Антиквары Галактик Версия 152
В другом древнем тексте говорится: у кого один сын — будет жить на том свете печально, у кого два — будет кушать как раб, а у кого семь — будет жить как райский писец в обществе богов, потому что все семь сыновей будут его кормить. В мифе об Акхат прямо сказано: идите и поставьте стелы своим мертвым праотцам.
Система параллельных культов — имперского и простых людей — существовала, пока не произошло Великое переселение народов, глобальная катастрофа. В Ханаан с западной стороны высаживаются филистимляне, а с восточной — израильтяне. С захвата города Иерихон начинается захват Ханаана израильтянами. Вся старая иерархия рушится, так как израильтяне были кочевниками и у них было совсем другое представление о власти.
С чего начинался Израиль
Первые постройки израильтян — ямы, в которых они хранили зерно. Их первые дома примерно одного размера и построены кольцом. В центре двора израильтяне держали скот (это напоминает стоянки фургонов переселенцев из вестернов). Во дворах этих домов мы находим сосуды и кувшины интересной формы — у них два горлышка. Это горелки, в которых жгли благовония.
Специалист Двори Намдар изучила их содержимое и определила, что древние люди жгли в них что-то, напоминающее по составу ЛСД. Здесь же были найдены кости кошерных животных — коз и баранов. В основном это кости правой задней ноги, что соответствует ритуалу жертвоприношения, описанного в Пятикнижии. Но самое большое открытие было впереди — мы нашли две совершенно уникальные модели зданий из камня. Ничего подобного ранее нигде в мире не находили.
Руководитель научных раскопок Йоcеф Гарфинкель провел огромную работу и пришел к выводу, что, основываясь на этих моделях, можно составить образ Храма Соломона. Каждый, кто до этого пытался смоделировать Храм Соломона, брал описание деталей из священных книг и интерпретировал их. Было создано полтора десятка версий, они похожи, но в то же время они разные. Никто не знал, на что надо опираться, и часто храм пытались изобразить согласно доминирующей традиции — например, как классический греческий храм. Тогда Гарфинкель предложил взять найденные модели зданий и посмотреть, как они укладываются в то, что мы знаем о религиозной архитектуре на Ближнем Востоке, ведь Храм Соломона не мог выходить за рамки сложившейся традиции религиозных зданий.
Как выглядел Храм Соломона
Храм был построен из трех отделений: Улам, Хейхал и Двир (или Святая святых). Мы также знаем, что был коридор, окружавший здание, причем только вторую и третью его часть. Хейхал был определенной высоты, а Двир был ниже, при этом потолок у всего строения был одной высоты. Над загадкой о том, что представляет собой Двир, бились многие. Один исследователь даже предположил, что в Храме Соломона он был деревянным кубом посредине зала. Ответ нашли в храмовой постройке в Лахише. Там к Двиру вели ступени, а пол зала был приподнят выше по сравнению с уровнем пола в других отделениях. Так, в соответствии с восточной традицией, был восстановлен внешний вид Двира Храма Соломона.
Вторая загадка — как выглядел притвор или Улам (пристройка перед входом в храм), поддерживавшая колонны. Исходя из имеющихся примеров, решили, что у Храма Соломона он был не крытый, у него был только козырек, как, например, в храме VIII-IX веков до нашей эры в Китионе на Кипре.
Это здание строили ливанцы, и мы предположили, что в том районе, откуда происходили строители, можно найти похожую архитектуру. Действительно, между Сирией и Южной Турцией в Тель Та'аянат был найден похожий храм с открытым Уламом, продолговатый, с приподнятым относительно остального пола Двиром и ведущими к нему ступенями.
Еще более потрясающее культовое строение было найдено в сирийской деревне Айн-Дара. Сейчас она находится на территории, подконтрольной радикальным исламистам, и храм, скорее всего, уже разрушен. Храм в Дара как две капли воды похож на описание Храма Соломона, в нем даже был такой же уникальный коридор вокруг храма! У входа отпечатались удивительные следы двух ступней — это следы бога, который сам зашел в святилище, как царь в свой дворец. Внутри храм украшали фигуры сфинксов и херувимов, как и в Святая святых (Двире) Храма Соломона.
Теперь посмотрим, что еще говорится о Храме Соломона согласно его описанию: «И построил внутренний двор из трех рядов обтесанного камня и из ряда кедровых брусьев». Кто так строит? На Востоке (например в Мегиддо) так выполнены городские ворота: дерево придает эластичность постройке при землетрясении.
«И настлан был помост из кедра над бревнами на сорока пяти столбах, по пятнадцати в ряд». Это место в описании храма загадочно, но если разделить 45 на 15, получится 3. Эту цифру обычно пытались объяснить как три ряда столбов. Но когда мы посмотрели на найденные нами модели храмов, то увидели на одном из них кружочки с засечками, по три в каждом. Если вспомнить историю Древней Греции, то там в архитектуре были распространены ордеры с триглифами. Что такое триглифы? Это каменные изображения балок, когда-то выступавших из стен и поддерживавших крышу. Теперь мы видим, что весь дорический стиль и часть ионического зародились на Востоке и были заимствованы через сотни лет после того, как ими начали пользоваться в Тире и Иудее.
Еще более загадочный момент есть в описании Храма Соломона: «у входа в Давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками <…> и у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные». Впервые такие косяки встречаются еще в Месопотамии в Тель-Аграбе (этому месту пять тысяч лет). Вход в храм выполнен как бы из пяти арок-наличников, одна меньше другой. Таких косяков в Ханаане не было, их привносит Соломон.
«И сделал пристройку вокруг стен храма, вокруг храма и давира; и сделал боковые комнаты кругом» — здесь идет речь о том самом коридоре. А вот очень интересный момент из описания: «И пристроил ко всему храму боковые комнаты вышиною в пять локтей; они прикреплены были к храму посредством кедровых бревен» (перевод здесь неточен, на иврите написано — не «ко всему», а «на храм»).
Становится понятно, что речь идет о пристройке второго этажа. Теперь мы можем схематически изобразить фасад Храма Соломона, ведь уже известно, что были колонны, как выглядел вход, окна, второй этаж и триглифы. В итоге у нас вышел близнец храма в сирийском Дара! Это здание живое, настоящее, основанное на традиции и данных археологии, а не придуманное историками. Судя по получившейся у нас реконструкции, в Храм Соломона вложили все лучшее, что тогда было в архитектуре.
Свидетельство о публикации №121122902173