Язычники против евреев

Михал Чайковский в статье «Грех антисемитизма» (http://www.vehi.net/asion/chaik.html) писал: «Корни антисемитизма находятся в дохристианском мире. Он «возник и развился в мире античного язычества, особенно в таком его центре, как Александрия, где-то около II в. до Рождества Христова... Первоначальными его распространителями были египетские литераторы этого периода, обвинявшие евреев в различных злонамеренных делах... В 38 г. до Рождества Христова в Александрии дошло и до еврейского погрома. Выступления против евреев в I в. до Рождества Христова - и в I в. после Рождества Христова вспыхивали также и на острове Родос, в Риме, Сирии и Палестине - в местах, связанных с зарождением христианства, с начальным этапом его истории. Для образованного язычника тех времен не было никакой разницы между евреями и христианами. Даже когда их начали различать, против христиан стали выдвигать точно такие же обвинения, как и против евреев. Христианскую церковь, христиан обвиняли в ненависти ко всему роду человеческому, в совершении отвратительных ритуалов. Христиане, утверждали их противники, предаются всяческому разврату и кровосмесительству, почитают голову осла, практикуют ритуальные убийства. Именно в этом язычники ранее обвиняли евреев В связи с распространением христианства, некоторые античные авторы начинают проявлять симпатию к евреям. Власти Римской империи предпринимают преследования христиан, оставляя в покое иудеев, и даже освобождают их от обязательного принесения жертв языческим богам и смотрят сквозь пальцы на их религиозный культ. Образуется странный антихристианский союз - язычества Рима и верного Единому Богу иудаизма. Нарождается и еще более абсурдный, судьбоносный и мрачнейший по своим последствиям парадокс. Молодая христианская церковь, ведущая свое происхождение от еврейской синагоги и постоянно для своей легитимации в ней нуждающаяся, начинает инкриминировать евреям те самые "вины", на основании которых некогда языческие власти преследовали христиан».

Достопочтенны ксендз Михал Чайковский наглядно нарисовал нам картины сражения, явления битвы, происходящей между драконом (сатаной) и Божией Церковью (Отк.12;17). За этими картинами мы можем видеть тактику диавола, который (1Пет.5;8) «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Сатана подменяет любовь ненавистью, обвинениями, наветами. Язычники обвиняют евреев, потом и христиан. Рим обвиняет христиан, поощряя евреев. Христиане совместно с Римом, а потом и самостоятельно обвиняют евреев. Все присваивают себе суд и казнь.

Апостол Пётр разъясняет характер диавола не для того, чтобы просто разъяснить характер диавола, а в связи с наставлением (1Пет.5;6-10): «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире. Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми». Иисус Христос сказал ученикам (Мтф.26;41): «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Апостол Пётр наставляет (1Пет.4;7): «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах». В не вошедшем в канон Нового Завета, написанном на древнегреческом языке между 70 и 132 гг. н. э., анонимном послании Варнавы, с 18-й по 20-ю главу говорится о двух путях «учения и власти, один - света, другой - тьмы».

Путь света – это жизнь по закону духа жизни, жизнь по духу; путь тьмы – жизнь по закону греха и смерти, жизнь по плоти (Рим.8;1,2).  В Отк.2;4 Ангелу Ефесской церкви сказано: «Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою». В делах милосердия Церкви не стало силы первой любви из-за охлаждения любви к Богу. Любовь к Богу проявляется в жажде общения с Ним в желании пребывать в учении, в общении святых, в хлебопреломлении, в молитвах, в страхе Божием, в поклонении, преклонении, в славословиях, в духовных песнопениях, в благодарении, хвале. Таким путём мы достигаем Единого, исполняемся Им и пребываем в Нём, излившемся в наши сердца Святым Духом, данным нам (Рим.5;5). Тогда (2Пет.1;3,4) «от Божественной силы Его» имеем мы «все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы... (мы) через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью». Если мы оставляем это, мы оставляем возможность познавать Бога: достигать Духа, исполняться Им, пребывать в Нём, духом умерщвлять плотские дела (Рим.8;13). Тогда наши помышления теряют чистоту, в них вплетается обман, заблуждения, ереси.

Так, в послании Варнавы, в 19-й главе говорится не о пути света, а о его следствии, чем  истинное учение искажается, превращаясь, подобно иудейскому закону, в закон заповедей, чем христианство ставится с ног на голову. В «Слове о пасхе», почитаемого в лике святителя, богослова II в. н.э. Мелитона Сардийского пламенно, в духе античной риторики, грозно осуждаются преступления неблагодарного народа Израилева, предписывается ему как он должен был поступить, будто без Бога это было.


Рецензии