Антиквары Галактик Версия 180

Антиквары Галактик Версия 180

Болезни цивилизации

Цивилизованные люди воспринимают все вышеуказанные трудности и страдания как общечеловеческие. Но они дополняют их другими, во многом, возможно, более мучительными, «облагороженными» трудностями. Наиболее очевидной из них является широко разветвленный институционализм. Можно смело сказать, что у первобытных обществ есть только два основных института — торжественное бракосочетание, подтверждающее наличие семьи, и унаследованные племенные обряды, определяющие общественные обязанности. Цивилизованное общество добавляет к этому еще два института — государство и церковь. Каждый из них имеет свою иерархию служителей и правителей.
Кроме организованной церкви и государственной бюрократии, в каждом урбанизированном обществе (и в некоторых неурбанизированных) есть еще один институт, требующий своей иерархии руководителей и руководимых,— война. В то время как ритуальное человеческое жертвоприношение уносило десятки, иногда сотни жизней, на войне счет идет на тысячи и миллионы (а в случае ядерного конфликта могут погибнуть миллиарды).
Постепенная диссоциация
Связь между психическими заболеваниями и институционализмом определяется диссоциацией, или социальным и психологическим отделением. Можно предположить, что в период сравнительно спокойного плиоцена наблюдалась относительная гармония между видом и индивидами, гоминидами и другими существами. Но плейстоценовые катастрофы постепенно разрушили это биопсихологическое единство, отделяя организм от организма, группу от группы, что способствовало появлению у наших предков возможности отличать божественное от обыденного, слово от дела. Так открылся путь к лицемерию, поддерживаемому обманом. Каждый последующий катаклизм вел к дальнейшему сдвигу в области этики, следствием которого стало сначала освящение, а затем осквернение материнства, чувственности и сексуальности. Но ни возвышение, ни отказ никогда не были предметом выбора. Например, людоедство или временно поддерживалось, или запрещалось навсегда. Сохранять каннибализм или отказаться от него было не так-то просто, и уж никогда эта проблема не была делом личного выбора или желания.
Этологические рассуждения
Понятия «этос», «этика» и «этология», как свидетельствует их общий корень, когда-то относились к поведению и животных и людей. В настоящее время первые два термина относятся к поведению человека, а третий связан исключительно с поведением животных.
Если же абстрагироваться от понятия «новое» в социобиологии, то понятия «этический» и «этологический» в своем современном значении могут частично перекрывать друг друга; было бы совершенно невероятным полагать, что катастрофа, так повлиявшая на человека, и в частности на характер его поведения, не затронула бы животных, особенно высших.
Если исходить из фактов, приведенных в мифах, которые мы объясним и проанализируем ниже, и если использовать данные сравнительной психологии, то можно с уверенностью сделать вывод, что некоторые черты поведения животных, которые в настоящее время считаются извечными, до событий в плейстоцене либо не существовали вовсе, либо встречалась крайне редко. Я считаю, что к чертам поведения, возникшим вследствие катастрофы, можно отнести следующие:
1) цикличность, то есть чередование дневной и ночной деятельности либо периодов половой активности и покоя;
2) ксенофобию, или вражду между сообществами;
3) периодические невероятные увеличения размеров популяций с целью спасения вида от вымирания;
4) миграции, вызванные временным сокращением жизненного пространства или исчезновением источников питания;
5) охоту как предпочтение агрессивных действий спокойному собирательству;
6) ритуализацию, то есть вынужденную форму поведения с целью налаживания связей, ограничения движения или спаривания.
Планетарное перемещение
Одно из противоречий в поведении, которое я определил как диссоциативное и которое заключается в различии между религией (выраженной в мифе и проявляющейся в обрядах) и наукой (выраженной в технологии и осуществляемой инженерами), существует еще со времен шумеров. За последнее столетие это противоречие превратилось в пропасть. Под влиянием униформистской теории научная картина нашего прошлого (доисторической эволюции и исторического прогресса) вступила в противоречие с той картиной, которую рисует мифология всех континентов и которая делит человеческое прошлое на два основных периода. Первым периодом является относительно спокойный золотой век; после него последовал период, полный изменений, который можно назвать веком волнений и разделить на еще более краткие временные отрезки.
Исходя из этой противоречивой ситуации, я заявляю, что полностью согласен с научной картиной исторического развития недавних тысячелетий, но что касается доисторической эпохи, то здесь я отдаю предпочтение мифологической интерпретации. Современная научная периодизация доисторического периода основана, на мой взгляд, на сознательном игнорировании имевших место в прошлом катастроф и отрицании страха перед возможными катастрофами в будущем. (Мне кажется, что до Дарвина ученые были более склонны к восприятию идеи о былых катастрофах, поскольку такие события признавала и религия, но впоследствии наука полностью их отрицала, и в настоящее время эта идея имеет очень мало сторонников.) Я полагаю, что в интеллектуальном отношении мы будем разобщены до тех пор, пока не сможем соединить мышление мифологическое с мышлением научным.
Я вновь возвращаюсь к мифологической картине нашего прошлого. В легендах большинства народов мира мы находим описания райского периода, включающие общие условия своего существования.
1. В небе в зените постоянно находилось огромное, кажущееся неподвижным светило, называемое «космическим яйцом» или «ночным солнцем», которому все поклонялись. Исчезло оно в результате катастрофы. (С научной точки зрения это означает, что в нашей Солнечной системе были две звезды, причем наша Земля была астросинхронным спутником меньшей звезды, которая исчезла, как взорвавшаяся новая.)
2. Климат на Земле был влажным и теплым, не было ни зим, ни ночей.
3. Растительность была буйной, а ее плоды столь обильны, что ими можно было питаться постоянно и без труда.
4. Поверхность Земли была почти ровной, водоемы неглубокими, обширные и бурные океаны отсутствовали.
5. Конфликты между особями и видами были чрезвычайной редкостью, тем более кровавые; плотоядные питались скорее падалью.
6. Социальной структурой человеческого общества был матриархат, отцовство было не известно или не имело значения. Так называемые «мужественные» черты характера, такие, как сила и агрессивность, были лишними; в то же время «женственные» черты, такие, как нежность, готовность утешить и защитить, были настолько обычными, что считались само собой разумеющимися.
7. Смерти в нашем понимании не было; понятие бессмертия могло появиться в связи с массовым долголетием; но мне кажется, что, скорее всего, смерть не была чем-то устрашающим, а считалась просто естественной частью жизни.
8. Этот период закончился с гибелью «меньшего солнца». Жители Земли упали с «высших небес» в «низшие небеса»; пользуясь научной терминологией, Земля была катапультирована из области, которую сегодня мы называем областью планеты Юпитера, и стала вращаться по новой орбите, ближе к Солнцу. Одновременно ось ее вращения стала наклонной, в результате чего появились чередования дня и ночи, а также времен года.
9. В космосе и на Земле время от времени случались разные события: наводнения, пожары, землетрясения, оледенения, падения небесных та и взрывы, сопровождавшиеся гибелью животных и людей. Взрыв новой звезды изменил орбиту не только Земли, но и орбиты других планет: прежде чем утвердиться на современных орбитах, они часто сближались на опасное расстояние, что имело катастрофические последствия.
Культурное развитие как краткое повторение сказанного
Потерей плиоценового рая наши предки были так напуганы, шокированы и сбиты с толку, что утратили связь не только с окружавшей их природой, но и со своей внутренней сущностью, которую стали теперь считать угрозой для самих себя. Одним из последствий оказалось противоречивое чувство двузначности — одновременное желание и отвержение чего-либо, причем сам индивид не осознавал этой внутренней борьбы. Наши предки ностальгически страдали по потерянному раю, а их попытки овладеть ситуацией приносили лишь несчастья внешнему миру. Их идеи иногда были чисто райскими (например, представления о загробной жизни), а иногда приводили к настоящим катастрофам (например, бескомпромиссная война, в которой погиб Карфаген). Но в большинстве случаев все их достижения в области культуры были двойственны, как бог Янус: с одной стороны, восстановление утраченного рая, а с другой — пробуждение разрушительных процессов, уничтожавших этот рай. Примеры подобной двойственности в развитии человечества довольно многочисленны. Овладение огнем в палеолите возвратило тепло плиоценового светила, но лишь ценой сожженных, деревьев, а зачастую и жилищ и вместе с ними людей. Одомашнивание животных и растений в неолите вернуло прежнее взаимодействие видов, но уже только через использование, эксплуатацию одного другим. Урбанизация в эпоху бронзы напомнила было потерянную планетарную систему, но сотворила непригодную для жизни человека среду обитания. А уж империализм эпохи железа, целью которого было создание универсальной структуры, напоминающей первоначальный космос, решал свои задачи, применяя страшную жестокость.
Загадки раскрытые и нераскрытые
Парадигма сторонников теории катастроф не нова. В прошлом веке ее выдвинули Жорж: Кювье и Игнациус Донелли. В XX веке к ним присоединились Клод Шеффер и Эммануэль Великовский. Несмотря на то что большинство ученых не признают ее или попросту игнорируют, тем не менее она, по-моему, лучше других объясняет загадочные явления истории.
Однако существует целый ряд доисторических загадок, которые не в состоянии объяснить ни теория катастроф, ни теория упиформизма. Трудности возникают и в том случае, если мы применим какую-нибудь другую, диахроническую* парадигму. Такой загадкой, к примеру, является необычная величина человеческого мозга и его быстрое развитие в плейстоцене. Попытка объяснить этот факт ускоренным развитием интеллектуальных способностей человека, направленных на его выживание в экстремальных условиях ледниковой эпохи, не выдерживает никакой критики. В природе ведь существует множество организмов со сравнительно небольшим мозгом, которые тем не менее успешно пережили ту же ледниковую эпоху.
Следующая необъяснимая загадка — это отсутствие половых связей между ближайшими родственниками, которое можно наблюдать и у шимпанзе (как диких, так и находящихся в неволе), и у людей (как современных, так и их предков). Это явление нельзя объяснить лишь наличием инстинкта или какого-то табу, а также боязнью биологической дегенерации, поскольку оно не подтверждается ни теоретически, ни практически.
Для современных сторонников натурфилософских взглядов одной из крупнейших загадок доисторической эпохи является вера в сверхъестественное. Предполагается, что неандертальцы верили в дискарнацию души, то есть в отделение души от тела, а также в наличие привидений. Большинство их потомков, во всяком случае со времен неолита, как мне кажется, должно было верить в богов, духов, домовых и многих других бесплотных, но могущественных существ. Натуралистическое объяснение их существования путем проецирования человеческих желаний не убедительно. Ведь сверхъестественные существа не только помогают, но и вредят. Можно было бы поставить и такой вопрос: почему большинство людей чувствует присутствие подобных существ, а большинство ученых не чувствует? Неужели они поражены больше, чем остальные, онтологической слепотой?


Рецензии