Агасфер Вечный жид Сюжет

Краткий сюжет романа «Агасфер» (Вечный жид) Стефана Гейна

Немецкий писатель Stefan Heym (из ГДР) в 1981 году опубликовал свой знаменитый роман „Ahasver“ (Агасфер), который затем был опубликован  на английском языке  ((«Блуждающий еврей»)) и на всех европейских языках. Этот роман также известен под названием «Вечный жид». В начале 80-х я прочитал этот роман на английском языке, и он произвёл на меня глубочайшее впечатление. … С тех пор прошло почти 40 лет, и я понял, что Агасферу так и не удалось изменить наш мир к лучшему... Вот почему я решил вспомнить об этом романе ….

Два возлюбленных Богом Ангела,  - Агасфер и Люцифер, - которых Он создал в Первый день своего Творения, на Шестой день были низвергнуты Богом с Небес, за то, что отказались поклониться Адаму. (*Воистину, от Любви до Ненависти — один шаг....). Мстительный и тщеславный Люцифер поставил перед собой цель полностью уничтожить всё, что сотворил Господь (*и стал Сатаной), а Агасфер, хотя и понимал, что мир, созданный Творцом, несовершенен и несправедлив, наивно надеялся на то, что этот мир можно изменить в лучшую сторону. Отныне он обречён скитаться по земле до Страшного суда.

Агасфер  встречает  ребе Йешуа (*это Иисус Христос), который утверждает, что он — Сын Божий, снискавший любовь и благоволение Отца. Агасфер пытается убедить Йешуа в том, что Бог, Творец Вселенной, не есть Бог любви, и если Йешуа — поистине Сын Божий, то он должен изменить этот мир, полный жестокости и не справедливости. Но Йешуа отказывается бороться с Богом и утвердить  Справедливое Царство своё на земле. Йешуа слепо  убеждён, что любовь сильнее меча, готов стать жертвой, обречённой на заклание, и взять на себя грехи мира.... (*эта слепая вера в Бога привела к личной трагедии Йешуа),

Агасферу известна судьба  Йешуа: предательство Иуды, суд, распятие, смерть и воскресение, после чего он вознесётся к Богу, но это ничего не изменит в мире, столь не мудро устроенном (*неважнецким мастером оказался Творец...).  Между тем, Люцифер,  играя на жадности Иуды Искариота, внушает ему мысль предать своего учителя, если тот сам захочет, чтобы Иуда его предал.  Агасфер же упрекает Йешуа в пассивности и предрекает, что после его смерти учение его извратят и «во имя любви» будут творить жестокости и несправедливость (*как же это актуально нынче! Государство и Церковь оказались  в «одном флаконе с ядом»,..).  В последний раз Агасфер уговаривает Йешуа стать вождём и царём Израиля, когда тот несёт крест на Голгофу и хочет передохнуть у ворот дома Агасфера. Агасфер прячет под одеждой огненный меч Божий, он готов поднять его ради страдальца и рассеять его врагов, но тот желает до конца испить чашу, которую дал ему Отец. Агасфер, разгневанный его упрямством, прогоняет Йешуа, а тот проклинает его, сказав, что отныне он, Агасфер, должен будет ждать возвращения Сына Человеческого (*Агасфер оказался несравненно умнее Йешуа...)

Люцифер радостно воспринимает распятие и смерть Йешуа, и убеждает Агасфера встретиться  с Йешуа и спросить его, чего же он добился тем, что взял на себя грехи мира, ибо мир не стал лучше после его мученической смерти? (*Воистину, самопожертвование Иисуса оказалось напрасным и бессмысленным),. Агасфер нарушает небесный покой Сына Человеческого и призывает его к ответу, но тот по-прежнему утверждает, что истина — в Боге, хотя Агасфер видит, что его вера в мудрость и справедливость Отца поколеблена (*Через какие ещё страшные испытания нужно пройти, чтобы понять несовершенство жестокость мира, созданного Богом?).

Увидев, что безграничная вера  Йешуа в Отца поколеблена, Агасфер уговаривает его отправиться на поиски Бога. Они странствуют в бескрайности Шеола (*  обитель мёртвых в иудаизме, куда попадают души и праведников, и грешников), и встречают древнего старца, который пишет на песке письмена Книги Жизни, а ветер тут же сдувает их. Этот старец и есть Бог. Он давно уже разочаровался в своём Творении! Созданный им мир живёт по собственным законам и нет никакой возможности что-либо изменить в этом ужасном мире, который сделался неузнаваемым даже для него, его Творца (*Вот это непонятно....Выходит, что человек (а может Сатана?) оказался могущественнее Бога? Тогда зачем человеку Церковь?...).
Узнав печальные мысли Отца, Сын Человеческий возмутился тем, что Отец послал его на крестную муку, заранее зная, что она будет напрасной! Отец же, лишь безнадежно развёл руками...

И  Сын Человеческий идёт войной на священные устои, и начинается Армагеддон, последняя битва на земле. За Сыном Человеческим скачут четыре всадника, которые зовутся Огонь, Война, Голод и Смерть, за ними следуют полчища Гога и Магога и ангелы бездны, низвергнутые с небес на шестой день Творения вместе с Люцифером и Агасфером, а впереди них вышагивает зверь о семи головах и десяти рогах, имя которому — Антихрист. Начинается Великая Битва....

. ...Сын Человеческий объявляет, что Бог потерпел поражение и сбежал, и отныне Он, Сын Человеческий, стал Богом и сотворит новое небо и новую землю, царство любви и справедливости, где человек не будет врагом человеку. Но все смеются над наивными словами Сына Человеческого: четыре всадника, Гоги и Магоги и все семь голов Антихриста. Раздаётся адский хохот Люцифера, и появляется тот самый старец, который писал Книгу Жизни. Сын Человеческий пытается убить его мечом, но старец говорит ему, что Сын — подобие Отца и не отделим от Него. …
….Старец становится таким огромным, что в его деснице может поместиться все сущее, и произносит Своё Имя, тайное имя Бога. На глазах Агасфера, который наблюдает эту сцену, все исчезает: среди окружающей пустоты видна лишь фигура ребе Йешуа, тщедушного и измождённого. Агасфер слышит далёкий смех: это все, что осталось от Люцифера, Повелителя бездны и «великого борца за порядок». Агасфер и Йешуа" падают в бездну, которая является одновременно пространством и временем, и нет в ней ни верха, ни низа... Агасфер и Сын Человеческий сливаются в любви и становятся единым целым, а поскольку Бог един с Сыном своим, то и Агасфер становится единым с Ним: «одним существом, одной великой мыслью, одной мечтой». ...(*Видимо Надежда и Мечта умирают последними.. Вот так мы и живём и будем жить, молясь Богу о лучшей жизни... а церковники будет нас благословлять, от лица Бога, и призывать к терпению и повиновению....)

Далее следуют ещё две сюжетных линии, на которых я не буду останавливаться. А тем, кто ещё не успел прочитать этот роман, я настоятельно рекомендую это сделать.....


Рецензии