Чудо единого
(Из книги "Проблески")
Свидетельство о публикации №121122807641
«В то мгновение, когда нож гильотины отсекает голову Людовику XVI , в глазах де Сада, как и в глазах Жозефа де Местра и всех ультраклерикалов, умирает не гражданин Капет, даже не предатель, а представитель Бога, а на голову восставшего народа проливается кровь земного представителя Бога, и в более глубоком смысле — кровь самого Бога. Контрреволюционные католические философы, такие как Жозеф де Местр, Бональд, Мэн де Биран, говорят об умерщвлении Людовика XVI , как об искупительной жертве. Для них Людовик искупает грехи нации. Для де Сада же казнь короля погружает народ в состояние неискупимого греха: цареубийство — это отцеубийство. И несомненно, именно потому, что он видел в этом исправительную силу возмездия, де Сад и хотел поставить на место братства естественного человека солидарность отцеубийства, способного сплотить сообщество, которое не могло быть братским, потому что было каиновым».
Ривароль писал, что слово «революция» происходит от revolvere, что означает приблизительно «поменять местами верх и низ».
«Révolution vient du mot revolvere qui signifie mettre sens dessus dessous».
Это обстоятельство придаёт ей эзотерический смысл, можно вспомнить Кибалион и Изумрудную скрижаль, где сказано: «Quod est inférius est sícut id quod est supérius. Et quod est supérius est sícut id quod est inférius».
«Де Сад должен был воспринимать якобинскую Революцию как опасного конкурента, который искажает его идеи и компрометирует его дело. Дело в том, что когда де Сад хотел утвердить царство интегрального человека, Революция хотела дать жизнь человеку естественному. Ради этого естественного человека Революция использует все те силы, которые в основе своей принадлежат интегральному человеку и должны были бы способствовать его расцвету. Для интегрального человека нет худшего врага, чем Бог, но ведь, убивая короля, этого земного представителя Бога, должны
были тем самым убить в сознании и самого Бога, и это ни с чем не соизмеримое убийство может иметь столь же несоизмеримые последствия, то есть пришествие интегрального человека. Таким образом, интегральный человек несет на себе печать преступления, самого страшного из всех преступлений — цареубийства. «Здесь в голову приходит одна своеобразная мысль, — пишет он, — но поскольку она истинна, несмотря на всю ее смелость, я выскажу ее. Народ, который начинает управлять собой через республику, сможет продержаться только с помощью добродетелей, потому что для того, чтобы достичь большего, всегда надо начинать с чего-то меньшего. И вот народ, уже состарившийся и испорченный, который смело низвергает иго своего монархического правления, чтобы установить правление республиканское, продержится только при помощи бесчисленных преступлений, так он уже совершает преступление, а если бы он захотел перейти от преступления к добродетели, то есть от состояния насилия к состоянию благоденствия и покоя, он впал бы в состояние инертности, результатом которого вскоре стала бы его гибель».
Я полагаю, что существа, которые не руководствуются ни заложенной в них биологической программой, ни моралью — бесы, которые не отличают добро от зла. Напротив, Ницше утверждает, что тот, кто поднялся над добром и злом — сверхчеловек. Является ли в этом отношении де Сад — сверхчеловеком? Если мы принимаем это, то уходит дуализм хорошо-плохо и индивид склонен поступать так, как ему заблагорассудится. Таким образом, геноцид, война, убийство, изнасилование и тому подобное, могут восприниматься человеком с таким же спокойствием, как лёгкий весенний дождь за окном.
Харитон Отрадный 08.01.2022 14:12 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 08.01.2022 22:55 Заявить о нарушении
Кайуа писал: «Между демократией и фашизмом имеется нечто гораздо большее, чем просто точки соприкосновения. Несмотря на бросающийся в глаза антагонизм, между ними существует некоторое неизбежное родство, особые родственные узы, которые позволяют понять, что фашизм не отвергает демократического наследия, и которые уже сейчас предупреждают, что можно представить враждебность к демократии, которая сопровождается такой же неприязнью и к фашизму. Демократия заключает в себе неизбежность фашизма.
У Джека Лондона ещё резче: «Демократия - мечта глупцов, демократия - такая же ложь, такой же дурман, как религия, и служит лишь для того, чтобы рабочие - этот вьюченный скот - не бунтовали. Когда они стонали под бременем нужды и непосильного труда, их уговаривали терпеть и нужду и труд и кормили баснями о царстве небесном, где бедные будут счастливы и сыты, а богатые и умные - гореть в вечном огне. Ох, как умные смеялись! А когда эта ложь выдохлась и у людей возникла мечта о демократии, умные постарались, чтобы она так и осталась мечтой, только мечтой. Миром владеют сильные и умные».
Мир естественного человека Руссо — это химера эпохи просвещения, со своим ограниченным словарем и миропониманием. Сад в этом совсем не далеко ушёл, когда с энциклопедической важностью описывал в своих романах быт и нравы далёких народов (в том числе и русских), где сплошь вымысел. Во время чтения трудно отделаться от той фальши и ложной добродетели, которую Руссо создаёт в своих произведениях, особенно когда хорошо знаешь биографию автора. Де Сад в пример противоположен, но прямолинейно честен с читателем.
У Вас интересная гипотеза о творческом вдохновении Сада. В том смысле, что этот мир, который он описывает — уже был когда-то, тогда как многие считают, что он только сейчас наступает. В связи с этим я мог максимум допустить его связь с гностическими сектами, вроде борборитов или карпократов, которые известны своими отвратительными ритуалами. Однако я всегда считал, что Сада сформировали рационализм и материализм: Спиноза, Ламетри, Ж. Мелье, Гельвеций.
Мы знаем, что Бог поругаем не бывает. И весь ужас безбожного маркиза — это унижение человека и человечества. Интересно, а не будет ли кощунством — молиться за Маркиза де Сада? Я полагаю, что молитва о спасении Маркиза де Сада — это сама по себе не меньшая провокация, чем его яростная оппозиция Творцу, целомудрию, чести, браку, верности, добродетели, выраженная в его произведениях. Хотя не все так однозначно, ведь Вы помните статью Клоссовски «Сад, мой ближний», а мы знаем, что ближнего нужно и возлюбить, как самого себя и относиться к нему так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. В этом отношении Сад — подлинный демократ, «суверенный человек» по Батаю, «единственный» Штирнера и просто классический либерал, а не ближний, ведь он человека ближним не считал и вряд ли бы хотел для себя того гедонизма, который мог получить от другого.
Харитон Отрадный 09.01.2022 12:04 Заявить о нарушении
Владимир Микушевич 09.01.2022 15:46 Заявить о нарушении