Стихотворение месяца 103 - Обзор Ярослава Доброго
яблочком катишься, катишься, думаешь по земле...
ошибаешься, это чёрная кошка играется ниткой во сне.
прыгает ловко, дёргает острым, шальным коготком
струнку натянутую между счастьем заоблачным
и клубком.
ищешь тарелку глубокую, лучше совсем без дна.
бездна для спящего чёрная – кошка во тьме не видна.
ногтем каёмку серебряную – нитке добавить цветов,
чтобы сияла нарядно, высветив судность и сорность
плодов и грехов.
думаешь вот она истина, чувствуешь сладость и вкус,
но невозможно кошке сон намотать на ус.
мысли у яблочка шкурные – лучше засохнуть, чем гнить!
край далеко горизонтом, видится жизнь
бесконечная нить.
проще проснуться однажды возле входных светил
и рассказать, что помнила, криком последних сил.
можно, конечно можно, и не кричать совсем –
нить поменяет кошка с улыбкой, честно,
в яблочно-новое вне...
*****
Я, начав читать это произведение, попробовал «пробраться» сквозь дебри диких инверсий( «думаешь по земле»!) и полную неразбериху в знаках препинания( уж лучше бы автор их не использовал вовсе, чем так, как опубликовал) В результате, идея автора осталась мною не разгадана, ибо тяжело было отследить все метаморфозы, происходящие с катящимся яблочком, переходящим в игры чёрной кошки с ниткой клубка, у которого ещё и натянута струна между ним( клубком!) и заоблачным счастьем… И всё это сопровождается поисками «глубокой тарелки» с её бездной да ещё и в темноте ( заигранная аллюзия к высказыванию Конфуция), где кошка не видна… Хотелось подойти к идее с конца, узнав, на что поменяет кошка свою нить, но оказалось, что нить будет выменяна не НА, а В – «в яблочно-новое вне…»
След потерялся окончательно …
Т - 3
Х - 2
-------------
2. "Не показывай душу"
Тянет туча тяжелую тушу,
Бьются капли, по стеклам чертя.
Мужу-псу не показывай душу,
Не показывай душу, дитя!
Пожалев его тощее брюхо
Пустишь ты его в тело и в дом,
Он слюняво нашепчет на ухо,
Как он счастлив с тобою вдвоем.
Ты поверишь, полюбишь, прогнешься,
Побежденная в сладкой борьбе.
Ты спиною к нему повернешься
И он прыгнет на плечи тебе.
Всё, что стыло в тебе, всё, что пело,
Всё, что нежилось, сладко любя,
Всё, чего ты тихонько хотела -
Он использует против тебя.
Он по слабому месту ударит
Страшно, больно - и выигран бой.
Славный пёс, обаятельный парень,
Победитель, довольный собой.
Ты сумеешь уйти, чтобы долго
Жить и плакать, себя не любя,
Из грязи выбирая осколки
Прежде чистой и юной себя.
*****
Невзрачно начавшееся повествование( о какой туше идёт речь?) продолжается также невзрачно и незатейливо, с массой повторяющихся местоимений, но главное – без каких-то вразумительных знаков, объясняющих суть вины «мужа-пса»( я до сих пор теряюсь в догадках: муж-пёс – это метафора, или речь шла о зоологическом виде семейства собачьих?) По ходу сюжета количество вопросов не уменьшается: почему не надо показывать душу? Что плохого в том, что он счастлив с ней? Что он использует против неё и по какому слабому месту ударит ? Всё как-то скрыто и расплывчато.
Т - 3
Х - 2
-------------
3. "А снег кружится"
Я целый год о нём мечтала,
И даже видела во сне,
Придёт - и всё начнём сначала,
Хотелось в это верить мне.
И, наконец, накрасив губы,
Свой вздёрнутый припудрив нос,
Решила: "Нет, пойду без шубы,
Не страшен никакой мороз!"
А снег кружится, заметая
Машины, лавочки, крыльцо,
Снежинка, точно золотая,
Ложится прямо на лицо.
А две другие на ресницы,
Окутав нежностью своей,
А вот и он - навстречу мчится,
- Давай же, Дед Мороз, скорей!
*****
Ещё одно повествование, не раскрывающее сути написанного. Исходя из того, что автор стихотворения находится в том возрасте, когда уже красят губы и пудрят нос, можно искренне позавидовать, что у неё ещё сохранилась такая нерушимая вера в Деда Мороза! Но не это главное
( вера в чудеса может присутствовать в человеке очень долго, и это порой здорово!). Главное осталось за сюжетом стиха: что должно было произойти после встречи героини с Д. М.? Есть также и менее важные, но требующие разъяснений, детали: как, например, в снежную метель героиня умудряется заметить, что на лицо «ложится» одна золотая снежинка, а на ресницы - аж две? Воистину, общее впечатление создаётся деталями, а они – не очень убедительны…
Т - 3
Х - 3
-------------
4. "Вселенная - это я"
Я поезд, что умчался в лето - не развернуть и не догнать.
Я вечно юная планета, сама себе и дочь, и мать.
Я тонкий звук для всех мелодий, ловец для всех волшебных снов,
Я ключ, что все часы заводит, и муза нужных дел и слов.
Я знак судьбы, что всем - к удаче, понятный символ в письменах,
На стройке жизни я - подрядчик, и гирька на любых весах.
Я лоскуток для одеяла, для платья самый яркий шёлк,
Я та, что может всё сначала, и из которой выйдет толк.
Узор морозный на оконце, мосты из радуги во сне,
Вечерне-пыльный лучик солнца, прилёт амуров по весне,
Последний шаг при переходе, передний парус корабля,
И каждый кадр в эпизоде...
Всё во Вселенной - это я.
*****
Прочитав это стихотворение, остаёшься под впечатлением какой-то изысканно заданной загадки, ответа на которую так и не узнал, а так хотелось… Меня особенно заинтересовало, что общего у прилёта амуров по весне с гирькой на весах!? Технически исполнено неплохо( по сравнению с предыдущими номерами), но есть набившие оскомину рифмы, особенно легендарная «солнце - оконце»…
Общее впечатление такое: современная версия старой сказки, где упоминалось что-то давнее: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что…Можно и по-другому охарактеризовать: универсальное расщепление личности( в хорошем смысле этого понятия)
Т - 4
Х - 3
-------------
5. "Очень сказочная почта!"
Жил да был в селе Емеля,
Не хотел носить он воду,
В светоч знаний слабо верил,
Но ловил волшебных щук.
И, когда сказал он вёдрам,
Чтоб к избе шагали сами,
Вёдра зашагали бодро
Через поле, через луг.
Не тетрадь схвачу я пылко,
Чтоб послать письмо на конкурс,
Не в конверт и не в бутылку
Запечатаю письмо.
Виртуальную берёсту
Подбираю в интернете,
Адресат, эмэйл, всё просто:
Эй, письмо, лети само!
*****
Такое впечатление, что стихотворение написано автором создания электронной почты в 60-х годах прошлого века, и не где-то там в Америке, а нашим таким умельцем Левшой, собравшимся удивить прогрессивную мировую общественность своим изобретением. Тема несколько запоздалая, да и переход от Емелиных вёдер к е-мэйлу не очень тонко обыгран…
Т - 3
Х - 3
-------------
6. "Небо нависло"
Небо нависло. Застыл туман.
Ночь убрала границы
всех очертаний. Сейчас впотьмах
трудно не раствориться.
Где-то собака вовсю скулит -
грустно и так надрывно.
Надо держаться бетонных плит,
чтоб не упасть с обрыва.
Шаг. Ещё шаг. И с размаху в грязь.
Как тут не скажешь матом?
Странный туман в конце декабря.
Был бы роднее марту.
Десять шагов. Калитка в ответ
ржаво скрипит пружиной.
Вот и тропинка к новой главе.
Вышли. Ну, будем живы.
*****
Неплохой слог, хорошие рифмы, за исключением парочки весьма приблизительных. Переход из жанра пейзажно-городской лирики в сюжетную коду, ничего не несущую, на мой взгляд, свёл концовку к банальности…
Т - 4
Х - 3
-------------
7. "Маршрут построен"
Маршрут построен - несёт из бара
души сияющая изобара
его к любимой, вокруг шу-шу,
насмешки вслед.
Холодны потёмки.
Как два крыла в рукавах потёртых
его уверенность: завяжу!
Она звонила сказать: прощаю,
давай сначала.
Пришёл прыщавый
официант: "Вот ещё коньяк".
Нет, что-то в жизни быть неизменным
должно
и
столик, задетый,
в землю
упёршись, вздрогнул,
посудой - звяк!
Он уходил навсегда,
похвально
всё это.
Впрочем, сюжет банальный -
семей счастливых полным - полно.
Несчастных столько ж. И может был он
влюблён недолго,
на взгляд любимой
он тоже вовсе не Аполлон.
Зачем гадать, это мой ЛГ ведь:
чего угодно могу с ним делать -
да ладно, сам всё решит вполне...
Его я встречу - жена, два сына,
он не узнает меня и стыдно
от пьяной зависти станет мне.
*****
Оригинальный слог, хорошие рифмы( за исключением
легендарно-заезженной каламбурной рифмы «из бара – изобара», которая и по смыслу не очень логично вписывается). Несколько корява (и с лишним слогом) строка «Несчастных столько ж. И может был он…» ( Я бы написал так: «Несчастных – тоже. Быть может, он…»
В целом – не скучно и свежо!
Т - 4
Х - 5
-------------
8. "Расписана жизнь по сезонам…"
Расписана жизнь по сезонам не зря -
Не может быть вечного мая.
Перехожу через мрак декабря,
Порядок времен принимая.
Когда бы зима наступала не в срок,
Не в срок бы весна наступала,
И время мело бы хвостами сорок
Все сроки конца и начала:
И радости лета, и осени грусть,
И легкость весеннего вдоха,
И зимних раздумий подвешенный груз
Над вдаль уходящей эпохой.
Мы должники у порядка времен -
Сменяются чувства ему в унисон.
*****
Весьма сермяжная история о временах года и чувствах, им сопутствующим: сотни раз описанная картина перехода от зимней спячки к летним радостям через свежесть весны и слёзы осени. Кроме того, не могу не отметить грубую ошибку в стилистике 2-й и 3-й строф:
они задумывались как сложно-подчинённое предложение, на что указывает двоеточие в конце 2- строфы, но завершения действия в 3-й строфе не наступает…
Т – 3
Х - 3
-------------
9. "За тем окном"
Меня как будто нет
На шумной вечеринке.
За тем окном – снежинки
И лунный свет.
Игристое вино,
Желтеют мандарины...
Пуховые перины
За тем окном
Взбивает снеговей
В непринуждённом танце.
Уйти или остаться?
А что важней?
На папиных часах
Вдруг стрелка задрожала.
И время ранит жалом...
И жжёт в глазах.
*****
Хорошо передана интрига дилеммы между личным пространством автора и переживаниями об отце, с удачно вписанными в текст символами. Немного не хватило чёткости этих самых символов для полного катарсиса концовки…
Т - 5
Х - 4
-------------
10. "Подлинная история птиц"
Под огненным солнцем бродили
на выжженных землях пустынь
голодные стайки рептилий
и робко цеплялись за жизнь.
В хвощах допотопной саванны
их выручил яростный бег,
расцвел на просторах Гондваны
безжалостных рапторов век.
Повсюду их грозные крики
рождали тревогу и страх.
Царил там поистине дикий
и хищный обычай в лесах.
Коварные рыскали стаей,
вынюхивал падаль тиран.
А мелочь, зверьков настигая,
карабкалась вверх по стволам
и, падая наземь с деревьев
в лихой круговерти погонь,
поверила в слабые перья,
доверила ветру разгон.
Им крылья дарили свободу
и, в небо срываясь с ветвей,
они закружили над родом
кинжальных зубов и когтей.
А где-то в извилистых норах
плодился находчивый враг,
на молодь гигантов проворно
нацелив крадущийся шаг.
Страдали гиганты от бедствий
и гибли в огне катастроф,
растратили птицы наследство
на клюв и горячую кровь.
Оставили тьму подземелья
различные виды зверей
и землю пернатых в сраженьях
забрали без лишний затей.
Но небо не хочет мириться:
бесшумно пикируя вниз,
хватают голодные птицы
за холки пронырливых крыс.
*****
Очень динамичное описание эволюционных процессов, происходящих на древнем суперконтиненте, приведших к покорению неба пернатыми. Читается с интересом, присутствует интрига и развитие, но есть и
«косяки» ( например, такие, как фраза «вынюхивал падаль тиран»!?)
В целом же картина обретения неба птицами нарисована образно…
Т - 4
Х - 4
-------------
11. "Не..."
Не поднять на мир руку.
Полететь над землёй в стае,
повинуясь первому звуку...
Широки глаза горностаев.
И другим — обрести волю:
не стреножиться, хоть забава.
Это лютики лес молят
и находят в воде право.
Западать я хочу с миром
то ли в пропасти, то ли в дали,
чтобы плыть по реке чиром,
не познать никогда стали.
*****
В этом опусе я тщетно пытался зацепиться за смысл, но так и не смог. Видно, я не очень знаком с повадками горностаев (особенно, если речь о них, норовящих полетать над землёй стаей, не поднимая на мир руку)
Не те учебники по зоологии я учил. Дальше выяснилось, что и с флорой, в лице лютиков, я также плохо знаком. Самым понятным местом оказалась сюжетная линия с чиром, не желающим попасться на крючок, а вот про моих любимых слоников – ни слова!
Т - 3
Х - 1
-------------
12. "Тик-так, тик-так"
На стене остывшие лучи солнца
превращались в ночные тени.
Мы говорили ни о чём.
Подоконник заросший растениями
напоминал лес, забравшийся в наш дом.
Ты понимаешь, что будет потом?
Тик-так, тик-так бормотали ходики,
Пришельцы из прошлого века.
Для тебя они были помехой.
Ты уносила их в другую комнату,
И закрывала дверь, чтобы не слышать.
Снег за окном не падал,
А поднимался выше.
Выше стен, выше крыш.
Почему ты молчишь?
Было бы идеально уехать навсегда.
В другие страны, другие города,
В другую вселенную.
Но как уехать от собственных мыслей,
Собственных глаз, собственных рук.
Это невозможно.
Сердце стучит тревожно.
Тук-тук, тук-тук или тик-так, тик-так.
Сердце не убрать в другую комнату,
Не закрыть дверь.
Всё проходит,
И только тени вчерашних потерь
Преследуют нас,
Бегая по стенам, по потолку, по окнам, по венам...
Никогда не возвращайся.
Слышишь, никогда.
*****
Акцентный стих, конечно, дело тонкое, и лично я, чтобы оценить его, декламирую вслух и одновременно вникаю в смысл. Мне хватило и ритмики, и величины образов, и, что особенно совпало с моими ощущениями – это то, что я тоже уношу ходики в другую комнату, если они мешают уснуть, а с ударами сердцебиений приходится мириться!
Очень понравилось сравнение зарослей на подоконнике с забравшимся в дом лесом! Класс! О некоторых пропущенных знаках препинания решил не упоминать…
Т - 5
Х - 5
-------------
13. "Слушая песни..."
Мой дух все ночи напролёт
не окунается, а тонет,
то обессиленно падёт,
ложась в раскрытые ладони.
Берётся сердце волшебством
исповедальных интонаций,
ведь мы своё распознаём,
там, где смогли его дождаться.
А голос отстранённо пел
о том, что прежде не слыхали –
как пью невысказанный хмель,
и не напьюсь его стихами.
Без ярких страз и пышных пен –
слова, исполненные чувства,
приоткрывали сладкий плен,
в который скоро облачусь я.
*****
Мне сразу как-то стало не по себе от мысли, что дух автора произведения «все ночи напролёт не окунается, а тонет»…И вот я задумался: а если бы он, всё-таки, окунался, то что бы это могло означать? Наверное, решил я, образ окунающегося духа означал бы
что-то приятное, расслабляющее, как, например, у автора происходит с сердцем, «берущимся волшебством». Вот только я не понял, о каких исповедальных интонациях шла речь, и как мы распознаём своё( иди пойми, кто как распознаёт своё – всяко бывает: кто-то по запаху распознаёт, кто-то – наощупь, а кто попроворней, так вообще сразу к рукам приберёт и говорит «моё!»)…Постигая далее глубинные смыслы этого стиха, я не осмыслил, каким образом можно «приоткрывать плен»? В него можно попадать, сдаваться, из него можно бежать, наконец, но приоткрыть, да ещё словом – это только одному автору, должно быть, известно, как( надеюсь, но не уверен)
Т – 3
Х – 1
-------------
14. "Я говорил..."
Я говорил: ну как же, как же?
Вы говорили: нет, нет, нет.
Я думал с Вами мы однажды...,
А Вы смеялись мне в ответ
И, громко вторя, с переливом,
Твердили мне, что я чудак,
А я, робея, торопливо:
Ну как же так, ну как же так...
Моими чувствами играя,
Вы издевались надо мной,
А я шептал в любви сгорая:
О боже мой, о боже мой...
Я понял: мы, увы, не пара.
Навряд ли я достоин Вас:
Вы сладкострунная Гитара,
А я нелепый Контрабас.
*****
В очередной, редкий для этого конкурса стихов, раз я добрался до произведения со смыслом, хоть и исполненного не без «сучков». Взять, например, повторы глаголов: я говорил, вы говорили (почему бы для разнообразия не так, к примеру: Я вопрошал: « Ну как же, как же?»
Вы отвечали: «Нет, нет, нет!» и с пунктуацией прямой речи?)
Много лишних, на мой взгляд, местоимений, снижающих технику. Много отсутствующих знаков препинания. Концовка стиха выправила
ситуацию!
Т – 3
Х – 4
-------------
15. "Без названия"
А природа плагиатор права авторского без
С чьих-то фоток копипастит в снежном обмороке лес
Где каймой размытой ветка каждая обведена
Где царит немая секта летаргического сна
Где движение крамола будто зыркнул Василиск
Лишь крадётся словно Голум сгорбившийся солнца диск
Он не глянет за макушки елей в белых епанчах
Пронизав на миг опушку лучиками свет зачах
Только на аквамарине неба маленький дефект
Бледно жёлтая прожилина на дальнем уголке
Блик последний из-за рампы бора чья густеет тень
Угасает жизни лампа как декабрьский тусклый день
*****
Стихотворение не без потенциала, со смыслом( что уже хорошо!), но много сбоев ритма и ударений в словах (каждаЯ, сгорбившИйся, лучикАми), плюс инверсии ( хоть и не очень портящие картину).
В целом – хорошо!
Т – 4
Х – 4
-------------
16. "Лётчик"
По морям небесного суда
Плавают воздушные суда,
В чёрные проскальзывая дыры.
Заливные обогнув луга,
Запоздалый лётчик-хулиган
Козыряет в лунной бескозырке.
Закурил мечту и был таков...
Пепел обгоревших облаков
Стряхивают молнии на зелень.
Натолкнувшись в темноте на зло,
Зеркало разбилось, но срослось
По краям, заглатывая землю.
Высота упала на чело.
Вместо сердца нету ничего.
Он взлетел искать слова, а после
Захватить любовь на абордаж,
Там, где испытательный пейзаж
Лётчика выбрасывает в осень.
Зеркальце кривое, расскажи
Про его земные виражи
В поисках финального аккорда
На сломавшем крылья скакуне,
Где ночной полёт в один конец
Длится сквозь миры аэропорта.
*****
Игривая трагичность этого произведения сразу подкупила и заставила вдаваться в тонкости( которых, к счастью, немало!). Рассказать о полёте в один, последний, конец, сделав из этого целую романтическую историю, надо уметь. И с этим автора можно поздравить. Единственное, что резануло слух, это выражение «захватить любовь на абордаж». Я бы
использовал классическую устоявшуюся формулу «взять на абордаж»…
Но это не причина для того, чтобы не поставить одному из лучших, на мой взгляд, произведений, высшие баллы…
Т - 5
Х - 5
-------------
17. "Рождественское"
Перрон снежинками покрыт –
как пудрой сахарной присыпан.
Охранник, злой от недосыпа,
глядит сычом на поезд в Крым.
Под острым взглядом на бегу
тревожусь, рдею, холодею.
Вокзал галдит, самонадеян,
а люди вещи стерегут.
Им ждать места и поезда,
теряться в строчках расписаний.
Они уже не помнят сами,
где в зимнем небе та звезда,
что бережёт от пустоты,
и от отчаянья спасает.
Звезда горит, не угасая,
под нею я, под нею ты,
и город весь, и снег, и свет;
вокзал, пути, вагоны, дети –
сейчас в её волшебном свете.
И ничего прекрасней нет
*****.
Ещё одно загадочное в своей непонятности произведение. Сразу напрягло выражение «глядит сычом на поезд в Крым»( правильно: на поезд, следующий/ едущий в Крым). Дальнейшее развитие сюжета заставляет вспомнить незабвенное «Не верю!»: как можно бежать, тревожась и рдея, и ещё успевать замечать состояние вокзала и пассажиров, а переход сюжетной канвы от вокзальной кутерьмы к спасительной звезде(?) – вообще, как говорится, ни к селу, ни к городу…
И вот уже эта звезда горит, и нет уже ни суматохи вокзала, ни охранника, – одна сплошная подзвёздная идиллия…Хотелось бы знать, для чего всё это писалось?
Т – 4
Х – 2
-------------
18. "Наблюдения в пробке"
Дорогой верною трамваи –
«дин-дон-н» – и песню напевают,
у них беспробочная жизнь.
За окнами народ зевающий,
сидят гражданки и товарищи,
я вижу лёгкий коммунизм.
Шутя летит авто с мигалками –
«кря-кря-я» – и никого не жалко им.
Простор на встречной полосе,
где нет отпетых матюгальников,
нет подчиненных и начальников,
«оно» – одно, а в пробке – все.
Ползёт жучок весь озз-забоченный –
а я зажата у обочины –
ему доступна быстрота!
Он под машинное рр-рычание
взлетел как будто бы нечаянно.
И мы прорвёмся, как всегда.
*****
Такая лёгкая дорожно-городская лирика, в которой самое тяжёлое впечатление оставил призрак «лёгкого коммунизма». В остальном – неплохо исполнено, с таким же лёгким юмором…Вот был бы коммунизм средней тяжести или тяжелее, то и пробка была бы лёгкая…
Т - 4
Х - 4
-------------
19. "Пнёвые мысли"
Мучает одиночество.
"Будь в роще, к тебе подтянутся,
с чащей - не значит лучше" -
шебуршила пробаобабушка,
мать и мачеха шелестели.
Чувствую себя растерянным –
этой осенью так особенно.
Небо дождит к постелям и
смылись газонокосеры.
Дерево - просто дерево.
Стоишь, в облаках витаешь,
планируешь над своей древоверсией -
за лице-нзию липовой правды
нынче слишком высокая плата.
Не кудрявое значит дерево -
пень
с двадцать восьмым кольцом,
когда-то нефантомный гигант:
жилистый, раскидистый -
незатенённый кустом.
В конец своего продолжения
выставляешь кочки, ухабины -
в знак запинания для прохожих.
В прошлом
с ними дроваешься, мол: "как дела",
а они на тебя топорщатся.
Вроде житель глубокого леса,
но настроение скверное.
Шествуют по нам-лестницам,
понаскрипывают - нами же - себе подобных.
А тут уже ручейки - донесли известия
про строящийся заводик топливный.
Вот бы да всё сначала –
с чистого и зелёного.
Джунгли там, павианы, лианы, бананы, питоны.
Люди, – если и люди, – то Гретты и Поллианы.
Дикая, но идиллия.
Хотя... Мамонты чтоб ходили?!
Лучше: мама и ты – в квартире.
Такое древописание мне пришлось по душе! Воистину: будь в роще, и к тебе
потянутся! Ирония, рифмы, неологизмы – всё на достойном уровне! Получил чудовольствие!
Т - 5
Х - 5
Свидетельство о публикации №122011100492
Мелвик 11.01.2022 09:14 Заявить о нарушении
Я говорил: «Ну как же, как же?»(1)
Вы говорили: «Нет, нет, нет!»(2)
Я думал, с Вами мы однажды...,(3)
А Вы смеялись мне в ответ
И, громко вторя, с переливом,
Твердили мне, что я чудак,
А я, робея, торопливо:
«Ну как же так, ну как же так?»(4)
Моими чувствами играя,
Вы издевались надо мной,
А я шептал, в любви сгорая:(5)
«О боже мой, о боже мой!»
Я понял: мы, увы, не пара.
Навряд ли я достоин Вас:
Вы – сладкострунная Гитара,(6)
А я – нелепый Контрабас.(7)
Можете сравнить с Вашим вариантом.
Ярослав Добрый 12.01.2022 04:08 Заявить о нарушении