Послесловие к Трансгрессивным хроникам

В определённый момент, когда "Трансгрессивные хроники" вызрели, вышли на свет и были осознаны как нечто самостоятельное, отдельное от меня как от автора, когда была обрезана пуповина между моим сознанием и сознанием этого сборника, я ощутил потребность прояснить и растолковать - про что же, собственно, этот сборник? Какая идея в него была заложена? И с учётом того, что я не закладывал туда какую-то идею намеренно - вышло так, что она просто соответствовала моему состояния в моменты написания стихотворений и сама "проросла" сквозь строки - я счёл необходимым рассказать, вынести на свет всё содержание в прямом, явном виде; показать, как эта машина работает изнутри, продемонстрировав функционирование каждой из её частей, вплоть до самых малых. Рассказать это я хотел, прежде всего, самому себе, потому как до написания этого текста все идеи и концепты сборника представали передо мной как смутная, туманная совокупность неясных ощущений, обрывков фраз, действий и воспоминаний - таково было чисто поэтическое сознание этих идей и концептов. Теперь же настало время пролить на них свет понятности и отчётливости, очертить их выраженными штрихами.

Мой сборник, носящий название "Трансгрессивные хроники", состоит из стихотворений, объединённых общей темой преодоления непреодолимой границы человеческого существования и бытия вообще, так как между человеческим существованием и бытием вообще прослеживается ясное и строгое подобие, которое также надлежит преодолеть, так как оно сковывает нас логическими отношениями и связывает нам руки. Преодоление это осуществляется через парадокс ("Так живите на вечной поверхности сферы, которой объяты, в прямом парадоксе..." - Vosstaniya Square Revival) - преодоление непреодолимой границы и есть само по себе парадокс, логическое противоречие. "Поверхность сферы" - это плоскость бытия. Суть в том, что независимо от характера, свойств и интенсивности происходящих с тобой событий - это могут быть как самые адские, так и самые райские, а равно самые необычные события и ощущения - ты всегда будешь оставаться на этой плоскости, будешь существовать в одном и том же бытии, единственном и неизменном. Преодоление этой границы, выход за пределы этой плоскости в многомерный мир постоянно манит к себе, и человек непрестанно использует разные способы в попытках перешагнуть этот непреодолимый предел - совершить трансгрессию ("трансгрессия" - это основное понятие, столп и основа, магистральная линия сборника). В число этих способов входят творчество ("Сцена", "Литература"), изменённые состояния сознания ("Делирий", "Консистенция"), сексуальное безумие ("Сон пьяного дьявола"), религия или атеизм ("Vosstaniya Square Revival"), мистика (опять же "Консистенция"), любое простое или сложное практическое действие, направленное на достижение радикального удовольствия ("Гедонизм", "Долгая ночь") или радикального страдания ("Вспышки случайной печали"), то есть на вкушение всевозможных изысков или достижения крайнего аскетизма - и то и другое есть состояния полной отрешённости от "плоского бытия" и отречённости от самого себя, безумие ("Недомогание"), ощущение полной безысходности и необратимости ("Акриловая кость") - всё это люди делают, чтобы оторваться от мира, но оторваться от мира принципиально невозможно - в этом и заключается корень всего парадокса. Однако парадокс и является, как я считаю, главным способом трансгрессии. В процессе разрыва логической структуры бытия, которой мы все оцеплены, - разрыва, осуществляемого через парадокс - мы испытываем "опыт абсолютной негативности", который включает оргазм, экстаз, безумие и смерть. Каждому из состояний в сборнике соответствуют стихотворения: оргазму - "Долгая ночь" и "Гедонизм", экстазу - "Сон пьяного дьявола" и "Апофеоз", безумию - "Делирий", "Консистенция", "Акриловая кость" и "Недомогание", парадоксальной и неразрывной слитности смерти и вечной жизни, а равно одновременной, одномоментной невозможности и неизбежности трансгрессии - "Vosstaniya Square Revival". Последнее из перечисленных стихотворений  является концептуальной основой сборника, его идейной эссенцией и смысловым стержнем, самой философски насыщенной его частью. В разных стихотворениях я описал разные оттенки этих состояний в их противоречивости, то есть в их парадоксальности. Всё есть во всём - оргазм, экстаз, безумие и смерть могут быть великолепными и мучительными, восторженными и ужасными, интенсивными или скучными, причём они могут обладать этими свойствами одномоментно, в то же время переплетаясь и проникая друг в друга.

Здесь будет важно указать на философские предпосылки моего творения, которые почти полностью предопределили его идейный, концептуальный, философский компонент:
1. "Смысл жизни человека - постоянное преодоление пределов во всех направлениях" (к сожалению, я не помню, кто впервые высказал эту идею и у кого я её прочитал - вероятно, это был кто-то из современных антропологов).
2. Идея трансгрессии, то есть преодоления непреодолимого предела (Морис Бланшо)
3. Трансгрессия как акт «эксцесса, излишества, злоупотребления», которые преодолевают предел, преступают через него, нарушают его - это отсутствие меры как в удовольствиях, так и в страданиях (Мишель Фуко)
4. "Опыт абсолютной негативности" - экстаз, безумие, оргазм, опьянение, восторг, смерть. На мой взгляд, здесь имеется в виду бунт против "плоской поверхности бытия" через попытку уйти в полное небытие, "абсолютную негативность" (Жорж Батай)
5. Диалогичность и парадоксальное сочетание концепции Парменида о единственности, всеохватности, неподвижности, однородности и шарообразности бытия с одной стороны, и концепции Эмпедокла о четырёх стихиях и двух силах, их движущих, смешивающих и разделяющих - с другой стороны. Из учения Парменида мной были позаимствованы мотивы шара, сферы, плоскости, единственности и, собственно, невозможности выйти за пределы бытия. Из учения Эмпедокла - сюжеты множественности, постоянного циклического движения и перерождения всего сущего, его разнообразия, природности и стихийности.

Подводя итог, укажу на ещё один очень важный и, вероятно, узловой момент всего предприятия - в процессе написания стихотворений я попытался по максимуму выйти за пределы языка, тем самым совершив языковую трансгрессию - не просто расширить или дополнить язык, а именно выйти за его пределы, в то же время пользуясь им как структурой, фундирующей всякий возможный нарратив, как проводом мысли и ощущения - в общем, как средством выражения. Это тоже парадокс - используя язык, выйти за его пределы; это невозможно так же, как, например, поднять самого себя над землёй, схватившись за волосы. Этим жестом я хотел воплотить подобие внешнего строения (формы), внутреннего смысла (концепта) и процесса телесного проживания стихотворений, вчувствования и самововлечения внутрь них, суггестии, направленной на внутреннюю и внешнюю сферы, то есть их способности заклинать реальность (написания и чтения), то есть создать соответствие пространства, психики и грамматики.

Сборник включает в себя тринадцать стихотворений, которые были написаны в период с четвёртого ноября по семнадцатое декабря 2021 года и скомпонованы не в хронологическом, но исключительно в смысловом порядке, выстроенном с целью воссоздания определённого ритма проживания вышеупомянутых состояний.


29 декабря, 2021 год


Рецензии