Древние часть 91
Миражи Гипербореи
Если раньше на Русском Севере учёные находили лишь единичные рукотворные каменные изваяния – мегалиты, то на этот раз их взору предстали целые сакральные города. Огромные стрелы явно завезёны с материка. В камнях выбиты чаши, возможно для жертвоприношений. Самый главный вопрос: как древние жители этих мест передвигали многотонные махины.
Сергей Голубев (руководитель комиссии научного туризма Русского Географического общества) предполагает: «они пользовались надувным домкратом – надували туши…»
Учёные давно спорят, где находилась загадочная страна Гиперборея, давшая мощный толчок для развития греческой и всей европейской цивилизации. Члены экспедиции утверждают, что гиперборейцы много тысяч лет назад обитали именно на территории Архангельской области и республики Карелия. Более того теперь уже точно известно, что пирамиды возводили не только в Египте, Мексике, Китае, но и на территории Русского Севера. Наши пирамиды – земляные, высотой до 50 метров, их грани точно ориентированы по странам света.
Во время последней экспедиции современным исследователям Русского Севера удалось поднять каменный трон, весом около 15-ти тонн.
Скорее всего трон был опрокинут монахами ближайшего православного монастыря, которые многие десятилетия планомерно разрушали всё то, что, по их мнению, можно было отнести к языческим капищам.
Мифы и реальность горы Вотто-Ваара
Сейд – по понятиям аборигенов Карелии саами - это природный объект, в котором живёт почитаемый дух.
Сейды бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные, всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило, рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение.
В Карелии зафиксированы четыре крупных, два небольших культовых комплекса сейдов, и около десятка одиночных сеидов. Крупные комплексы находятся на вершинах небольших скалистых гор островов Русский и Немецкий Кузова, горах Кивакке и Воттовааре.
Острова Русский и Немецкий Кузова расположены между устьем р. Кеми и Соловецкими островами. На Русском Кузове найдено 360 сейдов на площади 7,3 га, на Немецком – 339, на площади 8,2 га.
Комплексы на горах Кивакка и Воттоваара открыты только в 1993 г. и пока детально не обследованы. Культовый комплекс Кивакка находится на отметке 400 м и насчитывает несколько сотен каменных сейдов. На Воттовааре (417 м) - около 500 каменных сейдов, разбросаных на территории в 6 кв.км. Они располагаются как поодиночке, так и группами от 2-3 до 40-50 штук.
Поклонение священным камням основано на двух культах: культ сейдов, как покровителей промыслов (сейды зооморфного вида) и культ предков (сейды антропоморфного вида).
Лапландская магия тесно связана с культом сейдов. Саами верили, что в этих камнях живут духи, поддержкой которых можно было заручиться только принося им в жертву животных (чаще всего оленей), просто оленьи рога, рыбу, табак, кусочки тканей, а также вещи. Сейдам, расположенным на недоступных местах, жертву приносили, смачивая камень кровью жертвенного животного и бросая его в направлении сейда. Женщины и дети к сейдам не допускались.
В преданиях лопарей говориться, что после своей смерти шаман-нойда «превращается» в сейд, помогая из потустороннего мира своим соплеменникам. Поэтому сейд всегда требовал уважения к себе, соблюдения тишины, воздержания от брани. Он мог повлиять на охоту, исцелить от болезни, принести удачу. Считалось, что если не относиться к Сейду с должным вниманием, то заключённый в нём дух может покинуть Сейд и камень становится пустым. Как правило, каждый Сейд имел свою легенду, связанную с жизнью шамана, от которого произошёл.
_________________________
Мифы и реальность горы Вотто-Ваара
История, о которой я хочу рассказать, давняя, но, как мне кажется, за эти годы не только не потеряла свою остроту и актуальность, а наоборот, получает новый поворот и новое непредсказуемое по последствиям продолжение.
История эта наглядно показывает, как оказывается могут делаться научные открытия, и подтверждает давно известную истину, что образованность и порядочность, увы - присущи далеко не всем.
О горе Вотто-Ваара и ее культовых памятниках, я думаю, знают многие не только в Карелии, но и за ее пределами. В прессе и по телевидению публиковались и показывались материалы об этом по-своему своеобразному месту.
Разные авторы в меру своих возможностей зачастую со слов каких-то "очевидцев" пытаются приписать Вотто-Вааре несуществующие явления или придать горе очередной миф.
Не скрою, каждый новый материал о горе вызывает у меня не только известный интерес, но и возмущение. Для меня совершенно очевидно, что все эти публикации преследуют одну, ничего общего не имеющую с наукой, цель - а именно: подогревая интерес к Вотто-Вааре, приписывая ей несуществующие мифы и явления, пустить ее в коммерческий оборот.
А для этого уже недостаточно, чтобы говорить о Вотто-Вааре как о самом южном из пока известных мест сосредоточения культовых памятников - "сейдов". Но очевидно, желательно, чтобы и НЛО там приземлялись, и компас с часами там не работали, и птицы ее стороной облетали, и зверь там не водился и прочий, прочий бред.
Вот уж воистину, все средства хороши, и чем чудовищнее ложь, тем быстрее в нее поверят.
Бог с вами, "деятели" от науки и разного рода проходимцы.
Не будь Вотто-Ваары, вы бы все равно нашли объект приложения своих сил. А интересовать она вас будет до тех пор, пока на ней можно будет заработать.
Впрочем, все по порядку...
Когда в 1978 году я стал заниматься поисковой работой, я и не предполагал, что это станет неотъемлемой частью моей жизни. Но получилось так, что поиск следов партизанской бригады И.А.Григорьева, воевавшей в наших лесах летом 1942 года, и гора Вотто-Ваара будут тесно связаны все эти годы.
И все эти годы надо будет доказывать, казалось бы, очевидные вещи. Но как оказалось, они никому не нужны были тогда и уже тем более не нужны сегодня.
Если вы спросите о Вотто-Вааре у жителей близлежащих поселков Гимолы или Суккозеро, уверен, большинство ничего толком не скажет. Если спросите о "Смерть горе", думаю, ответят многие, впрочем, и они вряд ли скажут, где она, и что на ней происходило.
В лучшем случае вам скажут: кто-то с кем-то воевал, и только.
Показателен в этом смысле случай, произошедший с одним из моих знакомых. Он привел на настоящую "Смерть-гору" своих сыновей и спросил: "Вы знаете, кто и с кем здесь воевал?", и получил ответ: "Русские с немцами и хохлами!"
Вот так, ребята, - как говорится, приехали.
У многих Вотто-Ваара и "Смерть гора" ассоциируются как одно целое.
В действительности это две разные высоты. Вотто-Ваара - это высота с отметкой 417 метров, а "Смерть гора" - это высота 264,9, что в пяти километрах юго-восточнее.
В статье "НЛО и тайны горы Вотто-Ваара" (Комсомольская правда, 30 апреля 2003 г.) автор пишет, что "второе название "Смерть гора" дали Вотто-Вааре местные жители из-за культовых жертвоприношений, которые когда-то здесь совершались". Очередной бред.
Вообще я посоветовал бы тем, кто будет писать на эту тему и ссылаться на местных жителей, указывать конкретные фамилии.
Действительность бытия многих моих земляков такова, что многие не помнят, что было вчера - не говоря уже о более раннем периоде или о каких-то жертвоприношениях.
Понятие "Смерть гора" или "Сопка смерти" в действительности связаны с высотой 264,9 и событиями, которые на ней происходили в конце июля 1942 года, а именно 12-часовой бой, гибель более ста партизан и командира бригады И.А.Григорьева. Отсюда и первое название "Сопка смерти".
В пятидесятых годах в районе высоты 264,9 велись лесозаготовки, и рабочие стали находить останки погибших партизан, среди прочего военного снаряжения, найденного у погибших, был и миномет, так появилось второе название "Минометная скала", которое однако вскоре вытеснило другое название "Смерть гора", также данное местными жителями из-за большого количества погибших партизан, которых находили и находят по сей день на высоте 264,9 и в ее окрестностях.
Почему местные жители и по сей день путают Вотто-Ваару с настоящей "Смерть горой", тоже объяснимо: во-первых, это опять же связано с партизанской бригадой, отходившей после боя на высоте 264,9 по восточному склону Вотто-Ваары и оставившей на тропе умерших от голода и ран партизан. Во-вторых, сработал известный принцип "Слышал звон - да не знаю, где он".
В любом случае название "Смерть гора" определенно связано с событиями времен войны и не только бригадного похода, но и другими трагическими историями, происходившими в окрестностях Вотт-Ваары в 1941-1944 годах.
Но это - отдельная практически не изученная тема.
Мое заочное знакомство со "Смерть горой" состоялось еще в 1968 году.
Естественно, ни о каких камнях тогда разговора не было - опять же многие связывали это с какими-то событиями, произошедшими в годы войны, а ребята повзрослее ходили в те места трофейничать.
Как бы то ни было, но желание побывать на той загадочной "Смерть горе" возникло еще тогда.
Осуществить свою мечту я смог только через 10 лет.
Зимой 1978 года мне в руки попалась книга Д.Я.Гусарова "За чертой милосердия". Прочитав ее, я понял, что "Смерть гора" и описываемые события в книге как-то связаны между собой.
Дождавшись лета, вместе с братом Валерой мы отправились на поиски этой загадочной горы.
Тогда у нас не было точных карт - была лишь карта лесфонда. Пришлось вести поиск по описанию в книге "С края обрыва открывается просторный вид на болота и озера внизу на небольшую речку Тяжа, место чистое и светлое..." Когда попытался переложить это на имеющуюся у меня карту, получилось три похожих места с тремя реками под названием Тяж.
Первые наши походы на поиск следов бригады мы начали от озер Еконлампи и Кей-Вотто, что в пяти километрах севернее Вотто-Ваары.
Шли по компасу - помню как поразили нас тогда те места с резко выраженным рельефом с чистыми светлыми сосняками на возвышенностях и вековыми елями в распадках, в которых еще до середины июня лежал снег. Прекраснейшие места, от которых - увы, уже не осталось и следа.
В этом первом походе мы вышли в район "мертвых ламбин".
Недалеко от этих ламбин мы столкнулись с первым "сейдом". Естественно, тогда мы ничего не знали о "сейдах", тем более он был небольшой, а на его вершине была сложена пирамида из мелких плоских камней. Сначала я подумал, что это партизанский "маяк", тем более, как вскоре мы узнали, он находился недалеко от партизанской тропы. Но чуть дальше мы обнаружили другой такой камень, потом третий, и стало ясно, что это - нечто другое, но определенно связанное с деятельностью человека.
Не знаю, с чего, но в голову пришла мысль, что здесь должны быть наскальные рисунки. Стали обследовать близлежащие скалы, но ничего кроме новых "сейдов" не нашли.
До глубокой осени мы обследовали Вотто-Ваару в поисков следов бригады, однако хотя к нам присоединился и младший брат Юрий, следов бригады мы не нашли. Но с каждым походом расширядся район поиска. Поражало место, растительность, скалы, прекраснейший вид с горы и все новые и новые "сейды": одни - огромные "великаны", другие - плоские "лягушки", "медведь" и т.д.
Потом нашли "лестницу". Правда, особого значения мы ей не придали - она явно природного происхождения, подобные лестницы нам попадались и в других местах. Но вот впадина в центре горы или кратер, как мы ее тогда назвали, нас заинтересовал. Фотоаппарат всегда был с нами, и сейчас в моем архиве сохранились фотографии тех первых наших походов.
На следующий год уже в составе поисковой группы мы продолжали поиск партизан и обследование Вотто-Ваары.
Сейдов было так много, что стало ясно, надо делать съемку местности и нанести на нее все обнаруженное нами.
Сделать это мы не успели. В 1981 году мы вплотную занимались поиском партизанского отряда "Мстители", пропавшего без вести в августе 1942 года. Район поиска находился далеко от Вотто-Ваары. И посещать ее так часто, как это делали раньше, мы не могли.
Начиная с 1978 года, когда для меня стало ясно, что Вотто-Ваара с ее "камнями" представляет собой историческую ценность, начинается борьба за гору.
Тогда же мне стало ясно и другое, что лесосырьевая база скоро будет исчерпана, и Вотто-Ваара с ее культовыми памятниками как туристический объект будет востребована. Тогда я попытался доказать, что на Вотто-Вааре надо сохранить не только культовые памятники, но и близлежащие леса, все это в целом, бесспорно, представляло бы собой интереснейший объект.
До 1990 года я тщетно пытался привлечь внимание специалистов к Вотто-Вааре и сохранению ее культовых памятников. К тому времени я уже точно знал, что эти камни называются "сейдами".
Мы по прежнему посещали Вотто-Ваару поисковой группой и первый поход для новичков мы обязательно проводили и проводим к "сейдам". Это уже традиция с 25-летней историей.
Эти походы мы проводим не только для познавательных целей, но и в память наших поисковиков, которых уже нет с нами.
Почему за 12 лет мне так и не удалось обратить внимание специалистов к Вотто-Вааре, сказать трудно. Практически всегда - когда мы писали о поиске, мы всегда обращали внимание и на "сейды".
Я неоднократно говорил об этом в разных инстанциях. Во время одной из встреч в Совмине Республики я также просил прислать специалистов для обследования Вотто-Ваары, просил об этом и писателя Д.Я.Гусарова.
Нельзя сказать, что меня не слушали, вроде соглашались, обещали, но реальных дел так и не последовало.
А в это время лесозаготовки уже вплотную подходили к Вотто-Вааре. Суккозерский леспромхоз и Гимольский лесопункт уже тогда находились в состоянии агонии. Позиция временщиков делала свое дело.
Летом 1990 года житель нашего поселка С.Супрон сказал мне, что на берегу оз.Суккозеро работает археологическая экспедиция. Так я познакомился с Марком Шахновичем, рассказал ему о "сейдах", показал фотографии.
Когда мы в первый раз привезли Марка на Вотто-Ваару, к моему разочарованию, особого впечатления сейды на него не произвели. Во всяком случае он пытался убедить нас, что камни эти природного происхождения, а если и стоят на "ножках", то в результате выветривания или вымывания грунта.
Я знал, что Марк - не специалист по "сейдам", и со своей чисто обывательской точки зрения пытался доказать ему обратное.
Сейчас, после всего произошедшего в дальнейшем, я часто вспоминаю тот момент и думаю, почему наш "друг" так себя тогда повел. Или он действительно не придал значения увиденному, или как человек, бесспорно, умный, сразу понял, что свалилось ему в руки, и как это пустить в оборот. Не знаю. Как бы то ни было, но расстались в тот раз каждый при своем. Правда, Марк обещал рассказать о нашей находке специалистам, занимающимся "сейдами".
28 мая 1991 года я получил письмо от сотрудника музея "Кижи" Мельникова Игоря: "Здравствуйте, Сергей Михайлович. Вам пишет сотрудник музея "Кижи" Мельников Игорь Валерьевичу по следующему поводу. Не так давно мой знакомый коллега, сотрудник Карельского краеведческого музея Марк Михайлович Шахнович сообщил мне, что находился в командировке, "совершенно случайно" он встретился с Вами и Вы рассказали ему об оригинальных камнях - "сайдах", т.е. крупных камнях-валунах, установленных на ножки 3-4 камня меньших размеров, которые находятся где-то в Муезерском районе. Как мне представляется, данные камни являются культовыми памятниками древних саамов. Поскольку я по роду своей деятельности в музее "Кижи" связан с изучением таких памятников, то меня эта информация очень заинтересовала, и побудила написать Вам это письмо. Не могли бы Вы Сергей Михайлович хотя бы в общих чертах, ответить мне на следующие вопросы:
1. Где располагаются камни?
2. Каково их примерное количество?
3. Как долго и сложно до них добираться, можно ли обернуться за одни день?
4. Не могли бы Вы, в случае организации музеем "Кижи" экспедиции по исследованию этих камней, показать их?
Когда, по Вашему мнению, это удобно было бы осуществить и т.д..."
И в этом письме для меня совершенно очевидно, что Марк явно слукавил, говоря о нашей "совершенно случайной" встрече. Я искал эту встречу со специалистом 12 лет, и когда такой "специалист" оказался рядом, я не мог этим не воспользоваться.
Я уже не помню - почему сотрудничество с Мельниковым Игорем у нас не получилось, я встречался с ним, и производил он впечатление порядочного человека.
Через год я получил открытку от Марка Шахновича:
"Уважаемый Сергей Михайлович!
Прошло два года (с 1990г.). когда Вы мне сообщили о "сейдах" в районе п.Суккозеро. Данные я эти различным ребятам давал, но, как видно, руки у них не доходят. В этом году в рамках сплошной инвентаризации памятников археологии я хочу приехать и снять план с них. Возникает несколько вопросов: Кто и как поможет туда добраться? Когда лучше приехать? (Лучше всего не на выходные, чтобы отметить командировку) Буду очень признателен, если вы откликнетесь на мою просьбу..."
Естественно откликнулись и помогли - как это делали всегда, и чем не без успеха пользовались многие и не только в случае с Марком, но и в поиске.
В одном я благодарен Марку, он все же заставил нас - осторожности с пришельцами с большой земли.
Во время одной из встреч я предупреждал Марка - если он и будет писать о Вотто-Вааре, чтобы не фигурировало слово "открытие".
Еще до нашего прихода на гору, она, пускай и не часто, но все же посещалась людьми. Уже тогда на скалах можно было прочитать автографы типа "Игорь + Лена = любовь".
Уже тогда рабочими Гимольского лесопункта были разрушены многие "сейды". Я встречался с некоторыми из них, по их признанию, им и в голову не приходило, что эти камни представляют какую-то ценность. Но зато как красиво падали. Поэтому так и получилось - что мы первые, увидевшие в этих камнях историческую ценность - отдавшие столько лет, чтобы привлечь к Вотто-Вааре внимание специалистов, сами не считали это открытием.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Свидетельство о публикации №122010802404