Свобода

Свобода...Байрон погиб за свободу Греции.
А еще ранее - 300 спартанцев отдали свои жизни,защищая свободу родины.
Знали, что такое свобода... Когда полчища идут врагов, и эту тьму надо кормить,
налоги платить - а враги сжигают посевы урожая.  Несвобода,
цепи рабства. Спартак знал, что такое свобода. Знал, жизнь за нее отдал.

...Свобода.  Пока молод, свободен, а когда дети, внуки,
тогда твоя свобода с их здоровьем связана, с тем, чтобы место свое
в жизни нашли и далее к цели своей шли.
Или в искусстве кино. Семьи с детками, с чемоданами на перроне
от несвободы уехать хотят, иные и спаслись.
Или вот такой сюжет. Интеллигентная женщина, или мужчина
по каким-то там невыясненным обстоятельствам попадают
в тюрьму. "Ну что умная, да?!" И начинается.
Несвобода. Не дай бог.

Интересно, что понятия "свобода" и "истина" вызывают столько многозначности
и разных толкований. Опыт и мудрость веков.

 Бенедикт Спиноза (1732- 1777) великий голландский мыслитель еврейского происхождения.  Еще в 17 веке он пришел к выводу, что осознанная свобода – основа подлинной человеческой нравственности. Не случайно Спиноза назвал свой основной труд "Этикой". Под "этикой" он подразумевал завоевание свободы.

  Спиноза утверждал, что свобода, достигаемая деятельностью сознания, противоречива по своей природе. С одной стороны, она пассивна: первая ступень движения к свободе преодолевается, когда человек приводит порядок и связь своих идей (то есть понятий) в соответствие с порядком и связью внешних вещей. Поэтому люди должны стремиться не к тому, "чтобы природа им повиновалась, но, напротив, они природе" (Бенедикт Спиноза. Богословско-политический трактат. Соцэкгиз. М, 1935, с.102). С другой стороны, свобода активна: на второй ступени движения к ней человек, добиваясь совпадения порядка своих идей с порядком всей природы, тем самым получает возможность привести состояние своего тела в соответствие с порядком и связью вещей. В результате человек достигает господства над собой, над своими аффектами – пассивность свободы превращается в ее активность.

 Однако, как подчеркивал Спиноза, это господство не может быть полным, и, следовательно, обретение абсолютной свободы недостижимо. Люди как "частички природы" с необходимостью оказываются подвержены внешним воздействиям, и эти воздействия могут достигать такой силы, что об их индивидуальной переработке не может быть и речи. По словам Спинозы, "мы различным образом возбуждаемся внешними причинами и волнуемся, как волны моря, гонимые противоположными ветрами, не зная о нашем исходе и нашей судьбе" (Бенедикт Спиноза. Избранное. Изд-во "Попурри". Минск, 1999, с.471). "Виноваты" же в этом аффекты (эмоции). Спиноза определяет их как "состояния тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний" (там же, с.417).

 Спиноза рассматривает три рода познания как процесса, направленного на достижение свободы, – чувственное, рациональное и интуитивное.

Источники:
интернет-сайты, википедия


Рецензии
Все , что мы делаем - связано с необходимостью...Мы все связаны друг с другом, с планетой, с природой, с законами. Так что прав философ Бенедикт Спиноза - "Свобода -это познанная необходимость».

Наталия Васильева Нев   01.02.2022 14:33     Заявить о нарушении
Да, определение свободы Спинозой - одно из лучших!

Валентина Томашевская   01.02.2022 14:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.