Коротко о главном - Размышление о ценности жизни

ПРЕДВАРЕНИЕ:
К Рождеству Христову с радостью от Феофила


Неизбежна как судьба,
Участь мне земная.
Убегаю от нея:
Столь постылая она, –
Сердцем прозябаю.

Ничего здесь не хочу
И ничем не связан…
Ни за что себя люблю:
Что отдам или приму
Не считаю даже.

Здесь живу и не Живу…
Сам себя не знаю…
От того всегда грущу:
Что ничто не восхочу,
Если ожидаю.

Несть зачем писать стихи
Разве ради славы? [1]:
От людской бегу молвы,
Всех манящей суеты [2],
Мне не мной забавы.

Сих уходом восхожу
Сердцем покаянным…
Знать ещё Тебе служу…
Верой ли Твоей взойду,
Званный иль незваный? [3]

[Неизбежна как судьба участь мне земная...  Феофил, 2017]

Жизнь представляется бесценной в двух прямо противоположных значениях:

во-первых, для многих она кажется бессмысленной, а потому лишённой ценности, так как всякая жизнь в конце концов завершается и все в ней, приобретённое нами, то, чем мы дорожим – кажется утраченным безвозвратно;

во-вторых, бесценной по существу, т.е. особенно ценной или даже сверхценной с осознанием того, что этой нашей жизни (какой бы хорошей или плохой она ни была) больше не будет никогда.

Если бы не было смерти, то и сама жизнь для человека не имела бы вообще никакой ценности. Она была бы тем, что всегда есть и будет, т.е. тем, что невозможно потерять. Всякий знает: то, что всегда есть в избытке – мало ценится. Когда у вас отменное здоровье, вы не о нем беспокоитесь, а о том чего вам не достает. Вот и в молитвах просим себе то, чего не имеем.

Вечность жизни – обесценивает саму жизнь, а краткость жизни понуждает нас ценить и любить её. Но не смерть делает жизнь бесценной, и не отнимающий ее придаёт ей ценность. Для ценности жизни первоисходной является сама жизнь, данная лишь на малое время. Поэтому нам, брошенным во временное, не хватает времени. И его всегда будет не хватать.

Сожаление располагает к милосердию. Но жалость, милосердие – это у Господа. Смерть не знает жалости. Она просто делает свою работу. Вот достойное сожаления рассуждение: "Не пощадит  нас коса смерти, если завтра предстоит умереть, мирно наслаждайся нынешним днем" [Михаил Псёл].

Что мы знаем о смерти? И все, и ничего. Все, потому что это Неизбежность нашей жизни. И ничего в моральном смысле, поскольку "… никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают …, что она есть величайшее из зол" [Платон. Апология Сократа].

Кто-то забирает нас Отсюда...
Может слепо, может безрассудно...
Девушка с Косою у плеча...
Господи! Спаси меня!
Нет страшнее нам Ея [5] Плаща.

Кто-то проживает безвозвратно
Эту жизнь зачем-то за Меня... [6]
Пеленой закроет Мне Глаза [7],
Чтобы не был зрящим грех своя...

Кто-то оглушает мою память...
Что теперь со Мною станет [8]?
Пеленой закроет Мне Глаза,
Чтобы не был зрящим грех своя...

Кто-то одевает мне рубашку...
Се, смиряясь, всем раскаюсь я...
Пеленой закроет Мне Глаза,
Чтобы не был зрящим грех своя...

Кто-то обнажает беспощадно
Вехи нашей жизни безотрадной
Во мгновенье Судного мне Дня,
Чтоб вкусил я Правду грех своя.

Кто-то забирает нас Отсюда...
Нет, совсем-совсем не безрассудно...
Зрю Ея с Косою у плеча...
Господи! Прости меня!
Нет страшнее здесь нам Палача...
Девушка с Косою на плече,
У Нея есть Правда обо мне...

[Кто-то забирает нас Отсюда...  Феофил, 2020]

Смерть встречает с сожалением тот, кто хотел бы достойно завершить начатое или хотя бы начать что-то достойное, но кому уже на это не дано времени, поскольку до сих пор он «безгодно спах» [4] (тратил время зря).

Впрочем, случается и так, что последние становятся первыми, а первые – последними [Матф.19:30; Матф.20:16; Мар.10:31; Лук.13:30]. Но это уже нет от званных, а от самого Призывающего, ибо Он «воздаде ми» (даровал мне).

Так стоит ли жаловаться на то, что Неизбежность де приходит не вовремя. Нет. Она всегда уловляет центр круга, всегда попадает в цель, когда бросает свой Камень в Воду, ибо сей Камень от Господа. Посему никто не расточай своего времени напрасно. И благодари Господа «о всех, яже воздаде» [Пс. 115] («за все, что Он даровал»). Жизнь эта дана нам на малое время для того, чтобы вкусив её радости и горечи, достижения и утраты, мы не привязывались к скоромимопроходящим вещам, но сделали «душу свою тише самой тихой пристани» (свт. Иоанн Златоуст). Аминь!

26.12.2021
16:30-17:10
27.13.2021
00:10-01:52
01.01.2022
01:00-02:43
Окончательная редакция:
05.01.2022
06.01.2022

————————
[1] Суета – деятельное безверие. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – всё суета!» [Екл.1:2; 12:8].
[2] Что слава? Одеяние суетности, известность, распростертая к пороку...  Не жду и не ищу. То самый Единственный. Г. Х.
[3] «Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» [Матф.20:16].
[4] Здесь «безгодно спах» букв. – спал не считая времени (беззаботно), перенос. – пребывал в лености, тратил время зря.
[5] "Ея" старослав. – Её
[6] Здесь «за Меня» значит, что  вместо Души моей живет только плоть моя.
[7] Здесь «Мне Глаза» – Очи моей Души, т.е. Духовное Зрение.
[8] То есть, что станет с моей Душой.


Рецензии
И это так. Но кроме того смерть дана нам как неизбежность ещё и затем, чтобы мы обрели способность эту неизбежность преодолевать. В том числе и прибегая к помощи Творца всяческих. И это вершина, это Победа, самая что ни на есть.

Сергей Климов 4   08.01.2022 08:39     Заявить о нарушении
А то получается вроде как это Бог положил конец человеческому существованию. Вроде как в этом нужно усмотреть мудрость Творца. Как по мне так это есть заблуждение. Слабо бросить вызов, не Творцу, а его противнику, смерть это его рук дело, но никак не божественная предопределённость ради каких то благих целей. Да, Бог и не благое поворачивает ко благу, но это не повод не благое оправдывать.

Сергей Климов 4   08.01.2022 09:14   Заявить о нарушении
Сергей, Неизбежность не зависит от наших с вами оценок (вот это хорошо, а это - плохо) и потому не нуждается в оправдании, как и всякая неизбежность (например, закон тяготения материальных тел). Есди бы можно было изменить неизменное для условий этого материального мира, то можно было сетовать, жаловаться, плакать и ныть, увещевать и уговаривать, предлагая что-то лучшее вместо того, что существует в этом конечном, привременном бытии. Не нам спорить с Творцом. Неизбежное в этом мире мы принимает со смирением: "Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты" [Матф.26:39].
"Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются. Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы у м р е т е , как человеки, и падете, как всякий из князей[Пс.81:5-8}. Аминь!
Спасибо за отклик!

Феофил   08.01.2022 17:48   Заявить о нарушении
Я согласен, что если бы можно было избежать неизбежного, то и слова такого бы не существовало "неизбежность". Но сколько бы мы не пытались с этим смириться, ну это видится чем-то неестественным и я на стороне бросающих вызов - смерть не неизбежна, старение, увядание, гибель - или разлучение души с телом, это фатально... но не преодолимо. Приходится всё время стоять на позиции двойственности: и можно - и нельзя, и да - и нет. Вот, всплыло выражение "преодолевается естества чин", т.е. и земное тяготение преодолеть можно, важно кому - смиренному или дерзающему? Сдаётся мне ответ мы точно так же: и слышим - и не слышим.)
Спасибо за интересные мысли!

Сергей Климов 4   09.01.2022 09:03   Заявить о нарушении
И кстати ещё, если смерть неизбежность, которую не отменить - можно переменить своё отношение к ней, и как знать, может и смерть сама при этом переменится, превратившись - в рождение.)

Сергей Климов 4   10.01.2022 09:11   Заявить о нарушении