Свобода
А еще ранее - 300 спартанцев отдали свои жизни,защищая свободу родины.
Знали, что такое свобода... Когда полчища идут врагов, и эту тьму надо кормить,
налоги платить - а враги сжигают посевы урожая. Несвобода,
цепи рабства. Спартак знал, что такое свобода. Знал, жизнь за нее отдал.
...Свобода. Пока молод, свободен, а когда дети, внуки,
тогда твоя свобода с их здоровьем связана, с тем, чтобы место свое
в жизни нашли и далее к цели своей шли.
Или в искусстве кино. Семьи с детками, с чемоданами на перроне
от несвободы уехать хотят, иные и спаслись.
Или вот такой сюжет. Интеллигентная женщина, или мужчина
по каким-то там невыясненным обстоятельствам попадают
в тюрьму. "Ну что умная, да?!" И начинается.
Несвобода. Не дай бог.
Интересно, что понятия "свобода" и "истина" вызывают столько многозначности
и разных толкований. Опыт и мудрость веков.
Бенедикт Спиноза (1732- 1777) великий голландский мыслитель еврейского происхождения. Еще в 17 веке он пришел к выводу, что осознанная свобода – основа подлинной человеческой нравственности. Не случайно Спиноза назвал свой основной труд "Этикой". Под "этикой" он подразумевал завоевание свободы.
Спиноза утверждал, что свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей природе. С одной стороны, она пассивна: первая ступень движения к свободе преодолевается, когда человек приводит порядок и связь своих идей (то есть понятий) в соответствие с порядком и связью внешних вещей. Поэтому люди должны стремиться не к тому, "чтобы природа им повиновалась, но, напротив, они природе" (Бенедикт Спиноза. Богословско-политический трактат. Соцэкгиз. М, 1935, с.102). С другой стороны, свобода активна: на второй ступени движения к ней человек, добиваясь совпадения порядка своих идей с порядком всей природы, тем самым получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком и связью вещей. В результате человек достигает господства над собой, над своими аффектами – пассивность свободы превращается в ее активность.
Однако, как подчеркивал Спиноза, это господство не может быть полным, и, следовательно, обретение абсолютной свободы недостижимо. Люди как "частички природы" с необходимостью оказываются подвержены внешним воздействиям, и эти воздействия могут достигать такой силы, что об их индивидуальной переработке не может быть и речи. По словам Спинозы, "мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и нашей судьбе" (Бенедикт Спиноза. Избранное. Изд-во "Попурри". Минск, 1999, с.471). "Виноваты" же в этом аффекты (эмоции). Спиноза определяет их как "состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний" (там же, с.417).
Спиноза рассматривает три рода познания как процесса, направленного на достижение свободы, – чувственное, рациональное и интуитивное.
Источники:
интернет-сайты, википедия
Свидетельство о публикации №122011407092
Наталия Васильева Нев 01.02.2022 14:33 Заявить о нарушении
Валентина Томашевская 01.02.2022 14:47 Заявить о нарушении