Антиквары Галактик Версия 102

Антиквары Галактик
Версия 102

Правители Каналя (Эль Мирадора), царства Каналь

Ла-Данта — самый большой храм майя. Достигает 79 метров (259 футов) в высоту и объёма 2800000 кубометров, одна из самых больших пирамид в мире.
Эль Тигре
Лос-Монос
Ламанай
Ламанай (Lamanai) — руины некогда одного из наиболее значимых церемониальных центров цивилизации майя, расположенных на территории современного Белиза. Город находится на берегу 48-километровой лагуны в северо-центральном Белизе.
Название Ламанай означает на языке майя «утонувший крокодил». Город насчитывает трёхтысячелетнюю историю, именно столько времени без перерывов здесь жили люди. Во время классического периода развития цивилизации майя (около 250 года — 900 года н. э.) население города достигало 20 000 жителей. В противоположность другим городам майя Ламанай был ещё заселён, когда в Белиз в XVI веке вторглись испанцы.
Пале;нке (исп. Palenque, майя Lakam-Ha; — «большая вода») — условное название развалин столицы Баакульского царства (цивилизация майя, III—VIII вв.), сохранившихся на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас. В 1987 г. объявлены ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Основные постройки датируются VII и VIII веками. Паленке погиб в IX веке — вероятно, в результате нашествия племён с побережья Мексиканского залива. Руины известны с XVIII века и были посещаемы иностранными туристами ещё в XIX веке. Эти развалины вдохновили путешествующего русского поэта Бальмонта на написание стихотворения «В Паленке, меж руин…» (1906).
Сохранились остатки дворца площадью 92 x 68 м (группа зданий, расположенных вокруг двух больших и двух малых дворов), квадратная в плане башня и три храма, традиционно именуемые храм Солнца, храм Креста и храм надписей. Галереи и внутренние помещения украшены гипсовыми и каменными рельефами.
Наиболее масштабное исследование руин было проведено мексиканскими археологами с 1949 по 1968 годы. В первый же год исследований Альберто Рус Луилье обнаружил в Храме надписей помещение с ложным сводом, барельефами на стенах и саркофагом в центре. В 1952 году саркофаг, где находились останки правителя Паленке, вскрыли и все сокровища перенесли в национальный музей антропологии в Мехико. В Паленке осталась копия знаменитой резной плиты.
Археологическое исследование развалин продолжает преподносить сюрпризы. Так, в 1999 году археологи в храме ХХ нашли гробницу, а в храме XIX — алтарь с надписями и рельефами, изображающими внука правителя Пакаля. В августе 2018 года сообщалось, что мексиканские ученые нашли небольшую маску, изображающую лицо пожилого человека с длинными продольными морщинами (вероятно, это царь Пакаль)
Храм надписей
Храм надписей (исп. Templo de las Inscripciones, майяский: B;olon Yej Te; Naah — Дом девяти острых копий — архитектурное сооружение VII века, построенное в классический период цивилизации майя над гробницей правителя Баакульского царства К’инич Ханааб Пакаля, его сыном и преемником Кан Баламом II в качестве погребального памятника. Находится в Паленке (условное название развалин большого майяского города на северо-востоке мексиканского штата Чьяпас).
 
История
Летом 1952 года мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обнаружил нетронутую гробницу правителя Пакаля.
Название храму дали надписи, расположенные на его стенах. Всего на трёх каменных плитках находится 617 иероглифов. На сегодняшний день прочитана б;льшая часть из них.
Храм
«Храм Надписей» представляет собой девятиуровневую ступенчатую пирамиду высотой 24 метра с храмовой частью и потайной погребальной камерой. Лестница пирамиды делится на 4 платформы, на которых расположены 5 секций ступеней: первая секция с 9 ступенями, вторая — 19, третья — 19, четвёртая — 13 и пятая — 9. Суммарное количество ступеней равно 69. На поверхности восьмой ступени пирамиды расположена постройка с пятью входами, и тремя помещениями, в одном из которых был обнаружен скрытый под каменной плитой туннель, ведущий в гробницу Пакаля. Предположительно, в прежние времена весь храм и его основание покрывала красная штукатурка, от которой на сегодняшний день ничего не осталось[3]. Над шестью пилонами северного фасада из 44 начертанных символов сохранились лишь 6. Из них удалось расшифровать две даты, приуроченные к возведению (вторая дата) и торжественному открытию (первая дата) храма: декабрь 688 / январь 689 года и декабрь 676 / январь 677 года
Гробница
Изначально вход в погребальную камеру преграждали две стены. За первой находился сундук из скреплённых раствором каменных плит. В нём лежали семь палиц, два ушных украшения в форме бутона из жадеита, одна каплевидная жемчужная серёжка и три раковины с красной краской[6]. За второй стеной найдены скелеты пятерых людей обоего пола, явно погибших насильственной смертью. Искусственно деформированные черепа и инкрустация в зубах говорят об их знатном происхождении. Они должны были сопровождать Пакаля в загробной жизни.
Гробница Пакаля представляет собой зал размером 9;4 м со сводчатым потолком почти 7 м высотой. Стены украшают девять гипсовых статуй, по мнению Луилье, обозначающих девять Владык Мрака — правителей девяти подземных миров или ярусов царства смерти, согласно майянской мифологии.
Из-под саркофага археолог Луилье извлёк две лепные головы, вероятные скульптурные изображения Пакаля. Наименьшая 29 см высотой показывает облик юного правителя, а более крупная 43 см в высоту — в зрелом возрасте.
Саркофаг
Крупный саркофаг Пакаля занимает практически всё пространство погребальной камеры. Он вырезан из цельного куска камня и весит 15 тонн. На нём покоится надгробная плита 3,8;2,2 м весом 5,5 тонн[8]. По обеим её сторонам отмечены даты рождения и смерти Пакаля, а также даты смерти его предшественников[5].
Каменная крышка саркофага украшена изображением сцены воскрешения Пакаля и освобождения его из подземного мира. Центральный мотив занимает Древо жизни (wacah chan), у его подножия лежит Пакаль, которого поглощает разинутый рот преисподней. Между ними голова-скелет чудовища (божество земли держит жертвенную чашу с иероглифом солнца. Это должно помочь Пакалю преодолеть путь в подземелье, чтобы воскреснуть на восточном горизонте.
Останки и украшения
Погребение Пакаля содержит богатые украшения из жадеита: на лице покоилась маска с глазами из перламутра и обсидиана. Во рту маски находится Т-образный амулет. Шея и запястья унизаны нитями бусин разных форм, на каждом пальце было по кольцу. Рядом лежали две нефритовые головы: одна олицетворяла Пакаля в преклонных годах, вторая — бога солнца
Тикаль
Тикаль — одно из крупнейших городищ майя, столица Мутульского царства. Расположено в провинции Эль-Петен Гватемалы.
Пика мощи Тикаль достиг в классический период. В центре города расположено шесть высоких ступенчатых пирамид с храмами на вершинах, пирамиды меньшего размера находятся в Тикале во множестве.
История
Поселение индейцев существовало с VII века до н. э.
В I — IX веках н. э. город был одним из важнейших центров цивилизации майя. По оценкам исследователей, население его в это время составляло от 100 до 200 тысяч человек. К концу X века, после ряда восстаний, город был окончательно заброшен жителями. Название Тик’аль на языке майя означает «место, где слышны голоса духов». В иероглифических надписях упоминается более древнее название города Йаш-Мутуль — «зелёная связка».
Тикаль и окрестности включены правительством Гватемалы в одноимённый национальный парк. В 1979 году национальный парк включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Руины использовались в качестве фона, как база мятежников в голливудских Звёздных войнах.
Тикаль явился одним из наиболее значимых мест, где праздновалась 21 декабря 2012 года. Однако в результате этого, по мнению властей, памятнику нанесён существенный урон
Международные отношения
Тикаль и Теотиуакан установили дипломатические отношения сразу после окончания царствования Чак-Ток-Ичака, они кончились незадолго до прекращения правления Хасав-Чан-Кавиля (то есть, шли со II века нашей эры до 730-х годов).
В Тикале работали торговцы из Теотиуакана.
Городище
Жилая застройка города занимала около 60 км. Городище насчитывает сотни каменных сооружений, из которых пока раскопана только небольшая часть. Город построен на пересечённой местности, где известняковые холмы перемежались болотами, из-за чего сооружения приходилось строить группами, а затем соединять их дорогами «сакбе».
Майя возводили постройки из известняка, который добывали непосредственно в городе (получившиеся рвы позже использовали для снабжения водой). Деревянные элементы конструкций выполнены из тяжёлой древесины саподиллы и сохранились, несмотря на возраст.
Сердце города — центральная площадь, ограниченная двумя знаменитыми храмами, I и II, к северу от неё расположен Северный акрополь, где находится множество пирамид с алтарями и стелами, а к югу — Центральный акрополь, 45 двух- и трёхэтажных зданий, предположительно служивших дворцами правителям и их семьям. В отдалении стоит Пятый храм, за которым раскинулся неисследованный Южный акрополь. Далее находится Площадь семи храмов и комплекс храмов Мундо-Пердидо («затерянный мир»). Среди прочих сооружений можно выделить дворцы правителей, храмы меньших размеров, обсерваторию в Мундо-Пердидо, здание, служившее, по-видимому, тюрьмой (сохранились решётки из деревянных брусьев на окнах), площадки для игры в мяч.
Хорошо сохранившиеся надписи помогли установить даты постройки сооружений и имена правителей города.


Рецензии