Красота как суть

Смерти нет. Мы живем, зажатые в двух датах... Осознавая тиски времени все явственнее... Но смерти нет.
Впрочем, нет и жизни. Есть то, что есть. Есть та (тот, то, те), кто есть.

Остальное — сети абстракций, которыми мы себя окружили. Редко кому удается вырваться наружу этих сетей. Даже после так называемой смерти мы остаемся погруженными в эти сети (согласно религиозным и мистическим источникам).

Необязательно быть приверженцем какой-то религии, чтобы понимать принципиальную беспомощность человека перед лицом существования.

Но есть нечто-некто, что-кто заставляет нас жить. Кушать, смеяться, печалиться, рожать детей, учиться, стареть, умирать с достоинством. Впитывать с рождения и до смерти вихри времени, завитки сюжетных линий жизни, проникаться сочувствием, проявлять нетерпимость и жестокость. Иногда быть подлым, отвратительным, даже чудовищным. Порой быть святым, храбрым, чутким. Быть неудачником и быть успешным. Быть человеком и нечеловеком. Просто быть.

Мы называем это жизнью, правильно?

Сейчас модно еще говорить об уникальности каждой жизни, о ее непреходящей ценности. Но это туфта.

Понятие уникальности выросло из понятия безличности. Конкретный человек условно уникален относительно других людей. Но его уникальность слетает на нет, если сравнить его с другим видом тех же млекопитающих. Каждый из нас есть та или иная версия индивида человеческого рода в целом. Поэтому, если спрашивать о смысле нашей жизни, то понятие уникальности тут мало чем помогает.

Какая разница, что твоя жизнь отличается от чьей-то? Ведь и ты, и тот, который другой (другая, другие) — люди.

Это общий вопрос всего человечества — что такое жизнь и в чем ее смысл?

Самое интересное, что люди знают ответ на этот вопрос. Но не все признаются в этом себе.

Просто они забыли себя. Мы живем, не зная себя.

Смысл жизни не в ответах на вопрос о смысле жизни. Смысл жизни пронизывает каждый миг нашего существования. Он и в ответах на вопрос на смысл жизни и в безответности. Он есть и его нет. Он улыбается ребенком и плачет старушкой. Он играет котенком и заражает планету ковидом. Он лечит и умерщвляет. Он страшен.

Он не знает эмоций и одновременно сквозит в каждой из них. Есть не только атомы материи. Есть атомы эмоций, атомы смысла, которые затем слагаются в молекулы и образуют смысловые конфигурации нашего разума, материальной материнской платой которого становятся нейроны в головном мозге.

Человеческое тело само по себе есть остывшая, кристаллизованная конфигурация одного из смыслов, который когда-то был вязкой смысловой магмой.

Некоторые эксперты (пророки, йоги, мистики, святые) говорят о незавершенности нашей эволюции. Вопросы о смысле жизни способствуют переводу нашего тела в новую конфигурацию смысла, возможно, менее кристаллизованную, более пластичную, более устойчивую к воздействиям внешней среды.

Мы живем, чтобы вырваться из тисков двух дат — даты рождения и смерти. И мы, по сути, знаем этот путь. Иначе бы не задавали эти вопросы.

Вопрос в том, чтобы обеспечить необходимое количество смысловых электронов для находящегося в процессе изменения атома человечества, чтобы он перешел в новое качество, чтобы он преобразился в новое человечество с новым видом существования.

Это первое. Второе — мы не видим путь к смыслу жизни тогда, когда наша жизнь затуманивается клубами грязных мыслей, эмоций, поступков. Энергия чистоты прозрачна. Поэтому настоящую красоту жизни мы замечаем лишь в минуты ментальной прозрачности, когда мураши, бегущие по коже, подтверждают незамутненность нашего состояния сознания. Именно в эти моменты мы понимаем, что погружены в суть существования с головы до пяток. Именно в эти мгновения мы начинаем осознавать подлинность (видим смысловой контекст) высказывания "человек есть соль жизни".

В то же время было бы ошибкой сказать, что все зависит от осознания.

Красота жизни не зависит от наших абстракций и актов абстрагирования. Красота внесубъектна и внеобъектна. Мы кожей ощущаем эту красоту, когда видим красоту поступков какого-либо конкретного человека, который сделал нечто из ряда вон выдающееся.

Мы также видим красоту, когда вдруг запрокинем голову в ночное небо, наполненнное звездной бесконечностью.

Мы живем для того, чтобы обнаруживать и следовать опознанной красоте.

Ищите красоту. И она — нет, не спасет — она, и только она спасает нас! Просто смените акцент со смысла на красоту. Спасает красота в мыслях, делах, поступках, жизни. Красота горечи поражений как предвосхищения побед. Красота уродства как ретуши прекрасного. Красота симфонии с виртуозной оркестровкой деталей каждой звучащей ноты жизни.

Красота будней и красота праздника. Приучайтесь искать не смысл, а красоту.

Ищите красоту и найдете смысл. Так появлялись симфонии Бетховена и скульптуры Микеланджело, пирамида Хеопса, нравственные подвиги святого Франциска Ассизского и Сергия Радонежского, Шри Ауробиндо и Альберта Швейцера, добывались и подвергались ювелирной огранке знания Платона, аль-Фараби, Леонардо да Винчи, Ньютона и Шредингера. Так появлялись до боли пронизанные красотой человеческой бренности тексты Достоевского, Хэмингуэя, Сэлинджера и Кавабата.

Именно поэтому был апологетом красоты и Стив Джобс, он знал толк в красоте. Красота технологий вдохновляет Илона Маска. Красота общения воодушевляет Марка Цукерберга. Жгучая красота свободы светит даже преступникам сквозь тучи их преступной вседозволенности.

Подлинная красота проста. Она никогда не требует жертв. Она лежит в основе этики и религии, науки и искусства, в основе любой профессии и любой сферы деятельности.

Собственно, красота и есть та база, та основа, на которой покоится суть, смысл жизни и истина бессмертия.

Красота порой играет нами, поворачиваясь шероховатой поверхностью разбалансированных событий и внесюжетными всполохами пугающей артиллерийской канонады. Предъявляет свидетельства о смерти близких и родных. Говорит на языке ультиматумов. Всё так.

Но всё исчезает как мираж, если прислушаться к музыке бытия.

К музыке океана существования. К музыке приливов и отливов, законов и исключений из правил. К музыке смысла.

г.Нур-Султан, 25.06.2020 г.


Рецензии