Василий Стародумов. Песня живёт в мастерской

ПЕСНЯ ЖИВЁТ В МАСТЕРСКОЙ
 
    «Красивые не были, но молодые были» — такой автограф оставил на своей «Книге любви» пишущему эти строки один из ведущих московских поэтов Василий Дмитриевич Фёдоров, лауреат Государственной премии РСФСР имени Горького, член правления Союза писателей СССР. А можно ли о молодости говорить сухо, только официально?

   1938 год. Нашему заводу всего 6 лет. Молодой завод нуждается в кадрах, специалистов не хватает.
   «Тарас Бульба» нашего завода помощник директора, руководитель  ОНУ Карабач специально едет в Новосибирск, чтобы законтрактовать для завода выпускников Новосибирского машиностроительного техникума.

   Среди прибывших в Иркутск, на наш завод, — юноши Василий Фёдоров, Тимофей Репин, Александр Котов, Анатолий Егоров и многие другие.
По-отечески занялся бытовым благоустройством молодых специалистов Карабач. Общежитие №7 было в те годы исключительно образцовым: полы повсюду паркетные, блестяще надраенные, порядок и чистота — идеальнейшие, не говоря уже о комнатах. Не все они, эти комнаты были тогда заселены, многие пустовали, что говорило опять-таки о нехватке молодых специалистов. Полностью общежитие было заселено лишь в 1940 году.

   Комната 19. Сюда Карабач вселил Василия Фёдорова, Тимофея Репина и Александра Котова (последний работает ныне в отделе 20).
   Друзья по общежитию жили весело. Среди них выделялся жизнерадостный непоседа Василий Фёдоров. Никакого пристрастия к водке он не имел, любил заниматься физкультурой, без гимнастики не начинал дня, в свободное от работы время не расставался с книгой, любил пофилософствовать с неизменным своим юмором. Без книги он не ходил даже на Ангару, а на берега этой реки он наведывался чаще, чем куда- либо. А ещё он любил театр, изобразительное искусство, занимался рисованием. Драмколлектив Дома культуры нашего завода приобрёл прекрасного исполнителя.

   Со страниц нашей газеты не сходили в те годы стихи литейщика того же цеха, где работал мастером Василий Фёдоров, Алексея Куделькина. Имя его было широко известно заводской общественности. Мы, работники редакции, уже знали, что пишет стихи и Василий Фёдоров, он печёт их, как блины, чуть ли не говорит стихами, но не решается сдавать их даже в свою заводскую газету.

   Как-то я разбираю его стихотворение «Надо видеть». Что-то в стихах мне не понравилось, убеждаю автора переделать неудачные строки, он не соглашается, — наконец — сдаётся. У меня вырывается вздох облегчения:

— Вот в этом виде мы и напечатаем твоё стихотворение.
— В печать?! — ужасается Василий Фёдоров. Ну. конечно же! Ведь это — великолепное стихотворение! Нисколько не хуже, чем у Куделькина. Соглашайся, брат...
«Брат» ещё немного поупорствовал и... отдал мне стихотворение.

«Удивляться — мало. Надо видеть,
Надо сердцем чувствовать и знать.
Если ты умеешь ненавидеть.
Научись любить и побеждать!»

— так начиналось это стихотворение, так впервые появилось в печати имя Василия Фёдорова. А через некоторое время на литературном конкурсе, проводимом редакцией нашей газеты, одну из денежных премий поделили пополам Алексей Куделькин и Василий Фёдоров.

   Началась Великая Отечественная война. Помнится вечер: проводы в армию заводского работника литкружковца-художника Николая Сластенко, впоследствии автора широко известной надписи на скале Пурсей: «Здесь будет построена Братская ГЭС», трагически погибшего в Братске, одна из улиц которого ныне носит его имя. На этот вечер явился и Василий Фёдоров. Николай Сластенко уже был известен на заводе как автор карикатур на Гитлера, а снимок одного из его военных плакатов был опубликован в газете «Восточно-Сибирская правда». Веселились мы на вечере так, как будто никакой войны и не было.

   «А я перевожусь на завод в Новосибирск», — сообщил за столом Василий Фёдоров. И действительно, вскоре он покинул Иркутск. О первых шагах в литературу, связанных с пребыванием в нашем литобъединении, он написал в своих воспоминаниях, напечатанных в журнале «Москва». № 8 за 1972 год и в журнале «Советский воин», № 18 за 1972 год.

   В Новосибирске, работая на родственном заводе, он поступил на заочное отделение Московского литературного института им. М. Горького, выпустив уже отдельной (первой!) поэтической книжкой «Лирическую трилогию». Но связи с нами, иркутянами, он не прерывал и не прерывает.

   В декабре 1948 года наша заводская газета праздновала своё 15-летие, Василий Фёдоров, переехавший к этому времени в Москву на учёбу, прислал нам тёплое поздравление. Привожу его полностью.

   «Как я жалею, что не могу принять непосредственное участие в празднике, посвящённом 15-летию газеты Иркутского машиностроительного завода, напечатавшей когда-то мои первые стихи и очерки...
   Я благодарен ей за то, что она поддержала во мне творческий интерес к литературе, помогла мне найти связь между поэзией и жизнью. Для меня сегодняшняя моя учёба в институте — это продолжение учёбы, начатой в цехах завода, где я работал мастером. Газета сыграла в этом большую роль. Мне кажется, что имя мастера штамповочного цеха поможет мне стать мастером нештамповочной поэзии. Этому я и учусь.  За газетой я всегда вижу её многочисленных созидателей — весь коллектив завода, своих друзей. с которыми я жил и работал. Из всех своих пожеланий я считаю важным одно: чтобы в неё доверчиво шли рабочие и служащие, инженеры и техники, рационализаторы и поэты с самыми задушевными мыслями и чувствами. Говорят, что лицо — зеркало души. Я желаю заводской газете быть лицом заводского коллектива.

Москва, литературный институт имени Горького.
Василий Фёдоров».
 
   Мечта его сбылась, о чём он в I960 году хорошо сказал в своём стихотворении «Мастер».

«Три года живу я в столице.
Люблю я столицу, и вот —
Когда она вся озарится.
То чем-то напомнит завод.

Припомнится город мне близкий,
И тут же представится мне:
Летят автогенные брызги.
Скользят по кирпичной стене.

И вдруг ни с чего затоскую
Да так, что сдержаться нет сил,
Я вспомню тогда мастерскую,
И цех, где я мастером был.

Представлю на миг лишь единый
Пролёты больших корпусов.
Бульдозеров гнутые спины 
И вздохи чугунных прессов...

Рабочих — за именем имя
Проходит минутой такой.
И вот я представлю, что с ними
Работает мастер другой.

И может быть, так, между прочим.
Хорошую память храня.
Какой-нибудь старый рабочий
Ему говорит про меня.

Москва, мол. кому не приснится,
Он-де. упрямый такой.
Уехал за песней в столицу.
А песня живёт в мастерской.

И скажет ещё, что теперь
Решил поучиться и сам.
Охотно уйдя в подмастерья,
К московским большим мастерам.
 
Тогда неуемным желаньем
И верой наполнится грудь.
Что я своё прежнее званье
Сумею обратно вернуть.

   Ныне — Василий Фёдоров автор таких поэм как «Седьмое небо». «Марьевская летопись», «Ленинский подарок», «Далёкая», «Первые слёзы», «Белая роща», «Проданная Венера» и другие.

   .....

   Воспроизводимый здесь фотоснимок Фёдорова относится к 1938 году, году имя его на нашем заводе мастером. Да, был молод не только поэт, но и наш авиазавод — детище второй пятилетки.


ВАСИЛИЙ СТАРОДУМОВ

*
Многотиражная газета Иркутского авиационного завода...


Рецензии