О высоте пономарского служения

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА

О высоте пономарского служения
Беседа-чаепитие после Божественной Литургии
в Казанском Храме пос. Октябрьский

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, сегодня мы собрались в Казанском Храме после Божественной Литургии на беседу-чаепитие. Мы с вами сегодня на Проповеди за Божественной Литургией говорили о чуде Архистратига Божьего Михаила в Хонех. Хонех имеет перевод как некая расщелина.
Сегодня праздник Архистратига Божьего Михаила, Святого Архипа и всех церковнослужителей в Храме. Давайте перечислим наших церковнослужителей во всех Храмах Православной Церкви: пономарь; певчие; те, кто стоит на свечах; работающие в лавке; уборщики; дворники; звонари; церковные флористы.
 Святой Архип был обычным пономарём и посвятил всю свою жизнь служению в одном единственном Храме в честь Архангела Михаила. И сегодня мы вспоминаем это удивительное событие, когда Архистратиг Божий Михаил вмешался и защитил Храм свой от разрушения, потому что язычники соединили две горные речки и направили их в сторону Храма. Но, когда Святой Архип узнал об их беззаконии, о том, что скоро Храм будет стёрт с лица земли, он решил остаться в своём родном Храме, решил никуда не уходить и погибнуть со своим Храмом. Но Господь удивительным образом через Архистратига Божьего Михаила остановил это страшное беззаконие. Когда две реки соединились, и огромный речной поток устремился к Храму, чтобы его уничтожить, явился во все видение Архистратиг Божий Михаил, который своим жезлом ударил по скале, и там образовалась огромная трещина, в которую вся эта вода утекла.
Можно привести несколько примеров того, как очень богатые, знаменитые люди были простыми пономарями. Пример этому Святой Благоверный Андрей Смоленский.
Ещё один замечательный пример. Царь Николай II Страстотерпец. Вместе со своей Царской Семьёй был церковнослужителем, и его Святая Семья постоянно участвовала в Богослужении. Они пели на клиросе, а сам Царь был пономарём. Он своё пономарство почитал как за царское служение. Царь зажигал кадила, зажигал свечи в Алтаре, участвовал в Богослужении, выносил свечу вместе со своим сыном цесаревичем Алексеем.
Почему эти высокопоставленные люди так почитали это пономарство? Потому что для них это служение приносило радость и счастье. Это служение столь высоко - это прислуживание самому Господу, потому что все мы участвуем в Божественной службе вместе с Ангелами. Подходить к этому служение нужно со смирением, потому что, если мы будем гордиться этим, то это будет подобно построенному Храму без фундамента.
Почему велика ответственность церковнослужителей? Потому что на белых одежда видно даже маленькое чёрное пятнышко, и это пятнышко ничем не смоешь, оно видно всем.
Братья и сестры, сейчас наш пономарь Александр расскажет в чём заключается его служение. Самое главное считает он, это созывать людей на Службу в Храм. Он звонит в колокола, помогает священнику в Алтаре, смиряет себя и несёт послушание.
В чём заключается главное служение пономаря? Это служение Богу. А Бог выше всех царей, президентов, всех начальников, и никого выше Него нету.
Почему Архистратиг Михаил защитил Храм? Потому что Храм был в честь него. Надо чётко понимать, когда мы с вами хотим получить особую помощь, нам нужно обращаться к тому Святому, который находится у нас в Храме. Если наш Храм в честь Божией Матери Казанской, мы обращаемся особенно к Заступнице Казанской Божией Матери. Особая помощь идёт от Святых, которые являются покровителями в Храме потому, что Бог дал им полномочия, и это можно сравнить с тем, как выходят на заставу часовые на границе. Мы знаем, что на границе происходит смена часовых: сначала заступают одни, потом вторые, а затем третьи. Вот также Господь Иисус Христос установил Церковь и установил покровительства Святых в разных местах, т.е. одни Святые заступают в этом Храме и защищают весь этот район. Нет места без святого человека, т.е. в каждом районе есть какой-то Святой у нас на земле. Бог чудным образом через Святых хранит этот мир, т.е. Он даёт некое поручение. Он мог бы Сам со всем управляться, но вы помните, когда Иисус Христос жил на земле, Он не успевал везде ходить, и Он посылал своих учеников: сначала 12 учеников собрал, потом ещё семьдесят. Ученики ходили проповедовали, и бесы повиновались им.
Господь Иисус Христос через заступничества Святых помогает. Особенно мы сейчас это видим через церковный календарь. Каждый вечер в пять часов мы начинаем праздновать новый церковный день. В этом церковном дне мы видим целый список Святых – это список часовых Небесных, которые заступили охранять нашу землю.
Кроме того, что Храмы посвящаются Святым, еще и каждый день, который начинается с утра и заканчивается вечером – как маленькая жизнь: человек кается, молится, просит прощение, примиряется, не известно проснётся он или нет, и на эту маленькую жизнь, на этот маленький день Бог даёт человеку помощников и покровителей. И мы можем у них напитаться их подвигом.
Если мы видим, что Святой подвизался в том-то и в том-то, мы читаем его житие и начинаем ему подражать. Надо себя заинтересовывать и читать жития Святых, чтобы мы проникались подвигом этого Святого. Есть связь между молитвой к Святому и чтением его жития. Как невозможно подойти к незнакомому человеку на дороге и попросить у него помощи, так же и мы не можем подойти к незнакомому Святому. Мы сегодня с вами на отпусте (отпуст – это, когда священник выходит с Крестом и читает тех Святых, которые сегодня заступили на Божественный пост по охране земли, христиан) мы читали целый список Святых. Но для нас этот список проходит совершенно мимо ушей.
Все Святые собираются на Божественную Службу, вместе с Ангелами, Архангелами, с Божией Матерью они приходят к христианам и участвуют в Божественной трапезе - это Божественная Литургия, Евхаристия. После Евхаристии люди делятся своей едой, устраивают трапезу уже телесную, где могут поделиться своей едой и исполнить заповедь Христову о любви к ближнему, что-то узнать о Боге, о Святых интересное – это всех объединяет и в этом есть смысл бесед после Божественной Литургии. Это называется Агапа – вечеря любви, когда люди оказывают друг другу внимание, оказывают любовь, оказывают терпение и узнают друг о друге, кому нужно помочь.
Если мы забываем о своём ближнем, мы значит забываем о Боге и значит лишаемся благодати.
Мы сегодня познакомились с Архипом, а посмотрите сколько ещё Святых мы не знаем, а значит и не можем им помолиться. А сколько у них подвигов интересных! Сейчас современные христиане говорят: «Мы не можем то-то, мы не можем это, у нас это не получается». А, если открыть Жития Святых, то там можно найти столько примеров, потому что дьявол действует точно такими же методами. Мы сегодня с вами сказали, что Святой Преподобный Архип не ушёл со своего поста, т.е. он не оказался предателем. Он десятилетиями находился в этом Храме, т.е. он юношей пришёл в этот Храм и стал заботиться об этом Храме. Там был источник, на котором исцелилась одна девочка. Потом на этом источнике был построен Храм одним благотворителем. Язычники, видя чудеса, видя, что этот Архип проповедует Евангелие, готовит людей ко крещению, они лютой ненавистью его возненавидели. Они хотели его уничтожить. Почему? Ни один из язычников не сможет воспользоваться святыней.
В 90-ые года была ересь священника Александра Меня, который погиб. Он написал книгу «Сын Человеческий», её распространяли в 90-ые годы. Александр Мень считал о том, что дьявол может пользоваться Божественной энергией. В 90-ые годы люди, увлекаясь Кашпировскими, всякими энергиями, входили в заблуждения о том, что как будто дьявол может взять и своровать у Бога Божественную энергию, т.е. подойти к источнику и взять какую-то силу и её использовать во вред. Или, например, говорили, что некоторые колдуны могут прийти на Божественную Службу, причаститься в толпе, а потом использовать силу причастия. Это всё ложь. Они могут только надругаться над причастием, что-то сделать плохое, но использовать силу Божественную невозможно.
Почему язычники, неверующие, атеисты не могут использовать Божественную энергию от воды, от причастия, от каких-то Таинств? Если человек крещенный, но он попрал крещение, ушёл в какое-то язычество, ушёл в колдовские вещи, магию, и вот, если такой человек пришёл и хочет использовать причастие в своих каких-то целях, или использовать святую воду в корыстных целях, он этого сделать не сможет. Почему? Бог – это сильная Личность. Бог – это не волшебная палочка, которую можно захватить и управляй как хочешь. Нет. Бог имеет разум, имеет любовь, имеет ревность. Бог – Ревнитель, Он никогда не допустит, чтобы Святыня, Сила Господня, Божественная Энергия была использована на плохое дело. И поэтому Александра Меня обличила Церковь, и ему сказала: «Батюшка, Вы заблуждаетесь». Заблуждаться могут все. В Церкви есть соборность, когда люди собираются в Церкви и молятся. Потом собирается Собор, на котором выносится решение о том, правильное ли мнение этого отдельного человека или нет.
Есть частные мнения отдельных людей. Есть мнение Церкви – Consensus partum, т.е. принцип «Согласия отцов». «Согласия отцов» говорит о том, что Божественную Энергию через Таинства, через Святую воду никаким образом люди, которые хотят её использовать, использовать не смогут, потому что Бог – это есть Личность, а не просто какая-то неведомая сила. Бог – это живой Отец. Бог никогда не позволит этого. Люди, которые хотят каким-то образом это использовать, они получат смертельные страшные наказания от Бога.
До революции был случай. Один революционер вместе с другим революционером поспорили. Они сказали друг другу: «Давай, кто больше насмеётся и надкощунствуется над Церковью». Они стали думать, что им сделать такого самого страшного. Они решили, кто вытянет жребий, тот это и исполнит. Жребий выпал одному революционеру. Второй революционер говорит: «Я придумал, что нужно сделать: ты идёшь на причастие, берёшь причастие в уста и не проглатываешь, выходишь и расстреляешь из ружья это причастие». И вот этот революционер приходит на причастие и потом выходит из Храма, и ставит его на верхнюю палку. И только он занёс ружьё, и только хотел выстрелить, палец его был уже на курке, в это время он увидел распятого Христа, из рук и ног Которого вытекает кровь. Этот человек сошёл с ума, он так и не пришёл в себя. Он только кричал: «Вижу Христа!» Шутки с этим плохи.
Те колдуны, те не православные бабушки, которые говорят, например, что человеку нужно креститься, принести свечей и святой воды, потому что сами они в Храм зайти не могут, их просто Ангелы не пустят, если они служат бесам, а над принесёнными свечами они будут насмехаться. Дьявол как бы им помогает в этот момент, но для них получается страшное суждение. Почему они говорят креститься? Да потому, что представьте какую награду получает колдун от дьявола, когда он насмехается не над простым человеком, а над только крещенным. Представьте себе: человек пришёл в Храм Божий, крестился, очистился от грехов, ему дался Ангел Хранитель. Этот человек приходит к колдуну, к бабушке-знахарке, и она забирает всё то, что он приобрёл в Церкви.
В этом есть смысл и ответ Александру Меню: именно дьявол не при каких обстоятельствах забрать у человека Божественную силу сам не может. Только в одном случае дьявол может пользоваться вот этой энергией в человеке, только, когда человек сам это отдаёт.
Когда человек приходит к Богу, Бог даёт ему все эти благодарные дары: и прощение грехов, и благодать. Когда человек идёт к знахарке, идёт к колдунам, магам, чародеям, экстрасенсам, то ту Божественную энергию, которую он получил через благодатные дары, человек переработал в своём теле, и вот именно эту человеческую тварную энергию дьявол может пользовать.
Никогда дьявол к Богу не подойдёт, потому что Бог – это огонь. Но только, если человек после причастия, таинств, соборования, исповеди, покаяния напитался этим всем и идёт к колдунам, вот этой тварной человеческой энергией уже может пользоваться дьявол, и тогда дьявол становится силён.
Ещё один вопрос: могут ли бесы попасть в Храм? Нечистая сила не может пробраться в Дом Божий. Только может пробраться вместе с человеком. Если у человека есть страсти, то эта страстность прицепляет себе бесов. Поэтому так бывает тяжело людям молиться. Люди не могут спокойно молиться и начинают мешать другим.
Очень важно перед Божественной Службой, причащаешься ты или не причащаешься, подходить на исповедь. Очень хорошо, чтобы люди приняли Святую воду, чтобы была сила и благодать Господня. Идеально на Божественную Литургию всем идти всем голодными, это лучше всего. Хорошо покропить себя Святой водой.
Нужно понимать, что, если я грешу, то значит я грешу другим людям, потому что те бесы, которые смогут найти во мне место, будут еще потом культивироваться и в других местах. Если родители заражены какими-то страстями, то они передадут эти страсти и своим детям.
Если детей приносят на причастие, то как они могут подготовиться? Надо, чтобы родители или крестные родители, если даже сами они не причащаются, должны попоститься, почитать молитвы, каноны, поисповедоваться самим, только тогда и их дети смогут достойно причаститься. Когда приводят детей без подготовки, никто за них не готовится, эти дети просто вырываются, не могут подойти к чаше, потому что они не готовы. Страсти родителей оскверняют своих детей. Дети видят поведения своих родителей и подражают им.
Говорят, что больной человек не может исповедоваться. Вы знаете, сколько есть таких случаев, когда священник приходит к больному человеку, лежащему без сознания. Человек сразу же приходит в сознание. Только человека успевают исповедовать, он потом умирает. Почему? Да, потому что душа человека ждёт священника, и человек не умирает до тех пор, пока его не причастили, не исповедовали.

Давайте, в заключении беседы вспомним, что у нас, у каждого есть домашний храм в сердце. Что в сердце может совершаться? Мы с вами может в своём сердце молиться Христу, приносить Ему жертвы. В Алтарь Церкви приносят записки, свечи, просфоры, вино. Просфоры – это приношение прихожан хлеба. А что может человек приносить в своём сердце? Это молитвы, чтение Евангелия, Псалтири, добрые дела, добрые помыслы, любовь к Богу. В нашем сердце помещается и престол, и жертвенник.
Есть такая духовная пословица: «Пустоты не бывает». Если мы не служим Богу, то мы служим дьяволу – не бывает пустоты. Одна из притч, в которой Господь говорит, что выгнан был бес из человека, ходил бес по безводным пустыням и увидел, что душа ничем не занята, выметена и чистая. Бес берет своих семь дружков и идёт с ними в ту душу жить. Такому человеку стало ещё хуже. Вот что происходит с человеком, который после крещения не ходит в Храм. Такой человек очень приятен для бесов. Для бесов это особая награда, если они этим человеком завладеют. Дьявол награждает своих подопечных за каждого человека по-разному. Есть православное придание о том, что за мирянином по правое плечо стоит Ангел, дающийся при крещении, а по левой стороне стоит бес. А, если взять, например, инока, послушника, священника, представляете, как и что происходит с ними? За них дьявол даёт большую награду, поэтому за них выступают намного больше сражающихся. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы с вами совершенно не радим о спасении, и дьявол со своим ополчением намного больше беспокоиться о нашей погибели, чем мы беспокоимся о спасении». Мы можем спастись только Христом, только Его благодатью.
Не нужно надеяться на самих себя, нужно молиться Ангелу Хранителю, чтобы он максимально близко был к нам. Скажите, почему Ангел Хранитель отходит от человека? Потому что от нас идёт зловоние греха, от нас идёт такой смрад, что Ангел Хранитель не может это видеть и слышать. Он представляет собой настоящие чистоту и свет, радость, любовь и все добродетели, и такой Ангел не может находиться рядом с тьмой. Почему Бог не находится рядом с дьяволом? Потому что добро и зло несовместимы. Есть вещи несовместимые, например: ночь и день не могут находиться рядом. Как только мы встали на сторону зла, в этот момент с нами не может быть ни Ангела, ни Святых, ни Бога. Как только мы снова открываем своё сердце, каемся и призываем Бога, Бог вновь входит в наше сердце, а тьма уходит. Как только мы грешим, выгоняем ближнего своего, ближний уходит, а вместе с ним уходит Ангел и Христос. Христос несколько раз спрашивает: «Мне уходить?» А мы снова обижаем ближнего, и тогда Господь тихо уходит, мы даже не замечаем этого. Обижая ближнего, мы обижаем Бога. Как только наше сердце опустело, мы никого не любим, и в наше сердце пустое заходит дьявол с помощью людей со страстями, потому что сам он зайти в храм сердца не может.
Чтобы нам быть всегда со Христом, нам нужно прежде всего, братья и сестры, возлюбить своего ближнего, чтобы наше сердце было наполнено ближними, чтобы наш домашний храм нашего сердца не был одинок. Мы беспокоимся о наших детях, внуках, о наших близких, и тогда, чувствуя к ним любовь, мы будем любить Бога. Не нужно бояться дьявола. Если ему не будет места рядом с нами здесь, он просто уйдёт. Если мы будем славить Бога, и у нас будет полнота благодати, ничего нам страшно не будет.
Надо как можно больше знакомиться со Святыми наступившего дня, чтобы к ним можно было обратиться и найти у них пример.
Помолимся.
Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне присно, и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй! Благослави.
Благословение Господне на вас, Того Благодатию и Человеколюбием всегда ныне и присно во веки веков. Аминь
Христос воскресе! Воистину воскресе!
Всем Божьего благословения и Ангела Хранителя!

 
19.09.2021 г.


Рецензии