Мемуаристическое... Высоцкий

Мемуаристическое… Высоцкий.

    

     Валерий Золотухин, друг барда написал в дневнике фразу «свой театр». То есть, он нашёл, попал в свой театр… Посмотреть с другой стороны, театр его нашёл. Отправная точка, старый театр на Таганке.
Современники свидетельствуют, авторы сайтов «стихи», «проза»
Воспоминания очевидца. Заядлого театрала, коллекционера, бесценного свидетеля ранней Таганки,  Дэвида Залимановского, в сокращении.

«В старом здании театра было всего с приставными креслами - 400 мест. В продажу поступало 50 билетов, а всего зрителей набивалось более 500.
… Главные действа происходили перед спектаклем. Это посещение буфета, который находился, вход с фойе - на втором этаже. Стояло 4 столика на 4 человека.
 Слева в углу пили пиво артисты с Таганки. Тогда ещё не было приставучего надоедливого фанатства...

Юрий Любимов ярко выделялся среди артистической публики. Джинсы считались признаком иностранца…  С артистами вёл себя,  держа расстояние.
Артисты - пацаны голодраные.  Это позже Марина стала Высоцкого прибарахлять.
А так и в случайной кинохронике он в одной и той же одежде».

     Старый зал театра. Уютный, тесный. Вход, проход между сценой и первым рядом кресел минимальный. Габаритному зрителю только – только протиснуться. С первого ряда и смотреть надо было вверх на артистов. Его перестраивали не раз солдаты, пододвигали или наоборот, отодвигали, ремонтируя зал и сцену.

Авангард режиссёра Любимова, одна из сторон, единение зала с действом актёров.
Игру со сцены в массы. «… мы, с самого начала спектакля как бы договариваемся со зрителями…», слова Высоцкого.
Не все понимали новаторство, были и коллективные жалобы… на первый ряд.
Вечерние спектакли проходили с аншлагом, первый ряд – это 20 зрителей обладателей дорогих билетов.
    
     АВАНГАРД и ещё раз авангард, движущая сила Таганки. Первый ряд, как продолжение сцены…
Автор на сайтах «проза», «стихи», Алла Изрина с юмором вспоминает. Рассказ полностью на её страницах называется «Воспоминания очевидца»

«В театре на Таганке давали спектакль «Жизнь Галилея» по пьесе Бертольда Брехта с Владимиром Высоцким в главной роли в постановке Юрия Любимова… билеты достали, да какие – на первый ряд партера.
… Я надела в театр свой новый джерсовый костюм… Вечер складывался прекрасно…

Спектакль начался…  Священники резко и громко обличали Галилея в ереси… Самого Галилея пока на сцене не было, действие разворачивалось как бы в его комнате с весьма условным декоративным оформлением. На краю сцены у самой рампы стояла большая емкость, доверху наполненная водой. За ней я наблюдала с большим подозрением с тех самых пор, как только мы заняли свои места в зале. "Для чего столько воды", – думала я с опаской. Высоцкий-Галилей решительно вышел на сцену из боковой двери, он был полуодет, быстро подбежал к заждавшемуся его тазу с водой, набрал в ладошки воду и забросил её на себя – в подмышки, на грудь, на лицо. Он мылся по-настоящему, резко и быстро. Во все стороны полетели брызги. Я же сидела напротив него…  через секунду была уже абсолютно мокрой. Мой новый, дорогой, первый раз надетый, шерстяной костюм мгновенно намок, прямо на мне.      

… Высоцкий со сцены исчез. Я подумала – не к добру. Так и получилось. Он вернулся на сцену, и на этот раз в его руках была огромная и уже раскрытая на середине книга, видимо, Библия. Он что-то прокричал священнослужителям, подошел к краю сцены на то самое место, где стоял таз с остатками воды, и резко, с шумом захлопнул книгу. Из неё поднялся и сдулся сквозняком в мою сторону огромный столб пыли или пудры, уж не знаю точно, которая тут же села на мой многострадальный и уже абсолютно мокрый костюм.
Я поняла: это все…».      

     Театр на Таганке для Высоцкого,  как жизнь: овации, тягучие репетиции, будни… Был старым, стал новым театром.
«Моя встреча с Высоцким», Татьяна Гармаш, фрагмент.

 «… Однажды, это было в 1979 году… Увидев Высоцкого, я так растерялась, что не смогла сдвинуться с места, не подошла к нему, не попросила автограф. Он с каким-то скучающим видом сидел на краешке вахтёрского стола, и, свойственным ему, пытливым взглядом осматривал присутствующих в помещении. Служебный вход театра был довольно обширный, там размещался небольшой гардероб для сотрудников театра…

… на нём были брюки из чёрного мелкого вельвета и такого же чёрного цвета небольшая импортная куртка из добротной плащёвки. Он был без головного убора, с короткой стрижкой. Одной ногой он опирался в пол, другая свисала со стола. Был момент, когда наши взгляды встретились. Меня словно током прошибло, это был взгляд человека, прошедшего огонь, воду и медные трубы… Это был луч рентгена… Он просветил меня насквозь!
… взгляд я не забуду никогда, он остался во мне как вспышка молнии».

     Сравнения… Режиссёр Фоменко П.Н., в самом начале становления театра,  говорил мечтательно о хотя бы 80 зрителях. При Юрии Любимове, авангард творил чудеса в заполняемости зрительного зала…

«… в «Десяти днях» по Риду основное действие - это пение артистами блатных и нэпмановских песен перед спектаклем.
Пели,  В. Высоцкий - гитара, когда «не болел».
В. Золотухин – гармошка, Б.Хмельницкий - на аккордеоне, Антипов, Славина. Текст песен: Бертольт Брехт, Александр Блок, Федор Тютчев, Давид Самойлов, Коган, А. Вознесенский, но были и разнообразные интерпретации». Д. Залимановский.
    
     Роль личности-артиста на сцене театра и АВАНГАРД, модернизм, мода.
Евгений Говсиевич, «проза», рецензия на одну из моих публикаций о Высоцком.

«… я дважды был на "Пугачёве". Один раз монолог Хлопуши исполнял ВВС, и это было что-то!! Монолог всего минут 8. Его удерживает цепь. Он рвётся к Пугачёву.
ВВС до пояса раздетый. Видно как тело покрывается потом, все жилки на лице раздуваются, хрипит со страшной силой: "Пустите меня....". В конце монолога он обессиленный падает на цепь. Буря оваций в течение несколько минут. А второй раз Хлопушу играл Губенко. Ни одного жидкого хлопка.
 Около театра всегда во время дня спектакля было море народа - вся площадь бурлила. Все спрашивали "лишнего билетика". Но и задавали второй вопрос; "А Высоцкий играет?".

     Но и было всякое разное… Даже на вечерние постановки, были свободные места. Зритель плохо шёл на дневные спектакли, побольше народу было на предвечерние.
    
     Около театральные события, иногда тоже были зрелищными…
Годы учёбы в Пограничном училище.
«…мои однокурсники специально не раз ездили на Таганку, попасть на какой – то спектакль. Кому – то удавалось…
Бурно делились, повезло увидеть, присутствовать при таком эпизоде.
Разговоров было не счесть, когда Владимир Семёнович после одной из репетиций садился за руль своей красавицы «ГАЗ-21 Волга» «шарового» цвета и отъезжал от театра».
    
     Словосочетание «свой театр» для Высоцкого, перешло в мем… А что такое выражение, «Высоцкий у каждого свой»?
Откуда оно? Истоки…




Фрагменты свидетельств авторов воспоминаний, страницы эпохи ранней Таганки с Высоцким…
Читателям рекомендация: «стихи», «проза», зайти к ним на страницу, почитать, оценить прекрасные воспоминания без сокращений.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →