Поэты. Всемирное обозрение-1
Абашидзе 142.
Айги Геннадий: 99.
Альберти Рафаэль 149.
Анненский: 54.
Аполлинер 12.
Аронзон 115.
Асадов 145.
Ахматова: 5.
Байрон: 53.
Бальмонт 24.
Бараташвили 144.
Баратынский: 34.
Барто Агния: 80.
Берберова 40.
Берггольц Ольга 100.
Бёрнс Роберт 138.
Блейк 63.
Блок: 7.
Бодлер 18.
Браунинг Роберт: 67.
Бродский 1.
Брюсов Валерий 9.
Верлен: 14.
Визбор 139.
Воденников 134.
Вознесенский Андрей 95.
Волошин 33.
Вордсворт: 49.
Галич 116.
Гамзатов Расул 118.
Гандлевский 126.
Гейне 61.
Гельдерлин 28.
Георге 31.
Гёте: 60.
Гинсберг Аллен 46.
Гиппиус 23.
Глазков Николай: 91.
Гонгора 152.
Гофмансталь 27.
Губерман Игорь 114.
Гумилев Николай 6.
Давыдов Данила 121.
Демьян Бедный: 22.
Державин: 83.
Дикинсон Эмили 41.
Дилан Томас 65.
Донн Джон: 64.
Драгомощенко 106.
Драйден Джон: 58.
Дриз Овсей 137.
Друнина Юлия 147.
Евтушенко: 89.
Есенин 4.
Жуковский 21.
Заболоцкий 19.
Йиетс: 62.
Казакова Римма: 88.
Кенжеев Бахыт 136.
Кибиров Тимур 125.
Ким Юлий 96.
Китс: 55.
Клюев Николай: 98.
Кокто Жан 153.
Кольридж 48.
Коржавин Наум: 103.
Корнилов Владимир 130.
Кривулин 122.
Кублановский 131.
Левитанский: 94.
Липкин Семён 124.
Лиснянская 123.
Лонгфелло 39.
Лорка: 17.
Лосев Лев 127.
Малларме: 11.
Мандельштам 3.
Маршак: 78.
Мачадо Антонио 150.
Маяковский 30.
Межиров: 90.
Мильтон: 56.
Миркина Зоя: 102.
Михалков Сергей: 79.
Монтале 151.
Мориц Юнна: 75.
Навои 69.
Некрасов Всеволод 128.
Неруда 13.
Низами 71.
Оден: 44.
Окуджава Булат: 77.
Павлова Вера 133.
Парщиков Алексей 119.
Пастернак 2.
Паунд Эзра: 45.
Полозкова Вера 132.
Померанц Григорий 110.
Поуп Александр: 59.
Пригов Дмитрий 107.
Пушкин: 32.
Рейн Евгений 104.
Рембо 15.
Рильке 10.
Рождественский Роберт: 92.
Рубальская 146.
Рубинштейн Лев 108.
Рубцов Николай 97.
Рудаки: 70.
Руми 68.
Саади 73.
Самойлов Давид: 82.
Сапгир Генрих 76.
Северянин 26.
Седакова Ольга 129.
Слуцкий Борис: 87.
Соснора Виктор 105.
Софокл : 57.
Сумароков: 85.
Табидзе 93.
Табидзе 140.
Тарковский Арсений: 86.
Тендряков 120.
Теннисон 66.
Тракль: 29.
Тредиаковский 84.
Тютчев: 25.
Уитмен: 38.
Фет: 20.
Фирдоуси 72.
Фрост Роберт: 43.
Хармс: 36.
Хафиз 74.
Хименес Хуан 148.
Хлебников: 35.
Ходасевич: 37.
Цветаева 8.
Цветков Алексей 117.
Чавчавадзе 143.
Чиковани 141.
Чичибабин: 101.
Чуковский Корней: 81.
Чухонцев Олег 113.
Шварц Елена 109.
Шевченко Тарас 52.
Шелли: 50.
Шиллер 51.
Шкловский Виктор 112.
Шпаликов Геннадий 135.
Эллиот Томас: 47.
Элюар: 16.
Эмерсон Ральф 42.
Эренбург 111.
1. Бродский "Меньше единицы":
Есть проза - возьмём сначала прозу... Ненавидел совок - и правильно делал. Отлично его описал. Против таких доводов "либерды" не попрешь.
Он, оказывается, поработал работягой - бесценный опыт для либерала: контакт с жизнью типичного (и тошнотворного самого по себе) любителя эстетики - произошел достаточно плодотворный синтез...
"Конец прекрасной эпохи" - именно так: красиво и эстетично растекается по древу - была бы полная бессмыслица, но нет, контакт с реальностью налицо. Но и преувеличивать качество этого контакта не приходится...
"Урания": Вся ценность поэтов в сравнениях - например, картины на стене с родимым пятном - и т.д.....
"Похвала скуке":
"Значительная часть того, что вам предстоит, будет востребована скукой." - без цинизма евреев не бывает - как и атеистов вообще. И надо же ботаникам как-то перчить свою донельзя пресную жизнь... Цитата характерна и с другой стороны: нельзя говорить просто! (в данном случае, про скуку) Надо выкаблучиваться...
По-моему, он просто издевается над какими-то студентами, несчастными идиотами... - говорит про их "тёмные умы" и т. д....
"Как читать книгу" - пустая болтовня (с выпендрёжем, само собой). Читать не стоит!
"О Достоевском" - "Наравне с землей, водой, воздухом и огнем, -- деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться. В этом одна из многих -возможно, даже главная -- причина того, что сегодня, через сто лет после смерти Достоевского, произведения его сохраняют свою актуальность. " - хоть стой, хоть падай... Еврейское "прочтение" Достоевского (да и чего угодно)
2. Пастернак "Доктор Живаго":
Опять стихи буду рассматривать совсем не в первую очередь...
Крайне слабо... А он надеялся, что "поэтический роман" - это наоборот, будет и сильно и ново. Но нет у него никакой поэзии, а вместо прозы вообще полное убожество...
"Февраль. Достать чернил и плакать!" - чернильными слезами... А в марте что? - будем хохотать? "Достать пролетку. За шесть гривен" - денежки не могли не вылезти... Обожает писать про ливни, метели и т.д. Всё остальное - пустота и заёмные словосочетания (типа " грохочущей слякоти")
Следующий стих... "Как бронзовой золой жаровень,
Жуками сыплет сонный сад." - ??! Сравнение, но слишком нелепое...
"Со мной, с моей свечою вровень
Миры расцветшие висят." - да в жопу твою свечу, твои чернила! Миры расцветшие на такую херню не меняем...
Ни малейшего желания читать дальше...
3. Мандельштам "Шум времени":
Эпиграф к предисловию: "Я уменьшаюсь там — меня уж не заметят,
Но в книгах ласковых и в играх детворы
Воскресну я — сказать, что солнце светит." - очень мило, но мы прекрасно знаем, что солнце светит! И как может Мандельштам воскреснуть в играх детворы?! Он что, детские считалки сочинял? Всё же, посмотрим, какой он скромный-незаметный - и ласковый ("ласковые книги"? - сентиментальные? детские и женские?)
В целом, книгу читать не стоит, хотя в ней и есть достоинства. Чувствуется, что автор принадлежит к бесчисленной плеяде "молодых да ранних" талантов начала 20 века.
Стихи:
"Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…" - осторожный - это он про себя, конечно... И что за бред: "немолчный напев глубокой тишины"?!
"О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!" - опять тихий-скромный - хотя на вещуна тут же претендует. Конечно, у всех печаль вещая, раз мы умираем, да ещё и идиотами...
А уж неживой небосвод, над которым смеётся сраный хрусталь - это уже диагноз... Это человек эстетики вещей, а не жизни природы.
"Как тяжелые бочки, спокойные катятся дни." - талантливо сравнивает - но это и всё (чего же боле?!) Хотя я свои дни уж никак не сравню с такими бочками... - почему он сравнивал свои? Чувствовал себя тяжёлой бочкой?! Он же заморыш с виду... Может, это чувство собственного величия... Или желание утяжелить себя...
"Мимо белых колонн мы пошли посмотреть виноград,
Где воздушным стеклом обливаются сонные горы." - обязательно надо умертвить небосвод, застеклить воздух. А взамен сраные белые колонны или хрусталь...
В общем, чувак имеет талант, но он отравлен смертью (не хуже схоластов), поэтому читать не стоит.
"Пусть говорят: любовь крылата,
Смерть окрыленнее стократ;" - певец смерти, хули...
"И, как слепые, ночью долгой
Мы смесь бессолнечную пьем." - вот и я о том же...
"Я счастлив жестокой обидою,
И в жизни, похожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен." - гимн заморыша: его жестоко обидели, но ему не привыкать, поэтому он счастлив; и он, конечно, завидует - но и влюблен, как холоп. Обожает и завидует как обычная подлая баба...
"Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять,
Всё большое далёко развеять,
Из глубокой печали восстать.
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю
Оттого, что иной не видал.
Я качался в далеком саду
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду." - вот тут я ему от души сочувствую: жизнь при усатом - это жуть. Тем более, что у него было богатое безоблачное детство... Уверен, он мечтал и об эмиграции, о жизни в других странах, которых не видал - но признаваться в этом было совсем невозможно... (Хотя итальянский язык изучил)
Стих:
"Рыбий жир ленинградских речных фонарей" - опять интересное сравнение
"Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток." - к зловещему Сталину ещё подмешан "коммунизм" (точнее, социализм). И в личном плане: уже всё зловеще, но ещё есть и "желток"...
"Петербург! я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера." - да, на телефончики завсегда большая надежда...
"Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных." - перевожу на русский: жил как нищий в разграбленном доме - и ждал чекистов. Сравнение дверной цепочки с кандалами впечатляет...
Следующий стих:
"За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей —
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей." - короче, из-за трескучих "коммунизмов" он лишился чаши, наследства своего папаши.
"Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей — Запихай меня лучше, как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей…" - троцкие-волкодавы устроили мясорубку - и в неё ненароком угодил зайчишка Мандельштам. Запихай лучше зайку как заячью шапку в теплый рукав...
"Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,
Ни кровавых костей в колесе;
Чтоб сияли всю ночь голубые песцы
Мне в своей первобытной красе" - уберите мясорубку от меня, верните песцов мне... (Он бы зайкой недолго соглашался оставаться)
"меня только равный убьет." - считал себя величиной - опять же, телефончики... И его, собственно, действительно не убили, не расстреляли - а что на пересылке здоровья не хватило, так надо было не только книжки читать, извините... Русский лес рубят - еврейские щепки иногда тоже летят...
4. Есенин "Яр":
Оказывается, и у него есть проза
Из породы талантливых алкашей? - на манер Ефремовых (отца и сына), Домогарова, Высоцкого и т.д. и т.п.
Любопытный эксперимент... Он деревенский - они все талантливы, потому как знают жизнь и природу. Напоминает чем-то Платонова (там действуют такие же люди! И знания жизни такие же)
"Черный человек":
"Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь" - какой, на хер, "коммунизм", когда наша страна - это вот такое пустое, сраное, тоскливое поле?! Как тут не запить от боли и тоски, ведь только дурдом к пустому полю добавили...
"Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь." - вот Мандельштам бы о себе не сказал "Машу ушами" - слишком гордые они, эти избранные. Хотя и Есенин под влиянием "искусства", "поэзии" выкаблучивается: сравнивает с крыльями... Хотя и сравнивает удачно: пытается полететь, но слишком коротки "крылья" бородатой карлы.... А суть в том, что его головушке невмочь под весом нагруженной серебряновековой и революционной болтовни-лапши...
"Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек" - кругом, короче, быдло и чекисты. Вся грязь поперла к "коммунизму"...
"Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги" - опять: самокритика, на каковую еврей не способен. И жизнь свою назвал "мерзкой книгой" и мертвецом, прохвостом, забулдыгой это он себя считает...
"«Слушай, слушай, —
Бормочет он мне, —
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов." - короче, в стране громил и шарлатанов много прекраснейших мыслей и планов!
"В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки." - дьявольские чистки и весело "метелящие" чекисты...
"Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт" - по-моему, какой-то еврейский чекист описывается! Среди них же романтиков и поэтов было море...
"Счастье, – говорил он, —
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны." - ох, чую я тут антисемитский душок в этом намеке на циничных и жестоких ловкачей...
"«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой." - у Маяковского научился?! Его интонация, и весь водолаз его...
"Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой" - вспоминаются сцены с чекистами из "Утомленных солнцем"...
«Ночь морозная»
«Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду." - прекрасные стихи, учитесь, господа евреи... И нечего мне себя обвинять, что, мол, я заведомо буду плохо ко всем поэтам относиться и чуть ли не к каждому стиху... (А ведь мое отношение к Есенину было самым разным - в том числе, и что-то ужасное в нем находил!)
Дальше рифмует "мирику" и "лирику" - и "мирик" (т.е. мирок) - это опять Маяковский...
"Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ." - согласен...
"Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою" - ! Забавный, но урод... Поэт - но и прыщавая курсистка. Говорят о мирах поэты, но не обманывайтесь - эти их высеры лишь подсобное средство для окучивания баб, обслуживания собственной похоти...
Дальше он уже себя олицетворяет с тем "небольшим, но ухватистым" поэтом с бабой 40 лет, "скверной девочкой"... Скверная баба и прескверный черный человек! Не надо было баб, наверное... Кстати, часто такое бывает: красавец (например, с копной пшеничных волос, с голубыми глазами) - а баба у него почему-то вот такая, старая и скверная...
"Эта жизнь мне только снится" - шикарно уже даже самое начало этой автобиографии, всё подряд можно цитировать...
В общем, в этот раз он показался мне весьма интересным и даже умным - но дальше исследовать буду потом...
5. Ахматова:
"Запахи Павловского вокзала. Обречена помнить их всю жизнь, как слепоглухонемая" - это первые фразы! Я уже усомнился в ней - может, чокнутая? Запахи вокзала к ней привязались как бешеные... Мочой, что ли, пахло?! Или мазутом - выбор небольшой. Мы все их помним, мать!
Стихи:
"Твоя печаль, для всех неявная,
Мне сразу сделалась близка,
И поняла ты, что отравная
И душная во мне тоска." - твоя печаль, моя тоска - дружба навек! Ненавижу, кстати, отравных баб ( не раз ими отравился!) И душных, т.е. душащих и давящих, ненавижу.
"Здесь все то же, то же, что и прежде,
Здесь напрасным кажется мечтать.
В доме, у дороги непроезжей,
Надо рано ставни запирать." - смешно; тут, мать, не мечтать надо, а опасаться... Хотя напрашивается мечта выбраться из этого опасного места. Но как? - дорога непроезжая (пешком чеши)
"Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю." - ох ты, ах ты, врёт и не моргает. В реале дрыхнет, в стихах страдает...
"Ты знаешь, я томлюсь в неволе,
О смерти Господа моля." - врушка; ни дня без стиха, ни стиха без вранья...
"И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб." - чё, фря, неприятно было? Дамочка, блин... Любовь у нее голубком на белом окошке воркует...
Из мемуара: " я была овца без пастуха"....
Ладно, не буду слишком издеваться... Она как Пушкин в юбке - тоже упор на гладкость рифм, чтобы звучание было хорошее... (Остальное не важно!)
"Реквием":
"Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?" - хорошо сказано
"Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь." - осатанение дамочке пошло на пользу! Правда, слишком красиво и гладко, но зато очень смело и зло.
"Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла" - вот вот... Она ведь тоже, как Мандельштам, из довольно богатой, благополучной семьи, и тоже попала под каток сталинизма...
"И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек" - металась по тюрьмам, телефончиков, наверное, не было, пыталась угадать, где не зверь, а человек среди следователей, при том, что человека всем, если он и оставался, приходилось прятать очень глубоко...
Но в целом дальше обычный слабый ахматовский стих и в этом реквиеме. (Однако вступлением может гордиться.)
6. Николай Гумилев "Далеко, далеко на озере Чад…":
"Hu шороха полночных далей,
Hu песен, что певала мать,
Мы никогда не понимали
Того, что стоило понять" - вместо банального "ценить" поэт с лёгкостью пишет "понять"... Даже песен родной матери не ценил, щенок? А "полночные дали" вместе с "горним величьем" (оно чуть ниже) - это штампы серебряного века...
"И, символ горнего величья,
Как некий благостный завет,
Высокое косноязычье
Тебе даруется, поэт" - звучит действительно благостно сей пафос, но на деле высота конкретного косноязычия - вещь ой какая субъективная. Может, все косноязычия высоки?! А все нищие - святые?! Просто вкус разный, надо суметь оценить... И панки поэтически косноязычны! Но можно всё-таки и не поэтизировать, не "серебрить" всё подряд... Ещё платоновские революционные рабочие вспоминаются - тоже высокое косноязычие...
"Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду." - он железный профи серебряного века. И железным даже и весело, они чувствуют себя уверенно. Т.е. он был типичным для того времени романтиком-революционером... Они весело ломали свои дрова и всячески геройствовали - до тех пор, пока расстреливать не начали "как бешеных собак"... И звёзд, и бездн хватало - но и радость садов природы для них ещё не умерла. Уникальный стык времен, пьяный пир, похмелье от которого ещё не наступило...
"песней битв любовно зачарую." - море юных "негодяев" уже сотню лет бренчит на гитарах и так далее именно под этим девизом...
"Ho я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую." - т.е. это железный романтик, это вам не какой-то трактор или комбайн (хотя почему бы и трактор не украсить звёздами и лилиями?!) Кстати, можно и просто стать "голубым" - пидоры нередко дружат с железом в качалках...
"Откуда я пришел, не знаю…
He знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
B моем сверкающем саду." - с такой мамашей ему было совсем нетрудно делать поэтическую карьеру - а значит, и чувствовать себя победителем. При этом он и сам понимал, что ничего не знает, а просто рифмами сверкать пришел - нормальный для молодого парня из богемной среды расклад...
"Когда исполнюсь красотою,
Когда наскучу лаской роз,
Когда запросится к покою
Душа, усталая от грез." - уже вся жизнь была распланирована: буду писать красивые стихи - и сам как денди лондонский одет - буду иметь баб аж до пресыщения - а потом уйду, блин, на покой, и вместо грёз поэзии - на хер их - стану говорить прозой, делать бизнес...
"Ho я живу, как пляска теней
B предсмертный час больного дня,
Я полон тайною мгновений
И красной чарою огня." - в предсмертный час они устроили свои пляски и игры с огнем... Надо было жить не только мгновениями... Но слишком уж серебра много, просто завались, занялись сбором - и лишнего застряли некоторые, не успели вовремя смотаться...
В общем, мне понятна его коллизия и дальше рассусоливать не буду. Типичный поэт своего времени - если его и стоит читать, то только для понимания того времени и изучения человеческой психологии (ее романтической стороны)
На всякий случай заглянул в конец - там шла горячечная, бредовая битва пантер и обезьян и наш Николай был на стороне последних - точнее, обезьяны были на его стороне, а от пантер он отбивался... (По-моему, обезьяны - это просто дичь?!)
7. Блок:
Блок поэтов, пачка сигарет... Сын Александра Львовича, юриста, но якобы немца - кудрявый хоть немец-то был?... Русская мать почему-то очень быстро убежала от такого муженька...
"Скифы":
Эпиграф из Вл. Соловьева:
"Панмонголизм! Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно." - доласкали дикарей, идиоты... Ни хера, короче, дебильным "панмонголизмом" мне не увлечься...
"Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!" - ещё один любитель битв. И ведь стравили их миллионы и наши тьмы... Ему бы лучше в компьютерные битвы играть... Хотя что им темных людишек не стравливать... и зачем их беречь - полно их тогда было...
"Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!" - ни хера не азиаты мы (в отличие от семитов). Он буквально упивается чужой дикостью, этот голимый ботаник и интеллигентик... - это что-то ненормальное.
"О старый мир! Пока ты не погиб,
Пока томишься мукой сладкой,
Остановись, премудрый, как Эдип,
Пред Сфинксом с древнею загадкой!
Россия — Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью!;" - вот ведь бредящий стратег и политолог. Отдает мировой революцией троцкистов: думал, что должен разрушиться "старый мир" Европы. Каким-то "сфинксом" наших лапотников обозвал... Типичный высокопарный бред серебряного века... В общем, развод отца с матерью не остался без последствий... - как и прочие обстоятельства происхождения (из богатой, элитной интеллигенции)
Дальше он уверяет, что мы, (типа, русские) любим всё, всё понимаем, помним и т.д. - ага. С такими данными кому ещё поручать мировую революцию?! Должности комиссарские?!
'Виновны ль мы, коль хрустнет ваш скелет
В тяжелых, нежных наших лапах?" - ага. Он их нежно собирался убивать... Задушить в объятиях на троцкистский манер...
"Привыкли мы, хватая под уздцы
Играющих коней ретивых,
Ломать коням тяжелые крестцы
И усмирять рабынь строптивых…" - нехилые такие планы, былинные (а может, он был не коммунист, а фашист? Наследник тевтонов и викингов?!)
Я, кстати, понял, что такое союз коммунистов и беспартийных - это тот же союз жидов и бандеровцев, еврейских пастухов и гойского быдла, баранов...
Но у него нота борьбы с декадансом, с пидорами, если по современному - Европа-то уже тогда "загнивала" по полной (потом две мировые войны вмешались, но уже в 68 году грянула новая сексреволюция...) "Века, века — вас будет проклинать
Больное позднее потомство!" Но Гитлер, кстати, тоже вовсю воевал с декадансом и вырождением - вечная схватка пидоров и фашистов: одних миллионы и других тьмы...
"Придите к нам! От ужасов войны
Придите в мирные объятья!
Пока не поздно — старый меч в ножны;,
Товарищи! Мы станем — братья!
А если нет — нам нечего терять,
И нам доступно вероломство!" - придите к нам, революционерам?! Мы будем братья - или мы вас будем вероломно убивать?! Или не "или", а "и"?!!
Почитал его биографию: оказывается, он, посидев полтора дня (!) в тюряге (тут же вызволили влиятельные знакомые), разочаровался в "мировом пожаре", который сам же раздувал:
«Я задыхаюсь, задыхаюсь, задыхаюсь! Мы задыхаемся, мы задохнёмся все. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!»
Т.е. налицо полное, грандиозное банкротство - он больше не мог писать стихи и помер быстро (так быстро, что даже не успел уехать за границу! А он хотел - хотя раньше и поносил её...) А его стихи вовсю использовали в революционной пропаганде - и лично он тоже повсюду заседал (всё знающий, помнящий, французов "за грязь" критикующий и т.д.!)
В общем, не на манер Маяковского, но это тоже "варварская лира"... - приход "массового общества" (с бабами- избирателями, с потребительскими быдло-избирателями) почувствовать было нетрудно... И ведь "новый мир" с их помощью действительно построился, только не у нас, а в Америке. Это мир океанов ширпотреба мухоморно ярких цветов...
"Черная кровь" - про похоть стихи, причем очень плохие, типично серебряно-вековые
"Я в дольний мир вошла, как в ложу" - блин, да у него просто очень плохие стихи, не за что глазам зацепиться (думал, хотя бы интересные сравнения будут)
"Снега снежное вино":
Забубенный серебряный век! Вино, соболя, змеи, поцелуи, золотые чаши, вьюги, венцы, дивные смехи и т.д. и т.п. в бесконечных вариациях.
Больше можно не читать - тот ещё ошибка "классик" (персонаж он, "фрукт", а не автор!)
"Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!" - комедия... Хотя, конечно, даже бурьян лучше...
Вообще, он очень много баб окучивал, стишата в этом деле большая подмога...; говорят, куриц буквально гипнотизировал ими... - не хуже Распутина!
"Так береги остаток чувства,
Храни хоть творческую ложь:
Лишь в лёгком челноке искусства
От скуки мира уплывёшь." - в жопу остатки, в жопу ложь... Как жить без мировых пожаров вот таким, скучающим...
8. Цветаева "Башня в плюще":
Ну, неплохо щебечет
"Егорушка":
"Обронил орел залетный – перышко.
Родился на свет Егорий-свет-Егорушка.
Ликом светлый, телом крепкий,
Грудью – ёмкий, криком – громкий.
Обоймет – задушит.
Десять мамок сушит." - сразу видно, что у нее огромный талант словесницы, любого уболтает. Очень точные слова, ни одного звука лишнего - диву даюсь.
Дальше много всего (не с таким большим успехом), но вот:
"Причмокивая лихо,
Егор сосет волчиху." - что-то по Блоку знакомое! И она славит вояк? (Кажется, в 18 году написала - тогда все воевали...)
"Поэма горы":
"Вздрогнешь – и горы с плеч,
И душа – горе.
Дай мне о горе спеть:
О моей горе!" - если вчитаться, она тут искусно играет словами... Но ее вечное желание сокращать, чтобы не было лишних слов, приводит к рублености... Я раньше ее стихи вообще не выносил, казались не просто глупыми, а ещё и с вывертом...
"Та гора была, как грудь
Рекрута, снарядом сваленного.
Та гора хотела губ
Девственных, обряда свадебного
Требовала та гора.
– Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!
Та гора гнала и ратовала." - хоть рекрут сваленный, хоть кто - какая из груди гора?! Или речь не о груди, а в целом о громадном рекруте, которому хотелось целоваться, жениться, причем нужна девственница и обряд свадебный...
"Океан в ушную раковину
Вдруг-ворвавшимся ура!" - как Маяковский, опять же. Причем, с такой же силой, талантом... В общем, я уже начинаю понимать: талантище, но и дурдомище где-то рядом (чего только муженёк ее стоит, Эфрон! А лесбиянство?! А ****ство... Умудриться же надо - вернуться в сталинизм в 39 году! Причем, понимала, что некуда возвращаться.... Хотя она везде умудрялась пропадать и бедствовать - не еврейка, чай... Жалко её)
Пришлось читать историю создания, чтобы понять очевидное: речь у бабы о горе любви... Сразу стало всё понятно - и не так интересно... Всё-таки нельзя писать так стихи - без главного слова. Ведь не строят же так машины. Без главного машина - тоже тупая, неподвижная гора (объект поэзии?!)
Таких как Цветаева как раз надо беречь, им надо помогать - она же от надрыва перешла на рубленый слог, пунктирный стиль - захлебывалась (по себе знаю!)
Получается, что её энергетическое начало века, которое столь многим дало энергию, губило? Уже было через край, начинало корежить, вздрючивать (кстати, и Есенину было через край... Ведь русские сами по себе - спокойные северяне...) Песенная гармония с рубленостью слишком плохо сочетаются! (Но как остаться с песнями, когда вокруг такой кавардак? Все, как я погляжу, поневоле становились "маяковскими"...)
Пунктир трудно понимать, не зная её биографии - и вообще трудно. Поэтому вряд ли стоит читать...
Получается, она не выдержала не только в смысле самоубийства, но и как убийца своего начального стиля.... Её талант пошёл на винегрет... Хотя: вот стал читать раннее и увидел достаточно обычные женские стихи... Т.е. напряг века всё же не только рушил, но и помогал. Без него она была бы никем, а с ним стала странной и местами талантливой самоубийцей...
"Одна - здесь - жизнь":
"разъяснять ребенку ничего не нужно, ребенка нужно – заклясть. И чем темнее слова заклятия – тем глубже они в ребенка врастают, тем непреложнее в нем действуют" - интересно, но не согласен ни разу! Зачем нужны зомби? Могут ли быть зомби добра? Нужно "заклясть" ребенка всегда рассуждать и искать объяснения. А все темные заклятия - это вовсе проклятия, в какие бы тоги они не рядились...
Ощущение, что в прозе она напротив, слишком болтлива... Я бы ей посоветовал писать фрагментами, как сам пишу! Для связности в прозе приходится лить лишнюю воду - а в стихах ради ритма и рифм уродоваться...
"Любить человека - значит видеть его таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители." - жить-то в случае чего придется с осуществлением, а не с задумкой. И родителей ох как непросто перебить (всё уже своими родителями заклятые и проклятые)
"Я могу без Вас. Я ни девочка, ни женщина, я обхожусь без кукол и без мужчин. Я могу без всего. " - она была действительно неженственной, штаны для неё - самое то (полно таких художниц видел)
"Мечтать ли вместе, спать ли вместе, но плакать всегда в одиночку." - в этом бабья суть: у них нет даже своих отдельных мечт, свои только слезы (и словесные пузыри, улыбки, танцы...) Их свои отдельные мечты только о том, чтобы потерять свою отдельность!
"Я бы душу отдала - чтобы душу отдать!" - получается, я бы да кабы - не удается себя за волосы вытащить, одни благие намерения, матушка... Вложила душу в них - и на выполнение намерений уже души не хватило...
"В мире ограниченное количество душ и неограниченное количество тел." - море секса и озеро любви. И море слов о любви, кстати, рассуждений, прозы и стихов...
"Когда вы любите человека, вам всегда хочется, чтобы он ушел, чтобы о нем помечтать." - да, в реале никто любви не соответствует, никто её не достоин (за глаза хватит и дружелюбия с симпатией)
"Не дарите любимым слишком прекрасного..." - правильно, любовь и какие-то подарки несовместимы. Дарите их царькам соседних держав на день рождения...
"Я говорю всякие глупости. Вы смеетесь, я смеюсь, мы смеемся. Ничего любовного: ночь принадлежит нам, а не мы ей. И по мере того, как я делаюсь счастливой — счастливой, потому что не влюблена, оттого, что могу говорить, что не надо целовать, просто исполненная ничем не омраченной благодарности, — я целую Вас." - вот такие они, бабы... "Я влюблена - хочу дать, я не влюблена - могу дать".
"Бог не суди , ты не был женщиной на земле." - баба - это душа, но и Иисус - это душа, так что не надо судить о богах... Хотя Иисус не осудил блудницу, как известно. (Его спрашивали, а Иисус, низко опустив голову что-то писал - может, сам застыдился? Может, тоже имел похотливые мысли когда-то? Ведь камня и он не сам не бросил - значит, был со грехом?)
"Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами" - ей нравится - ведь можно хохотать и вести себя распущенно (назло ему!) - но лучше бы, конечно, было по другому! Тогда бы и корпеть над таким длинным и шикарным стихом про нелюбовь не пришлось...
"Хотеть — это дело тел, А мы друг для друга — души." - хотеть - это дело члена, а вы друг для друга - уши. Попялитесь друг на друга игриво с расстояния в 30 сантиметров, типа из души в душу, да и перейдете к телу...
"Все-таки трагедия, когда лицо - лучшее в тебе и красота - главное в тебе, когда товар - всегда лицом, - твоим собственным лицом, являющимся одновременно и товаром." - ишь, как простую мысль перекрутила в одном, недоразвила в другом... "Всё-таки, трагедия" - но "всё-таки торгану"...
"Нужно писать только те книги, от отсутствия которых страдаешь. Короче: свои настольные." - не, сам у себя "настольным" не будешь, это только для карикатурных самолюбцев доступно. Писать надо дневники, с одной стороны и те книги, которых кроме тебя не напишет никто, с другой... Всё остальное - обычный бизнес: книга - деньги - товар...
"Я в школе любила только географию - конечно, не все эти широты и долготы и градусы (меридианы - любила), - имена любила, названия... И самое ужасное, Марина, что городов и островов много, полный земной шар! - и что на каждой точке этого земного шара (у вас есть глобус? Я бы показала) - на каждой точке этого земного шара - потому что шар только на вид такой маленький и точка только на вид - точка, - тысячи тех, кого я могла бы любить... <...> Благословляю того, кто изобрел глобус - за то, что я могу сразу этими двумя руками обнять весь земной шар - со всеми моими любимыми!" - охренеть, могла бы всех любить, но любит только глобус... Нет, она за жизнь залюбит таки тысячи, давалка хренова... (Но это не Марина, заметили? Подружки у неё еще более ****овитые...)
"У каждого из нас, на дне души, живет странное чувство презрения к тому, кто нас слишком любит.
Некое "и всего-то"? - т.е. если ты меня так любишь, меня, сам ты не бог весть что!
Может быть потому что каждый из нас знает себе настоящую цену." - точно... Хотя надо понимать, что способность любить очень много говорит о любящем - он, собственно, уже за эту свою способность достоин ответной любви... Я когда любил, вовсе не считал любимую идеалом - просто видел потенциал... А она, по сути, не верит в себя.... (Может, и ****ью и дурой считала?)
"Карл Великий - а может быть и не Карл Великий - сказал:
"- С богом надо говорить по-латыни, с врагом - по-немецки, с женщиной - по-французски..."
И вот мне иногда кажется, что я с женщинами говорю по-латыни..." - та-ак... С богом она говорит по-немецки? ("я-я, дас ист фантастиш") Или всё же с мужиками она говорит по-немецки? ("я-я, дас ист фантастиш") Немцев вообще надо лишить языка - зачем машинам разговаривать? Запихнуть в них программу, свод правил и пусть только кричат "я-я, мой фюрер!"
"Есть люди страстей, люди чувств, еще есть люди ощущений; Вы — человек эманации. Вы постигаете мир кожей: это не меньше, чем душой. Вашей кожей Вы постигаете и души, и это более надежно. Ибо Вы — мастер своего дела. Нет необходимости дотрагиваться до Вас рукой, достаточно лишь смутно этого захотеть. Чутье намерений. Гений намерения. Мгновенный слепок намерения. Инстинкт зверя. (Если бы я знала, что это так просто!)" - наверное, своему муженьку-еврею писала... Евреи клянутся, что у них нет души, одна материя, но сами такие чуткие, так тонко нос по ветру держат... - на интонациях живут... (Хотя отказ от души им всё же даром совершенно не проходит)
"Без соли делается цинга, без сахару - тоска." - наповал. (Хотя о чем я: вовсе не без соли - цинга!)
"И уведите меня как-нибудь вечером — на весь вечер. Чтобы, обретя Вас, я немного Вас забыла" - чтобы похоть убила любовь? (После чего похоть и сама умрет - со стыда)
Уже в 34 году писала "мне всё - равно, и всё - едино"... Наелась и поцелуев и стихов - и стала нищей... Потом дочь посадили, муженька убили - и конечно мысль о глупости своего возвращения... У ее муженька долгое время было всего одно, но очень ценное достоинство - связи. И без всего ей реально было очень жутко и трудно выживать - в ту пору и не поэты, практичные люди не выживали...
9. Валерий Брюсов "Огненный ангел":
Качественная проза западного типа - напоминает "Эликсиры сатаны" Гофмана, только герой женского рода. Может, кое-что просто переписал?! Но за душу не задело ни разу
"Отреченье":
Стих ранний, с советом отречься от чувств и страстей ради "искусства", т.е. мастерства (видимо, словесного)
"Первая звездочка! око вечернее,
Привет тебе!
Вечером сердце мое суевернее:
Молюсь Судьбе." - мило, но не по мужски, видимо, совсем ещё молод...
"Но цел мой дух, и не растрачены
Сокровища моей души!" - ему уже 38 лет, однако! Как можно такой детский сад городить...
"На радости и на страданья
Живым стихом отвечу я" - да, детский сад.
"Мы — электрические светы
Над шумной уличной толпой;
Ей — наши рдяные приветы
И ей — наш отсвет голубой!" - дебилу электрическому надо быть поосторожнее с голубыми отсветами...
Странно, стихи у него школьные, а проза - нет?
"Юпитер поверженный" - сразу зарядил то же самое, что и в "Огненном ангеле"....
"Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить себе свои тайные, смутные чувствования." - звучит правдоподобно, но я побуду циником: искусство - это искусная отделка и моделирование своих чувствований ради продажи - в сторону красоты, эпатажа, текущей конъюнктуры... А уяснение всегда делается ради себя самого, но это слишком трудно, обычно непосильно - и во мне полно всего так и остаётся смутным...
"Я люблю большие дома
И узкие улицы города" - уверен, он любит любые расклады, кроме средних и привычных...
"Ведь только глупость одностороння, а истину можно повернуть любой гранью!" - граненая глупость и цельная истина... - т.е. можно поворачиваться разными гранями и всякий раз оставаться дураком, быть дураком по разному...
"Сокровенные знания называются так не потому, что их скрывают, но потому, что они сами скрыты в символах." - я уже убедился, что Брюсов бы просто дураком, но дураки, как и голь, на выдумки хитры: "стану-ка я пользоваться символами, загадочными словами - за умного сойду."
"Вперед, мечта, мой верный вол!
Неволей, если не охотой!
Я близ тебя, мой кнут тяжел,
Я сам тружусь, и ты работай!" - ещё и трудолюбие упорное задействовал... И оно, конечно, ему многое дало... (Иллюзию, что он что-то! Символ!)
"Надо избрать что-нибудь одно - или жизнь, или смерть: если жить ты не можешь, то умри немедля; если же не хочешь умереть, живи, а не будь похож на улитку!" - дуракам везде у нас дорога и прятать им, как улитке, совершенно нечего. Для пряток есть игра в прятки - символизм... Хотя, если честно, я так и не понял, что это такое! Обычно про любовь-морковь высокопарную хрень пишет...
"Не Бог ли виноват, сотворив людей слабыми и не дав им сил для борьбы с грехом?" - не бог ли виноват, сотворив меня дураком...
10. Рильке "Записки Мальте Лауридса Бригге":
Я впечатлен, это вам не Брюсов... - высочайший уровень... - но целей и опорных смыслов его не пойму, всё висит в воздухе, непонятно, где ...
"Победивший дракона ": и здесь такое же впечатление - а ведь это коротенькая вещь и я ее прочел до конца. В чем смысл?
"Сады" - нет, такие стихи я не могу понять и переварить (переваривать нечего - всё только по усам течет)
"Часослов": аналогично. Иногда встречаются слова со смыслом, но редко, они тонут в миражах. Похоже, он в стихах перекручивает... (Надеюсь, не сознательно, не как шулер?! Но тогда, значит, его самого какой-то шулер обманул...)
"Флорентийский дневник": - а вот здесь стихи достаточно внятные! Это раннее... И тут в основном рассуждения - в целом, мне понравилось. Тем более, что пишет такими же фрагментами, как у меня. Главное, ему присуще какие-то смирение и скромность - по-моему, от природы такой характер. Тихий ботаник... Интроверт? - интроверты не становятся известными... Нет, главное то, что он не боится смотреть на все душевные явления под непривычным, неузаконенным углом зрения - причем, не из бунтарства и вызова... Типа, я же так вижу... И этот угол связан со скромностью, непосредственностью - и он не боится признаться, показаться слабым, неумным, нелепым, смешным. Это раскрепощает... Хотя, конечно, не углубленным людям тут совсем нечего читать... Как его сделали знаменитостью?! Копался бы себе в своем углу, возделывал свой душевный огородик - и всё на том... В России такой человек вроде как невозможен (хотя и много тихих копателей, но не таких культурных и вежливых - хотя разве это важно?)
11. Малларме:
"Прозрачно стих безгрешный мой
Хрустального коснется края:
Так стайка нереид, играя,
Мелькнет за пенною каймой." - первое же, что я прочел, настолько не понравилось, что дальше можно не читать. Ценился, как предшественник и учитель серебряно-вековых?
12. Аполлинер "Убиенный поэт":
Мура жуткая.
"Алкоголи": "Зона" - бодренько и складненько чешет, использует интересные сравнения: стала мостов мычат, религия прямолинейна как аэропорт, на улочке играло солнце, как на новенькой трубе - простенько, но предвосхищает современность...
"Взмывает в небо Иисус Христос на зависть всем пилотам
И побивает мировой рекорд по скоростным полетам" - как будто современный борзый рокер...
Лепит скоростную мозаику, калейдоскоп, поддает жару... - но содержание трескучее...
"Мост Мирабо": ну, тут вовсе нечего читать, нет примет реальности, кроме этого, нам неизвестного моста
В общем, молодежная поэзия, пусть рокеры читают (хотя с хера ли? Моря уже такого понаписано)
13. Неруда "Признаюсь: я жил. Воспоминания":
достаточно банальное кино...
"Альберто Рохас Хименес пролетает": купился на яркое название, но читать нечего, трескучий шум. Девиз: как можно громче и ярче! Балаган. Сразу расхотел дальше знакомиться...
14. Верлен:
"Пламенел закат блеском горних слав, И баюкал бриз бледный ряд купав" - на хер, на хер этого пидора...
Хотя почитал цитаты и там понял, что он ещё старомодный, сравнительно благочестивый, легко может притвориться страдальцем...
15. Рембо "Одно лето в аду":
Какой-то диковатый сученок... Типичная безотцовщина, много таких подростков - трудное взросление, все дела...(Представьте, я им, типа того, увлекался! Читал нараспев "Пьяный корабль"...)
Он вполне искренен и осмыслен во многих местах - и вполне талантлив. И он, кстати, бросил стишки, пидора Верлена и занялся каким-то бизнесом в Африке - а что умер в 37, так у него был рак, саркома кости...
Нередко бывает такое, что пока человек молод и свеж, он талантлив, а потом всё загрязняется, стирается, запутывается, заморачивается. Он же родом был из деревни, а потом получился синтез с городом, всякий синтез богат - этим боком его история напоминает есенинскую... И это пример преимущества непрофессионала - он спонтанней, органичней, острее...
"Мораль - это слабость мозгов" - ну конечно же, они у у нас у всех слабы - и у него, и у меня... До силы очень далеко...
"И словно с женщиной, с Природой счастлив буду." - У меня именно такие же ощущения от природы (отчего особенно люто презираю домашних баб...)
"Между колоколен протянул я канаты, между окон протянул гирлянды, от звезды к звезде - золотые цепи, и вот я танцую" - а вот такие цитаты говорят о том, что это был всего лишь маленький пацан...
"Нет более богов, стал богом человек, Но без любви сей бог - калека из калек." - офигеть.
"..Европу вижу я лишь лужей захолустной,
Где отражаются под вечер облака
И над которою стоит ребёнок грустный,
Пуская лодочку, что хрупче мотылька.." - а между тем, всё было впереди: две чудовищные войны, огромный материальный прогресс - да и последующая история искусств огромна...
"Мне повезло: я больше почти не страдаю. Моя жизнь была только сладким безумьем, и это печально." - это когда он стал выражать такие буржуазные мысли?
"Жизнь — это фарс, который играют все." - наповал...
"Действительность была слишком тернистой для моей гордыни." - да, тут дело не в "стишках"... У него есть мысли... Зачем он уехал в Африку? Возненавидел "искусство"? А может, наоборот - занимался им и там - на досуге, после торговли неграми...
Но в целом я всё равно далек сейчас от него (тоже уехал в Африку?!) Молодому было полезно прочесть (хотя и тогда я читал его немного... - много ещё было не достать?)
16. Элюар:
Ранние стихи ("Вполголоса", "Малышка-девчушка", "Мои последние стихи", "Ну что ж, старина...") - впечатление такое, что он издевается, водит за нос, намеренно юморит и играет - это стихи не всерьез, деконструкция, игра с напыщенными идиотами. Фокус - но интересен он только поэтам, а остальных не особо касается...
Другой период: "Панорама":
Тот же метод, но уже мертвые руины, уже не юмор и даже не игра. Тень и подобие прежнего. Бессмысленные огрызки и остатки... Но изредка всё же может словесный фокус, выверт показать - и этого достаточно, когда ты уже признан... Хотя этот уровень уже совершенно типичен, он сразу сливается с огромной массой западных поэтов, одного от другого смогут отличить лишь специалисты.
17. Лорка:
"Потерял я ключи от шкафа, и зарос он мхом первозданным." - может, уже и лес внутри? Или жуки...
В общем, бесконечная болтовня и графомания...
"Когда хочешь кричать и нельзя — сойти с ума недолго" - придурок...
Поражаюсь я некоторым знаменитостям...
"... чем в доме чище, тем на сердце хуже." - это ещё из наиболее осмысленного... Хоть на свинью похож, а то ведь и вовсе ноль без палочки...
18. Бодлер "Мое обнаженное сердце":
"Быть может, было бы занятно побыть попеременно жертвой и палачом." - по сути, сознался, что потенциально он - затейливый маньяк, из тех, про кого фильмы снимают.
В целом, какая-то хрень. Он очень дюжинный, хотя и несколько своеобразный господин, со своими слегка затейливыми вкусами и манерами...
"Парижский сплин. Стихотворения в прозе":
Опять херня, и снова маньячные наклонности, любовь к жестокости. Он наверняка хотел быть эстетом, просто время было совершенно неподходящее, деловое, а не декадентское...
"Цветы зла":
"Mне память дорога эпох тех обнаженных,
Когда Феб золотил кумиры воплощенных
Богов, и были дни людей, на зов весны,
Без лжи и без забот любви посвящены." - во-первых, это очень плохо написано, во-вторых, это порнография и пошлость.
"Я слов пугаюсь, как огромных черных дыр." - всех слов? В любом случае это должно быть любопытно психиатрам...
"Я вырою себе глубокий, черный ров" - хорошо, если только себе...
"О вы, безглазые, безухие друзья,
О черви! К вам пришел мертвец веселый, я;" - маньяк весёлый, он; выколол глаза, отрезал уши... - а как иначе веселиться мертвецу...
"А голос шепчет мне: "Стремись к безвестным странам.
Безумцы во сто крат богаче мудрецов!" - безумец слышит голоса - та-ак... Маньяки во сто крат круче храбрецов - та-ак...
"Упорен в нас порок, раскаянье – притворно.." - упорен в нем порок, он притворился, что говорит не про себя...
"Надо работать если не из склонности, то по крайней мере от отчаяния, поскольку на поверку оказывается, что работать не так скучно, как развлекаться." - дюжинные люди не умеют развлекаться.
"Я сердца своего унылый
Вампир - один из ряда тех,
Кому назначен вечный смех
Взамен улыбки легкокрылой!" - понимал себя, свою проклятость. Если человек не улыбается, он очень зло, неприятно смеётся...
19. Заболоцкий
"Предостережение": весьма замысловатый программный стих - с призывом, как раз, к смыслам:
"Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом" - трактуй, как хочешь, как он все это дело собрался сочетать...
"Поэзия есть мысль, устроенная в теле.
Она течет, незримая, в воде —
Мы воду воспоем усердными трудами." - тут понятно, что он собирается усердно корпеть над рифмами, но вкладывать смысл, чтобы была не пустая вода.
"Тревожный сон коров и беглый разум птиц
Пусть смотрят из твоих диковинных страниц." - диковинный тревожный сон коров?! Вот ведь деревенщина - нет, чтобы фавнов предложить... Зато у него есть пресловутое "безмолвие миров"!
Дважды, настойчиво выступает против музыки:
"Где древней музыки фигуры...
Там не ищи, поэт, душе своей убранства."
"Коль музыки коснешься чутким ухом,
Разрушится твой дом и, ревностный к наукам,
Над нами посмеется ученик" - ему нужны не просто смыслы, а наука в стихах - и наука не дружит с музыкой... - ага... Но какие тогда это будут стихи?! Любая рифма - это музыка! В рифму выступать против музыки?! Хотя это 32 год - и не такая херня могла присниться...
"Признание":
"Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!" - я поперхнулся уже на первом слове! И колдун кто? - не сам ли автор? Между прочим любитель науки, а не колдовства...
Дальше идёт намёк на ветреность, но это что - ниже названа звездою сумасшедшею...
Самая интересная строчка - про оковы... Видимо, раз это восточная, темная женщина, то она не слишком раскрепощена!
"И слезами и стихотвореньями
Обожгу тебя, горькую, милую." - необычным способом, со слезами и стихотворениями, он ее хочет отыметь, уже обнимает колени, уговаривает...
"Отвори мне лицо полуночное,
Дай войти в эти очи тяжелые,
В эти черные брови восточные,
В эти руки твои полуголые" - явно хочет, чтобы она ему сделала минет... руки тоже пригодятся...
"Что прибавится — не убавится,
Что не сбудется — позабудется..." - типа, тебе же не убудет, если отдашься...
И в конце он задаёт риторические вопрос "чего же ты плачешь, красавица?" - снасильничал и задаёт такие вопросы... В общем, очень грязная и пошлая история... Он сам не заметил, как свою похотливость описал...
"Гроза идёт" - абсолютно пустой стих, упражнение в рифмовке. Вообще, с рифмами у него полный порядок, а вот смыслов нет, хоть шаром покати - но так и полагается для мотыльковых поэтов...
"Портрет": призывает поэтов любить живопись! Надо же... - у него против музыки что-то личное?!
"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно." - обратите внимание на слово "единственной"
В остальном совершенно пустой стих, бла-бла-бла
"Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя,
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя." - он мне надоел, типичный 20 век. Отличные рифмы, ноль содержания. Природа всегда похожа на саму себя! Это ты можешь быть на себя не похож... - в 20 веке это запросто...
"История моего заключения" - оказывается, и он посидел в сталинских лагерях! Пишет про это совершенно банально - но содержание-то как раз есть, ещё какое, и его не могло не быть...
"Сквозь рты, желудки, пищеводы,
Через кишечную тюрьму
Лежит центральный путь природы
К благословенному уму" - ха, материалисты так и мыслят...
"Лодейников склонился над листами,
И в этот миг привиделся ему
Огромный червь, железными зубами
Схвативший лист и прянувший во тьму,
Так вот она, гармония природы,
Так вот они, ночные голоса!
Так вот о чем шумят во мраке воды,
О чем, вдыхая, шепчутся леса!
Лодейников прислушался. Над садом
Шел смутный шорох тысячи смертей.
Природа, обернувшаяся адом,
Свои дела вершила без затей.
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ смотрели из травы." - в цитатах легче отыскать островки его содержательных стихов. Да, природа это две силы, а не одна - страшное зло земли и могучее добро неба и солнца. Тысячи смертей и тысячи жизней... Но только у людей есть душа - смерть и жизнь существ без души иная. Не надо мозги погружать в кишки, а человека в звериное царство...
"В жилищах наших
Мы тут живём умно и некрасиво.
Справляя жизнь, рождаясь от людей,
Мы забываем о деревьях.
Они поистине металла тяжелей
В зелёном блеске сомкнутых кудрей." - даже о солнце вроде как не помнят ни хера...
"Лодейников" - многие места как будто у Платонова списаны:
"Блестя прозрачными очками,
По лугу шел красавец Соколов,
Играя на задумчивой гитаре.
Цветы его касались сапогов
И наклонялись. Маленькие твари
С размаху шлепались ему на грудь
И, бешено подпрыгивая, падали,
Но Соколов ступал по падали
И равномерно продолжал свой путь.
Лодейников заплакал. Светляки
Вокруг него зажгли свои лампадки,
Но мысль его, увы, играла в прятки
Сама с собой, рассудку вопреки."
"Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!" - трудится должны тело и разум, а душа для другого! Она действительно может только воду в ступе толочь... Душа - это аура, вода и воздух! Она может течь, струиться, вздыхать, скорбеть или напротив, преисполняться благодатью...
(Поэт, а не понимает)
"Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка." - великолепный стих, лучший, действительно задевший за душу (только в конце дурацкие рассуждения про красоту надо выкинуть)
Свидетельство о публикации №122011407157