Древние часть 35

Древние часть 35

Прямой и точной информации о том, почему обитатели острова Пасхи создавали и устанавливали огромные статуи, мы уже не получим. Последние изваяния были водружены на свои места как минимум три столетия назад, а традиционная религия местных жителей была уничтожена христианскими миссионерами. «Мы видели, что они разводят огонь перед определенными, очень высокими каменными фигурами, стоящими вертикально, и сидят перед ними на корточках со склоненными вперед головами, складывая ладони вместе и то поднимая их, то опуская». Такое свидетельство оставили голландские путешественники в 1722 году.
Капитан Джеймс Кук, посетивший остров в 1774 году, пришел к выводу, что «современные жители острова Пасхи уже не считают каменных колоссов богами... Наоборот, я скорее полагаю, что это места погребения некоторых племен или семей». Натуралист Форстер, принимавший участие в экспедиции Кука и расспрашивавший островитян, чему служат эти изваяния, заключил, что «это монументы, воздвигнутые в память некоторых их ареекее, или вождей».
К 1866 году, когда французские миссионеры стали жить на острове постоянно, большинство скульптур в результате островных войн было опрокинуто; более того, в 1862 году почти все население было обращено в рабство и увезено на перуанские рудники. Назад вернулись очень немногие, тем самым значительная часть представлений о существовавших традициях была утрачена. Хотя наши знания о культуре жителей острова Пасхи с тех пор значительно пополнились, а сообщения Кука и Форстера во многом подтвердились, вполне возможно, что статуи изображали духов-предводителей островитян, к которым, как к богам, можно было обращаться с просьбами о помощи в житейских затруднениях.
Огромные каменные изображения человеческих фигур вытесывали и на других островах юго-восточной Полинезии, но классические строгие формы с удлиненными лицами обнаружены только на острове Пасхи. В начальный период заселения жители острова делали статуи также с круглыми головами и маленькими ушами, с миндалевидными глазами, даже с козьей бородкой; встречаются фигуры коленопреклоненные, а также сидящие на корточках, то есть аналогичные тем, что встречаются на других полинезийских островах, и похожие на деревянные человеческие фигурки, широко распространенные по всей Полинезии.
Следовательно, по своему происхождению статуи острова Пасхи не являются чем-то исключительным. Неповторимы они лишь своим единообразием, размерами и количеством. Однако и это можно объяснить, если учесть, что остров Пасхи населяли люди, прожившие там в изоляции более тысячи лет. Они развивали здесь одну, совершенно определенную форму культуры и в ее реализации достигли крайности. Вероятно, первоначально все это связывалось с танцами, празднествами или, скажем, с резьбой по дереву. Ведь они попали сюда из мест, где было развито искусство резьбы, а здесь в их распоряжении оказалось лишь огромное количество подходящего камня. Поэтому не кажется странным, что именно каменное ваяние стало их страстью. Куда более загадочно возникновение особой классической формы, к которой в конце концов пришли жители острова Пасхи. Ничего подобного не создавали обитатели ни в одном другом месте Полинезии или Южной Америки.
Об изготовлении, перевозке и установке статуй мы располагаем довольно большой информацией благодаря прежде всего Туру Хейердалу, который, собственно говоря, и открыл для всех нас остров Пасхи и его историю161.
В отличие от Эриха фон Дэникена, лишь на краткий миг ступившего на берег острова Пасхи и сделавшего несколько фотографий, я в 1955 году с международной научной экспедицией на протяжении шести месяцев проводил на острове полевые работы. Позднее я посетил все музеи мира, где хранятся хоть какие-то предметы с острова Пасхи. Могу утверждать, что на этом острове нет ничего, что не являлось бы результатом труда его жителей, которые в культурном отношении составляют единое целое с ближайшей полинезийской областью. Плоды этого труда отмечены, на мой взгляд, определенным южноамериканским влиянием. С такой гипотезой многие мои коллеги не согласны, наоборот, они поддерживают гипотезу о местном самобытном развитии, изложенную, в частности, супругами Малиновыми. Свою гипотезу о южноамериканском влиянии я строю на существовании аналогичных элементов культуры в обеих областях и в 1947 году подтвердил это экспериментально — плаванием из Перу в Полинезию на модели древнеперуанского плота. Читатель может прочесть об этом в моих книгах «Аку-Аку» и «Древний человек и океан»162. Но сейчас речь о другом — о разгадке тайн каменных статуй. И здесь сослужил свою службу эксперимент.
Островитяне, по всей вероятности, вытесывали статуи из вулканического туфа в каменоломне на склоне кратера потухшего вулкана, именуемого Рано Рараку, где мы, кстати, обнаружили тысячи каменных топоров и кирок. Были ли то орудия каменотесов? Я расспрашивал об этом островитян, и они единодушно утверждали, что, именно используя эти орудия, их предки создавали статуи. И тогда я однажды нанял семерых мужчин, чтобы они продолжили прерванную много лет назад работу. Они наметили контуры статуи и принялись каменными топорами бить по скале, которую время от времени поливали водой, чтобы она хоть немного размягчилась.
Через три дня из скалы проступил довольно четкий силуэт, и у нас появились основные данные для определения необходимого объема работ и времени создания статуи. Несомненно, любую статую острова Пасхи две группы каменотесов из десяти человек могли бы вытесать менее чем за год.
Было ли у обитателей острова Пасхи достаточно времени, чтобы создавать все эти изваяния? Это был второй важный вопрос.
Исчерпывающей описи статуй острова до сих пор нет. Полагают, что их от 600 до 700, при этом, разумеется, есть статуи, вытесанные лишь частично, и статуи, разбитые и погребенные под грудами щебня в каменоломнях. Следовательно, если предположить, что статуй было 800, то для бригады каменотесов из 20 человек это была бы работа на 800 лет. Учитывая то обстоятельство, что первые создатели статуй появились на острове, по всей вероятности, после 500 года, а последние — около 1700 года, все статуи, скорее всего, были вытесаны за период примерно в 1200 лет, то есть за достаточно продолжительное время.
Как только в каменоломнях Рано Рараку были вытесаны первые статуи, потребовалось доставить их к месту назначения. Островитянам пришлось переправить более 300 фигур, некоторые на расстояние до десяти километров, что для монолитов весом от 12 до 25 тонн неблизко. Но транспортировались изваяния и весом в 80 тонн. Каким образом? Местные жители рассказали мне, что статуи шагали сами под действием волшебства или сверхъестественных сил, которыми могли управлять лишь вожди племени или жрецы; но одновременно в их рассказах можно было обнаружить и факты совершенно реальной перевозки гигантских фигур с помощью волокуш.
Я попросил жителей, чтобы они изготовили деревянные салазки (когда-то на острове было значительно больше деревьев, чем теперь, об этом свидетельствуют записи капитана Кука и результаты спорово-пыльцевых анализов) и с их помощью перевезли приблизительно двенадцатитонную статую, привязав ее к ним лыковыми канатами. Затем я пригласил жителей острова на пир. Около 180 человек — мужчин, женщин и детей — пришли поесть, попить, потанцевать и, наконец, взяться за дело. Дружные усилия — и каменный колосс плавно заскользил по равнине.
Для транспортировки более массивных статуй потребовалось бы больше людей и больше осмотрительности, но если 150 человек в состоянии переместить десятитонное изваяние, то 1500 человек смогут переправить стотонную скульптуру — разумеется, используя подходящий способ перемещения. В настоящее время на острове Пасхи живут около 1600 человек. До появления европейцев здесь, однако, могли обитать от трех до четырех тысяч; как и сегодня, они полностью обеспечивали бы себя пропитанием, выращивая таро и сладкий картофель, для которых на острове имеются отменные условия. Большинство этих людей по мере надобности несомненно могли бы помогать при перемещении каменных великанов.
Конечно, древние островитяне могли применять для транспортировки и другие способы, требующие меньшего числа людей. Кстати, об одном из них упоминает и Тур Хейердал в своем сборнике об исследованиях на острове Пасхи: деревянные сани с привязанной к ним статуей можно было бы поднять так, чтобы, с одной стороны, они подпирали статую, а с другой — позволяли бы при волочении осуществлять движение вперед, напоминающее «шагание», как об этом рассказывается в легендах163.
Книги Хейердала побудили инженера Павла Павела к интересным размышлениям и экспериментам. Он машиностроитель, но каменные великаны острова Пасхи совершенно покорили его.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии