Библиотека вместо золота и жены
14 февраля день Памяти святых равноапостольных
Кирилла и Мефодия, создателей славянской письменности
В конце каждой весны, 24 мая, отмечается день славянской культуры и письменности.
Что же такого произошло в этот день, почему именно его избрали?
Очень просто – дата 24 мая связана со знаменитыми Кириллом и Мефодием.
Кирилл и Мефодий известны, прежде всего, как создатели древнерусской азбуки и как православные святые.
Далеко не все знают, что "солунские* братья" причислены к лику святых также и в Римско-Католической Церкви, которая считает их покровителями Европы.
Для восстановления исторической справедливости хочется рассказать о малоизвестных фактах жизни "солунских братьев".
Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ, 827—869, Рим) и Мефодий (в миру Михаил; 815—885, Моравия) — братья из города Солуни* (ныне Салоники).
Они канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе.
В славянском православии почитаются как святые равноапостольные «учители cловенские».
Принятая очерёдность упоминания: в научных и научно-популярных текстах сначала - Кирилл, а затем - Мефодий; в церковно-богослужебном обиходе — в обратном порядке, так как Мефодий имел более высокий сан.
У Льва и Марии, живших в греческом городе Фессалоники, было семь детей.
Старший из них - Михаил, младший - Константин.
Именно они впоследствии станут известны как просветители Мефодий и Кирилл, изобретатели славянской азбуки.
Фессалоники, или как называли его славяне Солунь, был портовым городом, а, следовательно, братья росли в окружении множества языков.
Исследователи считают, что Михаил и Константин были билингвами (людьми, владеющими двумя языками, как родными).
Отец Кирилла и Мефодия был по происхождению славянином, а мать - гречанкой.
Он был «хорошего рода и богатый», служил друнгарием, то есть офицером, при стратиге (губернаторе) Фессалоники.
Дед их был крупным вельможей в Константинополе, но впал в немилость и окончил свои дни в безвестности в Фессалониках.
*Кирилл и Мефодий были действительно родными братьями.
*Название «Солунь» — всего лишь адаптация к славянским языкам.
Михаил Солунский
Старший из солунских братьев пошёл по стопам отца и выбрал себе военную карьеру.
В возрасте двадцати лет он был назначен управляющим Славинии, одной из областей, находившихся в подчинении Византии.
Но через десять лет он оставил свет и военно-административную карьеру, чтобы отправиться на Олимп и постричься там в монахи.
При постриге он берёт себе имя Мефодий и погружается в духовную жизнь.
Мефодий с учениками смог закончить переложение текстов Ветхого Завета на славянское письмо.
Последние дни жизни он провёл в Моравии, пережив своего брата немногим более чем на 16 лет.
Место захоронения св. Мефодия неизвестно.
Константин Солунский
Константин, был на двенадцать лет младше Михаила.
Когда старший уже долгое время служил в Славинии, Константин как способный юноша был принят в элитную школу при дворе византийского императора Михаила Третьего.
Будущий просветитель изучал философию, грамматику, риторику, все "эллинские художества", а также славянский, еврейский, хазарский, арабский, самаритянский, сирийский (сурский) языки.
Константин был одним из лучших учеников в придворной школе, и блестящая карьера ему была обеспечена.
Один из высших чиновников в государстве и фактический его правитель, логофет (канцлер) Феоктист предложил молодому Константину, только окончившему обучение, много золота, хорошую должность для того, чтобы тот женился на его крестнице.
Но Константин отказался, и сначала устроился работать в библиотеку, затем удалился в монастырь и, в конце концов, стал преподавателем философии в Константинополе.
За это его прозвали Константином Философом.
Среди его учителей был Фотий, ставший вскоре патриархом Константинопольским.
Будучи прекрасным полемистом, Константин, неоднократно одерживал победы в богословских спорах среди иноверцев.
После многочисленных происков недругов, наветов, ложных обвинений слабое здоровье Константина было подорвано и, приняв монашеский постриг, Кирилл скончался в возрасте 42 лет.
Только за 50 дней до кончины Константин вместе со схимой принимает имя Кирилл, под которым он и вошёл в мировую историю.
Созданная братьями азбука была названа «кириллицей» в честь святого Кирилла.
Брату своему Мефодию и ученикам он завещал не оставлять работы над Священным писанием.
По указанию римского папы тело св. Кирилла было захоронено в Риме.
На улице Сан-Джованни-и-Латерано неподалёку от Колизея находится базилика св. Климента.
Накануне дня памяти святых Кирилла и Мефодия 14 февраля православным верующим было разрешено совершить литургию у мощей святого.
Имена святых Кирилла и Мефодия навеки вплетены в события, связанные с появлением славянского алфавита, развитием славянской письменности, распространением православия среди славянских народов.
Истоки русской культуры, как неотъемлемой части всего мирового развития, возникли вместе с начертанием букв кириллической азбуки, ставшей основой для письма более чем 50-ти народов.
Братья смогли создать переложение Священного Писания на славянский язык, что сделало возможным проведение богослужений на родном для славян языке.
Создание славянской азбуки
По просьбе князя Моравии, братья-просветители вместе с учениками приступили к созданию славянской азбуки и переложению на славянский язык священных книг, необходимых для проведения богослужений.
Из летописи известно, что первыми словами, начертанные ими буквами новой азбуки, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В Начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово».
Это событие произошло в 863 г.
Кириллическая азбука
Существуют разные предположение о первоначальном виде первой славянской азбуки.
Ей приписывают разные мистические и тайные смыслы, разные уровни восприятия.
Базой для создания новой письменности стал греческий алфавит
Из 43 буквенных знаков 24 были подобны греческим, а 19, путём сложных фонетических сопоставлений со славянской речью, появились впервые под пером «солунских братьев».
Бывали ли солунские братья на Руси?
Миссионерское подвижничество святых Кирилла и Мефодия обязывало их бывать в разных странах, среди разных народов.
В 860-м году Константин и Мефодий были посланы с просветительской миссией в Хазарский каганат.
По пути они остановились в Херсонесе, где познакомились с таинственными "русьскими" письменами.
Здесь же Константин совершил чудо.
Узнав, что уже полвека прихожане не могут поклоняться мощам святого Климента (покровителя Рима, римского епископа, сосланного в Инкерманские каменоломни и утопленного в Черном море), Константин предложил местному священнику провести богослужение на обретение нетленных мощей.
Служба была совершена, и Константин указал место на мелководье, где, действительно, нашлись останки с якорной цепью на шее.
Поскольку Климента утопили, привязав к его шее якорь, ни у кого не возникло сомнений в подлинности найденных останков.
Впоследствии мощи святого Климента сослужили братьям хорошую службу.
Кирилл и Мефодий достигли земель, на которых сегодня расположены Волгоградская и Ростовская области.
Но главным нетленным памятником братьям-просветителям остаётся любое, запечатлённое с помощью букв-кириллиц, слово.
Евангелие для славян
Судя по всему, изобретение алфавита не являлось для просветителей основной задачей.
Константин и Мефодий стремились к распространению славянского языка как языка богослужений.
Поэтому к 863-му году, когда константинопольский патриарх Фотий отправил солунских братьев с миссией в Моравию, они
не только создали азбуку, но и перевели на славянский язык Евангелие.
В Велеграде, столице Моравии, богослужение на славянском языке очень быстро стало популярным.
Вскоре возникла группа противников действий Константина и Мефодия, так называемые «триязычники»: они считали, что библейские тексты должны читаться на канонических языках, еврейском, греческом и латыни.
За поддержкой изобретатели славянской письменности отправились в Рим.
Епископ Моравский Мефодий
В Риме просветители были приняты радушно, возможно, во многом благодаря мощам святого Климента, часть которых они забрали с собой, покидая Херсонес.
Младший из братьев умер здесь после долгой болезни, перед смертью постригшись в монахи под именем Кирилла.
А старший был рукоположен в священники, затем назначен епископом в Моравию и Паннонию.
Вернувшись в славянские земли, он продолжил популяризацию славянского языка, но новые власти без энтузиазма смотрели на славяноязычные богослужения.
Продержав епископа два года в тюрьме, новые власти, в конце концов, разрешили ему проповедовать на славянском языке.
Источником творческого вдохновения при создании презентации о Кирилле и Мефодии мне послужила Православная Энциклопедия, изданная к 2000-летию крещения Руси.
И, по доброй традиции, завершить презентацию о создании славянской письменности я хочу своими стихами.
Тысяча и ОДНО слово
В Начале было Слово, и Слово было к Богу, и Бог был Слово
Евангелие от Иоанна
Слова бескрылы. И слова крылаты.
Слова - пустышки. И слова любви.
Слова прекрасны и оттенками богаты.
Слова бесцветны. И слова мудры.
Слова легко бросаем мы на ветер.
Слова смывает летний дождь.
Так много слов на белом свете.
Слова такие, что не сразу и поймёшь.
Слова, слова, слова… как листья.
Летят от нас и крутятся волчком.
Слова витиеваты и кустисты.
Слова «для разговора». Ни о чём.
Их тысяча живёт в пространстве.
Ненужные слова нам забивают ум.
В потоке слов бывает трудно разобраться, -
Они сливаются в единый гул.
И кружимся мы в вихре слов.
Как в вальсе.
Жонглируем словами.
Кто-то ловко. А кто-то не готов.
Слова обиды. И слова морали.
А, может, хватит лишних слов?
Ведь Бог сказал ОДНО лишь слово.
И появилось Жизнь. И люди стали жить.
Мир создан был. Ну вот, и всё готово.
Начни свои слова от сердца говорить.
Свидетельство о публикации №122010803766