Антиквары Галактик Версия 100

Антиквары Галактик
Версия 100
Мезоамериканские пирамиды
Мезоамериканские пирамиды или пирамидальные структуры являются важной частью древней мезоамериканской архитектуры. Эти структуры, как правило являются ступенчатыми пирамидами с храмами на вершине, они больше похожи на зиккураты Месопотамии, чем на пирамиды древнего Египта. Самая большая пирамида мезоамерики, Великая пирамида Чолулы, самая большая по объёму в мире[1].
Созданием этих пирамид в разное время занимались разные народы и этносы. Ниже коротко описан их вклад.
 
Ацтеки
Ацтеки — народ с богатой мифологией и культурным наследием, доминировали в центральной Мексике в XIV, XV и XVI столетиях[2]. Их столица Теночтитлан, что на берегу озера Тескоко, находится на месте современного Мехико. Они были связаны с предыдущими культурами в бассейне Мексики, такими как культура Теотиуакана, стиль строений которых они переняли и адаптировали.
Малиналько
Малиналько (исп. Malinalco) — город в Мексике, входит в штат Мехико. Население 6523 человека.
Здесь обнаружены остатки крупного города ацтекского периода.

Темпло Майор
Темпло Майор (исп. Templo Mayor — «большой храм»), иногда называется пирамида Уицилопочтли — комплекс культовых сооружений в столице государства ацтеков Теночтитлане (современный Мехико). Пирамида возвышалась на 60 м над ритуальным районом города, на её вершине стояло два храма в честь бога Уицилопочтли (бог солнца и войны) и бога Тлалока (бог дождя и плодородия).
Темпло Майор был построен приблизительно в 1325 году, и к началу XVI века храмы стали центром религиозной жизни для всех ацтеков, живших на территории Мексики (в те времена до 300 тыс.) Множество маленьких зданий и платформ вокруг храма образовывали комплекс. На одной из платформ, ведущих к храму сделан рельеф, изображающий цомпантли — подставку для черепов.
Большая часть комплекса уничтожена в 1521 году во время завоевания испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом. Остатки нижней части были найдены в ходе работ по прокладке кабеля 21 февраля 1978 года. Раскопки длились до 1982 года, в настоящее время руины и музей открыты для посещения.
Майя
Майя — народ, который жил на юге Мексики и севере Центральной Америки (Гватемала, Белиз, Гондурас, запад и крайний север Сальвадора) с историей в 3000 лет. Археологические данные показывают, что майя начали строить церемониальные архитектурные сооружения приблизительно 3000 лет назад. Самые ранние памятники состояли из простых курганов. Пирамиды Майя складываются из резных блоков камня, представляя собой ступенчатую конструкцию. Многие из этих структур на верхних площадках заканчиваются ритуальными сооружениями. Майянские пирамидальные структуры также служили местом захоронения для сильных правителей. Они встречаются в разнообразных формах и с разными функциями, имеют ряд религиозных отличий.
Алтун-Ха
Алтун-Ха (англ. Alt;n Ha) — условное наименование города цивилизации майя, находившегося на территории современного Белиза примерно в 50 км к северу от города Белиз и в 10 км от побережья Карибского моря. Алтун-Ха — современное наименование, которое является переводом на юкатекский язык наименования Рокстоун-Понд («Каменный пруд»), которое дали этому месту колонизаторы. Древнее наименование города неизвестно.
Наиболее крупным сооружением в Алтун-Ха является «Храм каменных алтарей» высотой в 16 м. Стилизованное изображение этого храма является фирменным знаком белизкого пива «Belikin». Археологическая зона Алтун-Ха занимает территорию около 8 кв. км.
История
Археологические исследования показали, что Алтун-Ха был основан около 200 года н. э., что примерно совпадает с классическим периодом месоамериканской истории. Основная часть сооружений датируется периодом III—X вв. н. э., когда население города, вероятно, насчитывало около 10 тысяч человек. На рубеже 9-10 вв. могилы правящей элиты города были осквернены, что говорит, вероятно, о восстании в городе. Хотя Алтун-Ха был населён и после этих событий, новые здания в нём уже не сооружались. Покинутый большинством обитателей через некоторое время, он вновь возродился в XII в., после чего окончательно пришёл в упадок и превратился в небольшую деревню земледельцев.
Археологические исследования
Каменные блоки из кладки древних сооружений были позднее использованы для сооружения современного посёлка Рокстоун-Понд (Rockstone Pond), поскольку город не привлекал внимания исследователей вплоть до 1963 года, когда Хал Болл (Hal Ball), специалист по культуре майя, опубликовал сообщение о существовании в этих местах крупного поселения эпохи майя.
В начале 1965 года группа археологов из Королевского музея Онтарио под руководством Дэвида Пендергаста начала долговременные исследования, которые завершились в 1970 году. Одной из наиболее впечатляющих находок их группы было огромное нефритовое изображение божества солнца, Кинич Ахау, которое в настоящее время считается национальным сокровищем Белиза.
Калакмуль
Калакмуль — в прошлом могущественный город майя, столица Канульского царства. Калакмуль был политическим конкурентом Тикаля. Причиной противостояния двух городов был тот факт, что цивилизация майя была разделена на два лагеря. Эпоха расцвета Калакмуля приходится на период между 200 и 700 годами н. э.
В 1931 году упоминающийся в старых текстах под именем «Каан» или «Королевство змеи» Калакмуль был обнаружен американцем Сайрусом Ланделлом. Калакмуль занимал площадь приблизительно в 30 км; и насчитывал больше 100 крупных строений, а всего строений около 5000. Среди сооружений доминируют две пирамиды, которые принято называть «Структура I» и «Структура II» высотой 45 м. Самая большая пирамида имеет длину сторон в 140 м.
Город находится приблизительно в 300 км юго-восточнее от Кампече (Мексика).
Караколь (Белиз)
Караколь или Эль-Караколь (исп. Caracol, El Caracol) — памятник цивилизации майя. Находится в районе Кайо, Белиз. Развалины расположены в 40 км к югу от другого известного города майя, Шунантунича, а также от Сан-Игнасио. В древние времена город назывался Ошуица.
Правители Ошуицы (Караколя)
• Те-Каб-Чаак (Te'-Kab'-Chaak) (331—349)

• Как-Ухоль-Кинич (K’ak'-Ujol-K’inich) I (ок. 470—484)
• Йахав-Те-Кинич (Yajaw-Te'-K’inich) I (484—514)
• неизвестный по имени царь (514—531)
• Кан (K’an) I (531—534)
• Йахав-Те-Кинич (Yajaw-Te'-K’inich) II («Lord Water») (553—593)
• «Knot Lord» (599—613)
• Кан (K’an) II (618—658)
• Как-Ухоль-Кинич (K’ak'-Ujol-K’inich) II (658—680)
• неизвестный по имени царь (ок. 700)
• неизвестный по имени царь (сер. VIII в.)
• Тум-Йохль-Кинич (Tum-Yohl-K’inich) (793—798)
• Кинич-Йой-Кавиль (K’inich-Joy-K’awiil)(798—810)
• Кинич-Тобиль-Йоат (K’inich-Toob’il-Yoaat) (810—830)
• Кан III (K’an) (835—849)
• неизвестный по имени царь (849—859)
Комалькалько
Комалькалько (исп. Comalcalco) — место археологических раскопок, бывший город цивилизации майя. Расположен примерно в 60 км к северо-востоку от города Вильяэрмоса в мексиканском штате Табаско. Название переводится с ацтекского языка как «в доме комалей», где «комаль» означает сковороду для выпечки плоских лепёшек «тортилья».
В Комалькалько находится самый западный из майяских храмов. В связи с нехваткой известняка, обычного для майя строительного материала, здания в этом городе сооружались из обожжённого кирпича, которые скреплялись известковым раствором из размолотых раковин устрицы.
Здания в основном относятся к позднеклассическому периоду, 700—900 гг. н. э. Многие кирпичи украшены изображениями. Наиболее известные здания: северная площадь, пирамиды «большой акрополь» и «восточный акрополь».
Копан
Копа;н (исп. Cop;n) — одно из крупнейших археологических городищ на территории Гондураса (одно из древних названий городища и окрестностей — Хушвинтик). Расположен на западе Гондураса, в центральной части долины одноимённой реки, в километре от одноименного городка и в нескольких километрах от границы с Гватемалой. Существовал с первых веков до н. э., в период расцвета (VII—VIII веков н. э.) был центром царства Шукууп — самостоятельного государства древних майя, охватывавшего территорию современной юго-восточной Гватемалы и юго-западного Гондураса. Угасание Копана, по-видимому, связано с общим кризисом государств майя в IX веке.
 
История
По данным археологов, сравнительно крупное поселение на месте археологического городища Копан существовало уже на рубеже эр. В 426 году н. э. К’инич-Йаш-К’ук'-Мо, происходивший из рода правителей Хушвица (городище Караколь, Белизе), основал копанскую царскую династию. Согласно более поздним копанским надписям, прежде чем воцариться в Копане, К’инич-Йаш-К’ук'-Мо совершил паломничество в далекий Теотиуакан в Мексике, где он получил инсигнии верховной власти. Потомки К’инич-Йаш-К’ук'-Мо правили Копаном на протяжении последующих 400 лет (всего нам известно шестнадцать царей). Дворцовый комплекс на берегу реки Копан, заложенный ещё при основателе династии, со временем превратился в обширное скопление жилищ, храмов, и площадей, известное теперь как Акрополь.
Власть копанских царей простиралась на соседние горные долины на территории современного Гондураса и Гватемалы. Хотя Копан находился на самом юго-востоке области майя, его цари сохраняли связи с другими династиями южных низменностей, включая правителей Тикаля, Караколя и Паленке, одновременно поддерживая контакты с властителями горной Гватемалы. Копанским царям приписывали господство над южной границей майяской ойкумены. Эта репутация отражалась в титулах копанских царей, называвших себя «стопами солнца южного неба.» Население царства включало как майя, говоривших на языке родственном колониальному чольти и современному майя-чорти, так и не-майяские группы, в том числе ленка. Как и в остальных царствах майя, придворная знать говорила и писала на особом «престижном языке» известном как «иероглифический майя» или «классический чольтийский».
За исключением дат рождений, воцарений, и смертей копанских царей, нам сравнительно мало известно о политической истории городища. Царские надписи в Копане, за редким исключением, интроспективны и уделяют гораздо больше внимания ритуалам, чем политическим событиям. Возможно, подобное умалчивание связано с тем, что местным правителям гораздо чаще приходилось иметь дело с не-майяскими властителями, в то время как бурная политическая жизнь остальных майяских царств нередко обходила их стороной. На помощь приходят археологические данные, свидетельствующие, что расцвет царства пришелся на VII — первую четверть VIII века в правление царей К’ак'-Ути-Виц'-К’авиль («К’авиль это огонь на краю водопада») и Вашаклахун-Убах-К’авиль («Восемнадцать ликов К’авиля»). Конец расцвету положила военная катастрофа. Правитель городища Киригуа, вассал и родственник копанских царей К’ак'-Тилив-Чан-Йопат («Йопат зажигает огонь в небе») решил обрести независимость. В конце апреля 738 года армии К’ак'-Тилив-Чан-Йопата и Вашаклахун-Убах-К’авиля сразились близ Коквица (местоположение не установлено). Копанская армия потерпела поражение, Вашаклахун-Убах-К’авиль был пленен и обезглавлен. Столь сокрушительное поражение в комбинации с потерей Киригуа и подконтрольных его правителям горных долин нанесли серьёзный удар по могуществу копанских царей, оправиться от которого им так и не удалось, хотя при пятнадцатом царе Копан переживает некоторое возрождение.
Как и многие другие городища майя, Копан пал жертвой кризиса IX века, причины которого до сих пор не установлены, хотя продолжительная засуха и политическая нестабильность представляются наиболее вероятными объяснениями. В последние годы правления шестнадцатого царя наблюдается снижение строительной деятельности, что указывает на общее ухудшение экономической ситуации в царстве. Власть копанских правителей рушится практически в одночасье где-то после 822 года. Показательно, что работа резчика над Алтарем L, посвященным воцарению Укит-Ток’а, последнего царя Копана, так и не была завершена. Храмы и дворцы копанского Акрополя были сожжены и заброшены. Некоторые периферийные поселения напротив переживают кратковременный расцвет, свидетельствующий, что отдельные знатные семьи использовали кризис центральной власти в своих целях. Тем не менее, запустение вскоре распространяется на всю долину. Ни один из древних топонимов известных нам по копанским надписям не сохранился до наших дней, что свидетельствует о том что население долины полностью сменилось по крайней мере единожды. Согласно испанским документам, население окрестностей Копана в XVI веке было столь мало, что не заслуживало собственного церковного прихода.


Рецензии