Иудеи за Христа

Согласно «Оксфордскому словарю» термин «иудеохристианство» появился в 1910 году для обозначения первоапостольской общины до вхождения в неё обращенных в христианство язычников, а также Иерусалимскую церковь, руководимую Ап. Иаковом, братом Господним.

Христианство – не новая религия, имеющая иудаизм Второго храма своим источником, а предвозвещённый законом и пророками завершённый иудаизм Второго храма. Зародилось оно как одно из направлений иудаизма, признаёт Танах богодухновенным и полезным для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2Тим.3;16). Имеющее своим основанием Танах, оно рассматривалось фарисеями не как новая религия, а как одна из иудейских сект. При наступлении Пятидесятницы в 31 г. до н.э. первые тысячи христиан были евреями и прозелитами. С этого времени всё более и более верующих присоединялись к Господу. Деян.5;12-14: «Руками... Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом. Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их. Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин».

Помимо веры в то, что Иисус Христос – Мессия, помимо покаяния и крещения во имя Иисуса Христа, христианам из иудеев не запрещалось считать себя иудеями исполнять заповеди иудаизма – кашрут, соблюдение суббот и праздников, видеть в Иерусалимском храме центр религиозной и духовной жизни. «И каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян.2;46). Вместе с тем Ап. Павел серьёзно предупреждает христиан от обрезания. Гал.5;1-6: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон. Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью».

Первые христиане, включая и Апостолов, были иудеохристианами. Они жили в земле Израиля (ивр. Эрец-Исраэль), в её окрестностях: антиохийская, сирийская ортодоксальная, сирийская церковь Малабара, секты наподобие антиган имеют иудео-христианские корни. Это была «особая церковь, существовавшая около пяти столетий в начале нашей эры... Боюсь, что сегодня иудеохристианства не существует... Есть христианство евреев, так же как есть христианство русских, англичан или японцев. Иудеохристианство – термин, подразумевающий некий синтез между ветхозаветными обычаями и новозаветной верой» (Священник Александр Мень. «Что такое иудеохристианство?»). Иисус и Апостолы были по рождению и воспитанию иудеями. Апостол Павел на суде (Деян.23;6) именует себя фарисеем, и от лица первосвященика и иудейских старейшин назван представителем назорейской ереси (Деян.24;5). Как минимум до окончания апостольского века иудеохристианство было основой ранней церкви. Иудеохристиане соблюдали субботу, праздники, кашрут и т.п., свидетельствовали об Иисусе Христе по всему миру, рассказывали народам о выходном дне, и во множестве языков множества стран мира суббота на разных диалектах называется субботой (от ивр. шабат – покоиться).

Апостол Павел осуждает споры, разногласия (1Кор.3;9), разделения (1Кор.11;18), отличая их от  разномыслий. (1Кор.11;19) «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». При этом слово, переведённое как «разномыслие» - это греческое слово «ересь».

Почему христианам первых столетий нашей эры разрешалось соблюдать закон? Ради немощи немощных в вере. Рим.14;1-9: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем,- всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми». Жизнь христианина – это жизнь для Господа. Если мы живём для себя, а не для того, чтобы делать угодное Иисусу Христу (Флп.2;21), мы грешим. Рим.14;10-23: «А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех».

Здесь действительность принципа благовествования, провозглашённого Павлом (1Кор.9;20) «Для иудеев я был как иудей, чтобы приобрести иудеев; для исполняющих Моисеев закон, хотя сам я ему не подвластен, я был как исполняющий закон, чтобы приобрести тех, кто ему подвластен». Перевод Десницкого: (https://bible.by/verse/53/9/20/). 1Кор.9:21-23: «Для чуждых закона (я был) как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его».

Благовествование не завершается приведением к вере. Благовествование – это жизнь христианина. Различие между иудаизмом и христианством не в заповеди, безразлично, старозаветной или новозаветной, а в вере. Жить во Христе – жить в процессе. Флп.3;13-16: «Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить». Рим.14;22,23: «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех». Служить Богу праведностью, миром и радостью Святого Духа (17,18), жить для Господа.

Апостол Павел осуждает споры, разногласия (1Кор.3;9), разделения (1Кор.11;18), отличая их от  разномыслий. (1Кор.11;19) «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные». При этом слово, переведённое как «разномыслие» - это греческое слово «ересь».

Иудеохристиане были разными: одни оставили общение в синагоге (ивр. бейт кнЕсет – дом собрания) и общались исключительно с единоверцами – христианами. Они постепенно растворились среди неевреев; другие, став христианами, оставались в составе синагоги; третьи проповедовали бедность, аскетизм, вегетарианство, верили в необходимость соблюдать почти все еврейские законы, отрицали непорочное зачатие, не признавали Иисуса Сыном Божиим, а считали Его просто сыном Марии и Иосифа, учителем веры, праведником, пророком и Мессией, отрицали апостольство Павла, его послания, и считали его отступником веры; четвёртые, принявшие Иисуса Христа Мессией и Сыном Божиим, считали необходимым соблюдение закона. Если бы сегодня нынешние ортодоксальные христиане встретилось с теми иудеохристианами, они назвали бы их жидовствующими, а те бы назвали их язычествующими, и так как они в своём желании угождать Господу сделали разный выбор, выбрали разное направление, принадлежат к разным учениям, школам, сектам (секта – лат. школа, учение), они назвали бы друг друга сектантами, еретиками (ересь – греч. выбор, направление, школа, учение, секта), предали бы друг друга анафеме (отлучению), прокляли друг друга. Возможно, сегодня это было бы сделано гуманно, а не так, как при митрополитах Московских и Всея Руси Зосиме в 1490 и Симоне в 1504 году, когда  на Соборах была осуждена и предана анафеме ересь жидовствующих. После чего еретиков жестоко казнили.

Нам надлежит удаляться от глупых состязаний, споров и распрей о законе, «ибо они бесполезны и суетны». Если мы находим, что человек заблуждается, нам надлежит его «после первого и второго вразумления» отвратиться, потому что «таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён» (Тит.3;9-11). Самому отвратиться. Судить и наказывать еретика – это практика средневековья, проявление гордости, превозношения, надменности, ненависти, а не любви, и как осуждение само есть грех.

Мы и мир вокруг нас крайне испорчены. Бог хочет изменить нас и мир вокруг нас. Мы, «с праведностью от Бога... через веру во Христа... чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» простираемся вперёд. «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет. Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить».


Рецензии