Оскар Уайльд
Английский и ирландский драматург,
Поэт, прозаик и критик,
По происхождению – ирландец,
Оскар Уайльд остался в памяти,
Как один из величайших поэтов,
Писателей, драматургов,
Наибольшую славу ему принес роман,
«Портрет Дориана Грея»,
Который до сих пор изучается,
В школьной программе многих стран,
Имя Оскара Уайльда хорошо знакомо,
Всем любителям литературы,
Он был самым известным драматургом,
Конца 19-го века,
Лондонским денди,
Он самой парадоксальной фигурой,
Истории стал,
Его жизнь была сплошным,
Противостоянием официальности,
Он против общественного мнения восставал,
Всем своим творчеством давал,
Ему звонкую пощечину,
Он ненавидел скуку, пошлость,
И монотонное однообразие,
И старался спрятаться от них,
В Искусстве,
Именно так, с заглавной буквы,
Которое боготворил,
В нем он приют видел,
От всех распрей и ужасов мира;
Полное имя поэта звучит как,
Оскар Фингал О’ Флаэрти Уиллис Уайльд,
Он родился в Дублине,
16 октября 1854 года,
В известной в высшем свете семье,
Отец - сэр Уильям Уайльд,
Ведущий ото-офтальмолог,
Ушной и глазной доктор,
В 1864-м произведен в рыцари был,
Мама - Джейн Франческа Уайльд,
Активным борцом была,
За права коренных ирландцев,
Оказывала активную поддержку,
Революционному движению,
У родителей было,
Общее увлечение – литература,
Причем отец специализировался,
На исторических и археологических,
Исследованиях,
А мама стихи писала,
В их доме устраивались вечера,
Которые посещали представители,
Медицины и культуры Ирландии,
В семье было трое детей,
Старший сын Уильям,
Средний Оскар,
И младшая дочь Изола,
Она умерла в возрасте 10 лет,
Причиной смерти стало,
Воспаление головного мозга,
Все дети учились дома,
Им наняли двух гувернанток,
Немку и француженку,
Потом братья поступили,
В Королевскую школу Портора,
Расположенную в пригороде Дублина,
Оскар с ранних лет любил читать,
И поражал окружающих своим остроумием,
Он окончил эту школу в 17 лет,
С золотой медалью,
И получил направление,
В Тринити-колледж,
Для продолжения учебы,
Он проводит несколько лет,
В привилегированном дублинском,
Колледже Троицы,
После чего поступает в Оксфорд,
Здесь, под влиянием лекций,
Джона Рескина,
Поэтов-романтиков,
И искусства прерафаэлитов,
Прерафаэлиты,
Это объединившаяся в братство,
Группа художников,
Поэтов и искусствоведов,
Своими задачами они считали,
Обновление художественных традиций,
И противостояние застойному академизму,
Который царствовал в Британии,
Середины XIX века,
И там формируются,
Эстетические взгляды,
Блестящего студента,
Культ Прекрасного,
Пропагандистом которого,
Уайльд стал,
Юношу к бунтарству привел,
Против буржуазных ценностей,
Но к бунту чисто эстетическому,
Проявлявшемуся не только,
В изысканно-красивых стихотворениях,
Но и в нарочито-эпатажном,
Стиле одежды и поведения,
Экстравагантный костюм,
С подсолнухом в петлице,
Позже подсолнух заменит знаменитая,
Уайльдовская зеленая гвоздика,
Искусственно-манерные,
Почти ритуальные речевые интонации,
Чуть ли не впервые,
В истории культуры,
Художник, литератор рассматривал,
Всю свою жизнь как эстетический акт,
Став предтечей знаменитостей,
Русского Серебряного века,
Футуристов или наиболее,
Последовательного приверженца,
Эпатажного стиля жизни,
Сальвадора Дали,
Однако то, что в XX веке стало,
Почти художественной нормой,
Для викторианской Англии,
Конца XIX века,
Было непозволительным,
Это привело Уайльда к трагедии,
Уже первый поэтический сборник Уайльда,
«Стихотворения» (1881),
Продемонстрировал его приверженность,
К эстетическому направлению декаданса,
Которому свойственны,
Культ индивидуализма,
Вычурность, мистицизм,
Пессимистические настроения,
Одиночества и отчаяния,
К этому же времени относится,
И первый его опыт в драматургии:
«Вера, или Нигилисты»,
Однако следующие десять лет,
Он драматургией не занимался,
Обращаясь к другим жанрам:
Эссе, сказкам,
Литературно-художественным манифестам,
В конце 1881 в Нью-Йорк он уехал,
Куда его пригласили прочитать,
Курс лекций по литературе,
В этих лекциях Уайльд,
Первые сформулировал,
Основные принципы,
Английского декаданса,
Позднее подробно разработанные,
В его трактатах,
Объединенных в 1891 году,
В книге «Замыслы»,
Отрицание социальной функции искусства,
Приземленности, правдоподобия,
Солипсистская концепция природы,
(Солипсизм - это форма мысли,
Или философского течения,
Основной принцип которой состоит в том,
Что единственная уверенность,
Которую имеет человек,
Это существование его собственного разума,
То есть, что все, что его окружает,
Как и его непосредственная реальность,
Вызывает сомнения ...),
Отстаивание права художника,
На полное самовыражение,
Нашли свое отражение,
В известных произведениях Уайльда,
Его сказках, впрочем,
Нельзя не отметить волшебного,
Поистине завораживающего обаяния,
Этих очень красивых и грустных историй,
Несомненно, адресованных не только детям,
Но и взрослым читателям,
Однако с точки зрения театрального искусства,
В сказках Уайльда важнее другое:
В них выкристаллизовался эстетический стиль,
Отточенного парадокса,
Отличающий драматургию Уайльда,
И превращающий его пьесы,
В уникальное явление,
Не имеющее аналогов в мировой литературе,
Единственной корректной стилистической,
Аналогией пьесам Уайльда,
Можно считать драматургию,
Бернарда Шоу,
При всей полярности
Их творческих и жизненных принципов,
Но до возвращения к драматургии,
В качестве своеобразного,
Перехода к ней от сказок,
По заказу американского издателя,
Уайльд пишет свой единственный роман,
«Портрет Дориана Грея» (1890),
В котором писатель внятно очертил,
Круг своей проблематики,
Эстетизация безнравственности,
Концепция циничного гедонизма,
Пряное очарование порока,
Процветающего в роскошных интерьерах,
Аристократических салонов,
Это все чуть позже перейдет,
В изысканные комедии Уайльда,
Все пьесы Уайльда написаны,
В начале 1890-х:
«Веер леди Уиндермир» (1892),
«Женщина, не стоящая внимания» (1893),
«Святая блудница, или Женщина, осыпанная
драгоценностями» (1893),
«Идеальный муж» (1895),
«Как важно быть серьезным» (1895),
Они пользовались большим успехом,
На сценах Лондона,
Критики писали о том,
Что Уайльд внес оживление,
В английскую театральную жизнь,
Сегодня именно Уайльд, наряду с Шоу,
Уайльд справедливо считается,
Основоположником интеллектуального театра,
В середине XX века,
Получившего свое развитие,
В течении абсурдизма,
В 1890-е творчество Уайльда,
Сопровождалось громкими скандалами,
Первый из них возник при появлении,
«Портрета Дориана Грея»,
Когда широкое обсуждение романа,
Свелось к обвинению автора,
В безнравственности,
В 1893 году, английская цензура,
Запретила к постановке драму «Саломея»,
Написанную на французском языке,
Для Сары Бернар,
Здесь обвинения в безнравственности,
Были куда серьезнее,
Поскольку в декадентскую стилистику,
Был переведен библейский сюжет,
Сценическую историю «Саломея»,
Обрела лишь в начале XX века,
С расцветом символизма:
В 1903 ее поставил,
Знаменитый немецкий режиссер,
Макс Рейнхарт,
В 1905 Рихард Штраус написал,
По мотивам пьесы оперу,
В 1917 в России прогремел,
Спектакль Александра Таирова,
С Алисой Коонен в главной роли,
Но главный скандал,
Разрушивший драматургическую карьеру,
И всю его жизнь,
Разразился в 1895,
Последней комедии драматурга,
Уайльд, обороняясь,
От общественного обвинения,
В гомосексуализме,
Подал в суд на маркиза Квинсберри,
Отца своего ближайшего друга и любовника,
Альфреда Дугласа,
Однако Дуглас,
Фактически разлучивший Уайльда с семьей,
И бывший у него на содержании,
В течение трех лет,
На суде выступил,
Свидетелем обвинения,
Уайльд был осужден за безнравственность,
И приговорен к тюремному заключению,
Названия пьес Уайльда,
Тут же исчезли с афиш театров,
Имя его перестало упоминаться,
Единственным коллегой Уайльда,
Ходатайствовавшим о его помиловании,
Стал Шоу,
Два года, проведенные писателем в тюрьме,
Обернулись двумя последними,
Литературными произведениями,
Исполненными огромной,
Художественной силы,
Это прозаическая исповедь:
«De Profundis» («Из глубины»),
Написанная во время заключения,
И опубликованная посмертно,
И поэма «Баллада Редингской тюрьмы»,
Написанная вскоре после освобождения,
В 1897 году,
Она была опубликована под псевдонимом,
Которым стал,
Тюремный номер Уайльда - С.3.3.,
Больше он ничего не писал,
Приняв имя Себастьяна Мельмота,
Уайльд во Францию уехал,
Один из самых блистательных,
И утонченных эстетов Англии XIX века,
Проводит последние годы,
Своей жизни в нищете,
Безвестности и одиночестве,
Оскар Уайльд скончался,
30 ноября 1900года,
От острого менингита,
Вызванного ушной инфекцией,
Умирал в захудалой гостинице,
Последними его словами были:
«Или я, или эти мерзкие обои в цветочек»,
Он был похоронен в Париже,
На кладбище Баньо,
Спустя примерно 10 лет,
Его перезахоронили на кладбище Пер-Лашез,
В 1914 на могиле был,
Установлен крылатый сфинкс,
Из камня работы Джейкоба Эпстайна,
Поклонники на протяжении века,
Выражали свою любовь,
К великому писателю,
Оставляя на памятнике,
Надписи и поцелуи,
Предварительно густо накрасив,
Губы помадой,
Жирная косметика оказала,
Пагубное влияние на камень,
Памятник множество раз чистили,
И реставрировали,
Но туристы, приезжающие со всего мира,
Продолжали целовать каменного ангела,
В день 111-й годовщины,
Со дня смерти поэта,
И писателя Оскара Уайльда,
Власти Парижа открыли,
Обновленный памятник,
Теперь обезжиренная,
Каменная скульптура,
Окружена стеклянным барьером,
Призванным удерживать,
Фанатов писателя на расстоянии.
Оскар Уайльд: цитаты:
- Секрет быть скучным состоит в умении
рассказать о себе все;
- Большинство людей - это какие-то другие люди.
Их мысли - чужие мысли, их жизнь –
подражание, их страсти - цитаты;
Другой вариант:
Большинство из нас - это не мы. Наши мысли –
это чужие суждения; наша жизнь - мимикрия;
- Если что-то и стоит делать, так только то, что
принято считать невозможным;
- На одно мгновение наши жизни встретились,
наши души соприкоснулись;
- Лучший способ сделать детей хорошими –
сделать их счастливыми;
- Красота в глазах смотрящего;
- Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а
в том, что он заставляет других жить по своим
принципам;
Другой вариант:
Быть эгоистом - это не значит жить, как тебе
хочется. Это значит просить других, чтобы они
жили так, как тебе бы хотелось;
- Настоящий друг зарежет тебя спереди;
- Сказать человеку в глаза всю правду порою
больше, чем долг, - это удовольствие;
- Никогда не любите того, кто относится к вам,
как к обычному человеку;
- Найди слова для своей печали, и ты полюбишь ее;
- Смотреть на что-то - далеко не то же самое, что
видеть. Не видишь ничего, пока не научишься
видеть красоту;
- В жизни нет ничего сложного. Это мы сложны.
Жизнь - простая штука, и в ней что проще, тем
правильнее;
- Никогда ничего не идеализируй - это может
плохо кончиться;
- Пессимист - это человек, который жалуется на
шум, когда к нему в дверь стучится удача;
- Воображение дано человеку, чтобы утешить его
в том, чего у него нет, а чувство юмора – чтобы
утешить тем, что у него есть;
- Все сочувствуют несчастьям своих друзей, и
лишь немногие - радуются их успехам;
- Всегда прощайте своих врагов, ничто не
раздражает их так сильно;
(Прощайте врагов ваших - это лучший способ
вывести их из себя.);
- Человек чувствует себя неуютно, когда говорит
о себе. Дайте ему маску, и он расскажет вам всю
правду;
(Человек меньше всего похож на себя, когда
говорит от своего имени. Но дайте ему маску, и
он расскажет всю правду.);
- Чужие драмы всегда невыносимо банальны;
- Женщина будет кокетничать с кем угодно, лишь
бы на нее в это время смотрели;
- Люди всегда разрушают то, что любят больше
всего;
- Старики всему верят, люди зрелого возраста во
всем сомневаются, молодые всё знают;
(Старики всему верят, люди средних лет всех
подозревают, молодые все знают.);
- Так легко убедить других. Так трудно убедить
себя;
- Общество испытывает поистине ненасытное
любопытство ко всему, любопытства не
заслуживающему;
- Если человек говорит правду, рано или поздно
его выведут на чистую воду;
- Люди в своем большинстве живо интересуются
всем на свете, за исключением того, что
действительно стоит знать;
- Когда оглядываешься на жизнь, столь
трепетную, столь насыщенную переживаниями,
заполненную мгновениями столь жарких
исступлений и радостей, все это кажется каким-
то сном или грезой. Что такое нереальное, если
не те страсти, которые когда-то жгли точно
огнем? Что такое невероятное, если не то, во что
когда-то пламенно верил? Что такое
невозможное? То, что когда-то совершал сам;
- Нравственность - это всего лишь поза, которую
мы принимаем перед теми, кого не любим;
- Жизнь — слишком серьезная штука, чтобы
говорить о ней всерьез;
- Мужчины могут иметь женский ум так же, как
женщины - мужской;
- Я не хочу зарабатывать себе на жизнь, я хочу
жить;
- Дружба трагичнее любви - она умирает гораздо
дольше;
- Истинное совершенство заключается не в том,
что человек имеет, а в том, что он из себя
представляет;
- Материнство - факт. Отцовство - мнение;
- Очень трудно не быть несправедливым к тому,
кого любишь;
- Молитва должна оставаться без ответа, иначе
она перестает быть молитвой и становится
перепиской;
- Нельзя сделать людей хорошими указом
парламента;
- Работа - последнее прибежище тех, кто больше
ничего не умеет делать;
- Пессимист, оказавшись перед выбором между
двумя видами зла, выбирает оба;
- Выбирать врагов нужно так же тщательно, как и
друзей;
- Только пустые люди знают себя;
- Объектом Искусства должна быть не простая
действительность, а сложная красота;
- Добрый человек не всегда бывает счастлив, но
счастливый человек всегда добр;
- Когда Добро бессильно, оно – Зло;
- Святость создается любовью. Святые - это люди,
которые сильнее всего любили;
- Поэт может вынести все, кроме опечатки;
- Те, кто отыскал прекрасный смысл в
прекрасных вещах, - развитые люди. Ибо в них
заключены наши надежды.
- Сопереживать страданиям друга может всякий,
а вот успехам - лишь натура необычайно тонкая;
- Истинны в жизни человека не его дела, а
легенды, которые его окружают. Никогда не
следует разрушать легенд. Сквозь них мы
можем смутно разглядеть подлинное лицо
человека;
- На древнегреческом портале античного мира
было начертано: познай самого себя.
На портале современного мира будет начертано:
будь самим собой;
- Тот, кто так озабочен просвещением других,
никак не выберет времени для собственного
просвещения;
- Иллюзия - высшее наслаждение;
- Христос умер не для того, чтобы спасти людей,
а для того, чтобы научить их спасать друг друга;
- Самопожертвование должно преследоваться
по закону. Оно деморализует тех, ради кого идут
на жертвы!
- Нет греха, кроме глупости;
- Единственный наш долг перед историей – это
постоянно ее переписывать;
- Труд - проклятие пьющего класса;
- Так легко обращать в свою веру других, и так
трудно обратить самого себя;
- Только по-настоящему хорошая женщина
способна совершить по-настоящему глупый
поступок;
- Общественное мнение торжествует там, где
дремлет мысль;
- Последовательность – последнее прибежище
людей, лишенных воображения;
- Это ядовито, если угодно; но вы не сможете
отрицать, что это совершенно, а совершенство –
это и есть то, чего мы, художники, добиваемся;
- Женщины находятся в гораздо более выгодном
положении, чем мужчины: для них существует
больше запретов;
- Честолюбие - последнее прибежище
неудачника;
- Историю может делать всякий, писать ее может
только великий человек!
- ... Все блестящие личности должны встречаться
на своих орбитах, как некоторые из самых
приятных планет;
- В каждом человеке есть два начала:
стремление к богу и стремление к сатане;
- Образование - замечательное дело, надо лишь
хоть иногда вспоминать о том, что ничему, что
стоит знать, научить невозможно;
- Ничто не может сравниться с молодостью.
Люди средних лет в залоге у жизни. Старые – в
жизненной кладовой. Но молодость – царица
жизни. Ее ждет царство. Всякий родится царем,
и большинство людей умирает в изгнании – как
большинство царей;
- Язык - не сын, а отец мысли;
- Лучше быть красивым, чем хорошим, но лучше
быть хорошим, чем страшным;
- Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше,
чем вера;
- Какая прекрасная сегодня луна!
- Да, но если бы вы видели её до войны...;
- Всякое действие ограничено и относительно.
Беспредельна и абсолютна лишь греза;
- Мы все расточаем свои дни в поисках смысла
жизни. Знайте же, этот смысл в Искусстве;
- Невежество подобно сочному, изысканному
плоду, но лишь дотронься - пропадает вся
красота;
- Милосердие порождает множество грехов;
- Мудр тот, кто ставит перед собой великие цели,
но важно не потерять их из виду по мере
преследования;
- Вылечить душу могут одни чувства, точно так
же, как вылечить чувства может одна только
душа;
- Жестокость - просто результат глупости. Это
абсолютное отсутствие воображения;
- Самая прочная основа для брака –взаимное
Непонимание;
- Можно быть счастливым с любой женщиной –
если ее не любишь;
- Только неглубокие люди знают самих себя;
- Хорошо выглядеть и одеваться – это
необходимость.
Иметь цель в жизни – нет;
- Прошлое человека - это то, какой он сейчас.
Оно - единственный признак, по которому
людей следует судить;
- Каждый, кто живет по средствам, страдает от
недостатка воображения.
(Любой, кто живет в пределах своих
возможностей, страдает от недостатка
воображения.);
- Ведь разум мужчины - это, по-моему, самый
лживый и дурной советчик на свете, не считая
разве что разума женщины;
- Кроме самого человека, ничто не должно бы
иметь силы причинить ему вред. Ничто не
должно бы иметь возможности его ограбить.
Действительное достояние человека - то, что в
нем самом. Что вне его, тому не следовало бы
придавать никакого значения.
Свидетельство о публикации №122010807834