Чудеса в хрустале

   В некоторых волшебных сказках можно встретить изделия из хрусталя – ТУФЕЛЬКИ («Золушка» Ш. Перро), ГРОБ (в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в русской народной сказке «Волшебное зеркальце»), ШАР (в сказке «Хрустальный шар» братьев Гримм), МОСТ («Хрустальный мост» Ш. Перро, в русской народной сказке «Волшебное кольцо»). Наконец, в русской сказке «Хрустальная гора» мы встречаем целую ГОРУ из хрусталя!

   Правда, само слово «хрусталь» (от греч. Krуstallоs – лёд, прозрачный камень) часто заменяется рассказчиком словом «стекло» (Glas), иногда и словом «лёд» (Eis), смотря что в каждом конкретном случае кажется ему наиболее подходящим по смыслу. Так в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» слово «лёд» является определяющим.
   Кай «в необозримой пустынной зале смотрел на льдины…», «складывал разные затейливые фигуры только из льдин, и это называлось ледяной игрой разума…» Он никак не мог сложить из них слово «вечность». Герда спасла Кая из холодного ледяного плена, её слёзы проникли в сердце Кая, «растопили ледяную кору, растопили осколок». Лёд, символизирующий холодное зло, тает, превращаясь в обычную воду. Его твёрдость, непоколебимость и «вечность» оказываются фальшивыми. Но только для спасённого Кая. Сама Снежная королева и её чертоги продолжают своё ледяное бытие.

   В русской сказке «Лиса, заяц и петух» (сб. Афанасьева) зайчик четыре раза повторяет одну и ту же фразу: «Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная…» Не случайно злая, хитрая и коварная лиса живёт в «ледяной» избёнке – там нет места тёплым сердечным чувствам. Её избёнка тает, как только приходит «весна красна». Но лиса остаётся лисой – всё такой же коварной и хитрой, у неё по-прежнему ледяное сердце.
 
   Мы видим, что лёд и зло тесно связаны друг с другом. Леденящим взглядом смотрит на все живое сама смерть. Заморозить – означает убить. Вспомним, как в русской сказке «Морозко» Мороз красный нос расправился со старухиной дочкой: «…хороших речей не дождал; рассердился, хватил её и убил».

   Характерно, что и «гроб» во многих сказках тоже как будто бы сделан изо льда, хотя речь идёт о стекле, или хрустале. В чём же между ними разница?
   Видимо, здесь играет важную роль то, что в хрустале и стекле нет того смертельного холода, который тесно связан со льдом.
   Хрустальный гроб мы встречаем и в сказке «Падчерица», и в сказке «Волшебное зеркальце», и в пушкинской «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».
   Стеклянный гроб (ящик) – в сказках братьев Гримм «Стеклянный гроб», «Белоснежка и семь гномов».  А в татарской народной сказке «Мёртвая царевна» мы находим «шкаф со стеклянными дверями», который сделали карлики… Но все эти пристанища – временные.

   Мы видим варианты хорошо знакомого всем европейцам древнегреческого мифа о Психее (Душе), временно погружённой в некий таинственный «сон». Причиной этого «сна» является… обыкновенное любопытство! Вспомним, как несмотря на запрет, Психея не выдержала и открыла шкатулку Персефоны. Тут же её жизнь замирает…
   Амур находит Психею «погружённой в глубокий сон у самого входа в преисподнюю" и будит её «уколом стрелы» (т. е. любовью!). А за то, что она прошла трудные испытания, сам Зевс преподносит ей кубок с нектаром, и выпив его, Психея становится богиней.
   Этот миф – основа бесконечного множества сюжетов о «спящей красавице».
   В народных сказках Психея (Душа) – это чаще всего «царевна», «королевская дочь», «красавица», иногда и «купеческая дочь» или просто «падчерица». Во всех вариантах её главное свойство – красота. Но кроме этого она всегда скромна, трудолюбива и терпелива.

   Место её временного пребывания отличается особой красотой и великолепием:
   «Вот сделали они хрустальный гроб – такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать; нарядили купеческую дочь в блестящее платье, словно невесту к венцу…» (Афанасьев, «Волшебное зеркальце»).
   В русской народной сказке «Падчерица» атаман разбойников «поехал на хрустальный завод; и приказал слить гроб… сделать золотые кольца, серебряные цепи… Поставили гроб на дуб». На дуб? Случайно ли это?
   Конечно, нет! Действительно, во многих вариантах хрустальный гроб подвешен на деревьях (дуб, сосна) и пребывает как бы между небом и землёй – в стихии воздуха. В сказке Пушкина он висит на шести столбах, на чугунных цепях и «качается». Всё говорит нам о том, что это не обычное захоронение и смерть здесь – только видимость, только внешнее сходство. Никакого леденящего душу страха нет, напротив, есть тихая радость и ожидание скорого пробуждения! Что же хочет сказать сказка посредством этих символов?

   Скорее всего то, что Душа должна достичь красоты высшего совершенства, поистине хрустальной чистоты всех своих чувств и полного глубокого покоя, прежде чем соединится с высоким «королевским» Духом. Этот высокий Дух ищет подобную себе Душу, «королевскую дочь». В сказке «Белоснежка и семь гномов» так и говорится:
   «Велели они (гномы) сделать для неё стеклянный гроб, чтоб можно было её видеть со всех сторон… и написали на нём золотыми буквами её имя, и что была она королевской дочерью». Белоснежку находит «на высокой горе» королевич.
   
   Чудеса с хрусталём происходят и в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. На острове Буяне мы видим удивительный «дом» из хрусталя:
«Ель растёт перед дворцом,
  А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная…»
   Конечно, здесь слово «хрустальный» взято поэтом как эпитет. Не может ведь сказочная белка жить в обыкновенном доме! А благодаря прозрачности хрусталя, мы видим всё, что происходит внутри: белка грызёт золотые орехи, у которых «ядра – чистый изумруд…»    Чудеса в хрустале! Похожие чудеса – «спящую красавицу» в драгоценном платье мы уже видели сквозь прозрачный хрусталь в других сказках.

   Единственная в своём роде сказка братьев Гримм «Хрустальный шар» повествует нам о замке золотого Солнца, в котором «сидит очарованная королевна и ждёт своего избавителя…» Внешний вид королевны ужасен: «лицо у неё пепельно-серого цвета, всё в морщинах, глаза мутные, а волосы рыжие». Но в зеркале юноша видит «отражение девушки красоты несказанной…» Чтобы освободить её от злых чар, надо убить дикого зубра, из него вылетит огненная птица, а в птице – пылающее яйцо, в том яйце – вместо желтка спрятан хрустальный шар. Юноша справляется со всеми задачами и показывает хрустальный шар волшебнику. Тот говорит: «Теперь моя сила пропала, отныне ты будешь королём в замке золотого Солнца».
   Желток действительно похож на маленькое солнце, тем более, что он находится в пылающем яйце огненной птицы. Но вместо «желтка» мы видим «хрустальный шар»!  Этот образ раскрывает перед нами ещё одну грань сказочного хрусталя – дарить новую жизнь, согретую солнечным теплом, перед которой все тёмные чары бессильны.
   Злой волшебник лишь временно скрывает хрустальный шар в оболочках (зубр, птица, яйцо), подобно тому, как скрывал свою смерть Кощей Бессмертный (сундук, заяц, утка, яйцо), но никакой власти над ним у него нет. Стоит лишь «показать» ему сияющий хрустальный шар, как он теряет свою тёмную дьявольскую силу. Он просто не в силах смотреть на яркий солнечный свет – ведь это Божественный Свет!
   Теперь «юноша» (юное высшее «я») пройдя испытания, владеет «хрустальным шаром» по праву. Он владеет сокровенными тайнами самой жизни и благодаря этому становится «королём в замке золотого Солнца», т. е. посвящённым. 

   Похожую символику различных «оболочек» мы видим и в русской сказке «Хрустальная гора»: «Иван-царевич победил змея о 12-ти головах, разрезал… нашёл сундук: в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яйцо, в яйце – семечко. Взял он семечко, зажёг и поднёс к хрустальной горе – гора растаяла. Иван-царевич вывел оттуда царевну…»

   Здесь в роли хранителя мировых тайн выступает «семечко». В нём, как и в «желтке» таится зародыш будущей жизни. Но зачем Иван-царевич его «зажёг»? Ведь от огня оно может погибнуть… Что же это за намёк? Скорее всего, рассказчик хочет сказать: от огня «семечко» начинает пылать, сиять, излучать свет – свет высшей жизни и высшего знания.
   А хрустальная «гора» похожа на огромный хрустальный «гроб», в котором пребывает царевна. Но ведь если «гора растаяла», то она не может быть «хрустальной» (хрусталь не тает), она должна быть «ледяной»!
   Это кажущееся противоречие устраняет точный перевод греческого слова «хрусталь» – «лёд». Греки считали хрусталь вечным льдом. Так что же мы видим в этой сказке? Целая гора хрустального льда тает от маленького сияющего семечка! Вот как велика сила Света!
   Но чтобы добраться до этого заветного «семечка» надо победить в себе «змея о 12-ти головах» – самое многоголовое зло. Этот змей – скопище всех грехов и пороков, стоящих на пути духовной эволюции человека. 12 – число полного циклического завершения.
   Сказка намекает: чтобы достичь всей полноты совершенства, надо победить в себе всю полноту несовершенства. Тогда «хрустальная гора» растает…

   В некоторых сказках перед героем ставится ещё одна трудная задача – построить хрустальный мост. Но он может быть и стеклянным, как об этом говорится в словенской сказке «Стеклянный мост»: 
   «У одного короля подросла дочь… Задумал король устроить состязание для женихов. Велел он построить длинный стеклянный мост, кто по тому мосту проскачет, тот и будет королевским зятем…»
   Стекло здесь, как видно из похожих по сюжету других сказок, ничем не отличается от хрусталя. Сам образ чудесного прозрачного «моста» вызывает в воображении нечто волшебное, неосязаемое, напоминающее небесную радугу. Этот мост возникает быстро, почти мгновенно и поражает своей красотой… Он может находиться и мире небесном, духовном – «в тридесятом царстве, в тридевятом государстве» (русская народная сказка «Хрустальный мост»), и в мире земном, как во французской сказке с тем же названием.

   Что же символизирует этот сказочный мост? То, что его окружают по обеим сторонам «деревья с золотыми и серебряными яблоками», а на них поют «разные птицы», говорит нам о мире высшей красоты и гармонии – о чудесном рае. А «мост» – это связь, соединение, перемещение из одного места пребывания (земля) в другое (небо). Видимо, здесь идёт речь о построении героем сказки своеобразного «канала связи» между человеком и высшим духовным миром.
   У древних греков Млечный Путь и радуга – мосты между Небом и Землёй. В прежние времена, благодаря природному ясновидению, люди могли общаться с существами иного мира по широкому мосту, теперь этот мост значительно сузился… Переход по нему – удел лишь избранных, он труден и опасен, он узок как волос и хрупок, как стекло.
 
   В каких волшебных сказках ещё упоминается хрусталь?
   «Золушка»! Ну разве можно обойти молчанием её хрустальные туфельки? Конечно, нет! Но… Оказывается, что во всех народных сказках о бедной падчерице мы не найдём на ней туфелек, сделанных из хрусталя… Говорится о «золотых башмачках», о туфельках «из чистого золота», а вот фраза: «В придачу волшебница подарила ей пару хрустальных туфелек», впервые появляется только в сказке Ш. Перро.
   Однако считается, что это ошибка переводчиков, ведь сам Перро назвал свою сказку «Золушка или Туфельки, отороченные мехом» (в сб. «Сказки матушки Гусыни», 1697 г.)
   У братьев Гримм в сказке «Золушка» нет даже намёка на хрусталь. Вначале они пишут про «шитые шёлком да серебром туфельки», а затем про туфельки «из чистого золота». 
   В русском варианте этой сказки – «Золотой башмачок» – тоже говорится о башмаке, который «был весь вышит золотом».
   И в более ранних источниках хрусталь не упоминается. Так в книге итальянского писателя Дж. Базиле (ХVI в.) «Сказка сказок», можно отыскать сказку «Кошка-Золушка», в которой говорится: «…с ножки её слетела туфелька – такая, что свет не видывал штучки изящнее». И далее: «Король взял в руки туфельку и говорит: «Если фундамент столь прекрасен, то каков же сам дворец!»

   Все варианты говорят нам о необыкновенной красоте туфелек, но даже не намекают о том, что они сделаны из хрусталя. В таких туфельках не потанцуешь…
   Чаще всего в «составе» туфелек и платья Золушки упоминаются золото и серебро – традиционные сказочные украшения, связанные с влиянием солнечных и лунных сил.   Вспомним, как «бедной девушке» из сказки «Госпожа Метелица» приходилось исполнять «всякую работу и быть в доме золушкой». Она хорошо и прилежно служила в избушке Госпожи Метелицы, за что и получила награду: «…вдруг пошёл сильный золотой дождь, и всё золото осталось на ней, так что вся она была сплошь покрыта золотом».
   В образном смысле Золушка покрыта золотом не только снаружи, но и изнутри, ведь золото не только «на ней», но и «в ней» – это добрая, золотая Душа! Какой цельный образ!
 
   Почему же случайная ошибка переводчиков, наградивших её туфельками из хрусталя, прижилась в сознании многих поколений, почему хрусталь ничего не нарушил в её образе, а напротив, добавил недостающее? Разве можем мы теперь представить Золушку без хрустальных туфелек? Эти туфельки чисты, как воды родника и достойны только чистых ног, идущих по праведному пути. Они не подходят к ногам завистливых сестёр, потому что их путь – это грязный путь греха. Но они и не думают об очищении, считая свои ноги достойными хрустальных туфелек! Однако, хрусталь делает всё прозрачным и ясным.
   Туфельки не скрывают, а напротив, полностью раскрывают внутреннюю душевную красоту и чистоту и Золушки. Её ноги как бы омыты чистой хрустальной водой.   Вспомним, как Христос омыл ноги своим ученикам…

   В Евангелии от Иоанна (13:10) читаем: «…омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь».
   Не выполняют ли в сказке эту роль хрустальные туфельки? Тогда хрусталь в этой сказке можно сравнить с застывшей Святой Водой!

               
 


Рецензии
Браво! ПЕРЕЧИТЫВАТЬ БУДУ НЕ РАЗ. Спасибо...

Ольга Нефёдова-Грунтова   02.02.2022 18:27     Заявить о нарушении