Точка зрения политика
На консультациях между США и Россией в Женеве Владимир Путин сумел навязать Западу свою повестку дня, в частности, что касается кризиса вокруг Украины. А Евросоюз оказывается на обочине в качестве маргинальной организации. Таково мнение Гвендолин ЗАССЕ (Gwendolyn Sasse), директора «Центра восточноевропейских и международных исследований».
Госпожа Зассе считает, что сейчас возникла острая необходимость срочной деэскалации ситуации, которая может легко выйти из-под контроля либо в результате преднамеренных решений, либо в случае потери контроля над событиями на местах.
По ее мнению, Путин как бы наглядно демонстрирует миру и российским гражданам, что Россия является глобально значимой державой, с которой необходимо считаться.
Президент США Дж. Байден со своей стороны тоже решил относиться к Путину как к равному партнеру на международной арене, тем самым сделав по факту вывод о том, что не только Китай является главным оппонентом США. Это запоздалое признание глобального значения постсоветской России и является одной из двух основных целей нынешней российской внешней политики.
Вторая цель — сохранить или восстановить российское влияние в соседних странах, прежде всего в Украине, а также в Грузии, Беларуси и, как показывают текущие события, в Казахстане.
Российская позиция сформулирована в виде списка требований, которые реально не могут быть выполнены и которые оставляют мало места для реальных переговоров. Поэтому вполне возможно, что Владимир Путин просто хочет представить этот раунд переговоров как неудачу Запада в переговорах с Россией, которая сама, конечно же, как бы готова к диалогу, используя потом эту «неудачу» для того, чтобы получить внутриполитическую легитимацию процесса усиления военного давления на Украину.
Но самое главное, с точки зрения госпожи Зассе, это то, что Кремль сейчас настаивает на официальном соглашении, которое исключает будущее членство в НАТО Украины и Грузии, ограничивает военное развертывание НАТО на ее восточном фланге и ограничивает военную поддержку Украины со стороны США. За этими требованиями стоит идея некоей новой архитектуры безопасности в Европе. А вот США, НАТО, ОБСЕ и ЕС действуют на основе существующей архитектуры безопасности. И с их точки зрения новое поколение договоров по контролю над вооружениями и соглашений по ранее нерегулируемым областям, таким как кибербезопасность, должно находиться именно под такой и никакой другой «крышей».
Но еще вот такой нюанс. Хотя Дж. Байден и пытался согласовать свою позицию с союзниками по НАТО и ЕС, но Владимир Путин в любом случае предпочитает двусторонние отношения как в рамках ЕС так и, что еще более важно, с США, минуя Евросоюз. Выходит, что ЕС практически не играет никакой роли в текущем кризисе вокруг Украины и что какой-то последовательной политики в отношении России у него нет. Политические и экономические отношения отдельных стран-членов ЕС с Россией довольно сильно различаются по своему характеру, равно как и общая расстановка их приоритетов в плане необходимости и целесообразности разработки какой-то общеевропейской политики в отношении России.
Но все же потенциал для переговоров есть. И, в конечном счете, в интересах России достичь урегулирования проблем, связанных с проблемными украинскими территориями. На данный момент складывается впечатление, будто Россия больше выиграет, если все остается как есть, так как это дает возможность дестабилизировать ситуацию на Украине. Но в среднесрочной и долгосрочной перспективе развитие России будет зависеть от отношений с Украиной.
Возвращается ли к нам холодная война?
По материалам швейцарской прессы
Свидетельство о публикации №122011103001