Древние часть 32

Древние часть 32

Ольмекские статуи и американские пирамиды
«Загадочные ольмекские статуи! Огромные головы в тесно прилегающих шлемах...» Так описывает скульптурные произведения центральноамериканских индейцев Эрих фон Дэникен. И продолжает: «Мы можем любоваться ими только в тех местах, где они найдены, мы никогда не увидим их в музеях, поскольку ни один мост на Земле не выдержал бы вес этих колоссов. Мы способны перемещать при помощи современных подъемных кранов и тягачей лишь “небольшие” глыбы весом до 50 тонн. Наша техника пасует, как только речь заходит о 100 тоннах. Однако древние жители умели их передвигать и обрабатывать. Каким же образом?»150
Самым значительным из открытых учеными центров ольмекской скульптуры является Ла-Вента. Этот центр располагается на острове посреди реки Тонала, а вокруг простираются болота южной Мексики. На площади в 900 квадратных метров обнаружено много выдающихся памятников: глиняная пирамида прямоугольной формы с плоской вершиной, имеющая высоту 33 метра и стороны длиной 75 и 135 метров, гробницы и террасы, сооруженные из глины и глиняных кирпичей, каменные монументы весом около 40 тонн — алтари и стелы с рельефами, а также четыре огромных каменных головы высотой от двух до двух с половиной метров.
Несомненно, это было выдающееся место, но, к сожалению, здесь не обнаружено практически никаких артефактов, сопутствующих поселениям, по которым можно было бы надежно судить о размерах этих поселений. Вопрос, кто и когда построил Ла-Венту, мы задали археологу Роберту Хайзеру, который тщательно исследовал этот центр и его окрестности151.
На основании радиоуглеродного анализа начало строительства Ла-Венты следует отнести примерно к 800 году до н. э. Спустя 400 лет после трех больших перестроек город опустел. Ла-Вента служила религиозным центром индейцев неизвестного племени, которых в современную эпоху стали называть ольмеками. Могли ли они собственными силами создать такие сооружения?
Если прикинуть, сколько один человек за восьмичасовой рабочий день в состоянии переместить грунта, вырубить камней и переправить их в нужное место, используя тогдашние примитивные орудия труда, если учесть, что только одна пирамида вобрала в себя 130000 кубических метров грунта, и прибавить к этому операции на других строительных объектах и работу над сооружением каменных монументов, можно предположить, что для возведения Ла-Венты потребовалось 1100 000 человеко-дней, что соответствует 2750 рабочим часам ежегодно на протяжении 400 лет.
Однако данные археологов свидетельствуют о том, что эти работы проводились не равномерно, а охватили как минимум четыре этапа. Удобным временем для строительной деятельности могла быть, скажем, ежегодная засуха, продолжавшаяся всегда около 100 дней. Нет оснований полагать, что большая пирамида возводилась именно в четыре этапа. Возможно, например, что в конце каждого пятидесятилетнего календарного цикла (обычного для центральноамериканских цивилизаций) пирамиду надстраивали, а через каждые 10 лет могильники к северу от нее переделывали.
Поэтому следует отделить строительство пирамиды от реконструкций могильных курганов и культового центра. Тогда обнаружится, что пирамиду, для сооружения которой требуется 800000 человеко-дней, могла возвести одна тысяча мужчин за восемь стодневных периодов.
Возведение и реконструкция могильников, реставрация церемониальной площади и заготовление камней для монументов требуют примерно 300 000 человеко-дней. При столетнем цикле каждый стодневный рабочий период требовал бы 75000 человеко-дней или 750 человек в течение 100 дней.
Таким образом, строительство пирамиды каждые 50 лет требовало 1000 человек, которые были бы заняты сооружением пирамиды, могильников и реставрацией площади. Если же установить период трудовой занятости не в 100 дней, а лишь в два двадцатидневных месяца, то весь комплекс мог бы быть успешно завершен двумя трудовыми коллективами, насчитывавшими каждый по 1094 человека.
Имелись ли в болотистых окрестностях Ла-Венты условия для обитания такого количества людей? К востоку от Ла-Венты действительно находятся болота, не пригодные для проживания и занятия сельским хозяйством. Но к западу от нее располагается невысокая холмистая местность, которая в то время была заселена и которая могла прокормить даже при архаичной подсечно-огневой системе земледелия не менее 18 000 человек (20 человек на один квадратный километр). Если предположить, что семьи состояли в среднем из пяти человек, то здесь проживало 3600 физически здоровых мужчин, то есть значительно больше, чем требовалось на строительстве объектов Ла-Венты.
При оценке рабочего времени, необходимого для создания каменных монументов, возникает, однако, еще одна проблема: камень, из которого они сделаны, не местного происхождения. Следовательно, его нужно было (прилагая соответствующие усилия) откуда-то доставлять. Но откуда же? Мой друг геолог Хауэлл Уильяме обнаружил, что весь этот камень (в основном базальт) вулканического происхождения и доставлен из каменоломен юго-восточной части Тустласских гор, расположенных на побережье Мексиканского залива и удаленных от Ла-Венты примерно на 100 километров, если считать по прямой линии. Олъмеки, вероятно, использовали для транспортировки самый простой способ, который напрашивался сам собой: добытый камень они перетаскивали по суше к ближайшей реке, там грузили на плоты и вдоль побережья Мексиканского залива перегоняли до устья реки Тоналы, а затем вверх против течения поднимали до Ла-Венты.
Кроме колоссальных базальтовых статуй и стел в Ла-Венте и других местах было обнаружено множество прекрасных произведений мелкой пластики и рельефов из жадеита. Д-р Уильяме заверил меня, что этот поделочный камень происходит не из Китая (как утверждал Эрих фон Дэникен), а из местных источников, которых достаточно много в Центральной Америке.
Ла-Вента была полуизолированным религиозным центром, похожим на многие другие в этой части света. Поблизости от нее расположены относящиеся к той же эпохе Трес-Сапотес (Три башмака) и Сан-Лоренсо (Святой Лаврентий), где также были обнаружены колоссальные каменные головы; некоторые из них теперь размещены в антропологическом музее города Мехико и в музее в Вашингтоне. Все эти центры, вероятно, построили местные жители в честь своих божеств и поддерживали для своих священнослужителей.
В Ла-Венте находится самая древняя пирамида Америки. По возрасту за ней следует многоступенчатая пирамида Куикуилько в предместье города Мехико, которую около двух тысячелетий назад погреб под покровом извергшейся лавы вулкан Шитле. Однако только майя сделали пирамиды доминантой многих своих религиозных центров.
Майяские центры были, как правило, значительно обширнее и богаче, нежели Ла-Вента, и, несомненно, поглощали огромную массу камня, грунта и человеческого труда. Поэтому и здесь возникают вопросы, можно ли было возвести и какой ценой такие монументы. Убедительно на них отвечает археолог Чарлз Эразмус152.
Долго и тщательно изучали мы с коллегами майяский культовый центр в Ушмале, который занимает площадь 1200 х 600 метров; этот центр майя строили и использовали около 250 лет. Мы выяснили, какой объем грунта и камня содержат все эти сооружения, сколько вложено в них труда каменотесов и ваятелей и каким образом необходимый материал доставлялся на строительство. Потом мы попросили местных индейцев — потомков майя сымитировать все виды работ, хотя, разумеется, и не в полном объеме. У нас было такое ощущение, словно мы оказались на древней майяской строительной площадке: в карьере звенели металлические ломы и бухали деревянные молотки в руках рабочих-каменотесов, отбивавших огромные куски скалы. Их поджидали грузчики, переносившие эти глыбы к каменщикам. Те между тем замешивали раствор. Стены росли стремительно, и вскоре на них уже могли демонстрировать свое искусство ваятели. Продолжалось это несколько дней.
На основании этого эксперимента я пришел к выводу, что для добычи и перевозки глины и камня, для самого строительства и для украшения центра каменными скульптурами требовалось 7,5 миллиона пятичасовых человеко-дней. Есть все основания полагать, что в окрестностях Ушмаля легко могли обеспечить себе пропитание около 1200 семей, то есть приблизительно 6000 человек. Если бы каждая семья освобождала одного взрослого мужчину на 40 рабочих дней ежегодно, предполагаемые работы можно было бы выполнить примерно за 150 лет. Но уже при удвоенном числе рабочих дней на семью большую ступенчатую пирамиду в Ушмале, которая требовала около 650 000 человеко-дней, можно было бы возвести, вероятно, за семь лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии