Антиквары Галактик Версия 151

Антиквары Галактик Версия 151


Археолог Амихай Мазар предположил, что в этом кругу росло дерево, дававшее столь необходимую для этих жарких мест тень, — оно, видимо, находилось в центре культовой жизни этих людей. В Эйлате внутри такого круга был обнаружен обугленный кусок ствола, и радиоуглеродный анализ показал, что ему около шести тысяч лет. Это подтверждает догадку Мазара и доказывает, что на Ближнем Востоке деревья играли ключевую роль в местной культовой жизни.

Конечно, стоит упомянуть и Руджум-эль-Хири («Колесо духов») — грандиозный комплекс на Голанских высотах. Он составляет почти 160 метров в диаметре и 2,4 метра в высоту. Масса камней в «Колесе духов» достигает 50 тысяч тонн. Они уложены кругами, в середине находится что-то вроде камеры, святилища, с помощью которого, вероятно, души мертвых отправлялись на тот свет.

Народное место — пещера

Рассказывая о древних строениях, нельзя не упомянуть пещеры, которые издревле использовали для захоронения — их очень много на Ближнем Востоке. Лет 30 назад в ручье Кана, недалеко от Тель-Авива, была найдена одна такая пещера. Ее глубина составляет 35-40 метров, проходы в ней очень узкие. На ее дне был обнаружен клад: горшки, золотые кольца. Видимо, люди залезали так глубоко для проведения каких-то специальных ритуалов, требовавших полного уединения и темноты.

В пещерах встречаются изображения быков и других животных. Их часто показывают по телевидению, но не говорят, что их нарисовали в кромешной тьме на глубине 100-150 метров. Видимо, здесь мы имеем дело с обрядом инициации, когда людям надо было почувствовать переход в другой мир. Позже, с появлением царя, слуг и рабов, все эти практики исчезли и ушли глубоко в подсознание народа. Пещера — неотъемлемая часть народного культа, а не официального.

Еще одно потрясающее место — деревня Тулейлат-Гассул к северо-востоку от Мертвого моря. Здесь были найдены одни из самых древних фресок на Ближнем Востоке, им около шести тысяч лет. Их откопал французский археолог Малон, он же дал название одной из них: «Л'Этуаль» (звезда). На них изображены странные существа с черными головами, рогами и бивнями.

Некоторые считают их масками шаманов, однако сегодня, опираясь на нейробиологическую теорию, мы предполагаем, что эти фрески, как и многие другие доисторические рисунки, — древние «селфи», то есть изображение того, какими люди видели себя во время ритуалов. Конечно, они принимали стимулирующие вещества, без них и сейчас в некоторых религиях и обрядах не обходятся.

По прошествии времени можно увидеть, что атрибутом любого божества становятся рога. Добрые две тысячи лет мы будем узнавать божества на рисунках именно по ним.

Я рассказал о ряде зданий и построек, которые совершенно не похожи друг на друга, относящихся к совершенно разным видам культа. В каждой деревне люди как хотели, так и воспринимали их. Потом этого не будет — все эти здания, напомню, были возведены до появления городов. В деревне все более-менее равны, в городе же все по-другому — есть богатые и бедные, из этого выстраивается иерархия.

Храмы богатых

Процесс расслоения на классы в результате накопления наследства и появления многочисленных наследников начинается восемь тысяч лет назад и доходит до своего пика примерно в четвертом тысячелетии до нашей эры. Мы видим это, прежде всего, в Месопотамии, а в третьем тысячелетии он доходит до Ближнего Востока. Если ты царь, то твой сын и внук тоже будут царями, а если ты раб, то все твои дети будут рабами. Именно в этот период появляются первые настоящие храмы.

Если в рассмотренных до этого зданиях не было никакого поклонения богам, то, когда появляются города, строения меняют свою природу, становясь эксклюзивными. Раньше вопросы решались во дворе, но теперь существует иерархия. Не только принимать решения, но даже входить в постройку могут люди только определенного класса. C первыми дворцами появляются первые храмы с первыми изображениями богов и их атрибутами. Человек создает божеств по образу и подобию своему.

Вслед за городами возникают государства и крепостные стены. С этого момента святилища возводят на самой высокой точке в городе. Люди возводят продолговатые с колоннами здания храмов, потому что найти длинные деревья для крыши очень сложно (кстати, именно поэтому Соломон отправил людей за деревьями в Ливан, где росли кедры).

Один из самых знаменитых городов — Мегиддо. Здесь была найдена серия храмов, датируемых ранним бронзовым веком: три больших здания, в каждом из которых почиталось свое божество. У этих храмов еще существует двор, но он уже не используется как раньше — в нем нет ям. К концу третьего тысячелетия такое строение вырастает в огромный комплекс. Тут происходит своеобразное закрепление иерархии: царь — от бога. С этого времени мы начинаем находить культовое заведение, построенное рядом с царским дворцом. Возвращаясь к истории Храма Соломона, можно увидеть, что параллельно его возведению шло строительство царского дворца — иногда кажется, будто речь идет об одном и том же здании.

Во втором тысячелетии до нашей эры сложилась городская иерархическая культура, связанная с многобожием. Мы видим огромные массивные храмы в три-четыре этажа, до 9-12 метров. До наступления эпохи готических храмов существовала прямая зависимость между толщиной и высотой стен здания. До появления готических «летящих арок» только толстые стены могли обеспечить должную высоту построек. Древние храмы принято представлять белыми зданиями, но на самом деле их стены зачастую полностью покрывали фрески красного, синего и иногда пурпурного цвета.

 


В городе Лахиш, в 40 километрах от Иерусалима, стояли большие культовые постройки с характерным для них маленьким входом. Система заборов этих храмов устроена так, что простой человек снаружи не мог увидеть, что происходит внутри, — видимо, туда допускались только священники, что отличается от существовавшего ранее принципа.

Самое потрясающее здание такого типа находится в Хацоре. Этот город в Библии называют «глава всех тех царств». В XIII — XIV веках до нашей эры он стал одним из ключевых поселений Ближнего Востока периода Египетского мира (период владычества Египта над огромными территориями). Хацор был большим городом не только для того времени, но и для XVIII—XIX веков нашей эры, его площадь составляла 90 гектаров.

Здесь уже видны примеры имперского искусства: красивые изображения львов, охраняющих вход в храм, бога на коне или льве, разящего копьем. Похожие примеры существуют в больших царствах — Месопотамии и Турции. В храме Хацора были найдены интересные глиняные сосуды, по форме напоминающие яйцо с небольшой дверцей на петлях. Сначала исследователи предположили, что в них жили священные змеи, поэтому их назвали «змеиными домами». Но позже археологи поняли истинное назначение этих емкостей, когда в одном из них нашли статуэтку быка — атрибут того самого разящего бога.

Храмы бедных

Параллельно со зданиями в имперском стиле появляется совсем другой вид храмов, стоящих на окраине города, — они проще и меньше по размеру. Если соотношение сторон имперских культовых сооружений составляло 10 на 40 метров, то в случае с самым большим из серии маленьких храмов этот показатель составлял 10 на 10 метров (он стоит на окраине Хацора).

Около таких строений выкопано много ям. Здесь происходило совместное принятие пищи, и археологи нашли следы множества простых подношений от бедняков. Нет дорогих изображений разящих богов или богинь, но есть множество стел. Что это был за культ? Согласно одному из предположений, стелы в храмах являются символами мертвых. С самых ранних времен люди полагали, что после смерти они попадут на тот свет, а там, согласно шумерскому эпосу, жизнь непростая — нет еды, а вода затхлая, поэтому духов мертвых надо подкармливать. Если же этого не делать, то дух может обидеться и даже вернуться. Кстати, камень на могилу клали не из уважения, а для того чтобы мертвец не вылез.


Рецензии