Когда высокая тоска сгорает в пламени свечи

                ...Тихонько плакала свеча
                И оплавлялась прежним счастьем...

                Светлана Груздева


Когда высокая тоска
сгорает в пламени свечи,
строка нисходит свысока
и колокольчиком звучит.

Сливаясь в колокольный звон,
слова пронзают разом тишь,
и ты, стихом своим спасён,
молчишь...


Рецензии
Сначала поворчу, потом — наоборот:

Первая строфа делит аудиторию по возрасту, тех, кто помнит песню о "Высокой тоске" и нет. Музыкальная фраза "Звенит высокая тоска" стихотворения Леонида Завальнюка (позднее, положенная на музыку Ю.Саульского и исполненная дуэтом Т.Рузавиной и С.Таюшева)известна многим. Вещь можно назвать "золотым фондом" минорного сенситивного наследия. В продолжении, обязательно вспоминаются строки: "Я не один, пока я с вами", "Кто не терял людей и близких", со всеми интонациями, слоями коллективных слез и частных переживаний. Получается, это такой мостик из стихотворения в музыкальную ловушку, может, неосознанно, может, сознательно, но эта связь работает. И поскольку песни всегда сильнее стихов, то чтобы вырваться из этой ловушки, все остальное должно быть по исполнению на порядок выше, чтобы не быть простым повторением, которое в юриспруденции имеет другое название. Это только законы могут иметь двойной ценз "Бойля-Мариотта", в искусстве, поскольку логос и шире и свободней, такие повторы скорее слабость.
В эпизоде "строка нисходит свысока" логическое противоречие. Глагол "нисходит" буквально "сходит вниз" без всяких эмоциональных и чувственных мет — указание на место, даже и ментальное (нисходит вдохновение или снисходит, нисходит благодать). Использование при нем наречия "свысока", выглядит как тавтология, снизу, слева, сбоку нисходить нельзя. А если это слово используется как мета наречия в его первом значении (свысока как место, это устаревший вариант, архаизм) — надменно, высокомерно, — то это не вписывается в интонацию и сюжет.

В краткой миниатюре каждое слово на вес старинной лепты. В двух соседних строфах "колокольчиком" и "колокольный" выглядят не очень поэтично и бедно. Да и по логике вещей: колокольчик уже звучит строкой, а тут вдруг слова только вливаются в колокольный звон. И в таком контексте "строка" и "состоящие из нее слова" воспринимаются как два разных образа, а ведь это не так.

В шестой строфе слово "разом" при "пронзают" это вставка для размера без смысла, ритмическая заглушка. И выглядит оно здесь немного чужим, поскольку очень близко к уровню просторечий, а здесь такая высокая нота искусства.

А вот финальный вывод, развязка очень удачны по решению темы творчества и его взаимоотношения с художником. Если бы троп "высокая тоска" был исключительно авторским, можно было бы провести глубокую параллель о том, что искусство, как и любовь, его сестра, бывает как палачом, так и спасителем. А то указание, что слова порой приходят как бы в обход автора, прорывая пелену трансцендентности, этому итогу придает еще и философский контекст в плане идеи, кто сочиняет, мы или мы только записываем.

Мои заметки не для редакций, не для изменения стихов, считаю, что переделки ломают волну и рушат стиль, а так, на будущее. Если стихи только способ общения, на мои ворчания можно не обращать внимание. По нижним комментариям о студентах поняла, что по моему прошлому, мы — коллеги.
Доброго Вам лета...

Кшесинская Деметра   28.06.2022 16:10     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Деметра, за подробный разбор! Просто я прочитала стихотворение Светланы Груздевой - и у меня сразу сложилось. Согласна на счет масла масляного - нисходит свысока. Слова - в строки - в стихи - колокольчики в колокольный звон. Согласна - противоречие - по логике - правильнее колокольчиковый звон - или колокол или колокольчик. Пронзают разом тишь - ритмической заглушки нет - потому что в моем случае стих "рождается сразу целым" - именно так у меня происходит. Редакция внутри происходить - бульон мыслей - и бац-бац. Есть у меня такая особенность - мешать высокий штиль и просторечия, добавлять соль, так сказать, языка в рафинированный бульон))), придавать "мертвечине" живость, шучу. Спасибо большое! Подумаю.

Да, сейчас летние биологические практики. Защиты у зоологов и ботаников вчера прошли.

С уважением,

Елена Леонидовна Федорова   28.06.2022 21:11   Заявить о нарушении
Нисходит заменила на приходит - строка приходит свысока. Над колокольчиками и надо крепко подумать) Спасибо)

Елена Леонидовна Федорова   28.06.2022 21:47   Заявить о нарушении
Переделала:

Когда высокая тоска
сгорает в пламени свечи,
строка приходит свысока
и колокольчиком звучит.

Сливаясь в мелодичный звон,
стихи пронизывают тишь,
и ты, строкой своей спасён,
молчишь...

Елена Леонидовна Федорова   28.06.2022 22:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Деметра!

Утро перечитала стих, все-таки решила оставить как есть.

Пламя свечи своей силой достигает высокого "высоко" и оттуда нисходит затравка-строчка. Поэтому у меня сплавились высокая тоска и свысока. Всё же нисходит свысока - масло масляное - подчеркивает эту высокость, откуда приходят стихи. Затравка колокольчиком будит бродившие слова, и они единым целым, сливаясь в колокольный звон (мелодичный - не то, не набатный) прорывают тишь. Оставила просторечие "разом" - по звукописи лучше (пронзают разом), чем пронизываюТ Тишь - слипание.

Спасибо большое, Деметра! Это очень важно- взгляд со стороны.

С уважением,
Лена

Елена Леонидовна Федорова   29.06.2022 08:23   Заявить о нарушении
А я писала, что менять не нужно. Ваши пояснения это авторское право. Просто мне прочиталось так, как написала: это диалог совещательный, не диктат. Хорошо, что оставили старый вариант...

Кшесинская Деметра   29.06.2022 08:32   Заявить о нарушении
Все Ваши замечания - верные и по существу! Спасибо!

Елена Леонидовна Федорова   29.06.2022 09:00   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →