Сослан и Тотрадз ч. 1
Часть III. Сослан
Перевернув страницу резво
Сказаний нартов здесь для вас
Послушай друг мой разлюбезный
Вновь нарт Сослан - то новый сказ…
Вражда родов – так век от века
здесь кровь за кровь и клан за клан.
Шесть сыновей у Алымбега*
Убил однажды нарт Сослан**.
В роду осталась только дочка,
а в ней дитя – ночь всех тревог.
Не ведал кровник, то, что ночка
рожденье скрыла от него.
Мальчонка рода АлагАта,
И тут знакомец наш Сырдон***
Вдруг имя дал, оно как плата
Звучит ТотрАдз****, знать воин он.
Минуты в дни он превращает,
Весь день растёт и мерит пядь.
А ночью в четверть вырастает,
В плечах и в весе - не обнять.
А спереди – глядите люди,
Он прочен словно это сталь.
Лишь сзади - беззащитный в «блюде»,
там человек – простая скаль.
Мужал Тотрадз – сын Алымбегов,
С таким батыром прочь шутить.
Сослан прознал о парне этом,
И знал, тот точно будет мстить.
И потому решил с Шатаной*****,
найти коварные пути.
И хитростью не всеми жданной
род Алагата извести.
«Ты собери людей и выжди,
Пусть в пятницу придёт народ.
На состязанье кто не выйдет,
То поплатиться должен род.
В роду врага мужчин нет сразу -
Для нас с тобой уже успех.
Тогда сестру того Тотрадза
Возьмёшь в невольницы к себе.
Вот тем двух зайцев этим разом
Убьешь и тем закончишь суть.
А там и с маленьким Тотрадзом
Управишься ты как-нибудь!»
Сослан кивнул, всё стало ясно
И вот уже на всё село
Кричит глашатай громогласно
О состязаньях. Всем дошло!
Услышав, плачет мать Тотрадза,
Не снявши траурных одежд.
Присев у колыбели с фразой:
«Бог не простит Сослан тебе.
Что ты коварный совершаешь?!
Не запеклась убитых кровь,
А ты вновь род беде пытаешь,
Зовёшь мужчин на игры вновь.
Ведь знаешь, что дом Алымбега
тобою вдруг осиротел.
Задумал ты с налёта - бега
Оставить сына не у дел».
Тотрадз проснулся в колыбели:
«Что, нана, плачешь ты скорбя?!»
«Не плачу, сын! То страсти в пене!
Пусть стану жертвой за тебя!»
Хотела скрыть от сына горе,
Тот не хотел молчать вот так.
«Шесть братьев было – рода корень.
Все смерть нашли, виновен нарт.
А звать его, Сослан – наш кровник,
Запомни сын, закон едИн.
Он объявил вчера негодник,
Что будут игры для мужчин.
И каждый род – судьбы зажимы,
Послать обязан испокон.
Коль не пошлём, ему должны мы
отдать сестру твою в полон».
На то Батрадз: «Не бойся, мама!
На Площадь Игр я выйду сам,
Не потреплю позора, драмы,
Сестру в неволю не отдам!»
«О, если б мог мой сын с разбега
На Площадь Игр ступить, как лев?!»
«Я ж сын отца, что Алымбегом,
Так звали нарты на селе.
Войны хотят? Им будут войны!
Пусть клятву слышит старый тын.
Мне имя дал Тотрадз – достойный,
Сырдон - Гатагов рода сын».
И повернувшись в колыбели,
Порвал свивальник – не беда.
Все боковины заскрипели,
И разлетелись кто куда.
Одна взлетела, в небо силясь,
И пала в снежный гор хребет.
С тех и пор те горы разделились,
Прошли в горах лавины вслед.
Другая в степь стремглав упала,
Разворошив, давя как гнёт.
И с той поры холмов немало,
Да и оврагов достаёт.
А третья в лес упала рано,
Устроив там зверей галдёж.
В лесу теперь есть и поляны,
Их ты увидишь, как придёшь.
Четвёртая упала в море,
Так, что разверзлась пасть всего.
И острова поднялись вскоре,
Из всех, из всех глубин его.
А, что же наш малец удалый,
Вскочил так быстро, как он мог.
И с силой головою шалый
Пробил у дома потолок.
*) Алымбег (Албег) - отец единственного героя из нартского рода Алагата,
**)Сосруко; или Сосла;н (абх. Сасры;;а, адыг. Саусэрыкъо, кабард.-черк. Сосрыкъуэ, осет. Сослан, карач.- балк. Соcурукъ) - богатырь, один из главных героев во всех вариациях нартского эпоса. Был рождён из камня, который оплодотворил пастух, воспылавший страстью к Шата;не (Сатаней).
***)Сырдон (диг. Сирдон) - герой осетинского нартского эпоса, сын Гатага и Дзерассы, в котором переплелись черты характерные для трикстера и культурного героя. Особенность его эпического образа в нартиаде заключается в том, что он развивался не в героическом, а комическом и бытовом плане.
****)Тотрадз (осет. Тотрадз, каб. Тотреш) - персонаж нартского эпоса, сын Албега, единственного героя из нартского рода Алагата, редко упоминавшегося в эпосе и не славившегося своей воинственностью.
*****)Шата;на - героиня нартского фольклорного эпоса. Ключевая фигура нартского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие.В русских текстах нередко именуется Шата;на, по преобладающему в Северной Осетии куртатинскому произношению и вопреки традиции транслитерации осетинских имён собственных. Шатана -- могущественная чародейка. Она может вызывать снег и бурю, понимать язык птиц, может по желанию принимать вид старухи или молодой обольстительной женщины; взглянув в свое "небесное зеркало" (арвы аидн), она видит все, что происходит на свете
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №122011206315
С теплом и добрыми пожеланиями,
Эмилия Нечаева 2 21.01.2022 20:21 Заявить о нарушении
Игорь Апрельский 22.01.2022 13:30 Заявить о нарушении