Антиквары Галактик Версия 179

Антиквары Галактик Версия 179


Предысторические проблемы
Вряд ли можно утверждать, что доисторический период жизни человечества начался в эпоху продолжительного миоцена с его богатыми лесными просторами только потому, что до этого вообще никаких гоминидов не было. Нашими предками, очевидно, были дриопитеки — покрытые шерстью четвероногие травоядные животные, жившие на деревьях.
Как уже говорилось выше, существует теория, согласно которой водный образ жизни и привычки, связанные с ним, привели к отделению Hominidae от Pongidae. Если это так, то данный этап в развитии человечества можно считать завершающим в предысторическом периоде. От этих человеческих существ не осталось никаких следов. Мы можем только предполагать, что они были похожи на своих родственников, рамапитеков и дриопитеков, окаменелости которых найдены в Старом Свете.
Уже в плейстоцене останки людей и следы их деятельности, а также предметы, обработанные ими, встречаются чаще. Верхний плейстоцен отмечен началом художественной деятельности человека — рисунки на стенах пещер, раскрашивание краской умерших. И хотя плейстоцен не выделяется в особую историческую эпоху, как более поздний голоцен, от этого периода сохранилось гораздо больше следов жизнедеятельности человека, чем от предшествующего плиоцена. Учитывая переходный характер плейстоцена для процесса развития человечества в целом, его можно назвать предысторическим этапом. Это была эпоха, уже отмеченная кое-какими следами человеческого существования. Человек эпохи среднего плейстоцена стал плотоядным, но, кроме того, и людоедом. О его плотоядности свидетельствуют многочисленные царапины на обглоданных костях животных, оставленные каменными орудиями. Доказательством каннибализма являются увеличенные foramina magna на черепах вида Homo erectus.
Появление земледелия отмечается следами человеческих жертвоприношений. В погребениях вождей находят также и останки их слуг. Людей, приносимых в жертву богам, душили или топили, иногда резали на куски или сжигали. Причиной кажущейся жестокости было то, что в эпоху плейстоценовых оледенений время от времени погибало очень много людей вследствие тектонических катастроф. Принесение людей в жертву (попросту убийство) служило платой или ублажением кого-то, кто, обладая могущественной силой, мог отвратить от людей еще большую беду.
Таким же мистериальным проявлением земледельческой эпохи являются мегалиты. На всех континентах, за исключением Австралии, были возведены большие каменные постройки, созданные неизвестным способом и для непонятных целей. Они весьма различны: от простого кромлеха в Стонхендже до изящной пирамиды в Египте. Предположения ученых об их астрономическом или культовом назначении не исчерпывают всего комплекса проблем. Строительство этих объектов требовало значительных трудовых затрат. По всей вероятности, мегалиты призваны были служить для вычисления нарушений в движении небесных тел и преодоления их последствий.
Следующим важным фактом доисторической эпохи, на этот раз уже для Северной и Южной Америки, являются отдельные доказательства трансатлантических и транстихоокеанских связей между обоими полушариями задолго до плаваний норманнов, испанцев и португальцев. Такими доказательствами являются наличие в Новом Свете ханаанских надписей, находки римских монет, барельефы с изображением слонов и, что особенно важно, представителей негроидной и монголоидной рас, наличие растений из Океании. Несмотря на то что таких доказательств недостаточно, чтобы сделать окончательные выводы, их в то же время слишком много, чтобы ими просто пренебречь. Я полагаю, что эти связи в прошлом существовали, но потом были уничтожены вследствие каких-то катастрофических нарушений морских путей, которые могли быть вызваны понижением морского дна или усилением ветра над океанами.
Дикое поведение
Слово «дикий» (savage) в обычном понимании связывается с жестокостью. Характерными для дикости являются древнейший обычай человеческого жертвоприношения и каннибализм. В XIX веке антропологи начали применять термин «дикий» в техническом смысле, то есть в значении «дописьменный» или «предурбанистический». В такой интерпретации эти определения относятся к народам, основу хозяйства которых составляет собирательство, охота или начала земледелия.
Поскольку в дописьменный период мы обнаруживаем слишком много такого, что можно назвать жестокостью, то применение термина «дикий» мы не считаем несправедливым, если его понимать обобщенно. В то же время нельзя забывать о том, что и цивилизованная жизнь полна жестокостей, хотя они и проявляются в иных формах. Среди наиболее распространенных форм жестокости дописьменного периода можно назвать обряд посвящения в юноши, ритуальные действия и охоту за черепами. Обряд посвящения в юноши знаменует собой завершение детства и прекращение зависимости от матери. Он включает в себя общественную изоляцию, телесное насилие и психическое запугивание. Ритуальные действия, с чего бы они ни начинались в детстве и на какую бы часть тела ни были направлены, в конечном итоге завершаются посвящением в юноши и концентрируются на половых органах.
Моя интерпретация этих обычаев заключается в том, что все эти действия в обобщенной форме должны были напоминать о катастрофических событиях прошлого, неоднократно калечивших наших предков в плейстоцене и явившихся предзнаменованием того мира, который мы знаем сегодня. Направленность ритуальной хирургии на половые органы, возможно, отражает ситуацию, господствовавшую в период плиоцена, когда эротическая активность была выше и не столь ограничена, как позже. Ритуальная хирургия должна была ограничивать половую свободу, считавшуюся отклонением от правильного поведения, за что человечество наказывалось небесами.
Охота за черепами распространена у первобытных народов Евразии, Африки, Океании и Южной Америки. Добытые головы могут быть либо съедены, либо высушены и уменьшены; ими украшают жилище или носят с собой в качестве трофея. Обычай охоты за черепами родствен скальпированию в Северной Америке или мексиканской игре в мяч, когда побежденного убивали. Он связан также с обычаем, распространенным в Центральной Америке, заключавшимся в установлении больших каменных шаров на вершинах гор и холмов. Во всех этих случаях человеческие головы как сферические предметы отождествлялись с небесными телами, то есть с планетами, приближавшимися к Земле на опасное расстояние, или с метеоритами, бомбардировавшими земную поверхность.
Специалисты-психоаналитики считают, что жестокость, какой бы она ни была по отношению к жертвам, всегда мотивирована, а ее побудительной причиной является страх. Это определение помогает нам понять тот факт, что многие племена, находящиеся и сегодня на очень низком уровне развития, боятся не только комет и затмения, но и захода солнца, и возникновения радуги. Сторонники теории катастроф объясняют это тем, что во время сближения планет наше Солнце закрывалось небольшими небесными телами, кометы приводили к большим разрушениям на поверхности Земли, а в воздухе появлялось красное или полихромное свечение.
Общечеловеческая травма
Мы достаточно легко распознаем иррациональные моменты в поведении первобытных людей, хотя и не можем согласиться с такими ритуалами, как человеческие жертвоприношения или жестокость при исполнении обряда посвящения в юноши. Однако некоторые черты поведения людей той эпохи наследуем и мы, считая их вполне обычными.
Одно из таких явлений — химерическое воображение, то есть устойчивая тенденция представлять себе и говорить о существах, которые науке в принципе не известны. Такими существами являются драконы, единороги, русалки и пр. Вполне возможно, что подобные химеры могли иногда появляться на Земле вследствие мутаций, вызванных природными катастрофами, но более правдоподобным представляется следующее: тероморфное (зверообразное) объяснение туманных или расплывчатых форм на небосводе, увиденных во время катастроф.
Следующей общей чертой поведения является ритуализация смерти и обычаев, связанных с мертвыми. Мы никогда не избавляемся от умерших чисто санитарным путем. В любом случае, будь то сжигание, захоронение, бросание в воду или помещение на каком-то возвышенном месте, это всегда происходит торжественно. Способы устранения мертвых, по всей вероятности, являются стереотипным изображением неестественной смерти, которая была известна с давних времен как следствие огненных бурь, землетрясений, наводнений, тектонических сдвигов, возникавших при столкновении планет.
Однако торжественные обряды связаны не только с умершими. Следует быть очень осторожным и в словах и в действиях со всем, что касается смерти. На все наложено табу, как и на противоположность смерти — рождение ребенка.
Фактически все, что связано с телом и его функциями, окружено всевозможными запретами. Нельзя касаться тела просто так, ради любопытства. Оно не должно быть открытым, хотя иногда одеждой может служить всего лишь набедренная повязка, ожерелье или браслет. Прием пищи и освобождение от экскрементов требуют уединения. У каждого народа есть свои запретные блюда или продукты. И все народы без исключения считают освобождение от экскрементов процессом сугубо интимным.
Из всех форм запретов наибольшее их количество касается половых отношений. Имеющиеся данные свидетельствуют, что даже у тех первобытных народов, которые изображали мужской половой член в эрективном положении или публично осуществляли половые сношения, такое поведение не было проявлением распущенности. Скорее наоборот, это был очень строгий ритуал, считавшийся крайне необходимым для обеспечения плодородия земли. Его нарушение, по мнению людей того общества, могло привести к потере источника пищи и даже к голодной смерти.
Табу — не просто запрет. Это такой запрет, который вызывает ужас в случае его нарушения. Лучше всего определить табу как негедонический, неутилитарный запрет. Гедонический запрет не позволяет ребенку трогать горячую печку, предотвращает чувство боли. Утилитарный, к примеру, запрещает водителям ехать на красный свет во избежание аварии. Но большая часть табу не предостерегает от боли или активных, действий. Табу, скорее всего, причиняют значительные неудобства и сдерживают выполнение основных потребностей и желаний. Однако страх, который обусловливает табу, столь действен, что при отсутствии строгих общественных законов, сдерживающих его, может вызвать массовую панику.
Следующая общая черта поведения людей — различные психические аномалии. Самой драматичной из них, бесспорно, является шизофрения, которую можно определить как мечтания или ночные видения в состоянии бодрствования. Шизофреники, при всей их относительной индифферентности к социальному окружению, чрезвычайно чувствительны к «космическим влияниям», которые остальные члены общества не чувствуют. Социально менее опасны невроз или невротические состояния. Наиболее распространенными их формами являются запуганность (страх перед какой-то неопределенной опасностью) и фобия (ужас при мысли о том, что может возникнуть ситуация, которая в действительности возникнуть не может, например страх оказаться в замкнутом пространстве) . Все душевные болезни можно считать остаточными явлениями страха, вызванного несчастьями, случившимися когда-то в прошлом. Но поскольку подобные несчастья в жизни конкретного индивида бывают довольно редко, сторонники теории катастроф находят объяснение этому в наличии коллективного подсознательного мышления, вроде того, какое предложил Карл Юнг.


Рецензии