Аматор, Версификатор, Метрофоб и Бритва Оккам-1-

Оккам http://stihi.ru/2021/12/29/2752


Рецензия на «Как скорый поезд из пункта А в пункт Б...» (Сан-Торас) http://stihi.ru/2021/12/07/130

_________САНТО!!!
ВАШИ СЛОВА-МЁД НА СЕРДЦЕ!!!
КАК ПРИЯТНО,ЧТО ВЫ-НАШ!!!
ПОТРЯСАЮЩЕ!!!
ВЕЛИКОЛЕПНО!!!
Я ВАС ОБОЖАЮ!!!

Вы говорите все слова,которые
соответствуют моим вопросам!!!
прям...как прессконфиренция...
...
ДАЙ БОЖЕ ВАМ ЗДОРОВЬЯ!
ВЫДЕРЖКИ в нашей стране!!!Да,Вы-о ней ЗНАЕТЕ каждую минуту!
ЧТО очень дорого!
ЛЁГКОСТИ,ТЕПЛА,ВДОХНОВЕНИЯ!!!
МЫ С ВАМИ!!!
Т.

Татьяна Звёздочкина   28.12.2021 00:53
  •   



_________Правда? Воты славно!   

Хотя, моя собеседница, хотела стереть этот диалог.

Но я подумал, что сказанное  может стать кому-то нужным.
Сейчас, следом за Вами вернулся к теме Родина - жесть, кто понимает...


*~<>~~<>~*~<>~~<>~**

И все - равно, и все - едино.
Но если по дороге - куст
Встает, особенно - рябина.
М.Ц.

Год завершил, как водится, авралом.
У олигархов в свете сверх задач,
От нервов и ковида нужен врач
И я запеленгован их радаром.

Покинув медицинский свой ашрам,
Иду в полураспахнутой рубашке.
Мелькает солнце в облачной упряжке
По синим, чуть заснеженным горам

И ветер, треплет лапой дикой львицы,
Лучей закатных огненные спицы.
Вершинам гор я дал бы имена
Поэтов, что сложили письмена,

Мир обнимая горным кругозором.
Порой в стихах такая глубина,
Что камень поседев достигнет дна,
Невидимого близоруким взорам.

Иду, а по дороге тот же куст…
Рябиновый… и тех же веток хруст,
И карамелью пахнут листья мяты…
Зигзагом молний швы небес разъяты,

И думаю: вернусь домой, вернусь…
А дождь бежит, оплакивая Русь...
А дождь спешит стереть черты и даты…

*~<>~~<>~*

C добром:)
Сан-Торас   28.12.2021 05:26 



________САНТО,ОЧАРОВАТЕЛЬНЫЙ Стих!!!
...
"Порой в стихах такая глубина..."
...НЕ ХВАТИТ ЖИЗНИ...чтоб достигнуть "дна"!
расшифровать их сердца письмена...
они в такие жили времена!
...
Ваши ГОРЫ-ЗАВОРАЖИВАЮТ и КОЛДУЮТ!!!
...поэтому и стихи...ВОЛШЕБНЫЕ...
из акаши...
ВЕЛИКОЛЕПНО!!!
С восторгом и восхищением,Т.
Татьяна Звёздочкина   28.12.2021 16:57



_____________________________ Изумляет Ваша эмпатия, Звёздочка !

"Порой в стихах такая глубина..."
...НЕ ХВАТИТ ЖИЗНИ...чтоб достигнуть "дна"!
расшифровать их сердца письмена...________(с)
Т.З.

"из акаши" - дадада! Хроники Акаши – ценю эту
"мистическую библиотеку", вмещающую в себе весь опыт
развития вселенной, всю информацию обо всем.

Точно Вами подмечено, "ГЛУБИНА ДНА" давайте я расшифрую эту мою строчку,
от которой Вы оттолкнулись, и весь катрен,
ибн сам я оттолкнулся от стихо великолепной Марины:

Обнимаю тебя кругозором
Гор, гранитной короною скал.
(Занимаю тебя разговором -
Чтобы легче дышал, крепче спал.)_______ Блестящая фонетика

крУгОзОрОм гОр крОнОю скАл рАзгОвОрОм - такое чередование и сочетание гласных

завораживает своей аллитерацией.
Гениальные стихи и проза всегда подчинены
заданному ритму и чередованию гласных звуков.
Злоупотребление СТЫКУЮЩИМИ согласными
делает речь косноязычной и трудночитабельной.
(...)
...Кругом клумбы и кругом колодца,
Куда камень придет - седым!__________ Без слова ГЛУБИНА - БЕЗДОННОСТЬ передана.
Круговою порукой сиротства, -
Одиночеством - круглым моим!
М.Ц.

Кругом колодца куда камень придет - седым - то есть так долго лететь
камню до дна ЭТИХ ОБЪЯТИЙ, что камень поседеет, то есть состариться
пока долетит - "ВОТ ТАК ОБНИМАЮ, так глубоко, так бездонно люблю."

Передать чувства ОБРАЗАМИ, а не на прямую в лоб - это и есть ДАР ПОЭТА.

От этого катрена я откликнулся в своих стихах, а Вы откликнулись
уже на мои строки - ЭТО И ЕСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, ДИАЛОГ С ВЕЧНОСТЬЮ.

Эпиграф у меня взят из другого произведения Марины
"Тоска по родине"
Потому что моя тоска прикасается к ее тоске по Родине,
где она говорит:

*~<>~~<>~*~<>~~<>~**

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой
Быть.....

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной — непременно —....

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично — на каком
Непонимаемой быть встречным!.......

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
(...)
*~<>~~<>~*~<>~~<>~**

Эта рябина перечеркивает прямой смысл всего вышесказанного
рябина говорит: о боли, тоске, о НЕРАВНОДУШИИ...
Таким образом, стихи о нелюбви открывают глубокую истинную любовь.

Утверждение через отрицание - духовная инверсия - это опять же
та форма, благодаря которой
поэт уходит от лобового раскрытия темы, типа:

"Я люблю родину, ура!"_____ В ЖИЗНИ ВСЕ СЛОЖНЕЙ.

В Цветаевском тексте - через отрицание:

"И все — равно, и все — едино."
идет утверждение: "нет - это не так!"

Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…

рябина в которой узнается образ России, любовь к ней и боль утраты.

*~<>~~<>~*~<>~~<>~**

Репунсив.

Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина…
М.Ц.

Потоп в осеннем захолустье
Мне даже некуда свернуть.
Я мимоходчивый и грустный
Ищу к себе забытый путь.

Истоптаны мои пороги,
Нахлынул ветер - веток хруст,
А по дороге — куст разлогий,
Цветаевский родимый куст.

И кисти красные рябины,
И виноградье диких лоз —
То, что осталось от Марины,
Я подбирал в пути и нёс.

Ту грусть, которой неизбежность
Коснуться каждого крыла,
Всю ту безудержную нежность —
Ранимей хрупкого стекла...

И не найдя своей долины,
Лег под рябиновый навес.
А надо мной рукой Марины -
Письмо распахнутых небес.
С-Т

Тонкие Цветаевские инверсии, свойственны великим поэтам

например у Пушкина:

Тьмы низких истин мне дороже
Нас возвышающий обман...

Эти слова так же перекликаются с той мыслью, о которой я говорил:
УТВЕРЖДЕНИЕ через ОТРИЦАНИЕ.

Иной прочтет и решит что автор предпочитал правде
некое лицемерие.
Да еще придумает себе картинку, что Пушкин лицемер!
И скажет:
А я предпочитаю правду - я - молодец!

Но, для того, чтобы верно понять Пушкина
нужно правильно расставлять СМЫСЛОВЫЕ акценты:

"Тьмы НИЗКИХ истин мне дороже нас возвышающий обман"
Не ИСТИН, как таковых, а НИЗКИХ ИСТИН, названных ТЬМОЙ!

Как много авторов на стихире и так мало поэтов.

- Что же  все эти авторы графоманы?
- Нет, конечно!
- Так что же они поэты?
- Конечно нет, они не поэты.
- А кто же если не графоманы и не поэты, а стихи пишут?

Чтобы уйти от токсичного словца графоманы, а бы сказал ВЕРСИФИКАТОРЫ.

по  толковому словарю Ожегова.


- ВЕРСИФИКАТОР - человек, легко слагающий стихи,
но лишённый поэтического дара.

- Открываем Глоссарий - вопрос: Значение слова Версификатор?
ответ:
От латинского - versificatorна - это стихотворец, владеющий
стихосложением, но не обладающий поэтическим талантом.

Ведь в русском языке море глаголов - "играть-бежать, мечтать, рыдать,
звать" - рифмуй не хочу!
Поэтому рифмовать глаголы с глаголами - некошерно.
А глагол с существительным - другое дело.
Однако кеды-полукеды - тоже не комильфо.

Мне тут же соблазнилось срифмовать:
Версификатор и аматор!

Ну что значит не имеющий дара? - обидно и даже токсично.

Я бы заменил не Версификатор а АМАТОР - это
 самодеятельный поэт художник, музыкант:
от лат. amator, amo — люблю, благовею, имею склонность)

Большинство авторов - АМАТОРЫ - от понятия - люблю, имею склонность
И это по существу отсекая лишнее.

А что нам про АМАТОРА говорит господин Даль?
- любитель — непрофессионал, «занимающийся чем-то по
любви, охоте, наклонности».

Покрайней мере, аматор - это не то, что "нас возвышающий обман",

- во-ПЕРВЫХ АМАТОР - это КРАСИВО.

Быть понятым - обсолютно не надеюсь и потому оптимистичен:)

Во всяком случае, версификаторов и аматоров больше, чем графоманов
а графоманов меньше, чем метрофобов, а метрофобов больше, чем аматоров!

Не-ну, как произнес один францисканский монах, живший в 14 веке:

НЕ МНОЖЬТЕ СУЩНОСТИ СВЕРХ НЕОБХОДИМОСТИ.

Это Уильям из Оккама - Окам - маленькая английская деревня.
А монаха считают величайшим логиком всех времен.
И он прав, ибн СУЩНОСТЬ ОДНА – и не надо лепить
к одной сущности - множество НЕСУЩЕСТВЕННОГО.

Сан-Торас   28.12.2021 21:21 


_______ Сейчас говорю о сложных вещах - но  стоит
ВНИКНУТЬ И ВСЕ СТАНЕТ ЯСНЫМ.

Оккам, наряду с Дунсом Скоттом, Фомой Аквинским,
и Ахмадом ибн Рашидом он же (Аверроиз),
вошел в пятерку самых мощных умов средневековья.

И несмотря на то, что эти "темные века" ассоциируется
с мракобесием и невежеством, НО  благодаря этим именам,
средневековье всё же не стало абсолютно потерянным
для двухосновного развития человечества.

"Бритва Оккама" - величайший философский труд, ибн его автор
 вошел в историю, как  философ, разработавший законы мышления и познания.
Его называют отцом эпистемологии - то есть науки и познании.

Все дело в том, что Виллем Оккам разработал  принципы,
которые позволяют  создавать теории, объясняющие наученные факты
 и феномены.
Для этого надо выбирать наиболее логичное объяснение,
 и отсеивать  нелогичные.

В лице Оккама в философии победил номинализм.

Это средневековый богословский спор между номинализмом и универсализмом,
который был продолжением спора между Платоном и Аристотелем.

Суть спора сводилась к тому, является ли все, что мы видим,
 отражением какой-то более великой реальности - это (универсализм),

или же каждая вещь существует сама в себе - (номинализм).
Следуя Дунсу Скотту и Фоме Аквинскому, Оккам поставил точку в этом вопросе.

Все абстракции и обобщения — являются производными
 от конкретных предметов и не существуют сами по себе.

Это было ударом по «миру совершенных идей» Платона.
Это позволило отказаться от Бога как носителя «идеалов»,
от которого происходили бы отдельные сущности мира -
( ЗЕМЛЯ НЕБО, СОЛНЦЕ, ЛУНА) и т.д.

Став отцом «естественной философии» Оккам открыл закон МЫШЛЕНИЯ,
 закон ПОЗНАНИЯ, который был назван в его честь - «Бритвой Оккама».
То есть ВСЕ ЛИШНЕЕ ОТСЕКАТЬ ОТ СУЩНОСТИ ВОПРОСА.
ЭТО И ДЕЛАЕТ ПОЭЗИЮ ВЕЛИКОЙ.
Когда каждое слово стоит на своем месте.

СТИХИ -  НЕ СЛУЧАЙНЫЙ ГЕНЕРАТОР СЛОВ, а  ИЗБРАННЫЕ СЛОВО.

И  это слово надо найти, услышать "поймать на острие пера"

А не бла-бла, типа, свыше напелось.
- угу, всякий что-нибудь поет, но не всякий певец.

весь этот сайт авторов - по сути СТИХОТВОРНЫЕ КАРАОКЕ.

Что в сущности хорошо, а не плохо, просто вещи надо называть
своими именами, ОТСЕКАЯ ОТ СУЩНОСТИ ЛИШНЕЕ.

Как-то одна моя  собеседница написала статью - "если
люди  пишут стихи, значит они поэты".

Промолчал, но подумал - это тоже самое, как
 если люди поют в караоке - значит они певцы -

 Хотя, если отсечь лишнее, то  один, два певца возможно найдется.

В философии, этот закон ОТСЕЧЕНИЯ ЛИШНЕГО ( как лишнего веса)
называется  законом «онтологической скупости».

Его смысл в том, что когда исследователь стремится объяснить тот
или иной факт, феномен, или явление, то самым логичным
объяснением будет то, в котором не будет лишних сущностей.

То есть  всё, что на самом деле  не нужно для объяснения факта,
должно отсекаться.
Как бритва сбривает лишнее, так и «бритва Оккама»
выбрасывает из научной теории все то, что не нужно для ее объяснения.

И так Оккам был назван Монахом, обрившим Бога.

Вся наука — это один большой пример «бритвы Оккама».

Рассмотрим на примере:

Раньше люди придумывали духов, для того, чтобы объяснить любые феномены.

Дождь, гром, молнию, болезни — чем страшнее был феномен,
тем сильнее казались его боги.

Христианская мифология пришла к тому, что и одного Бога достаточно,
если у него в помощниках есть другие духи — злые и добрые ангелы,
а так же святые.
Позже, наука смогла объяснить многие природные явления,
 не привлекая к этому вообще
никаких потусторонних сил, а только при помощи
естественных фактов и законов природы.

Поэтому, Оккам и назван отцом «естественной философии».

Для нас, для СОВРЕМЕННОСТИ Оккам важен потому, что
еще в начале 14 века он бросил вызов нашему солипсизму и суеверности.
Он показал, что неправильно придумывать «потусторонние» объяснения.

ЗАБАЛТЫВАНИЕ ЗАПАДНИКАМИ  СУТИ ВОПРОСА.

ВОТ ПУТИН, КАК БРИТВА ОККАМЫ - НИКОЙ БОЛТОВНИ - ОТВЕЧАТЬ ПО СУТИ,

НЕ МНОЖИТЬ СУЩНОСТИ - то есть не забалтывать ненужным, не имеющим
отношения к делу. 

Вместо ЗАБАЛТЫВАНИЯ, нужно искать логичное и естественное
 настоящее объяснение.

И чем объяснение проще и емче — тем  оно ближе к истине.
Вера в Бога или Богов, в потусторонние силы — не подходящее
 объяснение для научного развития и познания мира.

ДЛЯ ВЕРЫ приходиться придумывать целую новую реальность,
новое «потустороннее» измерение,
которое бы потом могло служить ОБЪЯСНЕНИЕМ, А ПО СУТИ «ЗАГЛУШКОЙ»
 для любого поиска истины.

- «Откуда произошел мир?»
- Бог создал.
- «Почему человек умер?»
- Бог призвал.
- «Почему началась гроза?»
- Бог негодует на маловерных, открывает окна небесные,
мечет молнию, гремит своим голосом.

Такие ответы не только не способны ничего объяснить,
но они также отталкивают человека от поиска настоящих ответов.
Они «замыкают» его сознание. ЗАБАЛТЫВАЮТ.

Дают ответ, который на самом деле ни на что не отвечает
и ничего не объясняет.

Долгое время, такие невежественные ответы считались допустимыми.
НО ТОЛЬКО ДО Оккама.
Он разоблачил их нелогичность, и поставил науку на рельсы
методов познания.
Он стал монахом, обрившим религию.
Можно сказать - Оккам был одной из немногих звезд во тьме «темных веков».
Возможно, еще вернусь к нему в другой беседе...

Теперь к стихам - если у человека невосприимчивость поэзии,
то он метрофоб.

Метрофобия - боязнь поэзии, основанная на страхе выглядеть
глупо при попытке понять смысл и растолковать образы.

В поэзии каждой эпохи борются условность и безусловность,
рефлексия и цельность, шутка и серьезность, так что нам есть
чем заняться и куда расти!

Нк-ну ни разу не собирался так разгоняться,
как-то...Ей Бог, спонтанно получилось, Танечка:)

С добром, Санто.

Сан-Торас   29.12.2021 07:44   


Рецензии