил плохо! Так "умная мысль" или "хорошо выраженная"?  Я регулярно встречаю красивые фразы, которые, если копнуть, не так-то и верны... Если ты правильно, внятно выражается, то тебя просто легко переводить...

В общем, из всех Драйденов я предпочитаю вратаря...

59. Александр Поуп:
"В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему недостает ума" - "тщеславие" содержит слово "тщетность", а тщетность логично от нехватки ума... Вообще, никакого ума не хватит, чтобы измерить, сколько в человеке тщеславия, а сколько  уверенности или ещё каких-то смежных качеств... Может, ты его обидеть хочешь? Может, тебе показалось?

"Всем глупцам не терпится осмеять кого-нибудь." - осмеивают не глупые, а злобные товарищи - а вот смеются злобным шуткам дураки...

"Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается сам от себя" - ну да, настроение меняется, и текущие обстоятельства по разному нас освещают...

"Наиболее доверчивы самые серьезные люди." - серьезные судят по себе и потому не могут понять несерьёзных, доверяют им как себе привыкли доверять...

"Тот, кто лжет, не отдает себе отчета в трудности своей задачи, ибо ему предстоит еще двадцать раз солгать, чтобы поддержать первую ложь." - пошло-поехало...

"Глупцы восторгаются тем, что разумные люди просто одобряют" - я бы поостерегся одобрять то, чем восторгаются глупцы - что-то тут не так!

"Глупцы спешат попасть туда, куда ангелы бояться ступить." - вот-вот, пока умники всего боятся и мнят себя ангелами, глупцы делают бизнес и строят свой рай...

"В своей обмолвке ты была права -
Натуры нет у вас. У большинства.
Мы, чтобы не запутаться в приметах,
Вас делим на блондинок и брюнеток."

"Однако жизнь мужчин слывет публичной,
А женщины — преуспевают в личной.
Талантам нашим нужен светлый день,
А вашим подобает полутень.
Вы истинные чада маскарада,
Где стыд и гордость различать не надо,
Восторг и слабость... доблесть и порок
Равно к лицу вам, вечно не в упрёк." - есть и ещё тексты против баб...

В общем, вполне приличный товарищ... - хотя пустых стихов и море! Писали то, что нужно, что востребовано - это ремесло, а не самоценное "творчество"... "Сделайте нам красиво" - вот они и делали.... "Классицизм", называется...

60. Гёте:
«Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» - типа, как волк, который санитар леса?

"Что нужно нам – того не знаем мы, Что ж знаем мы – того для нас не надо." - когда надо, нужной вещи вечно нету под рукой, а когда не надо, то пожалуйста (т.е. обратная ситуация: когда хочу совершить благо, вечно встречаю препятствия и даже  получаю по шее)

"Пусть чередуются весь век
Счастливый рок и рок несчастный.
В неутомимости всечасной
Себя находит человек." - плюс на минус - получаем ноль, но зато время прошло,  неутомимость выказана...

"Что трудности, когда мы сами
Себе мешаем и вредим!
Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
В лучах воображаемого блеска
Мы часто мыслью воспаряем вширь
И падаем от тяжести привеска,
От груза наших добровольных гирь.
Мы драпируем способами всеми
Свое безволье, трусость, слабость, лень.
Нам служит ширмой состраданья бремя,
И совесть, и любая дребедень." - у Мильтона был убойный текст, и у Гёте есть. Но если Мильтон спец по мраку, то Гете - спец по лукавству, по самообману... С одной стороны отмечает, что мы всё считаем химерой, кроме повседневных нужд, а с другой, есть "добровольные гири" , "привесок" - какая-нибудь страстишка, вроде чревоугодия или игромании, нами владеет и не считается химерой...

"Глупцы довольствуются тем, Что видят смысл во всяком слове." - во всяком слове знаменитости видят смысл, а в словах прочих - нет... Они все идолопоклонники, рабы. Вообще, причина глупости - рабский дух. Такой раб может чему-то научиться только подражая - и кстати, это хороший способ чему-то научиться, даже лучший - отчего дурни и живут себе благополучно, и что-то могут...

"Я богословьем овладел,
Над философией корпел,
Юриспруденцию долбил
И медицину изучил.
Однако я при этом всем
Был и остался дураком." - и что? Дураки, допустим, почесались - но всё по-прежнему. Потому как книжные премудрости исправно через второе ухо вылетают, ничему никогда не научают. Т.е. хоть над богословием корпи, а хоть над Гёте! Результат один, если душа не проснется и  собственный механизм ума не заработает... Но дело ещё хуже обстоит: и богословие действительно дурацкое и сам Гёте тоже дурачок! Меня, мой ум, по крайней мере, не они разбудили...

В общем, чувствуется, могу увязнуть и в Гёте на целый день - неистощим он в иронии над слабостью человеческой и ее последствиями... Хотя сам не такой уж и гигант и это смех во многом над собой... Я, однако, хочу меньше отвлекаться от поэзии...

"Итальянское путешествие" - документалка,  очень занимательно написана. Как же жаль, что у  меня на  "просто чтение" вряд ли будет время... Но всем советую... (Ни у кого нет времени, ручаюсь. Многие скажут, что у них его ещё меньше, чем у меня...)

"Годы учения Вильгельма Мейстера" - это его бесконечная проза. Написана неплохо, но далеко ей до документалки, слишком много искусственного, литературного, натужного, путаного, устарелого - не увлекает. По-моему, вообще для баб.

"Немецкий язык" - не интересная публицистика. Очень плохо.

"Рейнеке-лис" - какая-то чушь, даже на графоманию похоже.

Где же поэзия?!

Я смотрю, у многих получается так, что лучше иметь дело с цитатами -  произведения целиком малосъедобны... Прямо не узнаешь некоторых! Горсть изюма с одной стороны, скверно испечённый хлеб, с другой. Не случайно я сам никогда не хотел печь такие пироги...
61. Гейне "Атта Тролль":
Крайне странная хрень. Причем, и предисловие тоже (есть, например, и мания величия). Но общее впечатление неблагоприятное, читать эту пёструю смесь не стоит... По-моему, он тяготел к политике... И сатире... Почему же строчил стишки? Зачем же хрень высасывал из пальца?

"Флорентийские ночи" - опять какую-то фигню сочиняет...

"Я не такой злой, как кажется. Я раскрасил себе лицо такими страшными красками лишь для того, чтобы в бою напугать моих врагов. В сущности же я кроток, как ягненок." - типичный еврей, чего там. Болтун.

Кстати, он был дружком Маркса - снюхались по еврейской линии.

"Мой основной принцип – «чем дороже мы обходимся людям, тем больше они любят нас!»." - да-да, евреи нам дорого обходятся...

"Сердце мое будет любить вечно, пока на свете есть женщины; остынет оно к одной и тотчас же воспылает к другой; как во Франции никогда не умирает король, так никогда не умирает королева в моем сердце; лозунг его: «Королева умерла, да здравствует королева!»" - "воспылает", конечно, громко сказано - пылает только одно место в штанах...

"Моя жена была совершенно права, когда однажды сердито сказала кому-то, кто хвалил меня за ум: «Он только прикидывается умным»." - вот! И я о том же...

"Я возвратился к Богу, подобно блудному сыну, после того как долгое время пас свиней у гегельянцев." - наверняка к Иегове...

"Весь мир надорван по самой середине. А так как сердце поэта – центр мира, то в наше время оно тоже должно самым жалостным образом надорваться. В моем сердце прошла великая мировая трещина." - да, атеизм, политика и прочие моды и течения прошли через его сердце...

"Замечено, что священники всего мира – раввины, муфтии, доминиканцы, консисторские советники, попы, бонзы, – короче, весь дипломатический корпус Божий, – отличаются фамильным сходством лиц, характерным для людей одного промысла." - точно (наконец-то я его похвалил! А всё потому, что я перешёл к цитатам. Кто-то за меня отыскал съедобный корешок в его бурьяне...)

"Как в промышленности, так и в религиях вредна система монополии; свободная конкуренция сохраняет их силу, и они лишь тогда вновь расцветут в блеске своего первоначального величия, когда будет введено политическое равенство культов, так сказать, промышленная свобода для Бога." - вроде бы так, но на самом деле в этом вопросе только монополия по настоящему работает - это же какой узостью надо обладать, чтобы не замечать подобных контор по соседству. А с другой стороны, как не запутаться в них... В итоге, вместо конкуренции получается либо атеизм, либо война...

"Гренландцы, когда датские миссионеры попытались обратить их в христианство, задали им вопрос: водятся ли в христианском раю тюлени? Получив отрицательный ответ, они с огорчением заявили: в таком случае христианский рай не годится для гренландцев, которые, мол, не могут существовать без тюленей." - у евреев, на самом деле, примерно такого же порядка претензии (отчего ему это и пришло на ум)

"В теории современная религия разбита наголову, в идее она убита, но она еще продолжает жить механической жизнью, как муха, у которой отрезали голову и которая, как бы не замечая этого, все еще продолжает бойко кружиться и летать." - люди всегда живут с оторванной головой, "механической жизнью". Он сам жил так же... И дело не в теориях, а в городах: теоретизирование  вместо жизни, политика вместо религии - всё это следствие городов...

"Бог простит мне глупости, которые я наговорил про него, как я моим противникам прощаю глупости, которые они писали против меня, хотя духовно они стояли настолько же ниже меня, насколько я стою ниже тебя, о Господи!" - теперь видно, что ему надо было заниматься мышлением, а не дурацкой литературой и поэзией...

"Французское безумие далеко еще не столь безумно, как немецкое, ибо в последнем, как сказал бы Полоний, есть система." - северяне более деревянные - других "систем" ни у кого нет. Вся система - надо заводить семью и  тупо вкалывать...

"Изобрели средство, которое действует с обратной силой и благодаря которому всякая глупость может считаться как бы не совершённою или может даже превратиться в мудрость. Средство это совершенно простое, и заключается оно в заявлении, что глупость совершена или сказана в ироническом смысле. Так-то все в этом мире движется вперед: глупость становится иронией, неудачная лесть становится сатирою, природная грубость становится искусным пародированием, истинное безумие – юмором, невежество – блестящим остроумием." - чисто еврейская мудрость. Болтая, можно нести даже чушь, говорить грубости, льстить и прочее, но выглядеть надо иронично и  остроумно, постоянно улыбаться, смеяться и говорить, что это я просто пошутил... И вообще, болтать надо так много, чтобы болталось уже на автомате - и просто засыпать всех подряд, как градом, заливать водопадом... И ещё тембр голоса обязательно должен быть приятным - как у Соловьева! (Допустим, Сатановский - ладно, фамилия страшная, ладно, несёт чушь - но у него и бабий голос не того оттенка! Хотя вообще без бабьего вроде как и  не бывают мужские голоса приятны...)

62. Йиетс:
Сначала почитал цитаты - ни сердце, ни ум особо не откликаются, но и отвращения нет. По ощущению, он больше  "поэт, чтобы был" - завели себе ирландцы поэта и он неплохо справляется с этой то ли профессией, то ли ролью, то ли жизнью, говорит всякие более или менее "чудные" и "умные" вещи... Всерьез воспринимать не стоит совершенно, мало ли таких назначенных классиков у разных народов... (Многие из них просто болтуны)

Полистал биографию - любитель патриотической политики, оккультизма, язычества, театра... - по мне, так это для него всего лишь средства сделать карьеру, темы для разговора и  понты. Типичная первая половина 20 века...

63. Блейк 'Песни Невинности и Опыта":
Детские стишки? Недоумеваю...

Его картинки я знаю давно - ничего блевотнее свет не видывал. Хотя это распространенный стиль, подобной блевотиной весь мир заполнен... - подозреваю, именно по этой причине данный Блейк и популярен... Фэнтези.

Перейдем к цитатам:
"Не грех, коль вас волнуют страсти, Но худо быть у них во власти." - мы все во власти своих волнений, чувачок!

"добродетель всегда нарушает заповеди" - хочет сказать, что практика отличаемся от теории? Ну, так скажи, что заповеди недейственны, а добродетели в чистом виде не существует... Или же он просто смешивает добродетель и грех.

"За образец — ты мудреца огрехи Возьми себе, а не глупца успехи." - никому не посоветую свои огрехи! Это просто чума. А вот у так называемых "глупцов" обычно достаточно того, чему можно даже позавидовать...

"Человек выпрямляет кривые пути; Гений идет кривыми." - опять смешивает, теперь гений и злодейство? Хотя можно трактовать и как следование гением криволинейной природе, отказ от тупой прямолинейности...

"Бог не писал в своей скрижали,
Чтобы себя мы унижали.
Себя унизив самого,
Ты унижаешь божество…
Ведь ты и сам — частица вечности.
Молись своей же человечности." - опять можно толковать и в плюс и в минус. Человечность - это прекрасно, но молиться ей, т.е. самому себе?! Запрещать самокритику?!

"Правда, сказанная злобно, Лжи отъявленной подобна." - все грехи подобны друг другу, но и тут есть второе толкование: мол, раз ты со злостью говоришь, то ты врешь. Но часто это вовсе не так - и "злостью" часто называют гнев, эмоции, горечь (т.е. ложь идёт совсем с другой стороны!)

"честен ли тот, кто противится своему гению или совести ради мига покоя и удовольствия?" - уж и миги покоя не хочет простить! Да боже ты мой, какой ханжа выискался...

"Навеки мы будем у этой загадки в плену:
Солдат проповедует мир, а священник — войну." - опять всё смешал в кучу. Разве солдаты не проповедуют войну, а священники - мир?! А с другой стороны, повоевавший солдат - практик, а священник - теоретик, поэтому роли могут и перемениться...

"Вам не изведать радость птиц, несущихся в полете, –
Ведь вы в тюрьме своих пяти убогих чувств живете." - звучит красиво, но опять наполовину чушь. Я горжусь нашими пятью чувствами - и птички ни разу не вызывали зависть, ведь у них тревожная и хлопотливая жизнь и сами они обычно маленькие и серенькие... Любишь полёты? - а что же не бегаешь и не плаваешь хотя бы? И много ли народу сейчас занимается, к примеру, дельтапланеризмом...

"Гусеница оскверняет лучшие листья, священник оскверняет чистейшие радости." - на себя бы посмотрел...  Все гусеницы едят листья, все священники оскверняют какие-то чистейшие радости?! Сам, кстати, рисовал вовсе не листья и не чистейшие радости... Может, уже в 18 веке священники деток насиловали?!

"В одном и том же дереве глупец и мудрец найдут не одно и то же." - ну, и что нашел ты в дереве? По мне, так до меня почти никто не трактовал деревья в философском смысле... (Кроме самого Иисуса!)

"Врагов прощает он, но в том беда, Что не прощал он друга никогда." - распространенный случай, когда с гостями улыбаются, а со своими ругаются - но это ни разу не про врагов и друзей! Опять перепутал?

"В Противоборстве суть истинной Дружбы" - он просто обречён всё путать... А соперники тогда кто?!

"Плуг цени дороже злата — И не будешь ведать зла ты." - горе ты мое луковое, опять какую-то двоякую ерунду придумал... - будем считать, что призывает к бескорыстию и трудолюбию (только в очень странной форме - сам-то что бы выбрал?!)

"Одна мысль заполняет бесконечность." - это не мысль, а идея-фикс! (Блейк удобен в качестве наглядного пособия: смотрите, как не надо, как неправильно!)

"Орел никогда не терял понапрасну так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны." - у вороны? гм... Не могу себе представить (но вижу, кем считал себя, кем других)

"Избыток скорби смеется. Избыток радости плачет." - и без него известно... А вот почему? Потому что избытку некуда деться и он тогда вселяется в свою противоположность. Т.е. это вовсе не значит, что в скорби есть радость, а в радости скорбь.

"Была бы жалость на земле едва ли,
Не доводи мы ближних до сумы.
И милосердья люди бы не знали,
Будь и другие счастливы, как мы." - ну и пурга! Какие "мы", идиот?! Одни "мы" губят, другие спасают. И наоборот: одни и те же "мы" бываем то счастливы, то вовсе нет... Призывает делать зло, чтобы встрепенулись добряки?!

"Тот, кто честен и прям, не боится тревог." - уровень умственного развития на уровне начальной школы (тот, кто не боится тревог -  честен и прям. Тот, кто белый, тот не черный. Тот, кто смелый, тот и не тревожный...)

"Давным-давно — в те времена,
Когда людские племена
На воле жили, — нашим дедам
Был ни один закон неведом.
Так продолжалось до тех пор,
Покуда не возник раздор,
И ложь, и прочие пороки.
Стал людям тесен мир широкий.
Тогда сказать пришла пора:
— Пусть будет честная игра!"" - пусть будет честная порочная и лживая игра. Нарисуем дом и будем жить... Благие намерения, причем, с оглядкой не на христианство, а на древнее язычество - когда наверняка и свои неписанные законы были, и ложь с пороками... С чего бы им не быть?!

"Тот же ль он тебя создал,
Кто рожденье агнцу дал?" - про тигра. Этот вопрос меня давно интересует - и подробного ответа нет. С виду простой вопрос, но он идёт к вопросу о зле и  смерти вообще... Можно ведь его и иначе поставить: почему подобие божие, человек - засранец? Без жопы никак было нельзя? И т.д. и т.п. - дуалистичность, дуэльность мира очевидны - и значит, есть не только бог ( но этот ответ недостаточно подробен - про "сатану" известно ещё меньше, чем про "бога")

"Все, во что можно поверить, есть подобие истины" - оправдание, что ли, любой вере нашел? (Чем отличается "подобие истины" от "искажения истины"?! И, соответственно, разворот: во всё, что можно не верить, есть искажение истины)

"Проклятие бодрит, благословение расслабляет." - намекает, что он взбодриться только после палок...

"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность,
И небо - в чашечке цветка." - звучит красиво, но тоже просто желание всё смешать и перепутать. В огромном мире можно увидеть маленькое, в микромире - большое, оно понятно и поэтично, но норму ни разу не отменяет... Кстати, тут можно видеть не только поэзию, но и науку - Микро и макро миры делались по сходным лекалам... Ещё легко свихнуться, потерять ориентацию в пространстве и чувство меры, если постоянно пялиться на песок и прочее...

"Никем я не любим, никем я не захвален, А значит, я и вправду гениален." - мысль о собственной гениальности не давала покоя... (Мог увидеть ее и в горсти песка!)

Надоел мне этот путаник... - на самом деле таких людей миллионы и миллиарды...

64. Джон Донн:
"Смерть каждого – моя потеря,
Я с человечеством един.
Когда услышишь колокол —
Считай: Он звонит по тебе" - с "человечеством" я знаком  только через экраны и прочие СМИ - так что, с таким пафосом запросто можно стать любителем телевизора и ютуба, если не газет (и я таки любитель! И ведь понимаю, что ни хрена меня все эти колокола не касаются, что им-то точно нет дела до меня и мой интерес лишён взаимности... Что это вообще реклама и свет для мотыльков...)

"Создав меня, не сам ли ввергнешь в прах?
Вся радость в прошлом, впереди не вижу.
Дай силы жить, смерть с каждым часом ближе,
Летит навстречу, приближая крах." - что-то с ним не ладно, у него просто паника, ситуация банкротства... - я, правда, тоже недалеко ушёл, парочка несчастий и я взвою...

"Когда лукавый согрешить манил,
Порой не мог я устоять и часа.
Пошли мне во спасенье благодать,
Чтоб сердцем мог прочней алмаза стать" - у меня та же фигня - но стих, разумеется, не радует и открытий не делает... "Я - говно, и ты - говно, я недавно, ты давно" - и про алмазы он загнул, увлекся, раскатал губу, по сути, снова согрешил...

"Сонет 2. Плен":
Видно, что это обычный протестант, но с добавкой раскаянности. Я овца твоя, останови врага, чтобы я не грешил и так далее - мне подобные речи с детства знакомы (хотя родителям моим раскаянность и не была свойственна) И отношусь я к ним теперь сдержанно (раньше было гораздо ближе, но ничем мою жизнь не улучшало). Хочется сказать: хватит мекать и бекать и хныкать... Хватит спектакли благочестивые устраивать - пусть и с самыми благими намерениями и желанием самому поверить...

"О, воротить бы мне в глаза и грудь
Истраченные в праздной скорби вздохи" - о, понимает?! Хотя (с другой стороны!) и вздохи, скорби нам полезны... - в минусе тут только слово "праздность", но приводит она к потере времени, а не глаз (я кстати, вообще не понимаю, как вздохи можно возвращать в глаза!)

"Страдаю вновь, страданья вспоминая" - пошло-поехало, масло масляное...

"Клеветники, пропойцы, тать ночной,
Заядлый блудодей, гордец опасный,
Смягчают горе радостью былой,
Мне облегченья нет, боль ежечасна." - я не верю в горе клеветников и тому подобной публики, каждому свое - и горевать полагается слабым (если слабый клеветник - будет горевать, если сильный - нет...)

"Залейте в очи мне моря, озёра,
Чтоб я потопом слёз оплакал мир." - определенно плаксивый автор (но в молодости меня пару раз растрогал своими поэтическими жалобами - и даже казался родственным Петрарке...)

"В душе любовь - иероглиф, А в теле - книга для прочтенья."
"В постели здесь - цари и короли! Я ей - монарх, она мне - государство." - ага, в молодости не плакал, а порхал по бабам. (И даже был остроумен и ироничен)

"Блаженны те растенья,
Что мирно прозябают близ теченья.
Но если, оторвавшись от корней,
Они дерзнут помчаться вместе с ней,
Погибнут в бурных волнах, в грязной тине
И канут, наконец, в морской пучине.
Так суждено в геенну душам пасть,
Что выше бога чтят земную власть. " - предлагает богобоязненно прозябать? И при чем здесь земная власть?!

65. Дилан Томас "Дерево":
Декаданс. Нудный, сладенький...

"Портрет художника в щенячестве" - то же самое, какой-то нелепый детский сад.

Подозревал, что это голубая линия, но нет, напротив  -  пьяница, рано умерший от кровоизлияния в мозг и неисправной печени...

20 век - это провал всех  смыслов, кроме технических...

66. Теннисон
"Улисс", "Королевская идиллия":
Что-то в нем есть шекспировское (подражатель?) - такой же избыток пышных слов, в которых смысл теряется. Но смысл всё же иногда мелькает... Пишет про каких-то королей...

Наткнулся на залежи его стихов - то пустая словесная музыка, то благородный пафос...

В целом, не слишком интересен, остался в своем времени (и даже опоздал родиться лет на сто, а то и двести!)

Ещё похож на Вальтера Скотта?

67. Браунинг Роберт:
Не отличу от Теннисона. Устарелая развлекаловка... Странно всё это для 19 века... По-моему, он вообще чокнутый, ещё хуже Теннисона.

68. Руми "Спор грамматика с кормчим" - забавно. Кормчий не только грамматики не знает, но и корабль утопил!

"Напуганный горожанин" - когда дураков пойдут ловить, вы лучше прячьтесь ("уж слишком горячо ловят"!)
"Спор о слоне" - известная шутка...

"Рассказ об украденном осле" - вылитый Ходжа Насреддин...

"Певец" - так он юморист, что ли?

69. Навои "Газели":
Цветист, горяч...

"От стонов огненных моих все горло сожжено до уст" - кошмарная история...
"слезы кровью налились!"

"А ей укромный угол люб, вино да горстка миндаля " - алкашка, однако... (Хотя он и сам заливал! Совсем другие были у мусульман нравы - что значит, расцвет и жизнь при дворе...)

"И каждой ночью до зари она, рыдая, жжет себя" - жжение постоянно на уме - влияние южного солнца...
"Кто на стезе любви един, в ком суть одна жива,
Земле и небу он — не враг, хотя число их — два!
Забудь привычку различать растенье, тварь и вещь:
Три этих сути не в ладах с единством естества.
На небо хочешь — отрешись от четырех стихий:
Они — как крест, губящий дух живого существа.
Пять чувств — не помощь мудрецу: где сердцем не поймешь,
Там два да три — как будто пять, да суть не такова!
Шесть направлений, шесть сторон — вся суть небытия,
А без того их имена — ненужные слова!
Проникнуть через семь небес противно естеству:
Они страшней кругов в аду — семи зияний рва.
Чуждайся рая, Навои, — восьми его кругов:
Они — преграда для любви, в них суть любви мертва."
- чушь отборная, даже не верится! Интересно, есть толкования на сию "премудрость"?

В общем, странный тип, чокнутый.

70. Рудаки:
"А сколько прекрасных гурий желали его и тайком
Прокрадывались ночью в его роскошный дом!
Искристые вина, красавицы, исполненные огня, —
То было для многих дорого, но дешево для меня." -  да, чувак жил неплохо, пил, ****овал... Кстати, что я заметил: об Аллахе все они почти и не вспоминают! ...А вот алкашами были чуть ли не все...

Откровенный чувак, простой, добродушный - но вынужден был как и все "услаждать слух", изощряться в завитках и высокопарностях (отчего и упразднил себя)

71. Низами "ПИСЬМО ЛЕЙЛИ МЕДЖНУНУ":
И этот туда же - проповедует любовь  замужней бабы на стороне. Но очень убедительно живописует страсть - производит впечатление...

"Сказка" - сходу речи про любовь и про красавицу. И длинно как...

В целом, он вроде бы посильнее будет, очень моторный, речистый и даже не чокнутый... (Хотя на любовях помешан! Но лучше быть на любви помешанным, чем на чем-то другом, или прикрывать пустоту пафосом и завитушками)

72. Фирдоуси "Шах-наме":
Не с начала стал читать - и мне попался какой-то фильм ужасов. Но вроде бы интересно написано...

В других местах ужасов не было, но опять были яркие, киношного, приключенческого типа, картины...

Вывод: очень впечатляющее, наверное, было для древних кино...

73. Саади "Гулистан":
Жил как дервиш. Был моралистом и завитушками не злоупотреблял. Много насочинял простой "дорожной", обиходной мудрости, лишнего от людей не требовал, довольствовался малым...  Сейчас не особо интересен, но в прошлые века, наверное,  был моральным подспорьем простому народу...

В России тоже было много мудрых странников - примерно таких же, просто книг они не писали (но описаны русскими писателями 19 века....)

"Бустан" - показалось, что ещё  более значительное произведение, очень энергичное, силовое... Не был он только безобидным старичком, воинствовал и проповедовал по своему...

74. Хафиз "Газели":
В первом же стишке - просто неистовый призыв к пьянке и ****кам! И к песням - а стишки являются частью песен - которые в свою очередь есть часть ****ок и пьянок. Круг замкнулся... Недоумение вызывает эта их тяга... - видимо, отрывались  после времён строгостей? Балдели и кайфовали после бородатых ваххабитов? Не могли поверить своему счастью... Интересно, как сейчас бородатые ко всем этим поэтам относятся?! С одной стороны, национальная гордость, а с другой - отъявленные грешники...

В этой связи я все время вспоминаю певца советских времён... Как же его звали? Буль буль оглы?! Полад Бюльбюль-оглы!

В статьях о нем говорится, что нет, он не только гуляка и т.д., но мне упорно попадаются только простые эпикурейские радости...

"Если яд мудрец предложит-
Не смущайся, смело пей!
Даст глупец противоядье-
Вылей на землю скорей!" - какой-то постмодернизм: яд не яд или мудрец не мудрец? А может мудрец мудро решил тебя отравить? Или как раз в случае с тобой он делает свою первую непоправимую ошибку... Или же ты совсем запутался в глупцах и ядах -  совсем дурак...

"Умерь желания и жажду бренных благ,
Коль счастья хочешь ты, сумей порвать оковы,
Которыми тебя опутал свет суровый,
С земным добром иль злом связав твой каждый шаг...
Живи, довольный всем: спокойное движенье
Сияющих небес прерваться не должно
А нашей жизни суждено
Исчезнуть в вечности, мелькнувши на мгновенье..." - шикарный, вольно-аскетический стих, но может быть прочитан и проповедь всё того же алкаша, которому не надо никакого имущества (часто и еды!) - на югах он может легко обходиться и без дома... И ей богу, это вовсе не глупость и не порок, реально можно завидовать такой свободе... Учитывая, что пили они не водку, а всего лишь вино - и пели песни, любили и прочее... (Такой образ жизни был реально популярен?!)

75. Юнна Мориц:
Любовь-морковь и детский сад, кроме недоумения, никаких ответных чувств -  безнадежно дремучий 20 век (за которым уже следует такой же век 21-ый...)

Твардовский "Василий Тёркин":
Сразу заявляет: "Лучше нет воды холодной"! Ага - и сатиновых трусов...

"Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой" - это было существенно: на фронте хоть кормят...

"Важно только, чтобы повар
Был бы повар – парень свой" - блин, похоже, и с пищей могли быть проблемы...

А кормили почему? - "Чтоб идти в любую драку,
Силу чувствуя в плечах,
Бодрость чувствуя."

"порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой." - помирать, так с музыкой, убивать, так с песней... Ни задумываться, ни грустить невозможно...

"Делу время, час забаве,
Дорог Тёркин на войне." - Швейк тоже дорог...

"Крыша – небо, хата – ель,
Корни жмут под рёбра.
Но не видно, чтобы он
Удручён был этим,
Чтобы сон ему не в сон
Где-нибудь на свете." - до сих пор немало ещё мужиков, способных дрыхнуть где угодно и когда угодно...

В общем, ясно: воспевает идеального воина: неприхотлив, сметлив, практичен, да ещё и балагур (а с боевитостью как? Совсем забыл спросить!)

"Спит герой, храпит – и точка.
Принимает всё, как есть." - прост как пять копеек, как китаец... Гвозди бы делать из этих людей...

"Курит, ест и пьёт со смаком
На позиции любой." - русский деревенский или городской, но рабочий мужик смачный, шо и говорить...

Вообще, читать не хочется именно из-за стихотворной формы... - сам же говорил про простую воду? Зачем нужны эти прыжки от одной рифмы к другой? Это же нелепое украшательство. Больной, что ли?! Ну и мозги у него отбиты до правильно-совкового состояния...

76. Генрих Сапгир "Три пары":
Притча или три притчи?! Непонятно, зачем соединять эти пары... Хотя: все три они про евреев! И самовлюблённый "мусульманин" - семит, и похотливый мышонок... - ну, а мысли о жизни и смерти - это для важности, для оправдания...

"Очернитель" - опять та же история... "Был казус: местная газета его пыталась тоже очернить, не в бровь, а в глаз — был напечатан фельетон «Профессия такая — очернитель». В отместку очернил газету так, что шрифт нельзя было прочесть и разлепить. Газету перестали покупать." - да, лучше говно не трогать...

"Сам Черный этот морок заварил — всех очернителей высокий покровитель — козел и чемпион по шахматам, где все фигуры черные, все клетки черные — и некуда ходить." - точно, куда ни сунься - везде они... - и некуда ходить. Причем, пишет это сам еврей... - поэтому в виду имеет не евреев, что ты - опять кого-то очерняет (теперь за то, что очернители!)

Но автор, получается, интересный, даже можно почитать...

77. Булат Окуджава:
"Песенка о ночной Москве":
"слова, как ястребы ночные,
срываются с горячих губ" - не видал ночных ястребов (а дневных?!), но горячий грузин, как и любой южанин, может сорваться...

"мелодия, как дождь случайный,
гремит" - талантливо сопряг дождь и мелодию, позволяет вспомнить о дожде и осознать, что мелодии разные бывают...

"и бродит меж людьми
надежды маленький оркестрик
под управлением любви" - забубенная юношеская романтика? Молоденькие сучки, кобельки... Нет, он рисует романтическое заведение с музыкой, с танцами, с атмосферой... - просто все это процентов на 90 прошло мимо меня... (Поэтому не сразу и вспомнил)

"В года разлук, в года сражений,
когда свинцовые дожди
лупили так по нашим спинам,
что снисхождения не жди,
и командиры все охрипли…
Тогда командовал людьми
надежды маленький оркестрик
под управлением любви" - много ли на войне романтики? Я не воевал, не жил в те времена, поэтому могу только предполагать... Сам Окуджава воевал, но только несколько месяцев - в воспоминаниях такие отрезки легко романтизировать...

"Кларнет пробит, труба помята,
фагот, как старый посох, стерт,
на барабане швы разлезлись…
Но кларнетист красив, как черт!
Флейтист, как юный князь, изящен…" - я всегда сильно не любил его из-за смычки с либерастами , считал слащавым романтиком, но теперь вынужден признать, что его талант несомненен (я всегда ошибаюсь в людях?). Это талант рисования красивых романтичных картин без перебора по слащавости... (Всегда контрапункт есть?)

"На Тверском бульваре":
Про какую-то зелёную скамью?!  В совке настолько ничего хорошего не было, что даже скамейке воспевали хвалу (скамеек тоже не было - как и туалетов. Вообще, ничего не было - кроме мерзейших "систем" образования и медицины, которыми меня задолбали нынешние консерваторы, даже сравнительно умные... Нет, ещё были "общественный транспорт" в виде жестянок на колесах и знаменитые "хрущевки"...)

"Эта женщина! Увижу и немею." - опять зеро... ( И счёт уже 1-2...)

"Неистов и упрям..." - 1-3... Ощущение, что это случайные наброски, за один присест, без большой цели написанные. Или для того, чтобы было на что опираться в случае, если большая цель появится....

"Синька" - 1-4...
"Сентиментальный марш": 1-5...
"Надежда, если надо мною
смерть распахнет свои
крыла, ты прикажи, пускай тогда
трубач израненный привстанет,
чтобы последняя граната
меня прикончить не смогла."?! Трубач бибикнет под руку и враг гранату недокинет?! Ощущение, что хотел повторить успех первого стиха, но не шмогла...

"Но если вдруг когда-нибудь
мне уберечься не удастся,
какое б новое сраженье
ни покачнуло шар земной,
я все равно паду на той,
на той единственной гражданской,
и комиссары в пыльных шлемах
склонятся молча надо мной." - ?! Если уберечься не удастся, то паду на той войне?! Ребус, однако. И почему вдруг гражданская война?! Друзья-комиссары?!  Видимо, это заказ ещё ветеранов гражданской войны (со стороны комиссаров, разумеется) Их что, тоже чествовали? Типа, старые большевики (или "старыми большевиками" называли только дореволюционных?)

"Весёлый барабанщик" -
"Неужели ты не слышишь, как веселый
барабанщик
вдоль по улице проносит барабан?!" - выискивал романтику где только мог, даже пионерами не брезговал... Не хотелось жить в унылом совке, в холодной стране, где расстреляли его отца и родственников...

В общем, уже нет недоумения на тему, почему же я его не ценил - совок не мог не выхолащивать и его "поэзию"...

"Если бы было две жизни, можно было бы одну посвятить напрасным сожалениям и скорби. Да она одна." - чё то мне подобные доводы и мотивы даже в голову никогда не приходят. "Напрасная скорбь"? Приходится думать, что это такое.... Наверное, речь опять о южных, грузинских эмоциях, о переборе с чувствами...

"Лучшие времена – это те времена, которые могут наступить, но почему–то никогда не наступают." - надеюсь, имеет в виду личную жизнь? Политика - это пошло, раз и внешние условия как раз запросто могут не только ухудшиться, но и улучшиться... а вот в душе рая так и нет, или его мало (а ад есть, и много)

"Да, не на всех нисходит благодать,
не всем благоприятствует теченье.
Да здравствует, кто может разгадать
не жизни цель, а свет предназначенья!" - казалось бы, всё просто: цель - жить (а не существовать), предназначение - светить (а не коптить) - но почему-то не получается. Слабое здоровье и слабое воспитание с образованием... - ну, и ложный, отвратный мир вокруг - в рай не пускают...

"Бог наделяет нас несхожими страстями и слабостями, чтобы мы не походили один на другого, иначе для чего такое множество одинаковых животных. И он учит нас восхищаться разнообразием, учрежденным им в мире. Но мы плохие ученики и нерадивые дети: все отличное от нас самих раздражает и возбуждает нас, и когда мы получаем сомнительное право искоренять лишнее (в чем мы уверены), тогда нам бывает не до великодушия." - настоящий, здоровый либерализм (хотя я всё равно мог бы придраться чуть ли не к каждому слову?!). Я сам с годами стал очень ценить терпимость... - а уж любопытен к иному был всегда... - и все люди любопытны... - но однообразия, однако, действительно требуют! Бедные отупевшие работяги, строители "великого" тоталитарного будущего, верующие фанатики, почти зомби...

"деньги – такой предмет, который всегда торопится не к тем, кому он необходим крайне" - да, кто умеет зарабатывать, сплошь и рядом не умеет тратить, бездарно тратит, не имеет достойной в этой сфере цели. Лучшее, что могут придумать - пускать деньги в дело, чтобы ещё больше зарабатывать. Или же строят пошлую пузатую громадину, достаточно большую, чтобы  проглотить все эти деньги... Могли бы помогать тем, кто имеет высокие цели и тем, кто попал в реально трудную ситуацию... (Хотя например, раковые больные - это такая прорва, куда и миллиарды запросто ухнут... - ни разу не обеспечив никому бессмертия)

"в нашей глуши при его одиночестве и беспомощности можно было влюбиться даже в осину" - точно! Я с горя в кого только не влюблялся, каких только позывов не было...

"Представляю себе, как бы я стал топить, к примеру, ну хотя бы Катеньку Лапшину! Да она сама меня утопила бы при ее осте, бюсте и темпераменте." - он был щупленький, слабенький - русская баба реально может своей тушей задавить...

«Осуждать крайне легко. Судей и ниспровергателей экая прорва, а созидателей – единицы." - цитаты такие, что его акции опять резко вверх пошли

"Наша жизнь - это зал ожидания,
от младенчества и до седин.
Сколько всяких наук выживания,
а исход непременно один." - а что в совке он мог сделать? Совок действительно как мерзкий зал ожидания, и все существенные науки в нем - про выживание...

"Душа, как и тело, должна быть упругой и неподатливой…" - хочет сказать, что мы должны быть сильными и независимыми, хотя и тактичными.

"…Быть счастливым – крайне опасно. Счастливые слепы, подвержены головокружениям, склонны обольщаться. Дурного они не замечают, а все прекрасное принимают на свой счет. Сомнения, обуревавшие их прежде, рассеиваются, подобно грозовым тучам. Несправедливости перестают существовать. Со своих головокружительных высот они щедро разбрасывают стрелы добра, не заботясь, достигнут ли земли эти стрелы." - видимо, много обжигался со своей романтикой... Мне всё это тоже прекрасно знакомо... (Я и до сих пор, находясь, казалось бы, в отчаянной и безнадежной ситуации, всё ещё постоянно веду себя как добрый, довольный,  щедрый на улыбки граф... - и постоянно становлюсь легкомыслен, беспечен...)

"Читать древних – значит беседовать с ними. Беседа очищает. Я и беседую. А вот с нынешними не хочется. Что же мешает? Пожалуй, то, что древние умеют говорить и о тебе…" - та же фигня - и по этим комментариям это тоже заметно. Хотя, конечно, разные бывают и древние и современные...

"Путешествие дилетантов" - оказывается, у него и прозы полно... Впечатление, однако, такое, что он просто тренировал язык - очень хорошим языком пишет, но вот о чем? Какие-то картонные, ни разу не реальные персонажи... Не могли люди в совке пробиться к себе и  к остроте достоевщины.... Похоже на Акунина, только с умом и благородством - но зачем ум и благородство картону?!

Но мой окончательный вывод всё-таки в его пользу - поверил в благородство, а это качество редчайшее... (Я сам им неизвестно, обладаю ли...)

78. Маршак:
"В начале жизни" -  нормально вспоминает свое детство. Но не захватило, острого таланта и самобытности не чувствуется, обычный неглупый чувачок.

"Мастерская в кармане" - детские стишки про нож с 16-тью лезвиями...  - реклама?! Тогда бескорыстно предметы рекламировали - и мечтали о предметах. Советовал Маршак мечтать о дорогих вещах... - мещанство из под полы проповедовал. Хотя разве я против хороших вещей? - сам пол жизни даже на более простые ножички и ножи дивился... Хотя на практике всё было далеко не так хорошо и из всех лезвий использовалось чуть ли не одно единственное - и туго открывался и быстро ломался, и был слишком тяжёлым и слишком маленьким и  прочее и прочее... Ненужным оказывался -  как и огромное количество всяких других вещей и техники... Изрежут им  дети парты, порежут пальцы, подерутся на теме "дай мне" и прочее и прочее... Хотя "в ножички" несколько раз было интересно поиграть... Сейчас, кстати, по-моему, такие ножички уже непопулярны... - и это не случайно... Лишними функциями вообще никого не удивишь? Их теперь просто миллионы...

Больше и не хочется его читать, как-то всё понятно: рифмы складные, смыслы утилитарные (я когда-то накинулся на него, чуть ли не как на врага народа! Зря накинулся... - хотя я его недолго пинал!  Но не стоит он ни пинков, ни разговора...)


Рецензии