Антиквары Галактик Версия 176

Антиквары Галактик Версия 176

Жорж Леопольд де Кювье, естествоиспытатель и профессор анатомии из Сорбонны, в 1824 году опубликовал свой труд «Исследование ископаемых костей четвероногих», легший в основу сравнительной анатомии позвоночных. Ж. Л. де Кювье разработал также знаменитый корреляционный метод. «Дайте мне одну-единственную кость, и я с ее помощью восстановлю весь скелет»,— говорил барон де Кювье и с успехом это демонстрировал. С помощью корреляционного метода Кювье успешно реконструировал вымерших копытных, птеродактиля — летающего ящера третичного периода — и других животных. Но еще большую известность он приобрел благодаря геологическому разделу, предварявшему его книгу, который он впоследствии издал отдельным трудом под названием «Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара», изложив в нем новую теорию истории Земли и жизни на ней. Первоначально живые существа на Земле были иными и погибли в результате гигантской катастрофы, катаклизма. Затем появились другие живые существа, более совершенные, чем существовавшие в предшествующую эпоху, но и они погибли в катастрофе. Таких катастроф в истории Земли было несколько, последней из них был потоп.
Теория Кювье о катаклизмах (катастрофизм) до 1830 года успешно конкурировала с другими глобальными или частными теориями о происхождении и развитии мира — нептунизмом, плутонизмом, первыми ростками актуализма. В 1830 году английский геолог Чарлз Лайель издал первую часть своей книги «Основы геологии», в которой детально обосновал актуализм. Он отрицал возможность внезапных и глобальных катастроф; все крупные изменения, имевшие место на Земле в прошлом, были вызваны теми же силами, которые действуют и в настоящее время, то есть их действие растянуто на очень длительный срок. По мнению Лайеля, в прошлом происходили те же процессы, что и в настоящее время, они как бы униформны. Униформизм, или актуализм, с тех пор стал основной теорией геологии, которая затем постепенно модифицировалась. В настоящее время допускается наличие и экстремальных явлений, несоизмеримых с человеческим опытом, в том числе и катастроф.
Но актуализм не смог победить катастрофизм полностью и окончательно. Время от времени последний всплывает вновь как основа общей теории возникновения и развития Вселенной, мира и человека или хотя бы в качестве основной причины некоторых важных событий в человеческой истории.
«Меня вдруг осенило, когда я, молодой инженер, наблюдал однажды, как расплавленная сталь разливается по влажной земле, покрытой снегом. Земля взорвалась с некоторым опозданием, но при этом чрезвычайно резко». Этот толчок позволил Гансу Гёрбигеру (инженеру и астроному-любителю, как указано на титульном листе одной из его книг) развить всемирную теорию взаимодействия льда и огня. Он обосновал ее в книге, опубликованной в 1913 году.
Гёрбигер полагал, что космос, Земля и ее обитатели представляют собой единый взаимосвязанный организм, управляемый изменчивостью постоянной борьбы между льдом и огнем, силой отталкивания и притяжения. Такое состояние возникло уже в момент зарождения Вселенной, когда в пространстве пылало огромное космическое тело, в которое проник гигантский объект, состоявший из космического льда. Длительное время царила тишина, но затем водяные пары вызвали взрыв такой силы, что он разбросал в холодное пространство огромные куски материи. Некоторые из них превратились в планеты нашей Солнечной системы и моментально оказались скованными холодом, покрылись льдом и умерли; и только на Земле продолжалась борьба льда с огнем. Однако все планеты подчинены действию первоначальных и слабеющих сил взрыва и гравитации, которая в определенный период постоянна. Поэтому каждая планета по спирали приближается к своему соседу с большей массой, пока наконец вся система не падает огромной ледяной глыбой на Солнце, чтобы затем дождаться нового взрыва и нового начала.
За свою историю Земля таким образом втянула в свою орбиту три спутника, наша Луна является четвертым. Следствием этого явилась смена четырех геологических эпох, характер которых определило расстояние Луны от Земли: в период наибольшего отдаления и соответственно малого гравитационного воздействия Луны на Земле появились животные средней величины и средних умственных способностей и тогда же, в конце третичного периода, появились и наши предки. При наименьшем отдалении и соответственно самом сильном гравитационном воздействии Луны появились гигантские существа с выдающимся интеллектом, отличавшиеся долголетием и культурными способностями (память о них будто бы сохранилась в многочисленных мифах, и, как установил один из сторонников Гёрбигера Ханс Шиндлер Беллами, сохранились также и материальные доказательства культурной деятельности последних гигантов мезозоя среди людей третичного периода — монументальные постройки в Тиауанако в Андах). В те периоды, когда у Земли не было спутников типа Луны, ее населяли мелкие животные. Но воздействие Луны при ее спиралеобразном приближении, по мнению Гёрбигера, проявляется в различных районах Земли по-разному, поэтому сегодня на Земле живут разные по своему физическому, психологическому и культурному уровню люди («сверхлюди» способны своей энергией оказывать влияние даже на космические силы).
Концепцию Гёрбигера использовали в своих целях нацисты .
В 1950 году оригинальную теорию катастроф опубликовал американский исследователь Эммануэль Великовский. Его книга «Борющиеся миры» вскоре стала бестселлером. В Чехословакии она мало известна, хотя ее упоминают Людвик Соучек в своей книге «Предчувствие теней» и авторы некоторых статей. В США Э. Великовский так же популярен, как и Эрих фон Дэникен.
Э. Великовский построил свою теорию на текстах из Ветхого завета, воспользовавшись также некоторыми данными из астрономии, геологии, археологии, истории и мифологии, что позволяет ему считать свой подход «междисциплинарным». Он исходит прежде всего из убеждения, что действия людей и происходящее в космосе, видимо, влияют друг на друга: Солнце действительно могло остановиться на небосводе, если этого хотел Иисус Навин.
Исходным в гипотезе Великовского является предположение о том, что 3500 лет назад Венера приблизилась к Земле на очень опасное расстояние. Это точно совпадает со временем исхода израильтян из Египта. В результате приближения Венеры на Земле произошла страшная катастрофа, которую Э. Великовский описывает следующим образом:
«В один ужасный миг погибли цивилизации. Животный мир был уничтожен морскими волнами, катившими по материкам груды камней и ила. Волны небывалого прилива убили даже самых крупных животных и смели их кости в слои, которые затем перекрыли другие осадочные породы. В Сибири замерзли мамонты. Одновременно Египет залило морской водой, а армия фараона утонула в Красном море, когда воды Красного моря сначала ушли, а потом вернулись вновь. Земля погрузилась во тьму. Затем Венера успокоилась и удалилась. Через 52 года она вернулась к Земле опять и произошла следующая катастрофа. Все это случилось при жизни Иисуса Навина. Земная ось наклонилась, и Солнце неподвижно застыло на небосводе, как говорится в Ветхом завете. Прошли века. Венера воздействовала на Марс, он изменил свою орбиту, что привело к опасному влиянию на Землю. Произошли новые катастрофы, о которых говорится в Библии, а также в мифах народов Ближнего Востока».
Подобных теорий катастроф существует несколько.
Жак Бержье и Льюис Пауэлс писали в 1960 году, что, по их мнению, в далеком прошлом существовали весьма развитые цивилизации, использовавшие эзотерические принципы и высокоточные технологии и, возможно, ставшие их жертвами. «Нет ничего проще, чем освобождение атомной энергии. Достаточно растворить соль чистого урана в тяжелой воде. А тяжелую воду можно получить путем повторной дистилляции обычной воды в течение 25 или 100 лет.
Устройство по предсказанию приливов лорда Келвина (1893), этот прапредок современных аналоговых ЭВМ и всей кибернетики, было сооружено из роликов и кусочков нити. Его могли сделать и шумеры.
Такая точка зрения позволяет по-новому взглянуть на проблему исчезнувших цивилизаций. Если в прошлом на Земле обитали люди, достигшие состояния прозрения, и если свои способности они применяли не только в области религии, философии и мистики, но и в области объективного познания и техники, то вполне можно допустить, что они могли творить «чудеса» даже с помощью самых простых средств»32.
Советский исследователь и публицист Александр Горбовский в 1966 году издал книгу «Загадки древнейшей истории», которая сразу же исчезла с прилавков книжных магазинов. Спустя пять лет она была переиздана с дополнениями33. Основываясь на данных астрономии, географии, геологии, палеонтологии, археологии, истории, этнологии, мифологии и др., А. Горбовский «реконструировал» некую развитую цивилизацию (сравнимую с нашей). Он предполагает, что она исчезла в результате всемирной катастрофы, начавшейся где-то в 11 650 году до н. э. и окончившейся в 11 542 году до н. э. Эта катастрофа изменила не только судьбы человечества, но и очертания материков. Люди выжили лишь в самых отдаленных уголках, причем наименее развитые, из среды же цивилизованных в живых остались единицы. Но именно они сохранили важнейшие знания и принялись распространять их среди выживших и развивать новую цивилизацию. Об этом, по мнению А. Горбовского, свидетельствуют сохранившиеся определенные технологические процессы и знания, которые имеются во многих культурах. Объяснить их появление, исходя только из их внутреннего развития, невозможно.
Людвик Соучек разработал свою концепцию древнейшей истории развития человечества, основываясь на комбинации гипотез катастрофизма и палеоконтактов, и изложил ее в книгах «Предчувствие теней» (Прага, 1974) и «Предчувствие взаимосвязи» (Прага, 1978)34. Он считает, что в доисторический период и в эпоху ранней истории в социальном развитии человечества приняли участие как космические пришельцы, так и высокоразвитые земные цивилизации. Эти цивилизации, исчезнувшие, очевидно, вследствие катастроф, «могли развиваться особым, для нас совершенно необычным способом и применять нетрадиционные средства, которые вопреки своей эффективности не оставили материальных следов, а только результаты их использования».
В последнее время теорию катастроф положили в основу своих концепций английский исследователь и писатель Уолтер Раймонд Дрейк и американский лингвист и историк культуры Роджер Уильяме Уэскотт. Мы также предоставим им слово.
У. Р. Дрейк в значительной степени опирается на уже известную атлантологическую литературу, поэтому из его работ мы процитируем только малоизвестные и новые аргументы.


Рецензии