Пророков нет - в Семье, в Отечестве и на Земле
в своей стране".
Иисус ХРИСТОС, "Евагелие от Луки".
Мы часто говорим
"на автомате"
По роазным поводам:
"Пророка нет
в отечестве своём"
И как-то выпускаем
Из внимания
И ОчЕвИдНоЕ не сознаём:
Не только места нет
В своём отечестве
Пророкам, -
Ведь и в семье своей
Нет места им,
И на Земле.
Распят был в Иудее
Пророк Исус Христос
И сожжены
Джордано Бруно,
Дева Орлеанскеая,
Ян Гус,
Как многие и многие
Другие.
Убиты были на дуэлях
Лермонтов и Пушкин.
Убиты были
Доведением
До самоубийства
Маяковский и Есенин.
Многие-многие сотни
Гениев-учёных,,
Писателей, поэтов
Расстреляны ль,
В Гулаге сгноенЫ
В годы террора
Сталинского
В СССР.
Да, - (очевидно!), -
И в глазах Натальи
Гончаровой, -
Жены Пушкина, -
Муж не был тем
Пророком,
Который написал
В "Послании в Сибирь"
Знакомым-декабристам:
"Из искры возгорится
Пламя...
Оковы тяжкие спадут,
Темницы рухнут, ...
И на обломках
Самовластья
Напишут ваши имена".
------------------------------------------------------
* - См. приведенное ниже Приложениею
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Лев БАСКИН.
ИМЯ НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ПОВЕРКЕ.
Владимир УФЛЯНД.
http://stihi.ru/2022/01/07/2435
Советский поэт Владимир Уфлянд, близкий друг Иосифа Бродского, по Ленинграду, предсказал будущее США в своём стихотворении: "Меняется страна Америка", – написанное в далеком 1958 году.
12 строк Владимира Уфлянда, написанные 64 года назад, сегодня воспринимаются многими как пророчество, на фоне новостей из Америки, поступающие в последние годы:
"Меняется страна Америка"*
Меняется страна Америка.
Придут в ней скоро Негры к власти.
Свободу, что стоит у берега,
под негритянку перекрасят.
Начнут посмеиваться Бедные
над всякими Миллионерами.
А некоторые
будут
Белые
а притвориться Неграми.
И уважаться будут Негры.
А самый Чёрный будет славиться.
И каждый Белый
будет первым
при встрече с Негром
Негру кланяться.
Знатоки поэзии отмечают, что в этом стихотворении, поэт пророчески, точно до деталей описал сегодняшнюю ситуацию в США.
Сам же Владимир Уфлянд умер в далёком 2007 году, и до событий описанных им про Америку, конечно не дожил.
Владимир Уфлянд. Он поэт и художник. И на том, и на этом континенте все знают Иосифа Бродского, но далеко не все знают Владимира Иосифовича Уфлянда.
Бродский очень любил Уфлянда, с которым был знаком с 1959 года, и как поэта, и как друга, регулярно называл его в интервью особо дорогим и значительным.
Советский и американский журналист, писатель Пётр Вайль вспоминал, что не раз, не два и не три он был свидетелем того, как Бродского просили что-нибудь почитать, а он отвечал:
"Давайте я лучше почитаю Уфлянда".
Владимир Иосифович Уфлянд (22.01.1937.Ленинград. – 14.04. Санкт-Петербург), советский поэт, художник, переводчик.
Владимир Уфлянд родился в Ленинграде в семье инженера 22 января 1937 года. Во время войны был в эвакуации в Нижнем Тагиле, потом закончил, среднюю школу в Ленинграде.
О себе Владимир говорил: «В детстве я понял, что люблю выдумывать. Точнее делать из того, что вижу, нечто мне более по вкусу.
Потом заметил, что эти изделия вымысла многим нравятся. Потом обнаружил, что могу рисовать и писать в рифму. Потом оказалось, что это называется самовыражением. Самым дешёвым способом самовыражения выходило сочинения в рифму.
Когда мне пришлось, в 20-ть лет, в юности, три месяца сидеть в изоляторе в «Крестах», в тюрьме мне не нужно было ни бумаги, ни карандаша. Я сочинял в уме.
Когда вернулся домой, записал на клочках бумаги.
После окончания школы работал кочегаром, фрезеровщиком, разнорабочим, служил два года в армии, в окрестностях Печенги.
После армии, проучился два года, на историческом факультете ЛГУ, но был отчислен за непосещение семинаров по марксизму и занятий на военной кафедре.
В 1959 году провёл три месяца в следственном изоляторе «Кресты» по обвинению в хулиганстве.
Стихи стал писать со школьных лет. В 1954-1956 годах посещал ЛИТО филфака ЛГУ, в 1956-м участвовал в Конференции молодых писателей Северо-Запада, и несколько его стихотворений вошли в итоговый сборник конференции «Первая встреча».
Из-за советской цензуры печатался в дальнейшем в самиздате, в 1960 году в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис», позже в ленинградском журнале «Часы», «Обводной канал», «Митин журнал».
Вместе с Михаилом Ерёминым, Леонидом Виноградовым (с которым учился в школе в одном классе) и Сергеем Кулле входил в поэтическую «филологическую школу», в 1977 году их стихи вышли в самиздатском сборнике «УВЕК», названном по первым буквам фамилий участников.
Владимир Уфлянд, в это время своей жизни был рабочим сцены в Театральном институте, рабочим-оформителем и такелажником в Эрмитаже.
В 1964 году вместе с Михаилом Шемякиным, Владимиром Овчинниковым, Олегом Лигачёвым и Валерием Кравченко участвовал в запрещённой выставке художников-рабочих Эрмитажа.
С этой выставки ведёт отсчёт художественная группа «Петербург».
Позже, зарабатывая на жизнь литературной подёнщиной: писал тексты детских телепередач, музыкальные куплеты, работал в группе дубляжа на Ленфильме.
Первая книга Владимира Иосифовича, как поэта «филологической школы», вышла в 1978 году, в США, в издательстве «Ардис», под названием «Тексты 56-77», когда автору было уже 41 год.
В начале 1980-х произведения Владимира Уфлянда публиковалось также в парижских русскоязычных изданиях – «Эхо», «Континент», «Русская мысль».
В Петербурге первая книга поэта была издана в 1993 году – «Стихотворные тексты».
За ней последовали «Отборные тексты»-1995год, «Рифмованные упорядоченные тексты»-1997год и сборник эссе «Если Бог пошлёт мне читателей»-2000 год, за который он получил от журнала «Звезда» премию Сергея Довлатова.
Перу Владимира Уфлянда принадлежат также тексты 16-ти песен, вошедших в двух серийный музыкальный, комедийный телефильм «Небесные ласточки»-1976 года, режиссёра Леонида Квинихидзе.
Кроме того поэт писал стихи для детей, для музыкального театра, кино, ТВ, работал в группе дубляжа на Ленфильме переводчиком.
В период перестройки, в 1991 году, Владимира Уфлянда приняли в члены СП СССР.
Писатель Пётр Вайль, в одном из эссе назвал Владимира Уфлянда «лирическим абсурдистом, у поэта было и другое местное прозвище «последний обереут».
Обереутами - называли себя ленинградские писатели, поэты и деятели искусства. Входившие в группу ОБЭРИУ (объединение реального искусства), действовавшую в 1928-1931 годах при Ленинградском Доме печати.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов. Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Борис Левин.
ОБЭРЕУТЫ – декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обереутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и другие).
С 1931 года их группу законодательно запретили.
Многие участники ОБЭРИУ и их родственники были репрессированы, погибли в заключении, Олейников был расстрелян в 1937 году, Л. Липавский и Б. Левин погибли на фронте.
Их поэзию характеризовали как «заумное жонглёрство», «протест против диктатуры пролетариата» и «поэзию классового врага».
В 1960-1970 годах строилась Асуанская плотина в Египте, советскими людьми, и тогда совершенно идиотская песня постоянно звучала по этому поводу по Всесоюзному радио. В ней были такие строки:
«Напиши мне, мама, в Египет, как там Волга моя течёт».
Авторы патриотической песни: музыка Я. Френкель, слова Л.Ошанина, исполнял М.Бернес.
Вот такую околесицу, абсолютно точно можно было встретить и в стихах Владимира Уфлянда, но это у него было естественно.
Как раз в это время у Владимира Иосифовича было написано замечательное стихотворение тоже про ностальгию.
Владимир Уфлянд выполнил эту белиберду эстетически безупречно:
«На реках нововавилонских (плач невозвращенца)»
Когда берёт тоска по Родине,
по роще,
выцветшей, белёсой,
все пальмы кажутся пародией
на сосны, ели и берёзы.
И тосковать никак не кончишь,
и думать, как отсюда вырваться,
до боли головной не хочешь
под пальмами фотографироваться.
И пахнет океан Россией.
Нерусский говор с болью слушаешь.
И всё в противовес Бразилии,
что занята военной службой,
Россию представляешь штатской,
в рубахе из небес холщовых.
И очень хочется дождаться
Булганина или Хрущёва.
Пока душа не изболится,
Приехали б сюда с визитом.
Прорвался б сквозь людей, полицию,
- Домой, - бы попросил, - свезите.
1956 год.
Это вроде бы те же самые патриотические и ностальгические стихи, но понятно, что в них есть какая-то издёвка.
А какая – уловить невозможно. Потому что всё, вроде бы правильно написано, но при этом понятно, что этот человек, при изложении совсем правильных и политкорректных чувств, непрерывно веселится.
Владимир Иосифович был женат, жена Алла Валентиновна Коврижных 1934 года, журналист, редактор, редактор дубляжа.
Поэт Владимир Уфлянд ушёл из жизни 14 апреля 2007 года, прожив 70-ть лет. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.
Владимир Иосифович Уфлянд принадлежал к тому славному поколению, что дало Иосифа Бродского, Льва Лосева, Сергея Довлатова – ленинградцев, вошедших в литературу в 60-е годы ХХ века.
Замечательный поэт-абсурдист Владимир Иосифович Уфлянд, как показывает время, занял со своим уникальным поэтическим творчеством, достойное место в российской поэзии.
Из поэтического наследия Владимира Уфлянда.
«Рассказ женщины»
Помню,
в бытность мою девицею
Мной увлёкся начальник милиции.
Смел.
На каждом боку по нагану.
Но меня увлекли хулиганы.
А потом полюбил прокурор.
Приглашал с собой на курорт.
Я была до тех пор домработницей -
Обещал, что сделает модницей.
Подарил уже туфли чёрные.
Но меня увлекли заключённые.
А потом я жила в провинции,
населённой сплошь украинцами.
И меня, увидав возле дома,
полюбил секретарь райкома.
Подарил уже туфли спортивные.
Но меня увлекли беспартийные.
«Откровение горожанина»
Крестьянин
Крепок костями.
Он принципиален и прост.
Мне хочется стать крестьянином,
Вступив,
Если надо,
В колхоз.
Судьба у крестьянина древняя:
Жать,
В землю зерно бросать,
Да изредка,
Время от времени,
Россию ходить спасать
От немцев, варяг
Или греков.
Ему помогает Мороз.
Я тоже сделаюсь крепок,
Принципиален
И прост.
1957 год.
***
Есть русских множество поэтов,
живут на Западе они
и пишут там венки сонетов,
уныло коротая дни.
Других же множество поэтов
таких же русских, как они,
живут себе в Стране Советов
и весело проводят дни.
***
Он сумел всю сирень вокруг обломать.
Заявили соседи протест.
- Ты вор, - сказала мать.
- Прочь из дому, - сказал отец.
А та, которой сирень он принёс,
так сказала ему:
- Ты для любовника слишком прост.
И слишком хороший муж.
А старик у заставы на костылях
сказал:
- Из тебя плохой солдат.
Ты не сможешь в людей стрелять.
Ты жене не сумеешь солгать.
1955 год.
«Ему»
А чем ты думаешь заняться,
когда раздашь все деньги в долг?
Не вздумаешь ли перебраться
в один из южных городов,
где можно жить без денег долго,
карманы фруктами наполнив?
Я знаю: о возврате долга
ты постесняешься напомнить.
Ты предпочтёшь один слоняться
по незнакомым городам.
А чем ты думаешь заняться,
когда наступят холода?
1956 год.
«Песнь о моём друге»
Цветенья дым струится над Отчизною. Отцы и братья трудятся в полях. А я стою. А мне навстречу издали мой друг идёт по лесу на бровях.
То соловьём поёт, то синицею. В его душе творится благодать. Того гляди возьмут его в милицию, и десять дней его нам не видать. Он одет, как турист зарубежный. (Их немало в лесах появилось.)
Боже! Чем я, ничтожный и грешный, заслужил от Тебя эту милость? Порой мой друг невольно оступается, знакомых троп не видит второпях.
Стада мычат, природа просыпается. Мой друг идёт по лесу на бровях. Кто следит, чтоб он в овраге по пути не ночевал?
- О. стоит над душой его Ангел, в женском облике мой идеал. Друг в добром здравье – нет прекрасней зрелища. Нет чувства превыше дружбы и любви.
Нет хуже зла, чем вечное безденежье, хоть и добро не купишь за рубли.
Я становлюсь готов к любому подвигу, желаю страстно жизнь отдать в боях, когда ко мне с женою своею под руку мой лучший друг шагает на бровях: то ногами рисует круги, то за пазуху руку засунет.
Знать гостинец несёт на груди в запечатанном круглом сосуде. Получка жжёт карман ему и премия. А вкус закуски, как всегда, претит.
И Небеса услышат наше пение. И Бог на нас вниманье обратит. Он скажет нам:
- Спокойнее, родимые. Я вас и так, сирот моих, люблю. Берите всё, с собой необходимое и отправляйтесь отдохнуть в Раю.
Вскрикнут матери, жёны и тётки. Их на время охватит тоска.
Выдаст нам Господь путёвки и оформит отпуска.
Тишь. Теплынь. Пахнет луком поджаренным. Это - Рай в представленье моём.
Встретив Кеннеди с Гагариным, слезами обольём. Чу, лягушки кричат в водоёме. Мыши топчут колхозный посев. Значит, Рай – где-то в нашем районе.
Слышу с детства знакомый напев:
О, Русь – страна! Кресты, Костры. Строительства.
Посередине Кремль святой стоит.
Ав нё живёт Советское Правительство,
Нас одевает, кормит и поит.
От Кремля исходит свечение.
Днём и ночью сияет рубин.
И глядят в немом восхищении
Чех с китайцем, мадьяр и румын.
Мудрость КПСС безгранична,
Не допустит она, чтоб вторично
Чёрный демон с горы Кавказской
Поселился на башне Спасской.
Ты прав, певец!
Ушли в преданья бедствия. Недаром рай теперь – в родных краях.
Пусть в каждый дом с поклоном в знак приветствия ваш друг войдёт однажды на бровях.
1968 год.
«В целом люди прекрасны…»
В целом
люди прекрасны.
Одеты по моде.
Основная их масса живёт на свободе.
Поработают
и отправляются к морю.
Только мы нарушаем гармонию.
Потому, что содержимся в лагерях.
Одеянием напоминаем нерях.
Мысли спутаны.
Воспоминанья смутны.
Смотрим в небо,
когда появляется Спутник.
Смотрим вдаль,
если в поле коровы на выпасе.
Твёрдо знаем одно:
Что в итоге нас выпустят.
Ведь никто никогда не издаёт
запрещения
возвращаться на волю из мест
заключения.
Лишь отпустят,
мы сразу приступим к работе.
(Заключённые толк понимают
в свободе).
Лично я
Буду строить дороги железные.
Жизнь,
свободен когда,
можно сделать полезную.
«Уже давным-давно замечено…»
Уже давным-давно замечено,
как некрасив в скафандре Водолаз.
Но, несомненно
есть на свете Женщина,
что и такому б отдалась.
Быть может,
выйдет из воды он прочь
обвешанный концами водорослей,
и выпадет ему сегодня ночь,
наполненная массой удовольствий.
(Не в этот,
так в другой же раз).
Та Женщина отказывала многим.
Ей нужен непременно Водолаз,
резиновый,
стальной,
свинцовоногий.
***
Вот ты,
хоть не резиновый,
но скользкий.
И отвратителен,
особенно нагой.
Но Женщина ждёт Тебя,
поскольку
Ей нужен именно такой.
«Разочарование в женщинах»
Все женщины волнуются, кричат.
Бросаются ненужными словами.
Мне что-то их не хочется включать
в орбиту своего существованья.
Пускай их жизнь всё время будет лёгкой.
Там где-нибудь в тылу, в эвакуации.
Я их люблю, когда они далёко.
И не люблю вне этой ситуации.
«Жалоба людоеда»
Мы племя людоедов.
у нас обычай есть
кусаться за обедом,
стремясь друг друга съесть.
А если кто соседа
не может съесть живьём,
тот будет без обеда.
Вот так мы и живём.
Я сам рыдал и плакал,
когда друзей съедал.
Но между тем, однако,
обычай соблюдал.
Отца и мать, я помню,
съел в юные года.
Поэтому я полный
и круглый сирота.
На ветках пальм огромных
плодов растёт не счесть.
А мы должны знакомых,
родных и близких есть.
Одной и той же пищей
питаться наш удел.
О варварский обычай!
Ты всем нам надоел!
P.S.
Примечание:
*В своём стихотворении: «Меняется страна Америка» - 1958 год, поэт Владимир Уфлянд, пророчески предсказал появление общественного движения в Америке «Жизни чёрных важны», которое образовалось в 2013 году, спустя – аж 55-ть лет, после написания произведения.
«Жизни чёрных важны» - общественное движение, выступающее против расизма и насилия в отношении чернокожих, в особенности против полицейского насилия, с избыточным присутствием полиции в чёрных районах.
Движение начало своё существование летом 2013 года.
Как тут не вспомнить, что "в своём Отечестве пророков нет"? Оказываются, есть пророки, даже если он говорит про Америку.
В Евангелии от Луки слова Иисуса об этом звучат так: "Истинно говорю вам никакой пророк не принимается в своём Отечестве".
Есть ещё один, из жизни наглядный, печальный пример, частного пророчества, в отношении себя, как это сделал выдающийся поэт Николай Михайлович Рубцов (03.01.1936-19.01.1971).
О жизненном и творческом пути выдающегося поэта Русского Севера, на этой странице у меня есть подробное повествование: «Имя на поэтической поверке. Николай Рубцов».
Николай Рубцов, незадолго до своей гибели, в декабре 1970 года, написал страшное пророческое стихотворение, совпадающее по обозначенном в нём времени крещенских морозов, дату своей мученической смерти – 19 января, в Крещенье, на следующий год.
Вот оно:
«Я умру в крещенские морозы.
Я умру, когда трещат берёзы.
А весною ужас будет полный:
на погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
гроб всплывёт, забытый и унылый
Разобьётся с треском и в потёмки
уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое…
Я не верю вечности покоя!
1970 год. Декабрь.
1970 год – последний год жизни Николая Рубцова, которого называли «поэтом Русского Севера», он часто вдохновлялся в творчестве пейзажами Вологодской и Архангельской областей, был заполнен романом с поэтессой Людмилой Дербиной.
Они познакомились в общежитии литинститута ещё в 1963 году, но тогда с её стороны особой симпатии к Рубцову не возникло: «он неприятно поразил меня своим внешним видом», «…на голове пыльный берет, старенькая вытертое пальтишко болталось на нём…».
Кто такой – Николай Рубцов, открыла Людмила Дербина только через 4-е года в 1967 году, когда вышла его книга стихотворений: «Звезда полей».
Сама Людмила Дербина выпустила в 1969 году в Воронеже, где она жила до переезда в Вологду, книгу стихов «Сиверко», где есть такие, характеризующие её личность строки, будущей убийцы поэта:
…Когда-нибудь в пылу азарта
взовьюсь я ведьмой из трубы
и перепутаю все карты
твоей блистательной судьбы!
Вся боль твоя в тебе заплачет,
когда рискнёшь, как бы врасплох,
взглянуть в глаза мои кошачьи,
зелёные, как вешний мох!
Людмила Дербина приехала в Вологду, задавшись целью влюбиться в Николая Рубцова и став его женой добиться от него рекомендации в вожделенный Союз писателей.
Было её немного за 30, молодая ещё, пышные рыжие волосы пламенели на плечах, глаза как луковицы, грудастая, бедрастая, голос мягок, чист и глубок. Как у ангела.
Она позвонила. Открыл Николай, «…в старых подшитых валенках, ещё более полысевший…». Увидев гостью он уронил рукопись, листочки разлетелись по коридору.
Регистрация брака была назначена на 19 февраля 1971 года.
В последний день перед гибелью, 18 января, Николай вместе с Людмилой, отправились в жилищную контору.
Здесь их поджидала неприятность – её не прописывали в однокомнатную квартиру к Николаю, не хватало жилплощади на её малолетнюю дочь от первого брака.
Николай, как всегда вспылил. Он пригрозил, что завтра же отправится к начальнику паспортного стола, будет жаловаться в Обком.
«Идите. Жалуйтесь!» - равнодушно ответили ему.
У Рубцова тоскливо сжалось, заныло сердце, он понял, что опять на его пути к счастью встаёт незримая стена инструкций и правил, одолеть которую ещё никогда в жизни не удавалось ему…
Неблагодарное дело заниматься в семейных дрязгах, этим занимался народный суд.
В четвёртом часу утра, 19 января 1971 года, Людмила Дербина, крупная молодая женщина душила Николая Рубцова во время семейной ссоры.
В ту ночь соседка проснулась от шума:
«Я люблю тебя» - услышала она крик, который произнёс Николай Рубцов, перед тем, как жизнь покинула его худенькое тело.
Было Николаю Михайловичу на то время – всего 35-ть лет.
Через 3 дня Николая Рубцова похоронили на пустыре, отведённом под городское кладбище. Там было пусто и голо, только на выставленных в землю шестах, под новыми могилами, сидели вороны.
При жизни поэт опубликовал только четыре сборника. После его смерти вышло более 30 изданий.
Людмила Дербина получила 8-мь лет исправительно-трудовой колонии общего режима. Отсидела 5-ть лет и 7-мь месяцев и вышла по амнистии, связанной с Годом женщины.
Людмила Дербина, зарегистрирована на сайте «СТИХИ РУ», и даже в этом году успела выложить своё стихотворение. Когда она однажды зашла ко мне на страницу, стало так-то не по себе…
13 января 2022-го года.
Свидетельство о публикации №122011307706