Древние часть 29
«Колоссы Мемнона». Каждый из них вырублен из единого блока красноватого кварцита, твердого, но поддающегося шлифовке. Камень добыт в карьере Джебель-эль-Ахмар неподалеку от Каира 3400 лет назад. В Фивы колоссы были привезены водным путем протяженностью 680 км. Высота их 20 м, вес 720 т каждый.
При безостановочных работах для доставки материала обычно хватало одной большой платформы. Для вспомогательных работ могли сооружаться дополнительные, меньшего размера. Основная платформа обладала массой, равной примерно пятой части общей массы пирамиды. Кроме платформ, перпендикулярных стенам пирамиды, делались, вероятно, и платформы, параллельные ее боковым стенам, которые окружали пирамиду по всему периметру. Их недостатком было то, что они огибали ребра пирамиды, и это затрудняло транспортировку блоков. Наше представление о конструкции и использовании платформ основано на анализе их сохранившихся фрагментов. Но это не исключает возможности использования строителями и других способов. Например, таких, какие предлагает инженер Павел Павел145.
Строители учли недостатки классической платформы, являвшей собой нагромождение огромного количества материала, и предпочли более остроумное решение. Стену строящейся и еще необлицованной пирамиды они представили как огромную лестницу с высотой ступеней около метра и шириной около 70 сантиметров. Если возводить платформу непосредственно на пирамиде так, чтобы она проходила по стене наклонно вверх, получится трасса для доставки плит от основания к вершине. Таким образом, платформа как бы обвивает пирамиду по винтовой линии снизу доверху. Облицовку пирамиды в этом случае начинали бы сверху, и тогда платформа не мешала бы. Параллельно с облицовкой ее можно было бы разбирать, а материал отвозить на том же санном устройстве, которое спускалось за новым облицовочным материалом.
Возведение пирамиды египтяне начинали с середины основания, у более древних пирамид с укладки отдельных каменных блоков, у более поздних — с укладки целых слоев. Блоки, отшлифованные с нижней стороны, укладывали в форме квадрата, который постепенно увеличивался. Через строго определенные интервалы квадрат «доводили», добавляя слой известняковых плит из Туры. Блоки перемещали и устанавливали с помощью канатов или кольев, засовываемых под ребро или под выступы, специально оставлявшиеся на блоках для этой цели. После установки блока на нужное место их устраняли; такие выступы можно обнаружить на недостроенных пирамидах.
Блоки, предназначенные для облицовки внешних стен пирамиды, обрабатывали особенно тщательно. Для этого использовались медные пилы и долота, отвесы и линейки. Внешние блоки стыковали друг с другом и проверяли их подгонку еще до установки на пирамиде. Тем самым достигалось почти полное отсутствие зазоров.
Как только строительство завершалось, платформы и насыпи разбирались, а облицовочные известняковые блоки полировались.
Сколько людей было занято на строительстве пирамиды и как долго продолжались эти работы? Никаких точных данных по этому поводу не существует. У нас, правда, есть косвенные свидетельства путешественников, в том числе древних греков и римлян, но они появились через две и более тысячи лет после возведения пирамид, поэтому слишком уж полагаться на них нельзя. Единственное прямое свидетельство оставили сами египтяне на двух облицовочных плитах из турского известняка в пирамиде Снофру в Дашуре. Первый блок с датой 21 года правления Снофру установлен в северо-восточном углу основания, а второй с датой следующего года размещен в середине стены. Из этого можно сделать вывод, что пирамиду Снофру, объем которой составляет приблизительно три четверти объема Великой пирамиды Хеопса, строили около трех лет. Столь быстрый темп может показаться, однако, нетипичным, поскольку существует немало косвенных доказательств, свидетельствующих в пользу предположения, что фараоны посвящали строительству своих пирамид многие годы, быть может, десятилетия, а некоторые из них так и не сумели завершить всех работ.
Мы располагаем весьма скромной информацией и об организации строительных работ. Рабочих объединяли в трудовые бригады, насчитывавшие примерно по 250 человек; распоряжения передавались по цепочке, то есть способом, принятым в армии. Возможно, многие из рабочих были заняты на строительстве в течение двух-трех месяцев, когда Нил заливал их поля и вода ближе всего подступала к пирамиде, что значительно облегчало доставку строительного материала. Использование такого «принудительного» труда — почти повсеместно распространенное явление до изобретения денег. Это была древняя форма взимания дани.
Однако не исключено, что каменщики, мастера-каменотесы и другие квалифицированные работники трудились на строительстве пирамиды полный срок. Жили они в длинных домах, сложенных из грубых обломков известняка, в которых казарменным способом можно было разместить около четырех тысяч человек. Об этом свидетельствуют остатки жилых объектов, примыкающих к пирамиде Хефрена в Гизе. О повседневной жизни рабочих мы знаем немного. Вероятно, они жили так же, как и их потомки, возводившие тысячу лет спустя фантастически богатую гробницу фараона Тутанхамона. Они жили неподалеку от Долины царей в деревне с кирпичными домами, центральной площадью, на которой располагался колодец, и полицейским постом у ворот. На обломках керамики, как мы на бумаге, они фиксировали самые разные события своей жизни: получение свободного времени, чтобы отвести к ветеринару заболевшего осла или похоронить умершую тетку, продвижения по службе, заказы на новый инструмент, способы жеребьевки при получении того или иного имущества и во время выборов, жалобы на слабость и голод (не получив вовремя свою норму, они моментально объявляли забастовку), а также такие сведения, как информацию какого-то бригадира о количестве фитилей к масляным лампам, полученных его бригадой для проведения подземных работ (масляные лампы такого типа были обнаружены в свалках, оставшихся после строительства многих пирамид; если фитили были правильно подрезаны и если с ними умело обращались, они дымили не больше, чем свечи). Эти рабочие, по всей вероятности, были свободными людьми. Вряд ли так могли вести себя рабы.
Работники, занятые в течение полного срока на строительстве пирамид тысячелетием раньше, жили, вероятно, в таких же условиях, поскольку египтяне были достаточно консервативными людьми и образ их жизни не слишком-то менялся. Сезонные рабочие разбивали себе в лагере временные жилища. В отличие от мастеров рабочие группы не были специализированными. Видимо, каждая группа выламывала в карьере каменный блок, переправляла его, обрабатывала, ставила на нем свой опознавательный знак и устанавливала на определенное место. Тем самым каждый работник испытывал чувство сопричастности к завершенному сооружению и воспринимал свой личный вклад как важный для блага фараона и бога.
Египетские пирамиды были по существу гробницами, в которые египтяне помещали бренные останки своих правителей после их смерти. Согласно религии, важной частью которой было сохранение тела, египтяне относились к посмертной жизни как к продолжению земного существования, поэтому старались обеспечить умершего необходимым запасом провианта и одежды, разнообразных предметов, а также оказать ему определенные услуги и даже снабдить пищей из этого мира. И хотя в той, новой жизни умершие существовали как бесплотные души, было необходимо, чтобы у этих душ была своя основа, свои дома, а предметы обихода или по крайней мере их образы составляли бы неотъемлемую часть жизни. Такое понимание равно разделялось как правителями и сановниками, так и беднейшими жителями страны. Правители имели самые большие и самые роскошные гробницы, что было крайним выражением обычной практики древнеегипетского общества. Для жен фараонов, как правило, возводились меньшие гробницы, для придворных и сановников гробницы вытесывались в скале и сооружались небольшие храмы, часто имевшие сложные украшения и устройство, а простые смертные погребались в землю с небольшим запасом еды и одежды.
Почему египтяне возводили гробницы фараонов в виде пирамид? На этот вопрос ответить нелегко, скорее всего, существовала не одна причина. Вероятно, это был самый простой способ возвести объемное и массивное сооружение, которое сохранилось бы «навсегда» и соответствовало бы интересам фараона, желавшего и на том свете вести прежний образ жизни.
Другая возможная причина заключается в том, что одним из многообразных путей, по которым дух умершего фараона мог приблизиться к небу, является лестница. «Мы строим для правителя ступени, чтобы по ним он мог подняться на небо», — записано на одном из папирусов. Ранние, так называемые ступенчатые, пирамиды с четырьмя или шестью уступами действительно были похожи на огромную лестницу. Ступенчатую форму имело и большинство более поздних пирамид. Лишь значительно позже древние египтяне стали делать стены пирамид гладкими, что нам так хорошо знакомо. Вероятно, это должно было символизировать солнечные лучи, падающие на землю. Иногда так бывает на закате, когда солнце скрывается за облаками. При этом лучи падают на землю под одним и тем же углом (примерно 51 градус); именно такой угол и образуют с землей стены большинства пирамид. Поэтому весьма достоверным является предположение, что пирамиды задумывались как вечное изображение солнечных лучей, по которым почивший фараон вступает на трон бога Солнца. «Небо для тебя укрепило солнечные лучи, так что ты можешь вознестись на небо, как око Ра», — гласит стих под номером 523.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Свидетельство о публикации №122010502926