Антиквары Галактик Версия 158

Антиквары Галактик Версия 158

Кто они?

Так что можно было предположить, что на берегу залива существовало большое поселение, которое постепенно (или практически сразу?) было поглощено морем. Как выглядели аборигены, установить не удалось. Скорее всего, их могильники, в отличие от сохранившихся на островах захоронений пиктов, тоже скрылись под толщей воды. Так кто же они были, первые оркнейцы времен неолита?
 

 
Ученые предположили, что они прибыли к берегам Шотландии на корабле, который разбился о прибрежные скалы во время шторма. А поскольку построить новое судно было не из чего, то пришлось обживаться на новом месте. Некоторую пищу для размышлений дали раскопки на территории Скара-Брей.
Например, выяснялось, что восьмое уцелевшее здание, чье внутреннее помещение было разделено на ячейки, представляло собой мастерскую, где умельцы изготавливали простейшие орудия производства, например каменные топоры или иглы из рыбьих костей, а также брелоки и украшения.
Но так и не удалось объяснить назначение костяных и каменных артефактов с изображением пирамид. И тут появилась на свет «египетская версия». Ученые предположили, что в этих местах в свое время обосновались эмигранты из Египта -точнее, представители касты жрецов.
 

Что за рисунок на этом артефакте из Скара-Брей? Просто узор из пересеченных линий или стилистическое изображение пирамиды?
 
 


Назначение этих шаров до сих пор не выяснено
 

В качестве аргументов приводились следующие доводы. Во-первых, поражал уровень строительства, характерный в тот период только для Египта. Далее, глиняная посуда, найденная при раскопках, по своему стилю и внешнему виду очень напоминала изделия древнеегипетских гончаров.
 

 
Да и сами люди, обитавшие в те времена на берегах Суэцкого залива, по нынешним меркам были низкорослыми, что-то около 150 сантиметров. Отсюда и небольшие входы в жилища.
Наконец, особый интерес у ученых вызвали рисунки и надписи, сделанные на стенах, шкафах и кроватях. Первые напоминали лунный календарь, привязанный к изображению Солнечной системы и знакам зодиака, что было известно египетским астрономам.
А вот надписи сначала сочли сделанными руническими символами.
 

 
Но при более тщательном анализе стало понятно, что в рунических символах использовалось всего шестнадцать букв, а знаки оркнейских письмен скорее напоминали древнеегипетские иероглифы.
К сожалению, египтяне особо себя не утруждали ведением летописей с описанием переселений, а те немногие папирусные свидетельства, которые все-таки создавались, в большинстве своем были уничтожены Александром Македонским во время захвата Гелиополиса. Так что загадка острова, скорее всего, никогда уже раскрыта не будет.
В Иране обнаружены изображения чудовищной древности
Наскальные рисунки, обнаруженные в скалистых холмах близ города Хомейн в Центральной провинции Ирана, могут оказаться древнейшими из всех ныне известных в мире. Их возраст может превышать 40 тысяч лет, считает иранский археолог Мохаммад Насерифард, обнаруживший несколько лет назад эти рисунки. А это - свидетельство творческих способностей и разум в столь далеко отстоящее от нас время!
"Мы с друзьями поехали в горы на пикник. Когда мои товарищи отдыхали под полуденным солнцем, я пошел прогуляться и увидел весьма затертые образцы древней живописи. Я был поражен. Эта находка сравнима с находкой клада", - рассказал агентству ИСНА счастливый молодой ученый. Несколько лет он продолжал работу в этой местности и обнаружил множество изображений, в том числе богов, охотников, животных и танцующих людей.
Предположительно, возраст хомейнской наскальной живописи - не менее 40 тысячелетий. Но точную дату появления этих рисунков иранские ученые определить не могут, поскольку не располагают необходимыми для этого приборами. Некоторое время назад в горах близ Хомейна побывали специалисты из Голландии. Они также пришли к выводу о весьма почтенном возрасте найденных там древних изображений. Однако необходим более точный анализ на основе современных методик.
Профессионально занимающийся археологией с 2002 года Насерифард надеется, что его находка поможет ответить на давно стоящий перед археологами всего мира вопрос: почему наскальная живопись в достаточно удаленных друг от друга местах - в ЮАР, Калифорнии, Испании - схожа по стилю и сюжетам. Возможно, наскальные рисунки Хомейна станут недостающим фрагментом пазла для разгадки этой тайны. Тогда они повторно прославят этот небольшой иранский город, известный тем, что в нем родился основатель Исламской Республики имам Рухолла Мусави Хомейни (1902-1989).
В настоящее время самыми древними на планете считаются наскальные изображения в пещере Эль-Кастильо в Испании. Их возраст - 40800 лет.
По предварительным данным, иранские рисунки могут превзойти их в возрасте на 5-10 тысяч лет...
Чудовищные археологические находки: ТОП-4
Земля таит в себе немало интересного, интригующего и жуткого. В кино все мумии — восставшие монстры, викинги — доблестные варвары, а древние шотландцы — храбрые сердца. Реальность же порой менее героична, но более запутана, и можно быть уверенными, что еще много сенсаций ждет нас в будущем. Возможно, не настолько пугающих, как представители нашего сегодняшнего ТОП-4, но...
 
Отрубленные руки
При раскопках некогда величественного дворца в египетском городе Телль эль-Даба рядом с тронным залом ученые обнаружили четыре ямы с человеческими останками. Обычное для археологии дело. Но глаза археологов заблестели, когда они увидели, что в двух ямах находились скелеты мужчин, у которых не хватало кисти на правой руке. Недостающие руки нашли в двух других ямах.
Всего кистей было обнаружено 14 штук. По словам Манфреда Бьетака, руководителя раскопок: «Большинство рук были довольно большими, а некоторые очень большими». (Хотя мы не видели руки самого Манфреда; возможно, они очень маленькие).
Судя по всему, скелеты принадлежали убитым воинам племени гексосов — древнего народа, который завоевал Египет около 3,6 тыс. лет назад. В Древнем Египте существовал обычай, согласно которому воин мог отрубить правую руку убитому врагу и затем получить за нее вознаграждение — так называемое «золото доблести». Умели люди жить!
 
 
Замороженные дети

 
Для ритуала под названием капакоча инки отбирали наиболее красивых и здоровых детей. Их загоняли высоко в горы, давали дурманящее зелье и сонные дети замерзали на радость инкским богам. Инкские родители утешали себя тем, что дети, умершие таким способом, становились бессмертными. Ритуал проводился как по поводу, так и без — просто, чтобы подстраховаться от немилости богов.
В 1999 году группа археологов во главе с Йоханом Рейнхардом, копошась в земле рядом с вулканом Льюльяйльяко (дальним родственником Эйяфьядлайёкюдля), отодвинула подозрительный валун и обнаружила вход в склеп с хорошо сохранившимися телами троих детей.
Позже, уже в лабораторных условиях, было проведено исследование волос детей. Оказалось, их рацион изменился примерно за год до смерти, что доказывает тщательную подготовку ритуальной расправы.
Конструктор из костей
В 2000 году в Шотландии были обнаружены останки мужчины и женщины возрастом 3000 лет. Профессор Манчестерского университета Терри Браун тщательно изучал останки более десяти лет (возможно даже брал их домой на выходные!), но что-то у него не складывалось…
Свет на происхождение скелетов помогла пролить экспертиза ДНК. Оказалось, что оба скелета были составлены как конструктор из костей аж шести разных людей! Браун так же выяснил, что создатели конструктора перед «сборкой» опускали кости в торфяное болото. Торф обладает мумифицирующими свойствами — так что сборщики свое дело знали. Мотивы ритуала до сих пор неизвестны.
 
 
Викинги без головы
Замыкают наш короткий список археологи графства Дорсет. Прекрасным английским туманным днём ученые решили копнуть возле просёлочной дороги. Они надеялись обнаружить пару черепков, или какой другой ценный кусок булыжника. Их надежды не оправдались: они откопали братское захоронение 54 воинов-викингов! Все воины были обезглавлены, причем голов было намного меньше, чем тел. Да и закопаны головы с торсами были в разных ямах.
Наиболее правдоподобная версия звучит так: это публичная казнь больно распоясавшихся варягов, с элементами жутковатого обряда (все головы были отрублены ударом меча по шее спереди).
В VIII-IX веках англосаксам приходилось терпеть постоянные варварские набеги скандинавов. Возможно месть, или страх перед мертвыми викингами, заставил древних британцев расправиться с врагами таким вот сложносочиненном способом.
 
Экспертиза: не все загадочные черепа одинаково древние!
...как и не все йогурты одинаково полезны! Десятилетиями Национальный этнографический музей в Лейдене (Голландия) гордился одним из редчайших артефактов в своей коллекции: древним черепом, украшенным мозаикой из бирюзы. Таких черепов в мире - считанные экземляры. Происхождение – мексиканское, авторство приписывалось древним миштекам, одному из главных народов доколумбовой Мезоамерики. Временем создания считался XIII-XV век. Вот только миштеки в данном случае оказались совсем не при чем!
Мозаика из бирюзы, пожалуй, самый знаменитый миштекский «бренд»: маски и черепа, украшенные бирюзой, продолжали создаваться даже после завоевания миштеков ацтеками в XV веке – одна из таких мозаичных масок представлена, например, в Британском музее как результат совместного миштеко-ацтекского творчества.
«Свой» бирюзовый череп Национальный этнографический музей приобрел в 1963 году за сумму, эквивалентную современным 19000 евро. С тех пор череп исправно отрабатывал в музее статус древнего шедевра, пока не выяснилось, что знаменитый артефакт... подделка. Упс!
Некоторые сомнения в подлинности всех известных бирюзовых черепов существовали всегда. Нет никаких сведений о том, кто и где именно их нашел, все артефакты были приобретены у частных лиц. Однако, прежде чем сделать шокирующее заявление, эксперты голландского музея целых четыре года изучали легендарный череп всеми доступными способами. Исследования проходили в рамках специальной музейной программы «Шедевры под микроскопом».

Изучение бирюзового черепа.
«По данным радиоуглеродного и изотопного анализа, сам череп и пластины бирюзы – древние, относятся к верному временн;му периоду и согласуются по месту происхождения. Однако для создания самой мозаики был использован клей, произведенный в XX веке» - сообщается авторами исследования.
Зубы тоже оказались фальшивыми, как свидетельствуют ученые «для черепа, веками лежавшего под землей, они слишком хорошо сохранились».
Первый тревожный звонок, в прямом и переносном смысле, раздался в 2010 году. Мартину Бергеру, реставратору Этнографического музея, позвонил французский коллега из Марселя и рассказал, что их музею был передан похожий череп из частной коллекции, но даритель сомневается в его подлинности.
Это стало началом международного научного расследования. В 2012 году оба черепа в сопровождении голландских и французских хранителей отправились в парижскую лабораторию. «Вскоре мы поняли, что наш череп тоже несколько более "современный", чем было принято считать», – констатировал Мартин Бергер.
Бергер подозревает, что подделка была изготовлена неким мексиканским дантистом и его женой в 1940-х или 1950-х годах. В то время мексиканские древности подвергались масштабному неконтролируемому разграблению, а сбыт редких артефактов, подобных миштекскому черепу, был очень доходным бизнесом. Супружеская пара выкапывала подлинные черепа, украшала их полудрагоценными камнями – тоже подлинными, а познания мужа в стоматологии помогли древнему миштеку обзавестись новыми зубами.

Анализ зубов бирюзового черепа.
Впрочем, поддельный бирюзовый череп остается в коллекции музея, была просто изменена информация на сопроводительной табличке.
К тому же череп, как сообщается, лишь частично поддельный: «Сам череп, как и бирюза на нем, – подлинный археологический материал. Вот только не сами миштеки приклеили бирюзу на этот череп».
Это не первый подобный случай в истории: самый громкий скандал с черепами из Центральной Америки случился относительно недавно. Знаменитые хрустальные черепа из музеев Парижа, Лондона и Вашингтона – загадочные артефакты доколумбовой эпохи, которым посвящали книги и фильмы, – оказались... 100-процентной подделкой: это доказали научные исследования, опубликованные в 2008 году. Хотя доля сомнения все же остается...
Зато два других артефакта, изученных в рамках музейной программы «Шедевры под микроскопом», прошли проверку на подлинность. Это ацтекский манускрипт XVIII века – единственный в Голландии образчик ацтекской письменности, и так называемый Кодекс Ануте, миштекский манускрипт XVI века. Современные методы исследования помогли обнаружить на его страницах скрытые рисунки, которые невозможно было разглядеть невооруженным глазом.


Рецензии